Кинообозрение от Элеоноры Мандалян. Викторианский Холмс в погоне за призраком

Опубликовано: 29 декабря 2015 г.
Рубрики:

Трудно найти другой такой литературный образ, который был бы столь же популярен, как Шерлок Холмс Артура Конан Дойля. Не счесть книг, написанных в подражание разными авторами в разных странах – их число уже перевалило за полторы тысячи. Кем только не делали Шерлока Холмса «преемники» его создателя, одержимые буйной фантазией или стремлением приобщиться к его славе. Одни считают, что такой дедуктивный ум может принадлежать только инопланетному разуму или посланнику из иного, далекого от нас времени, в представлении других, он должен быть киборгом, или, на худой конец, бессмертным вампиром. Те, у кого фантазия победнее, сделали его русским эмигрантом... Ну и так далее.

А сколько снято фильмов о гениальном сыщике! Кто-то не поленился сосчитать – их уже 210 штук (!), что нашло свое отражение в Книге рекордов Гиннесса. Советскую экранизацию – все пять фильмов с душкой Ливановым в роли Холмса, даже англичане считают самой удачной, а Ливанова и Соломина окрестили «лучшей континентальной парой актеров, когда-либо игравших Холмса и Ватсона».

Василий Ливанов настолько гармонично слился с образом гениального сыщика, что в лондонском музее Холмса на Бейкер-стрит 221B помещен именно его портрет, а английская королева наградила российского актера за сыгранную роль орденом Британской империи. (Кстати сказать, такого адреса, вымышленного Конан Дойлем, в Лондоне на самом деле нет. Но, поскольку на него шла лавина корреспонденции, для музея Холмса его специально легализовали, в нарушение номерации на Бейкер-стрит.)

Последняя голливудская интерпретация – «Шерлок Холмс» Гая Ричи, с Робертом Дауни-мл. и Джудом Лоу в главных ролях, пришлась на 2009 год.

С 2010-го над серийной экранизацией подвигов национального литературного героя трудится британская вещательная корпорация Би-би-си, к настоящему времени выпустившая уже три минисезона под общим названием «Шерлок». В каждом по три полуторачасовых эпизода. Действие в них перенесено в наш, XXI век, где Холмс в свободное время утыкается носом не в газету Times, а в интернет, или выстукивает на селлфоне эсэмэски, а Ватсон – жертва Афганской войны.

Считают, что «Шерлок» Стивена Моффата – один из лучших в череде экранизаций на эту тему, что несмотря на то, что действие перенесено в наше время, образы героев наилучшим образом соответствуют конандойловским. Сериал 66 раз номинировался на разные престижные премии, из которых 24 раза выиграл, включая 12 премий «BAFTA» и 7 – «Эмми».

Sherlock: The Abominable Bride («Шерлок Холмс: Безобразная невеста»), о котором, собственно, и пойдет речь – фильм, стоящий особняком, внеплановый и вневременной, так сказать. Рождественский эпизод, специально приуроченный к новогодним праздникам и никак не связанный ни с тремя первыми сезонами, ни со следующим, запланированным на 2017 год. В Англии его было решено показать 1 января, ровно в полночь, а в России – на одну минуту позже – в 00:01. Какой-то острослов назвал такой подарок телезрителям очередной «бибисишной елочной игрушкой». В США фильм выйдет на экраны 5 января.

У Конан Дойля рассказа с таким названием никогда не было. Одно лишь мимолетное упоминание в «Обряде дома Месгрейвов», где Холмс и Ватсон, разбирая пачку старых дел, наталкиваются на «полный отчет о кривоногом Риколетти и его отвратительной жене». Повидимому авторы сериала посчитали, что Конан Дойль забыл развить еще один, пришедший ему на ум сюжет, и решили это сделать за него.

Так что же объединяет сериал «Шерлок» и «новогодний эпизод», кроме единого хозяина Ви-ви-си? Как-то не очень удается разобраться. Режиссер у фильма другой – Дуглас Маккиннон, но зато сценаристы, а следовательно авторы идеи те же  – Марк Гэтисс и Стивен Моффат. «Это по-прежнему наше шоу – викторианское, но по-прежнему наше, – заверяет зрителя Гетисс. – Оно не стало старомодным и медленным». А Моффат добавляет: «Это наша версия «Шерлока» в декорациях Конан Дойля. Через десять-пятнадцать минут зрители забудут, что мы поменяли время действия, они просто будут смотреть захватывающую историю про Шерлока. Такова идея».

И в сериале, и в «эпизоде» Холмса и Ватсона играют одни и те же актеры – Бенедикт Камбербэтч и Мартин Фриман. Только в сериале они одеты, как все мы, а в «Безобразной невесте» их на время отпустили обратно в Викторианскую эпоху конца XIX века. Логику уловить сложновато, но может ее просто не стоит искать.

Да и то, что может быть приятнее для современного человека, чем посмотреть в одну из первых ночей нового года на старые добрые образы любимых героев в зябком Туманном Альбионе – в котелках, цилиндрах или в неизменной холмовской шапке охотника на оленей о двух козырьках. К тому же, почти мистический сюжет «эпизода» с гуляющей по улицам кровожадной покойницей как нельзя лучше подходит для такого случая.

Обратившийся к Холмсу за помощью господин, по имени Томас Риколетти, рассказывет, что видел свою немолодую жену в старом подвенечном платье, а потом узнал, что за несколько часов до этого она покончила с собой. Дух беспокойной усопшей навещает не только Риколетти, ставшего по ее милости вдовцом, но и мстит своим обидчикам или врагам, открывая стрельбу в центре Лондона. Холмсу предстоит гоняться за призраком или привидением, чтобы откопать ту самую «собаку», что кем-то куда-то зарыта, и выяснить, действительно ли Риколетти стал жертвой потусторонних сил, или за этим скрывается нечто иное.

 Когда актерам «новогоднего эпизода» задают вопрос, как им такой бросок из XXI века в XIХ, все они почему-то отвечают, что это было очень здорово и весело. Камбербэтч так был просто в восторге от того, что носил цилиндр и мог безнаказанно попыхивать трубкой прямо в кадре, не опасаясь косых взглядов и замечаний.

Вот и Аманда Аббингтон, сыгравшая в сериале Моффата и в «эпизоде» Маккиннона супругу Джона Ватсона, Мэри, о том же: «Я была в восторге от нарядов и декораций! Из-за того, что все происходит в той эпохе, играть было безумно весело. Это самый настоящий готический хоррор, страшный и держащий в напряжении. Получилось очень оригинально и по-настоящему. Просто фантастически!» (Кстати, британская актриса Аманда Аббингтон и по жизни супруга Фримена-Ватсона, и мать его двоих детей.)

Мартин Фриман, как и большинство его лондонских коллег, актер театра, кино и телевидения. Актерское мастерство он приобрел в одном из самых престижных вузов Великобритании – лондонской Центральной школе сценической речи и драматического искусства. Ему одинаково хорошо удаются как драматические, так и комедийные роли. Настолько хорошо, что зритель его обожает. Обожает его и жена, сказавшая себе как только впервые его увидела: «Это он! Это тот, кто мне нужен!» Мартин платит ей взаимностью, признаваясь даже в интервью: «Я хотел бы прожить с Амандой до своих семидесяти». Наверное поэтому супруги часто снимаются вместе в одних и тех же шоу, постановках, фильмах.

А вот о Бенедикте Камбербэтче, играющем в сериале и в «рождественском эпизоде» Шерлока Холмса, хочется поговорить особо. Поэтому выделю его как бы в отдельную главу, или статью.

                                         Под шапкой охотника на оленей

 39-летний британский актер, с не слишком запоминающимся именем Benedict Cumberbatch (а если целиком, то и подавно: Бенедикт Тимоти Карлтон Камбербэтч), хоть и поздновато, но необычайно быстро стал набирать популярность и обороты именно благодаря роли Шерлока Холмса.

Он очень своеобразен, со специфичной фактурой и внешностью. Я бы сказала – на любителя. У меня, например, его облик ассоциируется с роботом, манекеном, а больше всего – с инопланетянином. Узкие, глубоко посаженные, пронзительной голубизны глаза на фарфоровой белизне застывшего лица. Он весь словно вырезан из слоновой кости или вылеплен из папье-маше. Как актер, он поначалу вызывает даже отторжение, поскольку ну никак не соответствует сформировавшемуся в подсознании образу того же Шерлока Холмса. Но постепенно происходит метаморфоза, и он начинает завораживать именно своей нестандартностью и скрытым внутренним потенциалом, совсем не таким, мгновенно вас покоряющим, как у Ливанова.

Рожденный в благополучной актерской семье, он получил классическое образование, начав его в привилегированной частной школе-пансионе Хэрроу с ее многовековыми традициями и всесторонним развитием учащихся. (Школа эта служит отправной точкой для многих выдающихся государственных и общественных деятелей Англии.)

Сразу по окончании Хэрроу Бенедикт на полгода (или год) улетел в Тибет и поселился в тибетском монастыре. Преподавал там детям беженцев английский, общался с ламами, присоединялся к ним во время утренней мантры Пуджа, пытался приобщиться к их древним тайнам и сверхестественным способностям. «Это было самым волшебным, что я когда-либо переживал, – однажды разговорился он. – Удивительный опыт, когда впервые у тебя достаточно времени, чтобы подумать... Я научился большему от тибетских детей, чем они научились от меня. Боже, даже тут столько всего происходит!» Говорить о своем личном Бенедикт не любитель и обычно очень изящно уходит от прямых ответов, но все же признался как-то, что считает себя буддистом по мировоззрению и по сей день, 20 лет спустя, практикует медитации.

По возвращении с Тибета он поступил в университет Манчестера на факультет драмы. А потом продолжил учебу в Лондонской академии музыкального и драматического искусства.

 

В театре Бенедикт играет с 2001 года. А жарптицу свою поймал на телевидении. То, что он большой, незаурядный актер, стало очевидно еще лет 10 назад, когда он блестяще справился со сложнейшей драматической ролью в телевизионном фильме «Хокинг», снятом по заказу ВВС. Он сыграл уникального (во всех отношениях) британского астрофизика Стивена Хокинга в его молодые годы, когда беда, обрушившаяся на ученого, еще только зарождалась, и был отмечен «Золотой нимфой» (аналогом «Оскара» в европейском телевизионном кино), как «Лучший актёр», и номинацией на BAFTA.

 Готовясь к съемкам, актер не только несколько раз встречался со Стивеном Хокингом, но и изучал материалы Ассоциации нейромоторных заболеваний, видеозаписи ее пациентов в разной стадии развития болезни. «Одной из самых больших проблем, – признается он, – было сосредоточиться на человеке с инвалидностью, которому во время длительной работы становится все труднее просто положить мел на доску.»

В 2005-м Камбербэтч был приглашен на роль главного героя Эдмунда Тэлбота в мини-сериале «Путешествие на край земли», по трилогии Уильяма Голдинга. «Нам был нужен очень хороший актер, кто-то достаточно молодой, чтобы быть убедительным в роли аристократичного, несколько неприятного героя, - позже рассказал режиссер Дэвид Аттвуд. - Но нам был нужен и тот, кто может держаться в кадре четыре с половиной часа, в каждой сцене, кто-то опытный, не только отменный актер, но и с потрясающим комическим чувством времени. Бенедикт был идеальным ответом на все это». Продюсер Линн Хорсфорд добавила: «Бенедикт был замечателен. Он был нужен нам каждый день, и он не останавливался, не жаловался. Он просто стал Эдмундом Тэлботом. И эта самоотдача передалась каждому члену съемочной группы.»

После того, как Бенедикт сыграл в «Боевом коне» майора Стюарта, Стивен Спилберг (режиссер фильма) открыл ему дорогу в Голливуд, что выразилось в участии в таких фильмах, как «Стартрек: Возмездие», «Хоббит», «12 лет рабства», «Август», «Игра в имитацию».

В «Игре в имитацию» Бенедикт перевоплотился в еще одного ученого-гения – английского математика Алана Тьюринга, одного из «отцов» компьютера, «первого хакера» времен Второй мировой войны и «одной из самых известных жертв гомофобии в Великобритании». При восьми номинациях на различные премии, включая «Оскар», он победил на кинофестивалях в Торонто и в Голливуде. В целом же фильм имел больше полусотни номинаций на самые престижные премии, из которых восемь выиграл, «Оскар» в их числе.

С 2010-го по настоящее время он занят в сериале «Шерлок». И будет занят еще, как минимум 4 года, поскольку уже в разгаре съемки очередной серии четвертого сезона. Получено добро и на пятый сезон. Бенедикт тревожится, что для зрителя отныне он, как актер, будет ассоциироваться исключительно с Холмсом. Но это не мешает ему параллельно участвовать в других проектах.

На ноябрь 2016 года запланирован выход фильма «Доктор Стрэндж», который сейчас снимается в милом его сердцу Непале. Бенедикт играет в нем главную роль – одного из самых могущественных магов на Земле...

 Хотелось бы привести несколько высказываний об этом актере в английской и американской прессе.

Человеком со множеством граней называет его The Hollywood Reporter. «Он настоящий джентльмен, а их не так уж и много, – отмечает режиссер фильма «12 лет рабства», Стив Маккуин, где Камбербэтч снялся в эпизодической роли. – В нем есть чувство собственного достоинства, этакая старомодная английскость, но не в плане консерватизма и устарелости, а в хорошем смысле. Мы давно не встречали таких людей.» 

Cопредседатель совета директоров и генеральный директор голливудского киногиганта DreamWorks, Стейси Снайдер, сообщила, что Камбербэтч занесен в топ-лист DreamWorks практически на любой проект, что невероятная способность к перевоплощению и к серьезной подготовке в каждой роли делают его одним из самых востребованных актеров мирового уровня. «Он классический, на все времена, и одновременно остросовременный, - говорит Снайдер. - Он интеллектуал, действующий интуитивно. Он притягивает вас, но в то же время сохраняет дистанцию. И это делает его особенным и абсолютно неотразимым».

Под шапкой «Absolut Smart» австрийский журнал Wiener помещает на обложке его фото с подписью: «Исключительно умный, особенный, захватывающе неповторимый, новая суперзвезда Бенедикт Камбербэтч». И дальше: «Британский актёр создаёт многоплановые образы, кого бы он ни играл. Мы легко попадаем в плен его обаяния... Почему так трудно охарактеризовать такого человека как Камбербэтч? Возможно, потому, что он не поддается однозначной классификации. Он только кажется хладнокровным. Отстраненным. Однако под внешним лоском угадывается тонкая душа огромной притягательной силы... Он очень умен и одновременно глубоко эмоционален.» Он в доли секунды переходит от одного эмоционального состояния к другому, словно по щелчку какого-то внутреннего переключателя – от ледяной холодности до вулкана, от аристократа до бунтаря...»

Дифирамбы в адрес Камбербэтча можно цитировать и цитировать. А вот его самовосприятие: «Иногда, как актер, ты стремишься к вечному. И если сможешь что-то такое нащупать для себя и не забывать об этом в моменты хаоса, то это станет якорем, дающим легкость и грацию».

 В его изысканных манерах есть что-то женственное, а в лице – бесполое. Наверное, поэтому ему часто предлагают играть женские роли, за которые он безотказно берется. А недавно Paramount Pictures предложила актеру сыграть эпизодическую роль модели-трансгендера в кинокомедии «Образцовый самец 2» (Первый «Самец» - Zoolander, вышел в 2001 году.) Безбровое, длинноволосое «нечто» не смешит, согласно жанру фильма, а скорее отталкивает, вызывая недоумение, ради чего актер, достигший такого уровня, разменял сыгранные им прекрасные образы на эту эпизодическую нелепость. Впрочем, не исключаю, что во мне говорит ханжество. (В комедии задействованы также Джастин Бибер, Уилл Феррелл, Пенелопа Крус, Мила Йовович, Дэвид Духовны, Ким Кардашьян и т.д.)

Фильм этот выйдет на экраны только 11 февраля, но оказалось достаточно и трейлера (где один раз промелькнувшего Камбербэтча спрашивают, что у него там, в штанах, «хот дог или булочка», на что тот хихикая отвечает: «Я все и сразу»), чтобы вызвать бурю негодования среди сексуальных меньшинств, потребовавших бойкотировать «Образцового самца 2». В петиции, собравшей почти 10 000 подписей, заявлен протест актеру, режиссеру и киностудии за «некорректный подход к изображению на экране лиц, не вписывающихся в бинарную гендереную систему». 

Сам Бенедикт, по жизни, вполне нормальной... ах, простите – стандартной, скажем так, ориентации. 12 лет он встречался с британской актрисой Оливией Пуле (ею была сыграна роль леди Камиллы, второй жены принца Чарльза в фильме Whatever Love Means, и секретарши Аманды в сериале «Шерлок»), но их роман кончился разрывом.

С год назад актер впервые женился. В спутницы жизни он выбрал Софи Хантер, 36 лет. Церемония бракосочетания прошла в чисто английском стиле, в старинной церкви XII века Свв Петра и Павла, на острове Уайт, что в 6 км от южного побережья Англии. Практически сразу после венчания молодожены улетели в Лос-Анджелес, где их ждал купленный накануне в Хидден-Хилс 16-миллионный дом в испанском стиле.

Хидден-Хилс – закрытая община домовладельцев, в территорию которой входит заповедник с зелёной зоной, парки для конного спорта, пешеходного туризма и с тропами для горной велосипедной езды. Говорят, Бенедикт расточительностью не отличается, но цель того стоила: «Я хочу наполнить свой дом детскими голосами и любовью», – говорит он. Многолетняя мечта актера осуществилась – он обзавелся, наконец, семьей. А несколько месяцев спустя появился на свет и его первенец. Малыша назвали Кристофер Карлтон. 

Голливуд вряд ли отпустит от себя новую звезду кинематографа. Так что дом пустовать не будет. А для пребывания в Англии супруги обзавелись вторым домом – четырехэтажным особняком на севере Лондона.

Софи Хантер – личность творческая, ищущая. В Оксфорде она овладела французским и итальянским, после чего поступила в престижную театральную школу в Париже. Софи – актриса (с Бенедиктом они познакомились в 2009-м, на съемках фильма «Бурлеск сказки»), но пробует себя на стезе театральной режиссуры, ставя спектакли и оперы. Актриса-режиссер еще и поет, и даже выпустила альбом на французском языке. Но главное ее достоинство – ум и крепкий характер, как залог долгой совместной жизни с Бенедиктом, поскольку, по его собственному признанию, любить его не просто.

 Что еще можно добавить к портрету актера... Любит рисковать жизнью, прыгая с парашютом и гоняя на мотоцикле. Презирает интернет, как «новую форму издевательств и сарказма». Не может переварить гримасы славы, обрушившейся на него после сериала «Шерлок». Удивляется, негодует, а то и страдает от того, что стал объектом назойливого внимания не только папарацци, но и оголтелых фанатов, снимающих его, например, в домашних условиях 24 часа в сутки из окна соседнего дома, и в том же режиме выкладывающих «свой улов» в интернете.

Минувшей осенью актер был приглашен в Букингемский дворец, где королева Великобритании лично вручила ему императорский Орден Командора – за выдающиеся заслуги в области драматического искусства. Так что Бенедикт Тимоти Карлтон Камбербэтч теперь уже не только классический англичанин, но и Рыцарь.

 В конце декабря на сцене лондонского театра «Барбикан» состоялась премьера «Гамлета» с Бенедиктом Камбербатчем в главной роли. «Шерлок» так высоко поднял планку популярности актера, что для того, чтобы увидеть его на сцене живьем, люди устраивали у билетных касс давку в очередях. Британские СМИ тут же окрестили спектакль «самым ожидаемым в истории».

В нарушение давно заведенных правил, зрители в зале бесцеремонно снимали Камбербэтча на свои смартфоны, отвлекая актеров и ослепляя их вспышками. Не выдержав, Гамлет-Шерлок прервал монолог и отчитал фанатов.

У Бенедикта уже вошло в традицию после спектакля обращаться со сцены к зрителям с призывами делать пожертвования в фонд помощи сирийским беженцам. На сей раз он сначала продекламировал соответствующее теме стихотворение, рассказал на примерах о тяжелой судьбе лишившихся крова и заработка людей, а потом с яростным осуждением и нецензурной бранью накинулся на британское правительство, не желающее, по его мнению, протянуть руку помощи обездоленным сирийцам. Назвав такое бездействие безобразием, он заявил, что хотел бы получить объяснения от министра внутренних дел страны Терезы Мэй.

Вряд ли подобный выпад, шокировавший публику в зале и вызвавший пересуды в прессе, следует отнести к проявлениям самодурства актера, потерявшего голову от звездной болезни. Он слишком для этого умен. Скорее всего он действительно озабочен ситуацией с беженцами и искренне жаждет помочь им, жертвуя собственные средства и присоединяясь к публичным акциям в их защиту.

Ну и, заканчивая, не могу не признаться, что лично у меня этот английский актер со странной внешностью и манерами вызывал двойственные чувства – притяжения и отталкивания. Но после того, как я посмотрела видеоклип комедийного шоу Грэма Нортона (очень рекомендую: https://vk.com/serial_sherlock/news ) с участием Джонни Деппа и Бенедикта Камбербэтча, где он строит уморительные рожицы, подражая животным, а потом, как расшалившийся мальчишка, дерется с огромным плюшевым медведем, мои симпатии однозначно на его стороне.