Пермские зарисовки. Памяти Людмилы Сахаровой

Опубликовано: 24 марта 2018 г.
Рубрики:

Хороший характер, нехороший... Если вы спросите, злой ли, я отвечу: нет. Внимательный? Да. Я резка только тогда, когда мне что-то не нравится. Многое зависит от человека, с которым я общаюсь. Должно быть, со всеми я разная.

Людмила Сахарова

 

Ииии ррраз-два-три-четыре, и раз-два-три-четыре… Балахничёва, выше ногу! Что ты как инвалид?! Иванова, глухая тетеря! Музыка для кого играет? Для кого, я повторяю?! Тьфу, Балахничёва, я же сказала – выше ногу! Где она у тебя застряла? Дура!..

Частички пыли взлетают в такт, поднимаясь в высочайшем прыжке и разлетаясь вокруг быстрыми пируэтами.

- Аапчхи!

- Балахничёва, ты больная что ли? А ну, вон из класса! К доктору тебе надо, а не на «классику». 

Тишина. Оборвался аккорд и разлетелся эхом по танцевальному классу. Двадцать пять взглядов устремились на одногруппницу.

- Но, Людмила Павловна, я себя прекрасно чувствую…

- Вон, сказала!

Минута – и Балахничёвой уже нет в классе. Через час разошлись все девочки. Людмила Павловна Сахарова устало опустилась на стул и задумчиво взглянула в окно… Всё та же улица, только дома вокруг стали выше, а машин больше. Окна в училище всё никак не заменят… Да и пол уже не выдерживает нагрузки бесконечных прыжков. Скольким же будущим звёздам он служил верой и правдой? А сколько девчонок его ненавидели? Как много воды и слёз он впитал?.. Дуры… Ведь сколько раз говорила, что нельзя посещать классы, когда болеешь! Всё равно лезут. Сколько их тут таких потом в обмороки падало? Были и такие, кому вообще о балете приходилось забыть. Годы идут, а будущие примы всё такие же сумасшедшие. Вон, Балахничёва талантливая, а с головой совершенно не дружит! Люблю я их… 

Взглянув на часы, легенда пермского балета утёрла пару непослушных слезинок и «надела» строгое лицо. Уже младшие воспитанницы спешат в класс, и снова во всём училище слышно «ииии ррраз-два-три-четыре!..».

Кажется, что она никогда не уставала. Всегда полная сил и энергии, Людмила Павловна Сахарова почти до самой смерти энергично, по-молодому, вскакивала с места и показывала ученицам то или иное балетное па. Уставать она себе позволяла только дома, да и то её надолго не хватало. Обязательно находились какие-то дела и планы. Сколько всего она хотела успеть! 

… Скоро будет 6 лет, как её не стало. Дома вокруг училища стали ещё выше, а машин вокруг ещё больше. Даже само училище теперь уже переименовано в колледж. Сегодняшние ученики колледжа – одно из первых поколений, которое Людмилу Павловну лично не знает, но очень уважает. Её кабинет в училище теперь обычный класс, где, к сожалению, уже нет тех фотографий, открыток, газетных вырезок, которые Людмила Павловна так скрупулезно собирала и бережно развешивала по стенам.

В годы Великой Отечественной войны в тогдашний Молотов (ныне г. Пермь) были эвакуированы Ленинградский театр оперы и балета и Ленинградское хореографическое училище. В 1943 г. первые молотовские девчонки и мальчишки начали обучение в балетной школе. В 1945 году на основе хореографической школы было создано Молотовское (Пермское) хореографическое училище. Основателем и первым художественным руководителем его стала Екатерина Николаевна Гейденрейх. Она-то и подстёгивала юную балерину Сахарову начать преподавательскую деятельность. Москвичка Людмила Павловна попала в Пермь из Большого театра в 1947 г. по распределению. С 1956 г. она уже начала преподавательскую деятельность. Долгие 32 года (1973-2005 гг.) она являлась художественным руководителем училища.

Десятки звёзд балета воспитала эта великая женщина, среди которых Г. Рагозина, Л. Фоминых, И. Хакимова, Н. Павлова, С. Смирнова, Е. Кулагина, Н. Балахничёва и многие другие. Сама она отрицала свои заслуги и не находила ничего особенного в том, что ей приходится «ковыряться в ногах танцовщиц». 

Некоторые сегодняшние примы хорошо помнят, как Людмила Павловна кричала на них днём и баловала вкусностями вечером; как она обзывала их никчёмными, а потом, раскаиваясь, приглашала их к себе в гости и плакала… Тяжкие советские годы, постоянные лишения и тяжёлая балетная жизнь закалили характер Л.П. Сахаровой, но душа осталась доброй и мягкой. Она всегда жалела о вылетевших изо рта грубостях. Как ни странно, но воспитанники её понимали и любили за это. В балетном мире нет места сантиментам.

Были и до сих пор есть те, кто ее предал, а также те, кто её не понимал и не понимает. Пермское хореографическое училище входит в тройку лучших российских балетных учебных заведений. Пермский балет известен на весь мир, а значит, он победитель. Во многом это заслуга Людмилы Павловны Сахаровой. А победителей, как говорится, не судят.

 

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки