Памяти великого певца

Опубликовано: 22 ноября 2017 г.
Рубрики:

Из Лондона пришло скорбное известие. На 56-м году жизни, после двух с половиной лет мужественной борьбы с тяжелейшей болезнью, скончался Дмитрий Хворостовский (16 октября 1962, Красноярск – 22 ноября 2017, Лондон). 

Смотрела по ТВ его выступление в С-Петербурге незадолго до кончины. Был он уже не тот – выдавал голос, выдавал облик, что-то мученическое поселилось во взгляде. Мы все – и те, кто слушал его в Питере, и я, смотревшая концерт по телевидению, понимали, каких сил стоит певцу стоять на сцене перед публикой, вести свою партию, «держать фасон». Дмитрий Александрович до конца вел себя необычайно мужественно.

Совсем недавно, в октябре 2017-го, мы отмечали его 55-летие – и канал КУЛЬТУРА показал один за другим памятные концерты певца. Скажу сейчас об одном концерте, который вызвал в моей душе невероятные эмоции, заставил снова задуматься о природе и силе «русского характера». Дмитрий Хворостовский, еще в цвете сил (2011), пел русские песни и романсы. В Большом зале московской Консерватории сидела его жена Флоранс.

Рядом с ней – как я поняла – ее немолодые родители, по левую руку от Флоранс, мне показалось, промелькнуло знакомое лицо. Неужели  Архипова? Но нет, к этому времени Ирины Константиновны год как не было в живых. Архипову певец неизменно называл первой в числе тех, кто помог его певческому становлению. Она послала начинающего необстрелянного баритона из Красноярска на международный конкурс в Кардиффе, дала ему своего чудо-аккомпаниатора. Дмитрий оправдал ожидания, получил в 1989 Гран-при и звание «лучшего певца мира» - и с тех пор, с легкой руки Ирины Архиповой, началась его звездная карьера. 

 Но я о концерте в Москве 2011 года. Давно уже не получала такого удовольствия от русских песен. Нет сейчас, как кажется, в этом "корневом" жанре  исполнителей масштаба Обуховой, Шаляпина, Лемешева, Гмыри... Жанр обмельчал в дешевых эстрадных обработках, в исполнении манерных смазливых певцов из сахарной «Романтики романса». Трудно представить себе такого «певца», исполняющего старинную, мелодически и вокально сложную «Ни одна во поле дороженька пролегала». Это именнно та песня, с которой победил в рассказе Тургенева «Певцы» Яшка Турок.

Победил тенора «рядчика», пропевшего залихватскую веселую песню. И вот Дмитрий Хворостовский как раз и продемонстрировал перед нами то, чем взял слушателей-крестьян певец, спевший тягучую и надрывающую душу песню. Да тем самым и взял – силой и душевной мукой, вложенной в исполнение. 

А еще были «Вдоль по улице метелица метет» и «Ах ты, душечка»... Камера то и дело была направлена на Флоранс. Было понятно, что вся лирика певца обращена к ней. Было это ясно и самой счастливой Флоранс. Родители красавицы, француз и итальянка, судя по их лицам, глубоко воспринимали вроде бы далекую от них музыку. И я вспоминала, как в Италии присутствовала на лекции о народных русских песнях, где лектор-итальянец с южным воодушевлением говорил о русском фольклоре, а полный зал, затаив дыхание, слушал записи капеллы Свешникова.

В этот раз Хворостовский пел в сопровождении оркестра народных инструментов под руководством Николая Калинина. И надо было видеть лицо дирижера, когда он улавливал малейшие оттенки и паузы в исполнении артиста, стараясь, чтобы оркестр ни в коем случае не мешал певцу, а только помогал...

Был тот концерт незабываем, как и концерт памяти Архиповой с романсами Чайковского и Рахманинова, как и концерт с романсами Георгия Свиридова на слова Блока, о них я в свое время писала в ЧАЙКЕ, как и о замечательном исполнении уже больным артистом партии графа де Луна в вердиевском «Трубадуре» в спектакле Метрополитен Опера 2015 года. 

Трудно представить, что певца больше нет с нами.

Дмитрий Александрович не верил в Бога и не верил в Вечность. Но я заметила, что на его Демоне (вот еще один необыкновенный артистический и певческий взлет), которого он исполнял в Зале Чайковского вместе с Асмик Григорян, был надет крестик. Певец, как кажется, таким способом хотел оградить себя от «нечистой силы». Не помогло. Она переборола. Но знаете, я верю в Вечную жизнь, верю и в то, что душа артиста смотрит теперь с облаков на покинутых близких – на осиротевших родителей и детей, любимую безутешную Флоранс, оставшуюся с двумя очаровательными и еще маленькими детьми – Ниночкой и Максимом, – и посылает им всем свое благословение.

Скорбим вместе с семьей певца и со всеми, кто знал и любил Дмитрия Хворостовского. Вечная память великому артисту!

 

Комментарии

CARNEGIE. КОНЕЦ МАРТА 1999.
Отто Заславский.

ДОРОГИМ ДРУЗЬЯМ !

Продолжая намеченную линию ознакомления моих дорогих друзей и подруг на БЕЛАРУСИ с различными фрагментами жизни США и Американского общества, хочу предложить Вашему вниманию в этот раз тему « CARNEGIE HALL ».
Почему именно об этом всемирно известном зале ( по - русски, вероятно, звучит как « Карнеги Холл » ) ? Потому, что мне ( скорее всем нам ), наконец, довелось лично присутствовать на одном из традиционно прекрасных музыкальных мероприятий, проводимых этим залом или в этом зале.
И далее идёт достаточно подробное по - шаговое описание того незабываемого вечера Весны 1999.
О ЗАЛЕ… ( 2,5 страницы );
По порядку… 7 марта, воскресенье, вечер, холодно… Прибыли к месту часов в 7, хотя начало – в 8:00. Вообще же мероприятия в Зале начинаются в 7 или в 7:30, или в 8 вечера, редко в 8:30. Дневные мероприятия, если проводятся, то обычно в 2 или в 3 часа дня…Стоим в « предбаннике » ( тесное место перед входом в помещение Зала). Вход – проём закрыт мощной и красивой сдвижной решеткой – а-ля БАНК…Не пройти. Пускать начинают в 7:20 или чуть позже. Здесь же двери лифта, но к ним очередь, Оно и не мудрено, ведь средний возраст посетителей – слушателей ( в тот день ) существенно за « средний », хотя там – сям просматривается молодежь…Среди ожидающих пара
( мужчина и женщина ) явно из наших, и не только потому, что говорят
на нашем языке… Вдалеке стоит мужчина – длинное черное пальто, черная фуражка, пенсне… Этот – явно не из наших…Время тянется медленно, но интересно, ибо есть возможность осмотреться… Вот они – АМЕРИКАНЦЫ…
Открывают ( сдвигают решетку ) вход два крепких афро – американца – служащие зала. Народ стал подниматься по лестнице, а кто с проблемами – ждет лифта. Таких немало. Это вам не дискотека или ночной клуб, народец идет как на работу. Идем по лестнице и мы… Адреса у всех разные: кому выше, кому ниже, ибо цена билета – в зависимости от этажности…В целом же билеты недешевы, хотя достаточно доступны, во всяком случае по сравнению с Метрополитен Опера ( произносится с ударением на последней гласной ).
Поднялись, стоим, ждем, пока билетер проверит билеты. Рядом двое мужчин из старых, скорее стареющих, американцев - типичная Богема. Длинные седые волосы, берущие начало из периферии макушечной лысины, скромная одежда, в руках пачки то ли газет, то ли сопроводительная музлитература. Знакомы друг с другом видно лет сто, однако последние 50 из них встречались нечасто… Говорят быстро и по деловому, многократно повторяя РАШН…РАШН…РАШН. Вероятно что - то о России или о Русских… К чему бы это ?… Подходит к ним женщина ( седеющая голова ), тот же социальный слой… Оба ее целуют и РАШН, РАШН, РАШН… Не понять. Создается давно забытое ощущение созерцания представителей той старой интеллигенции, которая долгие годы формировала у нас на РОДИНЕ тот неповторимый и теперь постепенно исчезающий концертно – музейный дух, дух приоритета МЫСЛИ И ЧУВСТВА перед МАТЕРИАЛЬНОЙ ЦЕННОСТЬЮ…
...Тем паче перед деньгами – ее количественной выразительностью. Честно говоря, я не ожидал увидеть здесь такое, ибо положение традиционной интеллигенции в конце ХХ века, а уж в АМЕРИКЕ тем паче, представлялось мне как характеризуемое словосочетанием « Последний из Магикан ». Врешь, Брат, жива Богема, ЖИВА… Почему - то пришли на ум когда-то читанные строчки про тех милых старушек – одуванчиков, вечных и постоянных слушательниц мероприятий Большого Зала Московской Консерватории, которые слышали еще Рахманинова, Скрябина, Шаляпина, Собинова, Лемешева и др.., а по сему и были главными ценителями и судьями начинающих молодых музыкантов… Похоже и здесь, в Нью – Йорке, есть такая бессмертная команда…
Идем в зал, занимаем свои места. Осматриваемся… Вот ОН – Carnegie
( КАРНЕГИ ), о котором столько было рассказов – правды и домысла. Действительность превзошла все ожидания.
Если телеграфно – кратко: « СТРОГО, СОЛИДНО, СО ВКУСОМ …». Партер и 4 яруса с традиционной нишей над сценой. Все открыто. Зал определенно большой. На глазок – 2…2,5 тысячи слушателей. В партере 30 рядов кресел – примерно на 1000 человек. Однако ( говорят ), что наиболее престижными и дорогими являются ложи первого и второго ярусов в середине. Эти оба имеют ложевое ( не путать с « лажевое » ) строение с небольшим закрытым помещением, отделяющим саму ложу от фойе яруса. В этом помещении люди снимают верхнюю одежду. Основная же масса несет верхнюю одежду прямо в зал ( в партер и на 3…4 ярусы ) и держит при себе во время концерта. Непривычно, но таков стиль и по времени явно выгодно…, ведь вопрос о « добирании » домой после мероприятия остается ВОПРОСОМ, невзирая на 200 миллионов автомобилей, на руках у владельцев – жителей США…, невзирая на 15 миллионов ежегодно продающихся здесь только новых машин…
О МУЗЫКЕ…
Дают оперу Джузеппе ВЕРДИ « I MASNADIERI » в концертном исполнении, что здесь широко применяется. Я уже писал, что в такой интерпретации мы слушали « КАРМЕН », теперь вот ЭТО. Забегая вперед, скажу: « ПОЛНЕЙШИЙ ВОСТОРГ без дополнительных комментариев…».
О МУЗЫКАНТАХ…
Творческий коллектив: Хор и Оркестр Нью - Йоркской Оперы ( не путать с METROPOLITEN OPERA ) и приглашенные солисты. Дирижер Оркестра EVE Queler – достаточно молодая и симпатичная особа, успевшая в рамках своей творческой карьеры « отмахать » аж более 75 (!!!) опер в концертном исполнении только на подмостках CARNEGIE HALL. В кратком перечне этих опер на первом месте « Хованщина ». МАДАМ дирижировала спектаклями, где были заняты Пласидо ДОМИНГО, Пауль ПЛИСКА, Монсеррат КАБАЛЬЕ, Рената СКОТТО и другие звезды мировой оперы. В 1993 она исполнила « МАЗЕПУ » в Кировской Опере САНКТ – ПЕТЕРБУРГА…Гамбург, Гавайи, Гонг Конг – фрагменты ее творческой географии. Так что же такое « опера в концертном исполнении »: все то же, что обычно, но без декораций, костюмов, танцев и всего того, что мы вкладываем в понятие « театр драмы и комедии ». Говоря откровенно, и естественно строго индивидуально, не очень ощущается отсутствие перечисленного, в особенности при высоком и высочайшем классе исполнительского мастерства…Без обид и насмешек над дилетантом, ибо « …не стреляйте в музыканта, он играет, как умеет… » ( известное напоминание над пианино в одном из баров Дикого Запада ).
Я тоже пишу так, как писал бы « за музыку для своих коллег – автомобилистов…».
СНОВА О ЗАЛЕ…
Высота зала по центру – метров 30 ( скорее 100 футов по здешней – инчевой системе мер, в которой 1 инч = 25,4 мм., а 1 фут = 12 инчей или 0,3048 метра ). « Макушку » помещения венчает плафон диаметром метров 25…30 с 35 лампами по периферии. Внутри плафона ( по окружности диаметром 12,5 метров ) – лампы – светильники поменьше аж 140 штук. Так что освещенность зала основательная, но чрезвычайно мягкая. Кроме того нижние части 2 и 3 ярусов тоже снабжены плафонами – по одному под каждой ложей, а лож тех самых 85 на « этаже ».Сцена имеет свое освещение, по интенсивности несопоставимое с « зальным ». Партерная часть зала выполнена с уклоном от последнего ряда к первому, однако уклон тот невелик. Уровень сцены всего на 1,5 метра выше уровня пола в зоне первого ряда партера. Акустика же просто потрясающая !!!
