Гудини - корифей иллюзионного жанра

Опубликовано: 5 ноября 2015 г.
Рубрики:

Ars longa, vita brevis. Momento mori.
Искусство вечно, жизнь коротка ( лат.)

Однажды шестнадцатилетний мальчик Эрих Вайс, поразмыслив, может ли он истратить 10 центов, купил в нью-йоркской букинистической лавке заинтересовавшую его книжку мемуаров известного иллюзиониста Э. Гудина(1).

С этого момента родился один из выдающихся уникальных американских иллюзионистов Гарри Гудини. Спортсмен, изобретатель, авиатор, кинематографист, библиофил, исследователь аномальных явлений, Гудини до сих пор удивляет многообразием и широтой своих интересов. Но свою творческую жизнь он навсегда связал с развлекательным жанром и фантастически в нем преуспел.

Родина Эриха Вайса - Венгрия. Он родился в Будапеште в 1874 году в семье раввина Мейра Самуэля Вайса и его жены Цецилии. Будущему иллюзионисту было четыре года, когда семья иммигрировала в Америку. Вайсы поселились в небольшом американском городке Эпплтоне, штат Висконсин, где Мейр Самуэль некоторое время служил раввином. Позднее семья перебралась в г. Милуоки. Здесь прошли юношеские годы Эриха.

Всё начиналось с игры «фокусов», подаренной Эриху в день его рождения. Уже через некоторое время он мог демонстрировать некоторые трюки, приводившие в восторг братьев и сверстников. Это были первые опыты карточных фокусов. А еще, будучи подвешенным за ноги, Эрих смог собрать разбросанные по полу булавки с помощью ресниц и бровей . Свои первые цирковые навыки девятилетний Эрих смог демонстрировать в труппе бродячих артистов, в импровизированном детском цирке. В 12 лет, стремясь избавиться от угнетающей его бедности и безысходности, он дважды убегает из дома, бродяжничает, но вскоре вынужден возвратиться домой Отсутствие у Мейра Вайса постоянной работы, неопределенное положение семьи, где было пятеро детей, отчаянная нищета вновь зовут семью в дорогу. На этот раз их надеждой становится Нью- Йорк, где после смены нескольких мест проживания в бедных районах, они поселились на Восточной 69 улице, в доме 305. Пребывание в Нью- Йорке не намного изменило семейное положение Вайсов, но, когда в 1892 году от тяжелой болезни умер глава семьи, положение стало катастрофическим. И если Цецилия, провожая мужа в последний путь, рыдая, восклицала: “Вайс, ты оставил меня со своими детьми. Что ты наделал!” – это были не просто слова, которые иногда произносят в подобных обстоятельствах.

Чтобы заработать на жизнь, Эрих берётся за любую работу. Он – разносчик газет, посыльный, чистильщик обуви, красильщик, подручный кузнеца. Но жизненные перипетии не изменили его интереса к фокусам, а знакомство с творчеством великого Э. Гудина способствовало решению сделать иллюзионное искусство главным делом своей жизни. Это желание вызвало категорическое возражение родных. Подумать только, в еврейской религиозной семье - фокусник. Но настойчивости было ему не занимать. Эрих стал усиленно изучать основы иллюзионизма, проявлять интерес ко всему, что так или иначе было связано с ним. Первые выступления Эрих начал с непритязательных, а иногда и сомнительных увеселительных мест, например, воскресных ярморок, где выступал совместно с кукольниками , акробатами, гипнотезерами, скоморохами, уродцами. С этого времени он взял себе псевдоним Гарри Гудини, в него Эрих включил фамилию своего кумира в сочетании с именем знаменитого американского фокусника Гарри Келлера (1849- 1922). Любопытно, что Эрих проявлял интерес к жизни уродцев, с которыми ему приходилось выступать, поддерживал с некоторыми из них дружеские отношения, интересовался их судьбой, помогал материально. Эрих многому научился, выступая с известными иллюзионистами Чан Ли Су, Макелайном, братьями Давиндроп и др. , а также со своим учителем Э. Гудина. Выступления Гудини стали пользоваться большим успехом в США и в странах, куда он выезжал на гастроли. Даже небольшой перечень трюков из его обширного репертуара способен дать представление о завораживающей загадочности и мистическом чувстве, которые охватывали зрителей, наблюдавших за их исполнением. Например, трюки с высвобождением от: наручников, кандалов, а также из тюремных камер, в том числе специального назначения (2). Высвободившись из последних, он проходил через охраняемые коридорные посты и являлся в дежурное помещение к изумлению полицейских чинов. Иногда по пути он успевал облачиться в свою обычную одежду, открыть несколько тюремных камер и поменять заключённых. В России Гудини сумел выбраться из камер Петропавловской крепости и Бутырской тюрем, а заодно из закрытого и охраняемого фургона для перевозки заключенных. Открытие сейфов было для Гудини банальными трюками, но открытие в Рейхбанке сейфа, принадлежащего кайзеру, было сенсационным достижением. Не меньше удивления вызывали трюки, сопровождавшиеся высвобождением из замкнутых пространств: наглухо закрытого ящика, бочки или молочного бидона, заполненных водой, банковского подвала , сейфа, из гроба, в котором Гудини был заживо похоронен и др. Известна трудная победа, которую одержал Гудини над египетским факиром Рахманом Беем. В герметичном гробу , опущенном под воду, Гудини пробыл без подачи воздуха в течение 1 часа 30 минут (Рахман 1 час). В какое-то время Гудини стал осуществлять зрелищные, но не безопасные для здоровья и жизни прыжки с моста в реку с надетыми на него наручниками, а иногда и кандалами. Стремясь вызвать особый интерес у публики, Гудини усложнял условия исполнения прыжков: в начавшую замерзать реку Детройт, в только что освободившуюся от льда реку Чарльз. А 27 ноября 1906 года в присутствии большого количества зрителей Гудини совершил прыжок в прорубь замерзшей реки Гудзон, что едва не стоило ему жизни. Несколько другого рода были трюки, которые, по мнению зрителей, выполнялись Гудини не без помощи потусторонних сил: прохождение сквозь стену, исчезновение слона, пони с всадником, глотание иголок с тем, чтобы затем извлечь их изо рта, нанизанных на нитку, высвобождение из смирительной рубашки, будучи подвешенным высоко над землей, исчезновение подбрасываемых предметов и многое другое. Преждевременная смерть не позволила Гудини осуществить экстраординарный трюк: купить живую акулу и подготовить номер для подводной съемки.

Природный талант, постоянная творческая деятельность, высокий уровень профессиональной подготовки, истовое благоговейное отношение к иллюзионному искусству позволили Гудини достичь в этой области выдающихся результатов. Он сумел расширить диапазон некоторых физиологических функций организма: увеличить обычное время пребывания под водой без доступа воздуха, в том числе в воде с низкой температурой, в значительных пределах изменять объём грудной клетки, пластичность мышц, подвижность суставов и прочее. Гудини отдавал себе отчет о возможности непредвиденных обстоятельств и непредсказуемых последствий при исполнении сложных и опасных трюков. Узнав о гибели в Германии иллюзиониста, он сказал своему ассистенту:”Возможно, настанет день - и меня будет ожидать то же самое, но я фаталист, и это меня мало тревожит”.

Еще в 1898 году, выступая в нью-иорском районе Кони Айленд , Гудини познакомился с танцовщицей Вильгельминой Беатрис Раннер из семьи немецких иммигрантов. Вскоре она стала его женой , несмотря на сдержанное отношение к их браку родителей обеих сторон. Брак оказался счастливым. Какое-то время Бесс (так ее стали называть) была ассистенткой в различных антрепризах Гудини. Уезжая на гастроли, Гудини писал Бесс нежные и трогательные письма. К 25 летнему юбилею их совместной жизни, будучи на гастролях и Европе , Гарри прислал Бесс поздравление, в искренности которого трудно усомниться: “ <...> Случались мелкие размолвки, но твоя солнечная улыбка и мое добродушие всегда сглаживали раздражение. Я люблю тебя <...> и знаю, что ты любишь меня. Доказательством тому твое прикосновение, твоя забота обо мне, дорогая. И радостный смех в моем сердце, когда ты обнимаешь меня. Подумай, мое сердечко, - двадцать пять лет <...>. Твой до конца мира и после него. Эрих.”

Многие авторы, писавшие о Гудини, отмечали разнообразие и экстраординарность его увлечений, иногда весьма далеких от его профессии. Будучи в Австралии, Гудини приобрел один из самолетов первых конструкций, освоил пилотирование и совершил первые в этой стране воздушные полеты. В США и Англии он получил несколько изобретательских патентов. За пять снятых фильмов, оказавших влияние на развитие кинематографического искусства, Гудини был удостоен звезды на “ Аллее Славы” в Голливуде. Он совершил рискованный прыжок с самолета в озеро Мичиган на памятном шоу в честь гибели американского летчика, был автором нескольких книг по иллюзионизму, собирался открыть колледж иллюзионистов и проч. Но свою заветную мечту - заниматься в университете, он так и не осуществил, его образование было ограничено талмудской школой. Главным источником его знаний служила собранная им обширная библиотека по различным областям знаний - иллюзионизму, театру, кино, истории, - на приобретение которой он не жалел средств. Гудини стал коллекционером редких книг, картин, уникальных экспонатов, в том числе не имеющих непосредственное отношение к его творческой деятельности. В его коллекцию входили раритеты: электрический стул, гильотина, шотландская виселица (3), большой набор разнообразных по времени и конструкции наручников, кандалов и т.п. Эксцентричными были некоторые его меценатские акции: разработка и установка памятников известным иллюзионистам, бронзовой скульптуры Сарре Бернар и др.

Свою личную жизнь и творческую детельность Гудини всегда старался окружить ореолом таинственности и мистики. Поэтому его неожиданная и нелепая смерть в 52 года не могла не дать повод к различного рода версиям, вплоть до самых невероятных. Если не принимать во внимание возможность фальсификации случившегося, то обстоятельства выглядели следующим образом. Во время гастролей в Монреале в артистическую уборную, где в перерыве отдыхал Гудини, пришли несколько студентов. Один из них делал зарисовки Гудини, другой после беседы неожиданно поинтересовался, правда ли, что Гудини может выдержать удары в живот без каких-либо последствий. Студент сказал, что он хотел бы в этом удостовериться. Получив утвердительный ответ, он, не мешкая, нанес в живот Гудини несколько сильных ударов. При этом Гудини почувствовал резкую боль в области живота, но силой воли сумел это скрыть от присутствующих. Он продолжил выступление, не придав значение своему состоянию. Однако, в Детройте во время выступления неожиданно упал и потерял сознание. Срочная операция выявила разрыв аппендикса, послужившего причиной фатального исхода. Это случилось днем 31 октября 1926 года - в канун языческого праздника Хэллоуин, что придало его смерти мистический характер. Существует иная, менее распространенная, версия о том, что причиной смерти Гудини могло быть отравление. Сторонники этой версии считали ( и не без основания), что это преступление могли осуществить спириты (4). Против них Гудини вел длительную бескомпромиссную борьбу по разоблачению их шарлатанских действий во время проведении спиритических сеансов связи с потусторонним миром и душами умерших людей. Подобно спиритам, некоторые зрители, будучи заинтригованными уникальными трюками Гудини, были склонны видеть в этом помощь потусторонних сил, что создавало прецедент дискредитирующий иллюзионное искусство вообще и иллюзионные трюки Гудини в частности. Гудини неоднократно опровергал подобные измышления, доказывая, что исполняемые им трюки являются результатом творческих достижений и исполнительского совершенства. В одном из интервью репортеру газеты “ Американ “ Гудини заявил: “Я получаю письма фанатиков, и они предрекают мне скорую мучительную смерть в наказание за мою нечестивую деятельность” и далее: “Если бы я завтра отправился на тот свет, спириты объявили бы этот день международным праздником”. Угрозы спиритов Гудини воспринимал, как вполне реальные, тем не менее, никаких мер предосторожности не предпринимал. Желая удостовериться в правдивости версии о возможном отравлении Гудини, его внучатый племянник и 2002 году хотел провести эксгумацию тела, но разрешение американских властей не получил. Радикализм Гудини по отношению к деятельности спиритов, по -видимому, не носил абсолютный характер. Иначе как можно понять его намерение использовать личные обстоятельства для связи с потусторонним миром? Гудини и Бесс договорились, что тот, кто первый уйдет в мир иной, будет пытаться связаться с тем, кто остался в этой жизни. Причем свое обращение из потустороннего мира необходимо будет удостоверить кодовым словом , известным только им двоим.

Но вернемся к трагическим событиям. Церемония похорон Гудини началась с общественного прощания в зале нью-йоркского клуба “ Элкс”, расположенного на Западной 43-й улице, рядом с Тайм-Сквер. Гроб и зал утопали в цветах, тысячи людей пришли проститься с выдающимся артистом. От общества американских фокусников на гроб был возложен сломанный жезл - старинный символ власти над природой. Масоны из ложи св. Сесилы возложили на похоронные дроги шкуру белого ягненка с вечнозелеными растениями – символ бессмертия. Похоронная процессия направилась в нью-йоркский район Квинс на еврейское кладбище Мечмелах (5), где тело Гудини было предано земле рядом с могилой матери. Спустя какое-то время на могиле Гудини был установлен гранитный памятник оригинальной формы с его бронзовым бюстом и скульптурой скорбящей женщины. В дальнейшем памятник Гудини и памятник его покойной матери вошли в мемориальный комплекс семьи Вайс, где нашли свое успокоение почти все члены его семьи. Случаи вандализма в мемориальном комплексе способствовали тому, что он стал частной собственностью. Допуск к нему ограничен посетителями, документально подтверждающими родственную принадлежность к семье Вайс.

Время шло, но никаких сообщений от Гудини не поступало, и Бесс решила совместно с несколькими спиритами проводить ежегодно в день его рождения сеансы с потусторонним миром, но все попытки были безрезультатны. В 1936 году исполнилось десять лет со времени гибели Гудини, и Бесс приняла решение провести последний сеанс, пригласив для участия в нем всех известных спиритов, но и на этот раз эфир безмолствовал. После этого в присутствии журналистов она огласила кодовое слово - это было слово Believe (верь). В 1941 году состояние здоровья Бесс значительно ухудшилось. Возвращаясь из Голливуда в Нью-Йорк, она неожиданно и тихо ушла из жизни в мир иной, откуда так долго ждала вестей от своего Гарри. В оставленном завещании Бесс выразила желание быть похороненной рядом со своим мужем, но исполнению этого желания препятствовало ее католическое вероисповедание. Бесс была похоронена в другом месте. На территории мемориального комплекса Вайсов рядом с памятником Гудини ей была установлена мемориальная доска.

Феномен Гудини до сих пор представляет интерес не только для работающих в области иллюзионного искусства, но и для ученых различных областей знаний , поскольку то, что проделывал этот человек не укладывается в разумное объяснение. Некоторые секреты своих трюков Гудини раскрыл в написанных им книгах , часть стала известна иллюзионистам. Свои иллюзионные секреты Гудини обещал полностью раскрыть через пятьдесят лет после своей смерти, но когда по истечении этого срока в присутствии представителей прессы в одной из нью-йоркских нотариальных контор было вскрыто письмо, оставленное Гудини еще при жизни, то в конверте оказался чистый, слегка пожелтевший лист бумаги. Харизматическая личность Гудини привлекала деятелей искусства. О жизни Гудини были изданы книги различных авторов, сняты фильмы “Смертельный номер,” “Тайна жизни Гудини” и другие. Еврейская община Америки любила и гордилась Гудини, воспринимая его трюки как символ свободы.

Примечания.

1. Гудина Эжен Роберт (1805-1871) - французский иллюзионист. Основатель современного иллюзионизма.

2. Это была, например, камера смертников, где ранее содержался Ч. Гито – убийца 20-го президента США Джеймса Гарфильда.

3. Виселица с устройством для медленной смерти повешенного.

4. Спиритизм – вера в возможность общения с душами умерших. Зародился в США в середине 19 века. Спиритизм был распространен больше всего среди творческих личностей. В спиритических сеансах принимали участие: А. Чехов, В. Брюсов, А. Конан Дойл. Танеев, который под этим впечатлением написал две кантаты на спиритические тексты “ Иоан Дамаскин”, “ По прочтении псалма” . Французский драматург В. Сарду создал пьесу “ Спиритизм”. Выдающийся немецкий ученый В. Рентген после смерти любимой жены повесил ее портрет на стену и читал перед ним ранее написанные ей письма, будучи уверенным что она слышит его голос.

5. Еврейское кладбище Мечмелах - название произошло от названия пещеры Махмела, находящейся в г. Хеврон (Израиль), где похоронены иудейские праотцы и праматери.