Кинообозрение от Элеоноры Мандалян. «В сердце моря» – историческая драма

Опубликовано: 5 декабря 2015 г.
Рубрики:

Новый 3D фильм In the Heart of the Sea («В сердце моря») зальет океанскими волнами большие экраны Америки с 11 декабря сего года. (В российский прокат он вышел неделей раньше.) Нет, это не ремейк хорошо известной легенды про Моби Дика (как может показаться по его рекламному ролику или афише, увенчанной хвостом морского гиганта), скорее – напоминание о нем. В фильме рассказывается о мужестве и выносливости людей, оказавшихся – по вине раненного ими же кашалота – в суперэкстремальной ситуации и борющихся за выживание.

Роман Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит», по которому было снято с дюжину фильмов ужасов о мстительном кашалоте – наполовину фантазия автора. У картины режиссера Рона Ховарда, In the Heart of the Sea, другой источник. В основу ее сценария лег документальный роман-исследование Натаниела Филбрика «В сердце моря: Трагедия китобойного судна Эссекс», опубликованный в 2000 году (на русский язык пока не переведенный). В нем скрупулезно описаны жуткие события, разыгравшиеся в океане почти 200 лет назад. Не погрешил перед достоверностью и Рон Ховард, сохранивший даже подлинные имена всех действующих лиц. (Кит-убийца и в романе, и в фильме безусловно присутствует, но не как главное действующие лицо, а как причина трагедии.)

Интересно, что Филбрик не только живо интересуется морем и историей парусных судов – изучает, пишет книги и статьи на высоком профессиональном уровне, но он еще и уроженец Массачусетса, живущий в том самом Нантакете, откуда отправлялось на свой последний промысел китобойное судно «Эссекс» и куда вернутся потом уцелевшие после кораблекрушения моряки.

 Вместо традиционного пересказа сюжета фильма, хочу обратиться к самой истории, нашедшей в нем художественное воплощение.

Итак, парусное судно «Эссекс» было старым, к китобойному промыслу не слишком пригодным, а команда – малоопытная. Его 29-летний капитан, Джордж Поллард Мл., был самым молодым капитаном в китобойном промысле. Его первому помощнику Оуэну Чейзу было 23 года; двоюродному брату Полларда, Оуэну Коффину, взятому им на корабль – 17; а юнге Томасу Никерсону всего 14.

Судно отправлялось на промысел из порта приписки, Нантакета (в штате Масачуссетс), плыло на юг, чтобы у мыса Горн обогнуть Южно-Американский континент и уже в Тихом океане двигаться вдоль его западного побережья на север – туда, где обитают огромные киты. На один такой рейс уходило до двух с половиной лет.

В ту злополучную для них осень 1820-го промысла не получилось. Объектом охоты стал сам «Эссекс», со всем своим экипажем в 20 человек, находившийся на расстоянии 3700 км от западного побережья Южно-Американского материка. А охоту на него открыл раненный китобоями гигантский кит, обороняясь или мстя им за жестокость. Сначала он разбил в щепы один из четырех вельботов судна, на которых китобои его преследовали, а потом атаковал и сам корабль.

Кашалот был очень крупный, метров 26 в длину. И вел он себя необычно, проявляя несвойственную китам агрессивность и тактику – то лежал неподвижно на воде, не сводя глаз с китобоев, то плыл вровень с судном. А потом вдруг, набирая скорость, пошел на таран, врезавшись в него головой. Поднырнув всей тушей под днище, он почти уложил его набок. Это был первый в истории случай атаки кита на китобойное судно.

С ненавистью во взгляде, как показалось морякам, кит отплыл, разогнался и снова протаранил судно. «Эссекс» начал тонуть. Члены команды едва успели впопыхах запастись водой и провизией и запрыгнуть в три оставшиеся бота. Как ни странно, кит не стал добивать своих палачей – хотя ему хватило бы одного взмаха хвоста – а ушел, раненый, в океан.

С этого момента жизнь для потерпевших крушение превратилась в сплошной кошмар, в борьбу со смертью, длившуюся больше трех месяцев. Моряки не рискнули высадиться на ближайшие Маркизские острова, так как опасались племен-людоедов. Решено было держать курс на материк. Но еда и вода кончились, вельботы протекали и нуждались в ремонте. Пришлось причалить к необитаемому острову Хендерсон, на котором тоже почти нечего было есть – птицы, яйца и крабы в незначительных количествах. Залатав вельботы, китобои снова двинулись в путь. Но трое из них плыть отказались и остались на острове.

Голод и жажда косили людей. Поначалу умиравших отправляли на дно океана. Но в конце концов пришлось перешагнуть через себя и пойти на каннибализм. Во время шторма одна лодка – с Оуэном Чейзом, затерялась в волнах. Спустя 90 дней после гибели «Эссекса» они были спасены британским китобойным судном «Индиан». Из шести человек в ней выжили трое.

В двух других лодках была та же картина – моряки умирали один за другим, а те, кто еще были живы, вынуждены были питаться их телами. Вторую лодку, в которой оставалось трое, унес очередной шторм. Больше ее никто никогда не видел. Скорее всего, она нашла пристанище на дне океана.

В третьей лодке, которой руководил капитан судна, Поллард, голод заставил людей тянуть жребий, кого принести в жертву, чтобы дать шанс хоть кому-то спастись. Жребий пал на 17-летнего Оуэна Коффина (которого в фильме сыграл английский актер Фрэнк Диллэйн). А потом тянули жребий, кто должен привести в исполнение эту страшную миссию...

В конечном итоге выжили двое, один из них – капитан. Их подобрали моряки китобойного судна «Дофин» в феврале 1821 года. Оба находились в невменяемом состоянии настолько, что поначалу никак не среагировали на появление долгожданной помощи, а потом в ужасе шарахнулись от тянувших к ним руки людей.

Спасенные с обоих ботов встретились в порту города Вальпараисо и сообщили о тех троих, что остались на острове Хендерсон. Судно, направленное к острову, добралось до него только месяца через два. Все трое были до крайности истощены, но живы.

Таким образом, из 20 моряков чудом уцелели восемь. Им предстояло до конца своих дней носить в себе пережитый кошмар. И, что удивительно, морю никто из них не изменил. Через несколько месяцев, оклемавшись, они снова бороздили воды океана, правда уже порознь.

Джордж Поллард заступил капитаном на китобойное судно «Два брата». Но в первый же рейс его корабль пошел на дно у Гавайских островов, а команда снова оказалась на ботах. На сей раз ему не пришлось три месяца умирать в открытом море от жажды и голода – через пять дней их подобрали. Поллард решил «завязать» с китобойным промыслом, перейдя на торговое судно, но и оно вскоре разбилось в щепы в том же районе. Упорный капитан продолжал рваться в море. Следующим должно было стать судно «Йонах», однако судовладелец не захотел рисковать и отказал «черному капитану». Остаток своей жизни Поллард работал ночным сторожем. Если верить в судьбу и в то, что случайностей не бывает, получается, что злой рок, преследовавший его, стал причиной обрушившихся на его команду бед.

Судьба старшего помощника капитана, Оуэна Чейза, оказалась к нему более благосклонной. Вернувшись домой, Чейз написал книгу обо всем пережитом, назвав ее: «Рассказ о самом необычном и ужасном кораблекрушении, произошедшем с китобойным судном Эссекс». Он снова занимался китобойным промыслом, поначалу в том же качестве, потом – капитаном, а потом и обзавелся собственным китобойным судном – «Чарльз Кэррол». Но и для него пережитый стресс не прошел бесследно. На склоне лет, уже выйдя в отставку, он не мог совладать с потребностью прятать еду на чердаке своего дома.

Исповедь Чейза попала в руки мореплавателя Германа Мелвилла на китобойном судне, по иронии судьбы, в ста милях от места разыгравшейся трагедии с кашалотом. Рукопись передал ему сын Оуэна. Заинтересовавшись прочитанным, Мелвилл отыскал Полларда в Нантакете и после общения с ним записал в своем блокноте: «Это один из самых необычных людей, которых я когда-либо встречал».

Как выяснилось значительно позже, Чейз был не единственным, кто запечатлел на бумаге все, что с ним произошло в 1820-м. Юнга Томас Никерсон, ставший впоследствии капитаном торгового флота, на закате своих дней подробно описал случившееся, озаглавив свой рассказ: «Потеря корабля „Эссекс“, потопленного китом, и испытания экипажа в открытых лодках». Сделал он это, скорее всего, для самого себя, потому что не стал никому показывать рукопись и о ее существовании долгое время вообще не знали. Лишь в 1960-м году она случайно всплыла и была опубликована...

Как все это отражено в фильме, можно узнать, посмотрев его. В каком жанре он снят? По сути их множество – боевик, триллер, драма, приключения, биография, история – органично сплетенных в очень качественное и очень зрелищное морское киношоу. Да к тому же, еще и в трехмерном пространстве, что позволяет ощутить себя «в самом сердце океана», в гуще событий, один на один с грозной стихией и гигантским разъяренным китом. Доверять качеству сей кинопродукции можно за глаза, хотя бы уже по именам задействованных в ней фильммейкеров.

 Продюсер фильма Брайан Грейзер четверть века отдал киноиндустрии, трижды был номинирован на «Оскар» как лучший продюсер и сценарист, из них один раз победил. (Грейзер и Ховард вместе работали над «Играми разума», и обоим фильм подарил заветную статуэтку.)

Еще одна марка качества – второй продюсер фильма – Джо Рот (Joe Roth). Четыре года он был председателем совета директоров компании 20th Century Fox, затем – Caravan Pictures, после чего шесть лет управлял студиями Walt Disney. В 2000 году создал компанию Revolution Studios. Такой человек, как Джо Рот, за что попало уж точно не возьмется и имя свое не подставит.

Сценаристов фильма трое. Основной из них – добросовестно-дотошный Чарльз Ливитт. До того дотошный, что студиям приходится подстраховывать его, дабы вместе с ним не загреметь под суд, когда он слишком глубоко копает очередную тему. В данном случае такими подстраховщиками, видимо, выступили Рик Джаффа и Аманда Сильвер – пара не только творческая, но и супружеская. Из их прошлых работ наиболее интересна научно-фантастическая трилогия «Планеты обезьян». Из будущих – «Аватар 3» Джеймса Кэмерона, запланированный на 2017 год.

Ну и, конечно же, режиссер, первая скрипка всего оркестра, вернее – ее дирижер. Рональда Уильяма Ховарда, больше известного, как Рон Ховард, все мы прекрасно знаем по трудам его. Этот смешной плешивый человечек шестидесяти «с хвостиком», с остатками рыжей растительности на голове и щеках, с мальчишески-умильным выражением лица, меньше всего похож на режиссера, тем более крупного. (Кстати, внешность его оказалась востребованной – как актер, он снялся, как минимум в трех десятках ролей.) Но талант не зависит от упаковки. А в таланте Рона Ховарда сомневаться не приходится. Что ни фильм – сплошные награды. Оскары, Сатурны, Золотые глобусы, BAFTA сыпятся на него, как из рога изобилия.

В числе его работ – фантастические мелодрамы «Кокон» (2 «Оскара») и Willow. Willow (что означает «ива»), снятая им по задумке и предложению Джорджа Лукаса, не только наград не получила, но и поначалу провалилась в прокате. А потом была причислена к классике кинематографа. Поехали дальше. Комедия «Родители» – 2 номинации на «Оскара». «Обратная тяга» – 3 номинации на «Оскара». Исторический фильм о неудавшейся лунной миссии, «Аполлон-13», получил 9 номинаций на «Оскара», две из которых выиграл. Еще 4 «Оскара» при 8 номинациях заработала биографическая драма «Игры разума». Потом были «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны», и еще два десятка первоклассных кинолент.

На экранизациях романов Дэна Брауна бедняга Ховард, видимо, хорошую оскомину набил. Его уже изрядно раздражал вынужденный постоянно от кого-нибудь убегать шибко умный гарвардский профессор Лэнгдон, воплощенный Томом Хэнксом. Он отказался от режиссуры в «Утраченном символе», заявив, что с него хватит Дэна Брауна, что ему не хочется повторяться – снова снимать ту же историю с тем же персонажем.

Ховард сдержал свое слово. Но ненадолго. То ли успел отдохнуть от Лэнгдона в «Утраченном символе», который снял другой режиссер, то ли его сумели уговорить, а только четвертый фильм с тем же героем и тем же актером – «Инферно» (Inferno) он с апреля уже снимает сам. (Фильм выйдет на экраны в октябре следующего года.)

