28 марта Иннокентию Михайловичу Смоктуновскому исполнилось бы 95 лет. Он ушел много раньше, в 69. Великому актеру было посвящено несколько программ на канале КУЛЬТУРА.
Я посмотрела документальный фильм из цикла «Острова» (2010), который всем советую как правдиво погружающий в перипетии непростой судьбы актера, и телефильм «Поздняя любовь» (1983, реж. Леонид Пчелкин) по пьесе Александра Островского.
О «Поздней любви» хочу сказать несколько слов.
В эпоху коронавируса этот фильм целителен. Смотрела – и думала: вот российский аналог «Гордости и предубеждения» Джейн Остин или «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. В этих английских экранизациях пленяет красота чувств, проявляющихся на фоне прелестных английских пейзажей, прихотливые повороты сюжета, приводящие «хорошую девушку», обычно стоящую в центре, то к отчаянию, то к надежде, милота исполнителей и особенно исполнительниц.
В экранизации поздней пьесы Островского, кроме этой английской милоты и прелести, есть еще и истинный драматизм, глубоко и ярко очерченные характеры, есть и важная тема, с которой сталкиваются три главных персонажа. Обозначу ее так: границы любви, есть ли они для глубоко чувствующего сердца.
Три главных персонажа картины – это стряпчий Маргаритов (Иннокентий Смоктуновский), его дочь Людмила (Анна Каменкова) и старший сын хозяйки съемной квартиры, на которой живут эти двое, - Николай (Родион Нахапетов).
Маргаритов в молодости прославился как адвокат, его имя «гремело по Москве», но случилось непредвиденное: писарек выкрал у него важный документ – и продал должнику. Честный Маргаритов сполна расплатился с клиентом, продав свой каменный дом в центре города, и после смерти не выдержавшей испытаний жены поселился с дочкой в деревянном предместье без дел, без денег, без надежды на будущее. Несмотря ни на что он сохраняет несогбенную осанку. Иннокентий Михайлович Смоктуновский играет судейского, который и в бедности не согнулся, ведь с ним его честность, его нежелание брать взятки. Он из породы неподкупных. Таких на Руси всегда было мало.
Неожиданно ему зафартило: старый друг, ныне богатый купец, нанял его для ведения своих дел. Среди прочего он передал Маргаритову «документ» - денежную расписку некой «веселой вдовы», по которой следовало получить 12 тысяч рублей. Купец не надеялся их взыскать, ибо «дамочка» была прожженная...
Маргаритов берется взыскать деньги с разгульной вдовы (Елена Проклова). А та тем временем испытывает свои женские чары на Николае, когда-то успешном адвокате, а ныне втянувшемся в игру и русский разгул. В итоге ему грозит долговая яма. Попасть в нее ему не дает дочь Маргаритова, Людмилочка, как зовет ее отец (Анна Каменкова). Николай – ее «поздняя любовь».
Поздняя – по меркам того времени, по нашим – в самый раз: Людмилочке около тридцати. Ее любовь – безгранична. Нет такой жертвы, которую она не принесла бы ради него.
И самое ужасное, что в жертву она приносит и своего отца, честного Маргаритова, для которого его честность и честь всегда были предметом гордости и самоуважения. Сцена, в которой он считает в папке документы и не досчитывается «заемного письма», «украденного» Людмилочкой и переданного Николаю, потрясает. Смоктуновский... как он играет!
Воспрянувший к жизни стряпчий кладет перед собой папку, вынимает из нее один за другим 16 документов, разглядывает, подносит к глазам, откладывает в сторону. Семнадцатого документа нет. Как нет? Он снова проделывает всю процедуру. Куда делся документ?
Мы видим, как бледность разливается по лицу бедного стряпчего, уже пережившего в жизни нечто подобное. Он шатается и вот-вот упадет. Только что он чувствовал себя победителем, человеком, вновь обретшим и честь, и свое дело... Писарь Дормедонт, младший брат Николая, божится, что принес «документ» и отдал его Людмиле. Лицо Маргаритова проясняется: документ у дочери. Следует душераздирающий монолог.
- Людмилочка! Отдал он тебе заемное письмо?
-Отдал.
-Вот теперь я спокоен. Так оно у тебя?
- У меня его нет (музыка обрывается, в тишине Людмила-Каменкова произносит побелевшими губами) Я отдала его. Я не могла поступить иначе.
И опять удивительно играет Смоктуновский. Дочь его предала, теперь он снова «нищий презренный старичишка», его снова могут называть вором из одной шайки со взяточниками судейскими и писарями...
И поначалу он кричит, что отказывается от дочери. Но как отказаться от той, ради которой он жил и живет? И вот он бросается к ней: «Как же мне бродить по свету одному? Будем мыкаться вместе».
Потрясающий текст, потрясающая игра! Без наигрыша, без судорог и воздевания рук. Смоктуновский играет человека с высокой и чистой душой, способного, как и его дочь, на самопожертвование.
Оба – он и Анна Каменкова – проводят эту сцену на самом высоком градусе чувств, но и очень безыскусно и правдиво... Сцена хватает за сердце.
Мне кажется, слабее других играет Родион Нахапетов. Да, красавец, да гуляка, нашедший в себе силы взяться за ум. В его исполнении, как показалось, меньше внутреннего наполнения, чем у партнеров... Но, скорей всего, причина этого в некоторой схематичности и непрописанности самого персонажа.
Недавно я писала об Анне Каменковой. Увидев ее в «Поздней любви», склонна считать Людмилочку ее лучшей ролью в кино. В Анне Каменковой режиссер точно нашел типаж – ее героине веришь и сочувствуешь, несмотря на тот жестокий удар, который она наносит отцу. Ведь удар этот она наносит - во спасение любимого ею человека. А какое лицо! Я все вспоминала, кого мне напоминает этот тонкий овал, эти печально глядящие глаза.
И неожиданно вспомнила – младшую дочь Алексашки Меншикова с картины Сурикова «Меншиков в Березове», ту, что сидит в промерзлой избе в накинутой на плечи шубе. Только взгляд у нее вполне безнадежный. У героини Каменковой – он полон любви и сострадания...
В «Последней жертве» (1877) Александра Островского вдова Тугина, приносящая бесчисленные жертвы своему ветреному любовнику, спасена благодаря влюбленному в нее богатому, умудренному жизнью купцу.
В «Поздней любви» конец еще более сказочный. Но как я благодарна Островскому за этот сказочный, щадящий зрителя конец! Николай оказывается совсем не таким бесчестным и подлым человеком, как возлюбленный Юлии Тугиной.
Он подсунул вдове «для проверки» копию «документа», которую та поспешила сжечь, тут же отказавшись от всех своих обещаний, да еще и поиздевавшись над «вором».
Зато Людмилочка «проверку» прошла. Конец фильма – льет на душу бальзам. Деньги, полученные Маргаритовым от купца, идут на приданое Людмилочки и, следовательно, спасают ее новоявленного жениха Николая от долговой ямы.
«Веселая вдова» отбывает в поисках новых приключений и кавалеров.
Кстати сказать, в этой роли Елена Проклова необыкновенно хороша, прямо-таки обольстительна. Ее наряды радуют глаз. Хороши и Ханаева в роли хозяйки, и Невинный в роли купца, и даже глуповатый парнишка Дормедонт, влюбленный в Людмилочку, сыгран очень жизненно и запоминается. Да и как не запомнить его трогательные слова в ответ на утешения маменьки, что он будет смотреть за детьми старшего брата.
В фильме звучит замечательная музыка Андрея Эшпая (в исполнении оркестра кинематографии под руководством Эмина Хачатуряна), а еще – Елена Проклова с большим проникновением поет романс Зубова «Не уходи, побудь со мною», вариации которого, сыгранные то оркестром, то балалайкой, затем звучат на протяжении всей ленты. Великолепно найдено место действия, «старое Замоскворечье», с его полусельским пейзажем (вспомним «Московский дворик» Василия Поленова). В общем мне бы хотелось, чтобы этот фильм показали на английских и прочих европейских экранах. Конкуренцию он выдержит... и даже с прибавлением.
Ей-богу, не страшен никакой коронавирус, когда смотришь такие трогающие и просветляющие душу фильмы. Ну и под конец не могу не вернуться к Смоктуновскому, неповторимо сыгравшему своего персонажа. Мы Вас помним, дорогой Иннокентий Михайлович!
***
"Острова". Иннокентий Смоктуновский. 1 серия
"Острова". Иннокентий Смоктуновский. 2 серия
"Поздняя любовь". Фильм (1983)