О героях Бабьего Яра и восстания в Варшавском гетто
Каждый год в конце сентября траурными церемониями отмечается печальная дата массового расстрела евреев в Бабьем Яру. В Киеве, в Иерусалиме, в Филадельфии, в Нью-Йорке люди зажигают поминальные свечи, выступают с речами, читают стихи. Многие историки считают, что именно с расстрела почти 34 тысяч евреев в Киеве с 29 по 30 сентября 1941 года начался Холокост, то есть массовое истребление нацистами евреев Европы. После победы над нацистской Германией трагедия евреев приняла новую форму, а именно: форму замалчивания советскими властями этой трагедии. Такое замалчивание длилось десятилетиями. Когда, наконец, этот период закончился и факт геноцида еврейского народа признали, то стали обвинять самих евреев в том, что они покорно шли на смерть. И опять обвиняли несправедливо, игнорируя факты сопротивления, как одиночного, стихийного, так и организованного подпольными группами. История Холокоста - это история героизма евреев, история сопротивления и гибели героев в неравной борьбе. Разве не герои мать, прикрывшая собой ребёнка, женщина, вцепившаяся зубами в горло нацистского офицера, старики, гордо во весь голос произносившие перед расстрелом "Шма Исраэль", Януш Корчак, отказавшийся покинуть детей, идущих в газовые печи?.. В каждом гетто, в каждом лагере смерти были группы сопротивления... В Варшаве ежегодно почитают повстанцев гетто. Мир вспоминает об этом по крайней мере раз в году 19 апреля в День памяти Катастрофы и героизма европейского еврейства. В этот день, 19 апреля 1943 года, началось восстание в Варшавском гетто. В память о героях восстания многие жители Варшавы наклеивают на куртки, кофты, пиджаки или плащи жёлтые бумажные цветы, напоминающие жёлтые шестиконечные звёзды. К этому призывают плакаты по всему городу. Акция называется "Жёлтые нарциссы". Она проходит 19 апреля в ряде городов Польши, но в Варшаве масштаб акции просто потрясает. От 800 до тысячи школьников-волонтёров раздают жёлтые бумажные цветы.
Я оказался в Варшаве как раз в те дни и стал свидетелем происходящего.
На улице я повстречался с туристами из Щецина, которые специально приехали в Варшаву, чтобы принять участие в акции. Они посетили Музей истории польских евреев и там получили бумажные цветы:
- Мы - поляки, не евреи - делаем это в память о героях Варшавского гетто. Нацисты заставляли всех евреев носить жёлтые звёзды. 19 апреля, в День восстания в гетто, мы все становимся евреями. Сейчас мы купим жёлтые нарциссы и пойдём к памятнику героям гетто.
Народ стекается на площадь между Музеем истории польских евреев и памятником повстанцам гетто. Многие не органичиваются бумажными символами, а приходят с живыми нарциссами. Родоначальником этой акции считается Марек Эдельман, который возглавил восстание после гибели легендарного Мордехая Анелевича. После войны Марек Эдельман ежегодно в день начала восстания приносил нарциссы к подножию мемориала. После смерти в 2009 году Марека Эдельмана, последнего из оставшихся участников восстания в гетто, по инициативе еврейских организаций было решено продолжить заложенную им традицию, и с 2013 года стали проводить акцию "Жёлтые нарциссы", дабы следующие поколения знали и помнили о героях и мучениках Варшавского гетто. В 2013 году было роздано около 50 тысяч символов в виде жёлтых нарциссов из бумаги. В 2014-м - 80 тысяч.
Среди тех, кто выступил на мемориальной церемонии, был легендарный 93-летний Владислав Бартошевский, бывший узник "Освенцима", один из создателей подпольной организации по спасению евреев "Жегота". Израильским институтом Яд ва-Шем он признан Праведником мира. Участник Варшавского восстания 1944 года, подпоручик Армии Крайовой, отсидевший большие сроки во времена правления коммунистов, активист движения "Солидарность", историк, публицист, дипломат в ранге посла, бывший министр иностранных дел Польши при президенте Валенсе, а потом при президенте Квасьневском, почётный гражданин Израиля. Какая жизнь за этим перечислением! Теперь будут понятнее его слова, произнесённые в тот памятный день:
- Мало кому удалось, как мне, оказаться участником борьбы с нацизмом, а затем коммунизмом, оказаться свидетелем создания государства Израиль, дожить до начала 21 века и удостоиться чести рассказать правду о пережитом, правду о героизме польских евреев и поляков, об их взаимной помощи. Поляки доставляли оружие подпольщикам гетто. Евреи участвовали в восстании варшавян. Были среди поляков и такие, как Ян Карский, с которым я был хорошо знаком. Он, католик, пытался помочь евреям и добровольно стал узником Варшавского гетто, а потом, выбравшись оттуда, рассказывал о положении евреев правительствам Великобритании и США. Слава таким, как Ян Карский, которого Израиль назвал Праведником мира! Слава героям Варшавского гетто!
Моросил мелкий дождь. Было прохладно. Однако 93-летний Владислав Бартошевский, стоял, опираясь на палку, и говорил не менее получаса. Он хотел успеть рассказать как можно больше... Через пять дней после этого выступления он скончался.
...Слово дали послу Израиля в Польше Анне Азари. Она говорила о том, что 19 апреля в Израиле отмечается как День героизма. Ведь героизм проявляется не только с оружием в руках. Он требуется в каждодневной борьбе за выживание, в помощи ближнему. Вообще, быть и оставаться евреем при самых неблагоприятных обстоятельствах - это уже героизм.
...Как 11 сентября в Нью-Йорке читают имена жертв теракта 2001 года, так здесь были прочитаны фамилии участников боевой подпольной организации Варшавского гетто. Венки к мемориалу возложили послы Израиля, США, Канады, Германии, Чехии, представители польской католической церкви, бывшие узники нацистских концлагерей... Цветов становилось всё больше и больше. И вот уже всё подножие памятника покрыто цветами...
Так проходит в Варшаве ежегодная акция в память о героизме повстанцев варшавского гетто.
Евреи создавали подпольные организации сопротивления в гетто и концлагерях, собирали партизанские отряды на оккупированных территориях, воевали в рядах регулярной армии антигитлеровской коалиции, после Второй мировой войны продолжали борьбу за создание еврейского государства, а потом за сохранение его. Евреи сопротивлялись всегда. Мой дед рассказывал мне, как евреи местечка Поддобрянка на границе Белоруссии и Украины, узнав о приближении погромщиков со стороны Чернигова, вооружались вилами, лопатами, топорами и выходили навстречу полупьяным бандитам.
Героизму повстанцев был посвящён спектакль в московском еврейском театре под руководством Соломона Михоэлса "Восстание в гетто" по пьесе Переца Маркиша (постановка Федора Каверина). Я знаю об этом спектакле со слов моей матери, актрисы театра, Нины (Нехамы) Сиротиной.
Из истории моей семьи я знаю, что работа в еврейском театре в СССР, особенно в конце 40-х годов, когда актёры ждали ареста со дня на день, тоже была героизмом. А потом добиваться права на эмиграцию, на выезд из Советского Союза - это тоже был героизм... Примеры из прошлого и из настоящего можно приводить бесконечно.
Да, были когда-то "евреи молчания," по выражению Эли Визеля, но были и евреи-герои. Были, есть и будут.
***
Комментарии
Публикация "Чайки" - в ответ на лукавое умолчание г-на Сиротина
Вот что думают честные поляки по этому поводу:
http://www.chayka.org/node/5858
С другой стороны,самая многочисленная группа ПРАВЕДНИКОВ МИРА в Иерусалимском Яд-Вашеме - поляки.
Какой контраст в оценке автором того же явления и событий
Статья того же А.Сиротина (май 2015г.) невероятна по контрасту с нынешней публикацией. В майской публикации читаем: "Польша полюбила евреев, которых в стране больше нет, но на памяти о которых можно заработать."(!) Создаётся впечатление, что автор пишет по заказу дня, поспешно, и посему совершенно неубедительно. Обычно на отклики читателей должны отвечать авторы, а не редколлегия, это бы привело к полезным дискуссиям.
По замечанию Сиротина, в Музеe истории Польских Евреев "ожидается 350000 посетителей в год". Известна ли статистика посещений со дня открытия музея? (Большинство посетителей Аушвитца/Освенцима - иностранные туристы)
Ответ уважаемому читателю
Уважаемому читателю, обвинившему автора в "лукавом умолчании", следовало бы знать, что вся история Польши, впрочем, как и история некоторых других стран в отношении евреев, зигзагообразна: то евреев приглашали в страну для подъёма экономики, финансовой системы, культуры и т.д., то изгоняли, то обласкивали и позволяли подниматься до самых высоких правительственных постов, то санкционировали погромы. В Польше наряду с антисемитизмом, как на бытовом, так временами и на правительственном уровне, было и раскаяние в содеянном в отношении евреев. Вспомним хотя бы Папу Римского Иоанна-Павла Второго. Да, Музей истории польских евреев создан, в основном, на частные пожертвования евреев, живущих в США, Канаде и др. Но посещают музей не только иностранцы, но, в большинстве, поляки: школьники, студенты... Акция "Жёлтые нарциссы" 19 апреля проводится при полной поддержке польских властей, и участвуют в ней разные жители Польши. Есть в истории этой страны как позорные страницы, так и страницы, которыми Польша может гордиться. Как Вы сами отметили, среди Праведников мира поляки (польские католики) составляют большинство. Именно эти зигзаги автор и пытается отразить в своих репортажах о Польше. Где Вы заметили "умолчание" и в чём увидели "лукавство" - не ясно. Постарайтесь точнее и аргументированнее выражать своё мнение, на которое, впрочем, Вы имеете полное право. А за то, что Вы читаете журнал "Чайка" и не обходите вниманием мои материалы, большое спасибо. С уважением, Александр Сиротин.
Ответ уважаемому автору
Благодарствую за наставление, по коему мне "следовало бы знать" то, с чем я довольно близко знаком. Если бы это было не так, то я бы не написал о вашем лукавом умолчании. Умолчание свелось к восхвалению санкционированного властями мероприятия без какого-либо упоминания истинной проблемы. Её Вы сами осмысленно очертили в иной публикации: "Польша полюбила евреев, которых в стране больше нет, но на памяти о которых можно заработать." - дать понять об этом следовало Тогда бы написанное выглядело сбалансированным и честным. С явлением правительственного и неправительственного исторического антисемитизма в мире (в том числе и в США) мы тоже изрядно и печально знакомы. "Зигзаги истории", о которых Вы говорите, не случаются сами по себе. Вот об этом-то Вы либо предпочли умолчать в своей статье об акции "Жёлтые нарциссы", либо, при всей явной осведомлённости, упустили из вида.
Благодарю за Ваше внимание. Исправный читатель "Чайки".
Варшавское Гетто
Господин Сиротин, писать нужно о том, что знаете, притом хорошо знаете.
В материале о Варшавском Гетто, об отношениях поляков и евреев, вы, уж извините, ни уха, ни рыла.
Позор
Варшавское гетто
Несмотря ни на что уважаемая Майя-Ни-Уха-Ни-Рыла!
Если Вы всё знаете о Варшавском гетто и об отношениях поляков и евреев, то поделитесь своими знаниями.
Даже если напишете ерунду, для Вас это позором не будет.
Майя Безухорылова...
Хочется чтобы мне эта хамовитая дама рассказала, что я, варшавянин - еврей, не знаю об отношении поляков и евреев?! Какими такими тайными знаниями она обладает?! И в чём позор заключается? В статье ни чего не упущено и не придумано. Всё так и есть. В целом поляки признали, и очень давно, что не оказали должной помощи, не встали на защиту своих сограждан-евреев. Это заслуживает уважения. В акции участвуют все возрастные категории ОСОЗНАННО, с пониманием. Я имел счастье общаться с выжившими обитателями гетто и их прямыми потомками,и с поляками, свидетелями тех событий. Не вижу в статье ни каких противоречий. Александру Сиротину респект!
Добавить комментарий