 В полном соответствии с уровнем картины «В сердце моря» и задействованные в ней актеры – Крис Хемсворт, Киллиан Мёрфи, Бенджамин Уокер, Брендан Глисон, Бен Уишоу, Мишель Фэйрли и др.

В роли Оуэна Чейза полюбившийся зрителю австралийский актер Крис Хемсворт. Сниматься он начал с 19 лет у себя на родине. Приехав в столицу мирового кинематографа в 25 лет, вытянул сразу два счастливых билета... да что там – два «джекпота», выиграв кастинг на главную роль в блокбастере «Тор» и найдя свою любовь. То есть начал он карьеру в Голливуде со «Звёздного пути» (2009), но на гребень славы взлетел в облике Тора.

Потом было ещё 13 фильмов, в их числе «Белоснежка и Охотник», «Гонка», «Кибер». Но для зрителя ясноглазый, русоволосый богатырь Крис ассоциируется с Тором и только с ним, как Железный Арни – с терминатором, что неудивительно. Сколько их уже было – фильмов про бога грома, низверженного на Землю? «Тор» (2011), «Мстители» (2012), «Тор 2: Царство тьмы» (2013) и «Мстители: Эра Альтрона» (2015). А сколько еще будет? Два – наверняка: «Мстители: Война бесконечности. Часть 1» (2018) и «Мстители: Война бесконечности. Часть 2» (2019). Причем тот, что вышел в этом году («Эра Альтрона»), вошел в шестерку самых кассовых фильмов за всю историю кинематографа. Узнав про новую роль Криса в фильме «В сердце моря», его фанаты снисходительно заметили: «Что ж, Тору иногда приходится отложить свой молот и взяться за топор или гарпун».

Свою жену (испанскую актрису Эльзу Патаки) и детей (трехлетнюю дочку и двух полуторагодовалых близнецов) он просто обожает, души в них не чает, и именно они для него истинное, самое большое в жизни счастье, чтобы сохранить которое, Крис не захотел обосноваться в Лос-Анджелесе, укрывшись от вездесущих американских папарацци и фанатов у себя в Австралии, на побережье Байрон Бэй.

«Здесь, если кто-то и узнает тебя на улице, – говорит он, –не станет привлекать лишнего внимания, для них это обычное дело. Люди скажут: «О, круто», и продолжат жить своей жизнью. В Америке же готовы следовать за кумирами на другой конец света, фотографировать их, визжать от радости. В Австралии я чувствую себя обычным человеком и живу спокойной жизнью. Здесь люди уважают твоё личное пространство и частную жизнь. Мне это очень нравится».

Честно говоря, мне импонирует этот «простой австралийский парень», как он сам себя называет, сумевший подняться до звезды Голливуда, но сохранивший свою первозданную чистоту и верность приоритетам. А в приоритетах у него незамысловатые, но вечные человеческие ценности: «семья, друзья, пляж и кружка пива», от которых он, как бы высоко не взлетел, отказываться не собирается.

У Криса есть два брата – старший Люк и младший Лиам. Все трое очень похожи друг на друга, и все трое прокладывают себе дорогу в кинематограф. Но Крис пока самый удачливый среди них.

Кстати, журнал People объявил его самым сексуальным мужчиной в мире. Какова была его реакция? «Братья ухватились за этот титул, чтобы вдоволь надо мной поиздеваться, – со смехом сообщает он. – Поскольку к тому времени я был уже счастливо женат, этот титул показался мне бесполезным. Правда, я все-таки нашел ему применение: когда жена просит меня вымыть посуду, я гордо расправляю плечи и заявляю: «Как ты можешь ставить у раковины самого сексуального мужчину планеты?!»

 Второго помощника капитана сыграл ирландский актёр театра и кино Киллиан Мерфи. Из-за характерной, нестандартной внешности ему, как правило, достаются отрицательные роли (вспомним хотя бы террориста-убийцу в «Ночном рейсе»). В прессе Мерфи окрестили «идеальным злодеем». В нем действительно есть нечто этакое, отталкивающе-зловещее.

Но большинство предствительниц женского пола со мной категорически не согласятся. Иные, по их собственным признаниям на форумах, от него «балдеют», «теряют голову и сон», и даже «пускают слюни». А его актерскую игру и способность к перевоплощению считают верхом совершенства. Актер он и правда очень сильный. Образы, создаваемые им, надолго врезаются в память. Кстати, Киллиан прекрасно поет и играет на гавайской гитаре, когда-то мечтал стать рок-музыкантом, но в конце концов отдал предпочтение карьере актера.

Бенджамина Уокера, сыгравшего капитана «Эссекса», зрители наверняка еще хорошо помнят по одиозной роли Авраама Линкольна в, мягко говоря, странноватом американском фильме, с режиссером Тимуром Бекмамбетовым, «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» (2012).

60-летний ирландский актёр, режиссёр и сценарист, Брендан Глисон (показавший нам в фильме юнгу с «Эссекса» десятилетия спустя) в 2009-м сыграл Уинстона Черчилля в фильме «Навстречу шторму», за что получил «Эмми». Глисон трижды номинировался на «Золотой глобус», а также – на премии BAFTA и Европейской киноакадемии.

Во «В сердце моря» нашел отражение даже образ писателя-мореплавателя Германа Мелвилла. Его сыграл Бен Уишоу, британский актёр театра и кино – еще одна «царственная персона» на экране. В 2012 году он был Ричардом II в сериале «Пустая корона». Звездой театральных подмостков Уишоу стал в 23 года, сыграв Гамлета и Костю Треплева в «Чайке» и заработав массу наград. В кинематографе стал известен после главной роли в фильме «Парфюмер: История одного убийцы». Что касается личного фронта, то, хоть актер и хорош собой, для влюбчивых фанаток тут глухо: Бен Уишоу – открытый гей.

Упомянем еще и Тома Холланда, 19-летнего британского актера, самого последнего и самого молодого исполнителя роли «Человек-паук», с участием которого собираются снять четыре серии о тинэйджере Питере Паркере. В фильме «В сердце моря» он сыграл Томаса Никерсона – юнгу на «Эссексе», от имени которого ведется повествование и которого «30 лет спустя» сыграет Брендан Глисон.

 При съемках этого непростого – по производству и по психологизму – фильма нелегко приходилось как съемочной группе, так и самим актерам. Не обошлось без компьютерной графики. И не только из-за экстремальных ситуаций и сцен, связанных с кораблекрушением и с гигантским кашалотом. Самое трудное, говорит Рон Ховард, было показать истощение умирающих от голода членов экипажа. «Для этого актеров (по жизни крепких парней) знатно поморили голодом, посадив на строжайшую диету, а затем с помощью компьютерной графики убрали ещё по несколько килограмм.»

Особенно досталось Крису Хемсворту, который для роли «Тора», сыгранной едва ли не одновременно, усиленно набирал мышечную массу. А после съемок «В сердце моря» должен тут же снова раздаться в плечах для следующих серий «Тора».

На какие только жертвы не приходится иной раз идти актерам. Траволту и Тони Коллетт, например, заставили как-то поправиться на 20 кг. Майкл Фассбендер, весивший 90 кг, для роли в фильме «Голод» похудел до 58, превратившись в обтянутый кожей скелет. В норму актеры приводят потом себя мучительно долго, с помощью врачей-диетологов. Тони Коллетт, например, наотрез отказалась когда-либо еще повторить подобный эксперимент. Николас Кейдж заставил дантиста вырвать ему здоровый передний зуб, дабы соответствовать роли. А Киллиан Мерфи, убежденный вегетарианец, выступающий в защиту животных и их права на жизнь, для участия в фильме «Девушка с жемчужной серёжкой», вынужден был отрабатывать роль мясника на свинной скотобойне. Впрочем, на эту тему, при желании, можно написать целую книгу.

Возвращаясь к фильму «В сердце моря», нельзя не признать, что идеологически показанная в нем ситуация таит в себе некое двойственное к ней отношение. Кто они, эти несчастные, оказавшиеся на грани жизни и смерти в открытом океане? Китобои, преследующие и безжалостно убивающие безобидных, доброжелательных к человеку морских гигантов, никогда не причинявших ему вреда. В этот единственный за всю китобойную эпопею раз кит решил постоять за себя и за своих собратьев, показав человеку, кто в море хозяин. Но реальные люди, стоящие за героями фильма, не сделали никаких выводов и, как только пришли в себя, снова отправились на охоту за китами. Так что нам – людям, остается только самим себе посочувствовать.