Йоко Оно улыбается

Опубликовано: 22 мая 2015 г.
Рубрики:

"Йоко Оно: театр одного актёра". Персональная выставка в нью-йоркском Музее современного искусства.

Интерактивность, вовлечение зрителя в процесс создания предметов искусства - вот к чему всегда стремилась Йоко Оно. Об этом говорит её ранняя работа 1960-го года под названием "Картина, на которую надо наступить". Автор, стремясь к прямому контакту со зрителем, обращалась к нему с текстовыми посланиями, вставленными в раму. Внешне это очень напоминает японские каллиграфические миниатюры. Искусствоведы выделяют зелёное яблоко на пьедестале из белого плексиглаза (1966 год), инсталляцию "Половина комнаты" (1967 год), где стоят полу-стул, полу-корзина, висит на гвозде полу-шляпа...

Вдову Джона Леннона называют типичным представителем авангарда. На выставке представлены её работы 60-х годов прошлого века: арт-инсталляции, фотографии, обложки конвертов для пластинок, афиши, авангардные аудио и видеоработы, документальные фильмы...

Я спросил у куратора выставки Кристофа Шерикса: "Интерес к Йоко Оно вызван тем, что она, действительно, оригинальный художник, или тем, что она была женой Джона Леннона?"

- Вполне естественный вопрос, - ответил куратор. - В 2008 году мы получили в подарок коллекцию предметов искусства, представляющих художественное течение Флаксус. Коллекция была собрана и передана музею современного искусства МоМа Гилбертом и Лайлой Сильверман. Мы получили почти 8 тысяч объектов, из которых около ста работ Йоко Оно. Эти работы стали ядром нынешней выставки. Они раскрывают художественное мировоззрения автора, её незаурядную творческую индивидуальность, которая сформировалась как минимум за 10 лет до знакомства Йоко Оно с Джоном Ленноном. Конечно, все знают, кто она. Но мало кто знает, что до встречи с Джоном Ленноном, она уже была сформировавшимся художником и что её работы выставлялись в Европе и в Японии. Думаю она как сильная личность оказала влияние на творчество Джона Леннона, особенно после распада группы "Битлз". В начале 60-х она активно участвовала в создании новых форм искусства, соединяя в своём творчестве японскую традицию с американским и европейским авангардом. Она - интересный художник, но её творчество находится в тени славы Джона Леннона. И задача, которую поставил перед собой музей, - вывести Йоко Оно из этой тени, показать, что она сама по себе явление и что своим нестандартным, революционным языком искусства она сумела шагнуть из 60-х годов прошлого века в первую четверть 21-го.

На пресс-конференции, устроенной в день открытия выставки, зал был полностью забит американскими и иностранными корреспондентами телевидения, газет, журналов. Директор Музея Глен Лоури, а за ним кураторы Клаус Бизенбах и Кристоф Шерикс говорили о том, что работы Йоко Оно выставлялись в этом музее 44 года назад, но тогда на них мало кто обратил внимание. Спустя более 40 лет ситуация изменилась. Йоко Оно, в своей всегдашней шляпке небекрень и в тёмных очках, сказала, что свою давнюю неудачу она перенесла легко, потому что для неё главное - делать то, что она хочет, во что верит. "Будьте верными себе, ни под кого не подстраивайтесь, и слава когда-нибудь найдёт вас",- сказала она. Отвечая на вопросы, Йоко Оно говорила, что художник не должен воспевать войну, что после гибели Джона она как бы продолжает жить с ним, что её жизнь заполнена творчеством и что миссия художника делать мир лучше.

Я спросил, каков её рецепт здоровья и долголетия?

- Улыбайтесь, - ответила она. - Даже если вам плохо, даже если улыбка покажется фальшивой - улыбнитесь, и настроение станет лучше. Живите с улыбкой.

Если творчество Йоко Оно - это улыбка, если она иронизирует над собой и над миром, то под этим углом зрения её искусство можно воспринять. А иначе - "король-то голый".

...Доска с гвоздями. К доске привязан молоток... На белом столе белая шахматная доска, на которой только белые клеточки и расставлены только белые шахматы... Короткометражный фильм, в котором муха ползает по человеческому телу, а женский голос имитирует получаемое мухой удовольствие... Под стеклом 4 чайные ложечки, а название "Три ложечки"... ...Чёрная винтовая лестница, уходящая под стеклянный потолок. Работа называется "Увидеть небо". Посетители выставки с любопытством поднимались на верхнюю платформу лестницы, затем, пожимая плечами, спускались. Я бы название для этой арт-инсталляции позаимствовал у внучки Шолом-Алейхема писательницы Бел Кауфман: "Вверх по лестнице, ведущей вниз"...

Выставка "Yoko Ono: One Woman Show, 1960–1971" проходит в Музее современного искусства (МoМА) в Нью-Йорке до 17-го сентября, 2015 г.