СНОВА О МУЗЫКАНТАХ …
Состав оркестра: Первые скрипки – 9 человек, Вторые – 8, Альты – 6, Виолончели – 4, Контрабасы – 3, Флейты – 2, Гобои – 2, Кларнеты –2, Фаготы – 2, Валторны –4, Трубы – 2, Тромбоны – 3, Бастромбон – 1, Туба – 1, Литавры – 1, Ударные – 2, Арфа –1 и… БИБЛИОТЕКАРЬ – 1. Это по документам. Фактически же спектакль игрался силами 22 скрипачей, 8 альтистов, 6 виолончелистов, 4 котрабасистов, 8 духовиков ( дерево ), 10 духовиков ( медь ), 3 ударников и арфистки…
К тому же совершенно прекрасный хор из 30 мужчин и 20 женщин… Составно – количественную скукотищу привел специально, чтобы показать ( вероятно существующую ) систему приглашенных –
« разовиков » . И по списку и так в оркестре просто масса женщин …
О ДЕНЬГАХ…
...Вероятно потому ( мое предположение ), что зарплата в оркестре ниже, чем в сфере продаж верхнего женского платья, обуви, мебели, сантехнического оборудования или автомобилей… Везде культура
« подкармливается » по остаточному принципу. Именно поэтому громадное здесь значение имеет институт ПОЖЕРТВОВАНИЙ. В данном случае богатейшие люди страны поддерживают своими пожертвованиями само существование Карнеги Холла. Список этих лиц приведен в сопроводительной к концерту литератере. Среди самых
крупных доноров Мистер и Миссис Исаак Стерн. Именно тот знаменитый скрипач, которого, помню, слушали еще в Минске в Доме Офицеров лет 25 тому назад… По крайней мере 20 организаций и семей пожертвовали залу по миллиону и более долларов, 16 – от 500 тысяч до миллиона, 40 – от 250 тысяч до 500 и т.д. В длиннющем списке записаны все от 100 долларов и выше. Pepsi – Cola, Philip Morris, IBM Corporation, State of New York, Sony Corporation of Ameriсa, The Rockefeller Foundation и др. При такой поддержке – можно жить…
О ПЕВЦАХ…
Великолепное сопрано Sally WOLF. Толстушка и платье – не очень, но как пела !!!
Дебютировав в Королевской Опере ( Ковен Гарден ), певица объездила полмира с неизменным успехом и поделом…
Бас Paul PLISHKA – ведущий солист ( с 1967 года ) METROPOLITEN OPERA и тоже Ковен Гарден, Вена, Берлин, Париж, Барселона, Милан, Гамбург и пр. пр. пр.
Хороши очень были и два других певца американский тенор Antonio NAGORE и болгарский бас Julian KONSTANTINOV( в тот вечер оба дебютировавали в Карнги ).
Все очень здорово, однако… Внезапно на сцене появляется крепкий мужик, полностью седая голова, энргичная походка вышел – вылетел ХОЗЯИН… и аплодисметы…
Ну конечно же это ДМИТРИЙ ХВОРОСТОВСКИЙ… Такая неожиданность, мы и не знали. Вот откуда РАШН, РАШН, РАШН там, на лестнице… И запел, да как !!!
Еще Дома мечтали его послушать « живьем », да где там ? А здесь, ТАКОЕ !!!
В тот вечер был его дебют с Оркестром Оперы Нью – Йорка и 4 – е здесь выступление, причем первые два были в марте и ноябре 1990, вскоре после его победы на Всемирном вокальном конкурсе в Кардиффе. Его следующее выступление было в мае 1995 с Оркестром Оперы Нью – Йорка, руководимым Маэстро EVE QUELER, когда он вместе с меццо – спрано ОЛЬГОЙ БОРОДИНОЙ исполнили программу из арий и дуэтов на подмостках Карнеги.
Мистер ДМИТРИЙ ХВОРОСТОВСКИЙ родился в Сибири, в Красноярске и дебютировал в прекрасной опере Чайковского « Пиковая Дама ». После этого западного дебюта ( здесь опущены все годы его учебы и творческого становления в России, поскольку информация взята из проамериканского источника ) его карьера быстро
« покатилась » по всему миру… Королевская Опера, Ковент Гарден; Баварская Штат Опера; Берлинская Штат Опера; Театр Ля – Скала в

Милане; Венская Опера; Театр Колон в Буэнос – Айресе; Метрополитен Опера в Нью – Йорке; Лирик Опера в Чикаго; Кировская Опера в Ленинграде и т.д. и т.п.
Самые значительные работы в « Евгении Онегине », « Сивильском цирюльнике », « Дон Карлосе », « Травиате », и « I Masnadieri »
( « Разбойниках » ).
Певец дал большое количество сольных концертов на лучших площадках мира в том числе в Лондоне, Нью – Йорке, Милане, Москве, Барселоне, Гонг – Конге, Вене. Он также пел в Сеуле, Осло, Истамбуле, Иерусалиме, Австралии, Южной Америке и на Дальнем
Востоке.
И тем не менее он сохраняет постоянный и сильный ( дословно ) музыкальный и личностный контакт с РОССИЕЙ.
Выдающийся русский композитор ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ написал вокальный цикл « САНКТ - ПЕТЕРБУРГ » специально для ХВОРОСТОВСКОГО, который часто включает его и другие произведения Русского Мастера в свои концерты. Певец также проявляет большой интерес к русской хоральной ( церковной ) музыке. Ряд концертов и записей этого плана выполнены им совместно с Камерным Хором Санкт – Петербурга. Мистер Хворостовский имеет богатую дискографию, включающую диски с записями опер и церковных песнопений. Таковы основные сведения о певце – информация для слушателей …
О СЛУШАТЕЛЯХ…
Продолжая обобщенный портрет слушателей, сообщу, что едва – ли не 50% зала мужчины. Очень много лысин и седых волос. По моим старым московским наблюдениям, когда в зале любого театра или концертном – абсолютное большинство женщины, такой нью – йоркский расклад меня очень удивил. Приятно удивил… Поскольку все поется на языке оригинала ( итальянском ), а публика естественно англоязычная ( мы не в счет ), каждый слушатель снабжается сопроводительной, информативного плана, литературой и ВСЕ отслеживают происходящее слушая – читая содержание… На страницах рядом текст на итальянском и тоже на английском.
Интересное зрелище – ВЕСЬ зал следит, уткнувшись в текст, как по партитуре… Тоже западный шарм. В зале все зрители - слушатели белые… Тщательный осмотр позволил найти лишь три – четыре афро – американца из 2000 человек, причем одна из этой четверки женщина, сидящая в едва ли не в самой дорогой ложе…
Хворостовского здесь знают и почитают… Сижу рядом с американкой моего или около возраста. Аккуратно причесана и ухожена, элегантный
брючный костюм – скорее делового плана, чем концертного. Разговорились… Более на пальцах, чем на словах. Однако выяснил, что дама была в России, была в Москве, была во Пскове… Очень интересно, но очень холодно… Сама живет в Нью – Джерси ( соседний с Нью – Йорком штат ). Приехала послушать оперу и этого РУССКОГО. Знает про войну, Сталина, Хрущева. С уважением относится к Горбачеву. Похоже была удивлена, что мы здесь ( в концерте ) всей семьей и в особенности с тинейджером - внуком, тем паче, что ему очень понравилось… А молодежи на самом деле в зале мало. У них другие кумиры и другие запросы…
Беседовали в перерыве между двумя отделениями, причем второе – короче первого…
Вот и финиш… Бурные аплодисменты и цветы. Все солисты выходят по очереди и каждый получает свою долю Громкого Признания. Самое Громкое у Хворостовского. Очень тепло приветствуют Дирижера. Оркестр и Хор – особо. Кстати хор – просто великолепен…
Одним словом: получили исключительное удовольствие.
Машина – на платной стоянке рядом хранится за 15 долларов. Холодно очень и поздно. Пока то да се почти 12 ночи, а до дома миль 20 ( или около 30 километров ), зато приобщились к настоящему, чистому, вечному. Садимся и едем домой, обсуждая по дороге фрагменты вечера… До следующего раза, до следующего музыкального праздника.
Вот такие впечатления от посещения Карнеги Холла – одного из самых видных культурных мест Нью – Йорка. Думаю, что эта информация представит определенный интерес для наших друзей из Минска и не только… Вот такое письмо вместе с приветами и самыми лучшими пожеланиями всем нашим друзьям.
Искренне ВАШИ Заславские из Нью – Йорка ранней весны 1999.
* * *
Собственно я бы и не запустил это материал по новому, мая 2018 года, кругу, если бы не эти : « ... к настоящему, чистому, вечному. »
Увы, насчёт вечности придётся повременить... Нет нынче Дмитрия Хворостовского, нет уже 190 дней...
А память - ЕСТЬ !!! ЕЩЁ КАКАЯ !!!!!!
ОТТО. - Из 2 июня 2018.
* * *

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки