Жизнь и смерть еврейского театра. Факты семейной биографии.  Часть 46

Опубликовано: 19 февраля 2018 г.
Рубрики:

О тех, кто первыми сказали "Э"

 По прошествии времени всё меньше остаётся свидетелей и очевидцев тех или иных событий, и тут же возникают смозванцы, приписывающие себе чужие заслуги. Это как в гоголевском "Ревизоре" Добчинский и Бобчинский спорят, кто первый сказал "Э". Чтобы внести ясность, кто был первым, я спешу назвать тех, кто действительно создавал в Америке русскоязычное радио и русскоязычное телевидение.

Радио на русском языке с синхронным переводом передач американского телевидения создал не Павел Давыдович Палей, а Ефим Александрович Товбин в Калифорнии. А Палей уговорил Товбина, своего давнего друга, сделать то же самое на партнёрских правах в Нью-Йорке.

Так появилось на Восточном побережье радио WMNB, о котором композитор Станислав Непомнящий сочинил песню. Слушать радио можно было по подписке через специальный приёмник или через спутниковую антенну. Потом Палей отодвинул Товбина, вынудив его продать бизнес Дэвиду Моро, по слухам, всего за 800 тысяч долларов. Я какое-то время поддерживал связь с Товбиным и не раз был свидетелем того, с каким горьким чувством Ефим Александрович говорил об обмане, даже о предательстве своего бывшего друга Паши Палея. Радио под руководством Товбина просуществовало, если не ошибаюсь, с 1987 по 1991 год. Потом, уже при Дэвиде Моро, бизнес стал расширяться.

 В то же самое время возникла кабельная телекомпания RTN - Russian Television Network, которую создали американец Марк Голуб и эмигрант Михаил Правин. Миша Правин - ещё один незаслуженно забытый представитель Третьей волны. Перед открытием первого в Америке русскоязычного телевидения он, вице-президент компании RTN, рассказал мне следующее:

 - Сам я далёк от телевидения, но бизнесом занялся ещё в Советском Союзе: у меня был кооператив, один из первых в моём родном городе, в Черновцах. Ну, а идея о русском телевидении витала в воздухе, потому что была в этом необходимость, и я подумал, что смогу найти партнёра-профессионала с американского телевидения и смогу убедить его в том, что идея будет работать. 

 Действительно, идея витала в воздухе, если вспомнить, что телевидение пытались создать сначала Юрий Орликов, затем Роза-Сара Беньяминова. Я был свидетелем и участником тех неудачных попыток.

 Из слов Михаила Правина явствует, что он был первым, кто взялся за осуществление идеи, придя со своим предложением к Марку Голубу. Почему именно к нему?

 - Марк работал на американском телевидении с 1963 года, - продолжал Правин. - У него уже был свой кабельный канал, своя еженедельная программа, которая транслировалась по всей Америке.

 - А почему вы решили связаться именно с кабельным телевидением? - спросил я.

 - Потому что национальное, то есть общественное телевидение запросило слишком много денег за аренду телевизионного времени. Кабельное намного дешевле. Мы уже пригласили на работу несколько профессионалов. Музыкальные шоу будет вести музыкант, оранжировщик и продюсер Игорь Киссел, дикторы Галина Тодд, Александр Гордон, Лидия Мушеева, литературный редактор Наталья Пляцковская. Я хочу, чтобы русско-американское телевидение помогло людям, приехавшим из Советского Союза, сохранить свою культуру. Человек, эмигрировавший в середине своей жизни, настоящим американцем уже не станет. Пусть русская культура заполнит их свободное время. Днём на работе они американцы, а вечером дома - русские. Но это не значит, что мы будем им только показывать новости и другие передачи из России. Российских передач будет не более 30%.

 ...Надо отдать должное Александру Гордону - популярному ныне ведущему целого ряда телевизионных программ в Москве: он в своих интервью добрым словом (что бывает не часто) поминает Правина. Гордон вспоминает, что именно Правин нашёл инвесторов, внёс стартовый капитал в телекомпанию RTN, а раввин Марк Голуб внёс свои связи, авторитет и выделил под студию подвал собственного дома в Коннектикуте. 

 Так начиналось первое русскоязычное телевидение в Америке. Кстати, о Гордоне. Работая на RTN за 300 долларов в неделю, что по тем временам было не так уж плохо для этнического телевидения, он не слишком лестно отзывался с экрана о России, но начав сотрудничать с российским телевидением, стал снимать для него репортажи под общим названием "Плохая Америка", где показывал, в основном, бездомных, кучи неубранного мусора и прочие "ужасы хвалёной американской демократии".

 ...Моё знакомство с главой телекомпании RTN Марком Голубом оставило неприятное воспоминание. Когда это телевидение было единственным, Раиса Чернина начала переговоры с Голубом о наших телерепортажах под рубрикой "Америка, которую я люблю". Голуб назначил встречу. Он дружелюбно улыбался, согласно кивал, а потом предложил за репортаж 50 долларов на двоих: на продюсера и автора-ведущего. Я счёл такое предложение оскорбительным, встал и, ни слова не говоря, ушёл.

Потом Правин укорял нас за то, что мы обратились не к нему, а к Голубу, но мне с Голубом работать уже не хотелось. Но после слияния RTN и WMNB работать пришлось, и относительно плодотворно, однако закончилось это новым проявлением полнейшего неуважения (если не сказать презрения) раввина Голуба к своим сотрудникам.

Не могу отделаться от впечатления постоянной фальши в словах и делах Марка Голуба. Это было видно и в его выступлениях на экране, и в жизни. Единственный раз, когда он, как мне показалось, был искренним, это на похоронах трагически погибшего сына Юрия Ростова.

Зато с Мишей Правиным было на удивление легко работать. Это он пригласил в RTN московских телеведущих Дмитрия Полетаева, Марину Бурцеву-Левинсон (по рекомендации Полетаева), Галину Тодд (в России была среди участников программы "Взгляд" с Владом Листьевым), Александра Гордона и Валентину Печорину.

Вот кто стали первыми русскими дикторами первого русского телевидения в Америке. Следом появился Игорь Афанасьев. Михаилу Правину удалось подобрать очень профессиональных ведущих. Хотя Правин любил повторять, что далёк от телевизионной специфики, что он просто бизнесмен, на самом деле он тонко чувствовал, что нужно зрителям и, пожалуй, единственный из всех известных мне владельцев русско-американских телекомпаний, который не жалел денег на интересные передачи.

Это он поддержал предложение Раисы Черниной отправить съёмочную группу на съезд Демократической партии в Чикаго в 1996 году, когда президент Билл Клинтон был видвинут на второй срок. С нами поехал спонсор съёмки Алекс Щегол, основатель и президент колледжа ASA.

Мы - продюсеры Александр Гольдштейн и Раиса Чернина, оператор Виктор Панченко и я - сделали много телерепортажей и интервью с делегатами, гостями, журналистами, актёрами, законодателями, среди которых были сенаторы Фрэнк Лаутенберг и Барбара Боксер, конгрессмен Чарльз Рэнгел, и многие другие.

На съезде Раиса Чернина познакомилась со сводным братом Билла Клинтона Роджером, который пытался пробиться на музыкальном поприще: мечтал стать певцом. У него была своя рок-группа, и он даже выпустил первый альбом.

Раиса предложила Роджеру выступить перед русскоязычными эмигрантами в Бруклине, в ресторане "Националь", и, как ни странно, Клинтон-младший согласился. Можете себе представить, насколько тщательно был составлен контракт на выступление брата президента США! Сошлись на определённой сумме, поселили Роджера и его музыкантов в шикарном манхеттенском отеле. А вечером Роджер Клинтон выступил перед онемевшей от удивления публикой. 

 Об этом событии я сделал тогда репортаж для Радио "Свобода", куда вошло интервью с Роджером и его песни. Репортаж вошёл в золотой фонд "Свободы", в рубрику Ивана Толстого "Самое интересное и значительное из архива Радио "Свобода". 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки