Краткая история и причины Карабахского конфликта

Опубликовано: 20 февраля 2024 г.
Рубрики:

Наш постоянный читатель и автор Самсон Кацман в комментарии

к статье Юрия Пирумяна о Нагорном Карабахе предложил выслушать мнение

«второй стороны» конфликта. Выполняем пожелание, публикуя статью Ризвана Гусейнова.

В ней высказана «альтернативная точка зрения» на случившееся не столь

давно на Южном Кавказе. Зная наших читателей, редакция не сомневается,

что они сумеют разобраться в сложных переплетениях истории и современности,

проанализированных Юрием Пирумяном и Ризваном Гусейновым.  

 

Предыстория появления армян на Кавказе

 

История Карабахского конфликта является небольшим эпизодом в

почти 200-летней хронике соприкосновения хайского (сегодня

называющего себя армянским) этноса с кавказскими народами. Ведь

мало кто знает, что самоназванием армян является «хай», а Армению

сами же они называют «Хаястаном». То есть хайский этнос, некогда

переселившийся сначала в Малую Азию на территорию Армении, а

затем и на Кавказ, постепенно усвоил культуру древних арменов и в

итоге хайи стали со стороны соседних народов называться

«армянами».

Первым делом бросается в глаза тот факт, что ученые,

исследователи, арменисты пишут только «Историю армянского

народа», то есть историю этноса, а не историю страны -

географического ареала проживания армяно-хаев. К примеру,

грузиноведы пишут «Историю Грузии» - территории, где изначально

жили (живут) предки грузин. Азербайджановеды пишут «Историю

Азербайджана» - территории, где изначально жили (живут) предки

азербайджанцев. Отличие составления истории хайского (армянского)

народа исходит из того, что на нынешний географический ареал

своего проживания – Южный Кавказ - этот народ попал в силу

исторических событий и геополитической борьбы мировых держав на

Ближнем Востоке, в Малой Азии и на Кавказе. В сегодняшней

мировой историографии большинство ученых-исследователей

Древнего Востока сходятся во мнении, что изначальной родиной

хайского народа были Балканы (Юго-Восточная Европа).

Корифей арменистики Н.Адонц писал: в VIII веке до н.э. во

Фракии, на Балканах, объявились киммерийцы, один из «народов

моря», по определению древнеегипетских письменных памятников.

Киммерийцы, вступив в контакт с предками армян, затем увели их с

собой на восток - в Малую Азию. Именно этим путем «попутчики»

киммерийцев оказались в малоазиатской исторической области

Фригии. «Отец истории» Геродот указывал, что армяне являются

потомками фригийцев. Русский кавказовед XIX века И.Шопен также

считал, что «армяне суть пришельцы. Это - колено фригийцев и

ионийцев, перешедшее в северные долины Анатолийских гор».

Известный арменист М.Абегян указывал: «предполагают, что предки

армян (хаев) задолго до нашей эры обитали в Европе, вблизи предков

греков и фракийцев, откуда они переправились в Малую Азию. Во

времена Геродота в V веке до н.э. еще ясно помнили, что армяне

пришли в свою страну с запада». О том, что прародина армян

находится за пределами Южного Кавказа и даже Малой Азии, пишет

выдающийся русский ученый И.М.Дьяконов, который на основе

лингвистического анализа древнеармянского языка выявил, что этот

язык является индоевропейским.

Тем самым снимается выдвигаемая идея родственности языка

армян с языком древнего государства Урарту, располагав-

шегося вокруг озера Ван в Малой Азии, где намного позже появились

армяне. Дьяконов констатирует: «предок древнеармянского языка мог

быть только индоевропейским, не родственным ни хуррито-урартским

языкам, ни хаттскому, ни современным кавказским языкам, ни

семитским... поскольку древнеармянский язык не родственен языкам

автохтонов Армянского нагорья - хурритов, урартов, ясно, что он

занесен сюда извне». К такому же выводу пришел в специальном

исследовании о «докавказской родине» армян известный арменист

Г.А.Капанцян, отмечавший: «Местоположение страны Хайаса-Аззи

нужно приурочить, в основном, к пространству между верховьями

Евфрата (Кара-су), Чороха и Аракса» - то есть в Малой Азии, за

пределами Кавказа. Подобного мнения придерживаются американские

историки Джастин и Каролин Маккартни в книге «Тюрки и армяне»,

австрийский исследователь Эрих Файгл в «Правде о терроре» и

другие зарубежные ученые. Предков армянского народа – хаев,

перекочевавших с Балкан на Армянское нагорье (Восток Малой

Азии), древние мидяне и персы, жившие по соседству, называли по

имени своих прежних соседей - арменов, а саму территорию -

Арменией. Так же стали именовать новый народ и занятую ими

территорию древние греки и римляне, через которых эти названия -

этноним «армяне» и топоним «Армения» распространились в

нынешней исторической науке.

Присваивание армянской стороной культуры соседних народов

Говоря о быте, нравах, обычаях армян, исследователь М.Абегян

отмечает большое влияние на них иранской культуры: «прежде всего,

заметно в армянском языке, много уже окончательно

арменизированных персидских слов... Не говоря о многочисленных

собственных именах, можно насчитать приблизительно восемьсот

корней слов, заимствованных из персидского языка. Они касаются

различных сторон жизни и культуры, а именно: военного искусства,

быта, классов и социальной жизни, ремесел, торговли, религии,

растительного мира и т.д.». Здесь достаточно назвать армянские имена

иранского происхождения – Аршак и Трдат, Тигран и Вардан,

Артавазд и Нерсес, Арташес и Карен, Сурен и Ануш; топонимические

окончания иранского корня типа -шен, -керт, -кан, - ван, например -

Тигранакерт, Севан, Ван, Дастакерт, Пемзашен, Кировакан.

С другой стороны большое влияние на армянский язык и культуру

оказали древние греки и сирийцы. Исследователь К.Н.Юзбашян

заключает: «Роль Византии в формировании армянской культуры

исключительно велика... В области литературы можно настаивать

если не на равенстве, то на безусловной соизмеримости греческого и

сирийского влияния. Греческий язык оказал огромное влияние на

развитие лексики и синтаксиса армянского литературного языка... На

протяжении многих столетий судьбы армян в значительной мере

определялись отношениями с двумя мирами - иранским и греко-

римским, впоследствии - византийским».

В связи со сказанным выше стоит упомянуть историю создания

армянского алфавита: как доказано работами Г.Севака и

Д.А.Ольдерогге, этот алфавит в своей основе – южно-семитского

происхождения и почти идентичен с эфиопской системой письма.

Русский кавказовед В.Л.Величко заметил в начале XX века: «армяне,

народ неизвестного происхождения, с несомненно значительной

примесью еврейской, сиро-халдейской и цыганской крови...; далеко

не все, причисляющие себя к армянам, принадлежат к коренному

армянскому племени. К примеру, армянский журнал «Мурч», говоря о

значительной способности армян к ассимиляции других народностей,

указывал в конце 50-х годов (XIX века) на наличность среди армян

довольно большого процента ассимилированных цыган: Из

ассимилированных цыган-армян вышли талантливые люди.

Например, профессор Санкт-Петербургского университета

КеробеПатканьян был цыганского происхождения, монах-поэт

Аламдарьян - тоже, два из нынешних армянских писателей - тоже

цыганского происхождения, народный поэт Ганес-оглы, сочинивший

много стихов, и другие».

В связи с этим исследователь С.П.Зелинский отмечал, что армяне,

появившиеся в разное время в Карабахе, не понимали друг друга по

языку: «Главную разницу между армянами разных местностей

Зангезура (входившего в состав Карабахского ханства) составляют

наречия, на которых они говорят. Здесь чуть ли не столько наречий,

сколько округов или отдельных селений». Из вышеприведенных

высказываний русских кавказоведов XIX - начала XX веков можно

сделать несколько выводов: армянский этнос не мог быть автохтоном

не только в Карабахе или в Азербайджане, но и на Южном Кавказе в

целом. В Зангезур (ныне входящий в состав Армянской Республики),

являвшийся частью Карабаха, а также в другие регионы

Азербайджана армяне заселялись из разных стран и в различное

время. 

Прибывшие на Кавказ в различные периоды истории «армяне» не

подозревали о существовании друг друга и говорили на различных

наречиях, то есть в тот период не было понятия единого армянского

языка. Кавказоведы, говоря о наличии в Карабахе и Азербайджане

«армян-туземцев» или «коренных армян-карабагцев», подразумевают

при этом кавказских албанов, не принявших Ислам и исповедовавших

армяно-григорианскую веру, обармянившихся лишь 3-4 века тому

назад. Стоит привести мнение В.Л.Величко о Кавказской Албании:

«Эта страна, в состав которой входили и нынешняя Елисаветпольская

губерния (Гянджа), и части Тифлисской и Дагестана, была населена

народами не армянского происхождения»...

Испокон веков толерантный и гостеприимный Кавказ являлся

«тихой гаванью» для народов, бегущих от деспотизма больших

империй и религиозного преследования. Так, поэтапно, предки армян

обрели родину на Южном Кавказе, где они заняли, в том числе и

азербайджанские земли. Первая волна армянских переселенцев на

Кавказ началась после первого раздела Армении (в Малой Азии) в 387

году между Византийской и Сасанидской империями, затем процесс

переселения усилился при арабском владычестве в Передней Азии в

VII-IХ веках, а далее при сельджуках - в ХI-XII веках.

Потерявшие собственную государственность, расчлененные

Сасанидской и Византийской империями армяне стремились

воспользоваться сложившейся в связи с появлением Арабского

халифата в VII-VIII веках политической ситуацией и упрочить свои

позиции на Южном Кавказе. С помощью Арабского халифата в 704

году Армяно-григорианская церковь попыталась подчинить себе

Албанскую церковь (Южный Кавказ, Карабах), а перешедшая в руки

армянских церковных сановников библиотека албанского католикоса

НерсесаБакура была уничтожена. Арабский халиф Абд ал-Малик

Омеййад (685-705) отдал распоряжение о слиянии Автокефальной

Албанской церкви и албан-христиан, не принявших Ислам, с Армяно-

григорианской церковью. Отметим, что значительная часть народов,

входивших в албанский союз, являлись тюркскими, и насильственная

арменизация грозила им потерей религиозной и этнической

идентификации. Таким методом Арабский халифат рассчитывал

ослабить влияние тюркского фактора на Кавказе, в целом, и в

Карабахе, в частности. В тот период Южный Кавказ,в частности

Карабах являлись территорией, обширно заселенной тюркскими

народами: кипчаками и огузами, о чем подробно повествуется в

древнетюркском эпосе «Китаби Деде Горгут (Коркут)».

Но в тот период Арабскому халифату не удалось до конца

осуществить этот план, и албанам удалось отстоять независимость

своей церкви и государственности. В 715 году Арабский халиф

пожаловал податные привилегии Армянской церкви, а также

освободил «армян от коварного и вероломного племени греков

(византийцев), выселив их (армян) на Черное море и во все

прибрежные места». Ненависть же армян к грекам объясняется тем,

что «греки очень злы и неправедны и злейшие враги армян. При виде

нас, - пишет армянский путешественник СимеонЛехаци, - они

плевались и кричали: «шикли, что значит «собака», «еретик», ... греки

– исконные враги армян». Монофизитская Армянская церковь, по

причине разногласий с ортодоксальным христианством, была предана

проклятию-анафеме в 451-м году на Вселенском христианском

церковном Соборе в Халкидоне, где был представлен практически

весь тогдашний христианский мир. Армянское вероучение было

признано ересью, не имеющей никакого отношения к христианству.

По этой причине армяне постоянно ощущали на себе давление

Византийской и Римской Церквей.

В XV веке положение армян в Византии ухудшилось, и Армянская

Церковь обратила свои взоры на лояльный Кавказ, где поставила

целью создать свою государственность. Армянские первосвященники

совершили ряд поездок и написали большое количество писем к

Албанским патриархам с просьбой дать убежище им как братьям-

христианам, терпящим бедствие. Армянская Церковь, вынужденная

скитаться по городам Византии, в итоге потеряла большую часть

армянской паствы, которая перешла в католичество, тем самым,

поставив под угрозу само существование Армянской Церкви. В итоге

с позволения Албанского патриарха часть армянских сановников

около 1441 года перебралась на Южный Кавказ, на тюркские земли, в

монастырь Эчмиадзин (Три муэдзина), другое название

Которого Учкилисе (по-тюркски - Три Церкви), где получила

долгожданный покой и место для претворения дальнейших

политических планов. Стоявшие здесь издревле три албанских

святилища: Сурб Шокагат, Сурб Рип-симэ и Сурб Гайанэ - символы

дохристианского верования коренного населения Кавказской

Албании, впоследствии были превращены в армянские церкви св.

Рипсимэ, св. Гайанэ и св. Мариам (Шокагат).

Отсюда армянские эмиссары стали проникать в Карабах. Стоит

отметить, что топоним АРЦАХ, как порой именуют Нагорный

Карабах, - местного албанского происхождения и не имеет отношения

к армянам. В современном удинском языке, принадлежащем к одному

из языков Кавказской Албании, арцесун означает «сидеть, садиться».

От этой глагольной формы образовано арци - «оседлый; люди,

ведущие оседлый образ жизни». В Азербайджане и на Северном

Кавказе известны десятки географических названий с формантами

типа -ах, -ех, -ух, -ох, -их, -юх, -ых. Они свойственны именно

кавказским языкам. В Азербайджане, на территории которого

исторически проживали албанские племена, принадлежащие к

предкам азербайджанцев, до сего дня сохраняются топонимы с теми

же формантами: Курм-ух, Кохм-ух, Мамр-ух, Мухах, Джимджим-ах,

Сам-ух, Арц-ах, Шад-ух, Аз-ых. Также часть ученых утверждает, что

слово Арцах берет свое начало от арсаков - колена тюркского племени

царских саков (скифов).

При поддержке Армянской Церкви, которая опиралась на

авторитет Албанского патриаршего престола (оказавшего сочувствие

к близким по религии армянам-монофизитам), небольшими

ручейками армяне находили пристанище на Южном Кавказе.

Эчмиадзин, через торговые сделки приобретая земли тюрок-азери,

стремился расширить ареал расселения армян в регионе. Детальный

анализ истории Албании и связей с Армянской церковью прекрасно

дан в фундаментальном академическом труде специалиста по

древнеармянскому языку и истории, албановедомФаридой Мамедовой

в книге «Кавказская Албания и албаны». Мамедова, владеющая

рядом древних языков, в том числе старыми армянскими наречиями,

изучила средневековые армянские рукописи и выявила, что многие из

них написаны 200-300 лет назад, но выдаются за «древние».

Многие армянские летописи собраны на основе древних албанских

книг, которые попали в руки армянам после того, как Российская

империя в 1836 году упразднила Албанскую Церковь и передала все

ее наследие Армянской Церкви, которая и собрала на этой основе

«древнюю» армянскую историю. Мамедова скрупулезно собрала

многочисленные ошибки, компиляции и фальсификации армянских

летописцев, которые в спешке стряпали историю своего народа в

прямом смысле на могиле албанской культуры.

 

Массовое заселение армян на Кавказ

 

В течение XV-XVII вв., во времена могущественных

азербайджанских государств Ак-Коюнлу, Кара-Коюнлу и Сефевидов,

армянские католикосы писали смиренные письма правителям этих

государств, где клялись в верности и молили помочь с переселением

армян на Кавказ ради спасения «от ига вероломных османов». Таким

образом, в период противостояния между Османской и Сефевидской

империями большое количество армян переселилось в приграничные

между этими государствами сефевидские территории – в нынешнюю

Армению, Нахчыван и др.

Но период могущества азербайджанских государств сменился к

началу XVIII века феодальной раздробленностью, в результате

которой образовалось 20 ханств, где практически отсутствовала

единая централизованная власть. Наступил период расцвета

Российской империи, когда при правлении Петра I (1682-1725)

Армянская церковь, возлагавшая большие надежды на Российскую

корону в деле восстановления армянской государственности, стала

расширять свои контакты и связи с российскими политическими

кругами. Армяне в тот период понимали, что восстановить свою

государственность на прежней территории - в Малой Азии надежды

нет: там господствовала Османская империя, которая не позволила бы

отторгнуть у нее и пяди земли. А на Южном Кавказе, оказавшемся в

центре внимания Российской державы, благоволившей к армянам, у

них было больше шансов достичь желаемого. В 1714 году армянский

вардапед Минас подал императору Петру I «предложение в интересах

предполагаемой войны России с Сефевидским государством

построить монастырь на берегу Каспийского моря, который в период

военных действий мог бы заменить крепость». Главная же цель

вардапеда заключалась в том, чтобы Россия приняла в свое

подданство рассеянных по свету армян, о чем тот же Минас просил

Петра I позже, в 1718 году. При этом он ходатайствовал от имени

«всех армян» и просил «освободить их от басурманского ига и

принять в русское подданство». Завоевав Каспийское побережье, Петр

I приступил к заселению его христианскими народами, для чего

послал подпоручика Н.Толстого в 1722 году в Картли (Грузия),

разузнать, «есть ли там жители, склонные к переселению в

окрестности Дербенда и Шамахы (области населенные тюрками-

азери)».

Однако Каспийский поход Петра I (1722 год) не был доведен до

конца по причине его неудачности, и император не успел заселить

Каспийское побережье армянами, которых считал «лучшим

средством» для закрепления за Россией приобретенных на Кавказе

территорий. Но армяне не теряли надежд и посылали многочисленные

обращения на имя императора Петра I, продолжали взывать о

заступничестве. Откликаясь на эти просьбы, Петр I отправил армянам

грамоту, по которой они могли беспрепятственно приезжать в Россию

для торговли и «велено было обнадежить армянский народ

императорской милостью, уверить в готовности государя принять их

под свое покровительство». Одновременно 24 сентября 1724 года

посланному в Стамбул А.Румянцеву император дал указание

уговорить армян переселиться в Прикаспийские земли, при условии,

что местные жители «будут высланы, а им, армянам, отдадут их

земли».

Политику Петра I в «армянском вопросе» продолжила Екатерина II

(1762-1796), «изъявив согласие на восстановление Армянского

царства под покровительством России». То есть Российская империя

решила «восстановить» за счет кавказских земель существовавшее

некогда в Малой Азии (ныне Турция) всего несколько десятилетий

армянское государство. Сановниками Екатерины II был разработан

план, где указывалось «на первый случай следует утвердиться в

Дербенде, овладеть Шамахой и Гянджой, затем из Карабаха и

Сыгнаха, собрав достаточное число войска, можно легко овладеть

Эриванью».

В итоге уже в начале XIX века армяне в заметном количестве

начали перебираться на Южный Кавказ, так как Российская империя

уже завладела этим регионом, в том числе Северным Азербайджаном.

В течение XVII - начале XX веков Российская империя вела с

Османской империей восемь войн: от Азовских походов 1695-1696

годов первого российского императора Петра I до Первой Мировой

войны 1914-1918 годов, по итогам которых Россия стала владычицей

трех морей - Каспийского, Азовского, Черного - с выходом на

Средиземное море, завладела Кавказом, Крымом, получила

преимущества на Балканах. Территория Российской империи еще

более расширились на Кавказе после окончания российско-

персидских войн 1804-1813 и 1826-1828 гг. Все это не могло не

повлиять на изменение ориентации армян, которые с каждой новой

победой русского оружия все больше склонялись на сторону России.

Процесс массового переселения армян на Кавказ, в том числе в

Северный Азербайджан продолжался по-прежнему и при активном

участии двух сил - Российской империи, то есть официальных

властей, и Армяно-григорианской церкви. Переселением занялся

главнокомандующий на Кавказе генерал П.Д.Цицианов; начав этот

процесс в октябре 1803 года, он указал на желание армян «видеть

скорейшее и благоуспешное водворение в сих странах российского

владычества». Стремясь к скорейшему водворению армян на всех

завоеванных кавказских территориях, Цицианов тогда же в письме

армянскому архиерею Иоаннесу просил, чтобы тот срочно прислал

иреванских армян, уверяя в обеспечении их благоустройства. Следует

отметить, что российское правительство с целью переселения

обращалось не только к армянам, но и к другим восточным

христианам. Так, в 1804 году П.Д.Цицианов приглашал в Северный

Азербайджан 16 000 новоассирийцев (айсоров) из Персии. В

обращении к ним он писал, что, соединившись с армянами, им будет

легче противостоять преследованиям со стороны мусульман. В 1804-

1813 гг. Россия вела переговоры с армянами Османского

Эрзерумского вилайета в Малой Азии. Речь шла об их переселении на

Южный Кавказ, главным образом - на азербайджанские земли.

Дальше началось небывалое по своим масштабам и результатам

переселение армян из Турции, Персии и Ближнего Востока на Кавказ,

в результате которого в XIX-XX веках в регион было заселено свыше

1 миллиона армян, то есть около 85% нынешних армян не являются

автохтонами.

Различные историки и исследователи армянского происхождения в

своих трудах особо подчеркивают, что армянский (хайский) этнос не

имеет прямого отношения к кавказским народам и, в частности, к

Кавказской Албании и Карабаху. Так, армянский историк, профессор

Колумбийского университета Джордж (Геворк) Бурнутян пишет: «Ряд

армянских историков, говоря о статистике после 1830-х гг., неверно

оценивает количество армян в Восточной Армении (под этим

термином Бурнутян подразумевает кавказские территории к востоку

от реки Арпачай) в годы персидского владения (т.е. до

Туркменчайского договора 1828 года), приводя цифру от 30 до 50

процентов от общего населения. В действительности же, согласно

официальным статистическим данным после российского завоевания

армяне с трудом дотягивали до 20 процентов общего населения

Восточной Армении, в то время как мусульмане составляли более 80

процентов. В любом случае, до российского покорения армяне здесь

никогда не были в большинстве. Несмотря на то, что Камеральное

Описание свидетельствует об армянском большинстве в нескольких

махалах Восточной Армении, это изменение произошло уже после

эмиграции более 35 тысяч мусульман из этого региона. Таким

образом, нет никаких свидетельств армянского большинства ни в

одном округе в годы персидской администрации (до завоевания

региона Российской империей). Пожалуй, единственным местом, где

армяне составляли на местном уровне большинство, был

Карбибасарский махал, в котором располагался армянский духовный

центр Уч-килиса (Эчмиадзин).

С отъездом огромного количества мусульман, в основном,

азербайджанского населения, и прибытием сюда из Персии и

Османской империи 57 тысяч армянских иммигрантов к 1832 году

христианское население значительно выросло и сравнялось с

мусульманским. И даже после этого вплоть до начала XX века город

Иреван и регионы Карабаха оставались преимущественно

мусульманскими». (Джордж Бурнутян, «Этнический состав и

социально-экономическое положение в Восточной Армении в первой

половине XIX века» (TheEthnicCompositionandtheSocio-

Economic Conditionof Eastern Armeniainthe First Half of the

Nineteenth Century), в книге «Закавказье: национализм и социальные изменения»

(Transcaucasua, NationalismandSocialChange. Essaysin the History of

Armenia, Azerbaijan, and Georgia) подред. РональдаГригораСуни

(RonaldGrigorSuni), 1996, сс. 77-80.)

Еще один армянский историк, профессор Мичиганского

университета Рональд Суни (Ronald G. Suny) в своей книге «Взгляд на

Арарат» пишет: «С древнейших времен и в средние века Карабах был

частью княжества (в оригинале «королевства») кавказских албанцев.

Эта самостоятельная этно-религиозная группа, уже не существующая

в наши дни, была обращена в христианство в IV веке и сблизилась с

Армянской церковью. Со временем высший слой албанской элиты

арменизировался.

Когда в ХI веке Сельджуки вторглись в Закавказье, начался

процесс исламизации, результатом которого было обращение в

мусульманскую веру населения низменной части Карабаха. Этот

народ, являющийся прямым предком сегодняшних азербайджанцев,

говорил на тюркском языке и принял Ислам шиитского толка,

распространенный в соседнем Иране. Нагорная же часть (Карабаха)

осталась преимущественно христианской, и со временем карабахские

албаны слились с армянами. Центр албанской церкви Ганзасар стал

одним из епископств Армянской церкви. Отголоски же некогда

независимой национальной церкви сохранились лишь в статусе

местного архиепископа, именуемого Католикосом» (Prof.

RonaldGrigorSuny, «LookingTowardsArarat», 1993, p. 193).

Другой западный историк СвантеКорнелл, опираясь на российскую

статистику, также приводит динамику роста армянского населения в

Карабахе в XIX веке: «Согласно российской переписи, в 1823 году

армяне составляли 9 процентов от общего населения Карабаха

(остальные 91 процент были зарегистрированы как мусульмане), в

1832 году – 35 процентов, а в 1880 году достигли уже большинства –

53 процента» (СвантеКорнелл, «Малые нации и великие державы:

вопрос этнополитических конфликтов на Кавказе» (SvanteCornell,

«SmallNationsandGreatPowers: A

StudyofEthnopoliticalConflictintheCaucasus», RoutledgeCurzonPress),

2001, с. 68.

Религиозная схожесть между албанами и армянами приводила к

тому, что их часто путали и считали за одно целое, хотя это разные

этносы. С таким же успехом, к примеру, всех персов, арабов и тюрок

называют мусульманами, однако это не значит, что есть такой этнос

как «мусульмане». Поэтому не удивительно, что в некоторых

средневековых источниках населявших в те времена Карабах

кавказских албан вследствие схожести церковных обрядов ошибочно

называли армянами. В качестве аналогии можно привести также

пример ошибочного именования в наши дни иудейской части татов -

«горскими евреями», хотя, кроме общности религии, к этническим

ивритоязычным ашкенази и сефардамперсоязычные таты-иудаисты не

имеют никакого отношения. Точно так же до революции 1917 года

азербайджанских тюрок в России ошибочно называли «татарами»

(вследствие схожести языка и религии), хотя понятно, что поволжские

татары-кипчаки и закавказские азербайджанцы-огузы – это два

совершенно разных народа, хоть и родственных. Отчасти это

результат обычного незнания основ этнографии, отчасти же –

результат стереотипов. К примеру, жителей Дагестана иногда

ошибочно называют «лезгинами», хотя многонациональный народ

Дагестана состоит не только из одних лезгин. Или же вспомним, как

на Западе всех жителей СССР называли «русскими». Возвращаясь к

теме переселения армян на Кавказ, стоит также отметить, что согласно

опросам, проведенным в США в 1980-х гг., лишь 51% из 567

опрошенных американских армян, согласились считать Советскую

Армению «духовной родиной армян» (Bakalian, 1993 p. 158, 160).

Сходные настроения царят и среди французских армян (Ришардо,

1991, c. 290-291, 338-339, 345-346).

 

Плачевная судьба ханств Северного  Азербайджана

 

Однако вернемся к моменту перехода азербайджанских ханств под

юрисдикцию Российской империи, которая, тесня Персидскую и

Османскую империи, расширяла свои владения в южном

направлении. В этой сложной геополитической обстановке интересно

сложилась дальнейшая судьба Карабахского ханства, ставшего в

XVIII - начале XIX вв. ареной борьбы между Российской, Османской

империей и Персией. В конце XVIII в. особую опасность для

азербайджанских ханств представляла Персия, где в 1794 г. Ага

Мухаммед-хану Каджару тюрко-азербайджанского происхождения

удалось установить свою абсолютную власть и объявить себя шахом.

Он мечтал восстановить былое величие Сефевидской державы,

опираясь на идею объединения Кавказских земель с административно-

политическим центром в Южном Азербайджане и Персии. Эта идея не

вдохновляла многих ханов Северного Азербайджана, тяготевших к

стремительно растущей Российской империи и ее рынкам.

Каджарская опасность вынуждала азербайджанских правителей

задуматься о своей безопасности и начать поиски союзников против

надвигавшейся угрозы. В такое ответственное и сложное время

инициатором создания антикаджарской коалиции выступил

правитель Карабахского ханства - Ибрагим Халил-хан. Начались

кровопролитные войны на Карабахской земле, персидский шах

Каджар лично возглавлял походы против карабахского хана и его

столицы города Шуша. Но все попытки персидского шаха покорить

эти земли не увенчались успехом, и в итоге, несмотря на удачное

взятие крепости Шуша, он был здесь убит, после чего остатки его

войск бежали в Персию.

Победа Карабахского Ибрагим Халил-хана, позволила ему

приступить к окончательным переговорам по вступлению его

владений под подданство Российской империи. 14 мая 1805 года у

села Кюрекчай был подписан Трактат между Карабахским ханом и

Российской империей о переходе ханства под власть России, который

и связал дальнейшую судьбу этих земель с Царской Россией. Стоит

отметить, что в трактате, подписанном Ибрагим-ханом Шушинским и

Карабахским и российским генералом, князем Цициановым,

состоящем из 11 артикулов, нигде не упоминается о наличии армян. В

тот период существовало 5 албанских меликств, подчиненных

Карабахскому хану, и никакой речи нет об армянских политических

образованиях, в противном случае их наличие непременно было бы

отмечено в Кюрекчайском Трактате.

По итогам русско-персидских войн 10 февраля 1828 года между

Российской империей и Персидским государством был подписан

Туркменчайский мир. По его условиям, Азербайджан оказался

разделен на две части – Северный и Южный, а река Араз (Аракс) была

определена как демаркационная линия. Особое место занимала статья

15-ая Туркменчайского договора, которая давала «всем жителям и

чиновникам Азербайджанской области годичный срок для свободного

перехода со своими семействами из персидских областей в

российские». В первую очередь, она касалась «персидских армян».

Большую активность в организации переселения армян из Персии в

Северный Азербайджан проявил полковник русской армии, армянин

Х.Е.Лазарев, который предлагал «особый проект», в котором

говорилось о создании «автономной армянской государственности в

пределах исторической территории Северной Армении» (т.е. на

исконно азербайджанских землях).

В исполнение этого плана был принят «высочайший указ»

Российского Сената от 21 марта 1828 года, в котором говорилось:

«Силою трактата с Персией, заключенного 10 февраля 1828 года,

присоединенные к России - Ханство Эриванское и Ханство

Нахичеванское повелеваем во всех делах именовать отныне областью

Армянской». Таким образом был заложен фундамент будущей

армянской государственности на Кавказе. Переселяя армян из Персии

на Южный Кавказ, Россия тем самым решала главную задачу

колониальной политики империи: создание на завоеванной

враждебной территории опоры для своей власти, которая будет играть

роль буфера между российскими владениями на Кавказе и двумя

мусульманскими государствами - Персией и Османской империей. Не

случайно в российских документах того времени говорится: «Вообще

соглашать христиан, дабы они следовали в Нахичеванскую и

Эриванскую области, где предполагается увеличить, сколько можно,

народонаселение христианами». С этой целью был создан Комитет по

переселению, который контролировал миграционные процессы,

обустраивая переселенных армян на новых местах.

Приход Царской России на Кавказ поставил последнюю точку в

многовековом поглощении албанской культуры со стороны армян.

Как отмечает в книге «Кавказская Албания и албаны» Фарида

Мамедова, смертным приговором для албан и тюрок-христиан явился

указ 1836 года об упразднении Автокефальной Албанской церкви, ее

слиянии и подчинении Армяно-григорианской Церкви с ликвидацией

сана албанского католикоса. Слияние албанской церкви с армянской,

переход на церковную службу на армянском языке, передача

практически всех исторических документов, церковно-религиозных

книг в руки Армянской церкви, поставили точку на многовековой

культуре Кавказской Албании.

Большой поток армянских переселенцев Кавказская администрация

направляет в Карабах. О целесообразности их размещения в

Карабахской провинции писал в докладной записке И.Ф.Паскевичу

полковник Х.Е.Лазарев: «Более 1000 семейств армян из окрестностей

Мараги и Тавриза (Персия) тронулись с мест и частью достигли

провинции Нахичеванской, и почти все христиане из Урмии, Салмаса

и Хоя (Персия) готовятся к переселению. Наиболее нуждающихся

направлять в Карабаг...». В результате массового переселения армян

из Персии в 1828-1829 годах в Северный Азербайджан здесь

оказалось 35 560 мигрантов. Из них 2 558 семей или 10 000 человек

разместили в Нахичеванской провинции. В Карабахской провинции

разместили примерно 15 тысяч человек.

А к началу XX века, по свидетельству русского ученого

H.Шаврова, непосредственно принимавшего участие в мерах по

колонизации Кавказа, «из 1 млн. 300 тыс. душ проживающих в

Закавказье армян более 1 млн. не принадлежит к числу коренных

жителей края и поселены нами». Среди местностей, в которых были

размещены армяне-переселенцы, историк упоминает «Нагорную часть

Елизаветпольской губернии», то есть нынешний Нагорный Карабах.

При этом Шавров особо делает акцент на том, что: «Широко

использовав лжесвидетельство, армяне из безземельных пришельцев

захватили огромные пространства казенных земель». (Издание

русского собрания. Шавров Н.Н. «Новая угроза русскому делу в

Закавказье», СПб., 1911, стр. 59-61). Шавров также отмечал, что

«оседлое же туземное население, принадлежащее к татарскому

Адзербейджанскому племени, располагалось с давних времен вдоль

берегов Куры и Аракса и около Талышинских гор». (Указ. соч. стр.37).

Также, согласно запискам русского генерала Н.Дубровина:

«Население так называемой Армянской области значительно

пополнилось армянами - выходцами из Персии и Турции,

переселившимися в Россию разновременно и в особенности после

войны в 1828 и 1829 годах». (Собрание актов, часть II, с. 369;

Григорьев В. «Статистическое описание Нахичеванской провинции».

СПб., 1833, с. 125-127. 76. Дубровин Н. «История войны», том I, кн. 2,

СПб., 1871, с. 405.). Зелинский отмечает, что «за сорок лет (1828-1873

гг.) численность армян здесь увеличилась почти втрое». (Зелинский

С.П. «Племенной состав, религия и происхождение государственных

крестьян». - Свод МИЭБГКЗК, том 2-й, Тифлис, 1887, с. 166-170).

Таким образом, армяне перебрались на Южный Кавказ,

преимущественно в Северный Азербайджан. (Величко В.Л. «Русское

дело и междуплеменные вопросы». - Полное собрание

публицистических сочинений. Том I. СПб., 1904,с. 155-157, 169). Их

обустроили на землях бывших азербайджанских ханств -

Нахчыванского, Карабахского и Иреванского, - ибо именно здесь

российскими властями «предлагается увеличить, сколько можно,

народонаселение христианами». При этом мигрантов склоняли идти в

первую очередь в Карабах, «где они могут быть во всем обеспечены».

(Глинка С. «Описание переселения армян аддербиджанских в пределы

России». М., 1835, с. 127).

В связи со сказанным стоит еще раз напомнить, что ранее армян

было здесь мало. Так, Н.Н.Шавров писал, что в Елизаветпольской и

Иреванской губерниях прежде «армянское население было

ничтожно». (Шавров Н.Н. «Новая угроза русскому делу в Закавказье:

предстоящая распродажа земель на Мугани инородцам». СПб., 1911,

с. 59). Приведем другой русский источник, описавший территории

Карабаха после его вступления в состав Российской империи:

«Карабагское ханство ограничено: с севера Ганжою, Шекою и

Ширваном; с востока Муганской степью; с юга и юго-востока р.

Араксом; с запада Нахчыванским ханством и частию Эриванской

области. Изобилуя лесами, Карабаг получил от них и свое название,

означающее на аддербайджанском языке черный сад (выделено

нами)». (Дубровин Н. «История войны и владычества русских на

Кавказе». – СПб., 1871, том 1, книга II. Закавказье, с. 325-326).

Как видим, большое количество источников подтверждает наличие

азербайджанского автохтонного населения в Карабахе и других

территориях Южного Кавказа, а также факт массового заселения этих

земель армянами, которые являлись здесь пришлым элементом. В

противовес этим фактам армянские историки и политики выдвигают

концепцию о том, что, мол, это было не переселение, а возвращение

армян на Южный Кавказ, в Карабах откуда их выселил в XVII веке

сефевидский правитель шах Аббас. Тем самым армянская сторона

пытается представить себя пострадавшей и справедливо

возвращенной с земель, откуда их, якобы, изгнал шах АббасI. Но если

обратиться к источникам и рукописям того периода, то раскрывается

еще одна ложь армянской пропаганды о массовом изгнании армян с

Кавказа.

Уже много позже, в российской и европейской историографии

упрочнилась ложная концепция о том, что это было не переселение на

Кавказ, а «возвращение потомков армян, некогда насильно

выселенных отсюда» в массовом порядке Сефевидским правителем

шахом Аббасом в начале XVII века, когда шли кровопролитные войны

между Османской империей и азербайджанской Сефевидской

империей. Согласно иранским архивам, в частности, историку

НасруллаФальсафи, в общей сложности шах Аббас переселил в Иран

12 тысяч семей из Нахчывана, Джульфы и Иревана без указания этно-

конфессиональной принадлежности переселяемых. То есть в числе

этих 12 000 семей были не только армяне, но и другие народы.

Более подробно темы переселения армян коснулся в своих трудах

советский историк-востоковед И.П.Петрушевский в своем труде

«Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и

Армении в XVI - начале XIX вв.». (Изд-во Лен. Гос. Университета

имени Жданова, Ленинград, 1949 г., стр. 130-131). В предисловии

книги автор пишет: «Мы называем Азербайджаном обе части страны,

населенные народом, говорящим на азербайджанском языке, поясняя

в каждом отдельном случае, имеем ли мы в виду северный (ныне

советский, в XVI-XVIII вв. - Ширван и Карабаг) или южный (ныне

иранский) Азербайджан». (Ук. Соч., стр. 4)

И.Петрушевский, ссылаясь на армянского хрониста XVII века

АракелаТебризского, отмечает: «Как известно, после изгнания из

стран восточного Закавказья турецких войск и вторичного завоевания

этих стран кызылбашами (Сефевидами – Р.Г.), в начале XVII в. шах

Аббас I предпринял массовые выселения жителей из этих стран в

Иран. Первоначально (в 1605-1606 гг.) эти выселения мотивировались

военными соображениями, - необходимостью обезлюдить и

опустошить территории, через которые турки пытались предпринять

новое большое наступление». (рассказ АракелаТебризского,

Collection, т. L стр. 298-305; Тарихи-'алемарай-и'Аббаси, лит., стр. 466,

цит. рук., ч. II, л. 359 и сл. 3)

Но позднее, уже после заключения перемирия с Турцией (в 1612

г.), эти выселения, производившиеся несколько раз, уже прямо носили

характер репрессивной меры. Согласно визирю шаха Аббаса,

историку ИскендеруМунши, (Там же, лит., стр. 622, цит. рук., ч. II, лл.

725-726) в 1023 г. х. (1614/5 г. н. э.) массовое выселение из Ширвана и

Карабага коснулось двух категорий населения, без различия [252 -

253] религии и народности: 1) тех из «людей Ширвана и Карабага и

кочевников (иль вауймакат) тамошних, которые добровольно избрали

[для себя] службу румийцам (т. е. османским туркам) или,

соединившись с румийцами, стали обладателями должностей (сахиб-и

мансаб) у них, ибо они не заслуживают доверия, и пребывание их в

тех пределах для победоносной державы не полезно», (Тарихи-

'алемарай-и'Аббаси, лит., стр. 622, цит. рук., ч. II, лл. 725-726); 2) тех

ра'ийятов, которые самовольно покинули свои старинные места

поселения.

То есть, фактически, массовому переселению и жесточайшим

репрессиям подверглись вовсе не армяне, а часть азербайджанского

коренного населения, поддержавшего османскую оккупацию

сефевидских земель Азербайджана. Этот факт подтверждает и

армянский хронист АракелТебризский.

По этому поводу И.Петрушевский констатирует: «Руководить

принудительным переселением «людей Карабага» был назначен

Исфендийяр-бек из кызылбашского племени арабгирлу-шамлу,

который вывел около 15 тысяч семейств (ханэвар) в Мазандаран.

Кочевое племя ахмедлу «из улусов Карабага» пыталось уклониться от

выселения и навлекло на себя шахский гнев: «упрямцы» были

вырезаны, их имущество разграблено. (Там же. Ср. У

Аракела Тебризского, Coll., т. I, стр. 315.) Из этого рассказа можно

заключить, что самовольное переселение ра'ийятов на новые места

поселения (в данном случае - из Ширвана и Карабага в Кахетию)

считалось незаконным актом, и ра'ийяты, покинувшие свои старинные

места поселения, подверглись той же репрессии, что и сторонники

Турции и политически неблагонадежные элементы».

И.Петрушевский отмечает, что армянский хронист

АракелТебризский, приводя подробности «выселения армян «из

областей Еревана, Ганджи, Тебриза, Ардебиля и всего «Атрпатакана»,

(Азербайджана – Р.Г.), произведенного шахскими властями в 1067 г.

арм. э. (1618 г. н. э.)», говорит, что «шахские чиновники в каждой

местности производили розыск с целью выяснения, какие из местных

жителей были уроженцами и исконными ее обитателями, жившими

здесь из поколения в поколение, и какие из жителей переселились из

других местностей».

То есть армянский хронист АракелТебризский описывает

выселение армян из азербайджанских городов Эривана, Гянджи и др.

и особо отмечает, что выселены были те, кто, воспользовавшись

турецко-сефевидскими опустошительными войнами, заселился из

Ирана в вышеуказанные азербайджанские города и местности.

Коренных жителей шахские чиновники не тронули, а все те,

которые покинули раньше свои первоначальные места поселения и

были обнаружены в других местностях, были назначены к выселению

в Иран.

Петрушевский особо отмечает: «Аракел говорит только об

армянах, но из рассказа ИскендераМунши, хорошо осведомленного о

событиях, происходивших в странах Закавказья, мы знаем, что

выселение, как мера репрессии по отношению к тем, кто покидал

коренные места поселения, распространялось как на армян, так и на

мусульман, т. е. азербайджанцев.

Из других сообщений нарративных источников видно, что -

шахское правительство, стремясь сохранить податное население на

тех местах, где оно было включено в податные списки, принимало

меры против массового бегства жителей в случае эпидемий и

стихийных бедствий. Историограф Надир-шаха - Мухаммед-Казим,

состоявший в юности вместе со своим отцом на шахской службе в

Азербайджане, рассказывает, что во время чумы в Азербайджане в

1737 г. многие из ра'ийятов и кочевников разбежались, «и родитель

сего презренного (т. е. автора), согласно приказу сахиб-кырана нашего

времени, (Сахиб-кыран (араб.) - «обладатель созвездий», т. е.

«рожденный при сочетании двух счастливых созвездий», - обычное у

мусульманских хронистов прозвание Тимура, которое льстивый

Мухаммед-Казим переносит и на Надир-шаха) разбежавшиеся

(мутафаррикэ) семейства из племен гезэ-киляни и шамсаддинлу

(азербайджанские племенные союзы, жившие вокруг Гянджи – Р.Г.),

которые, расселившись, поселились в округах Ганджи и Карабага,

переселил и отправил на первоначальные места поселения».

По всей видимости, именно ложная трактовка переселенческих

процессов XVII века, преподносимых зачастую как выселение сугубо

армянского населения с Кавказа, и стало причиной массового

заселения армян в XIX-XX вв. на азербайджанские земли в период

российского владычества в регионе. То есть сформированный наспех

миф о ссылке большого количества армян в Иран стал оправданием и

обоснованием массового заселения армянами азербайджанских земель

и всего Кавказа. К тому же если шах Аббас выселял армян с Кавказа, с

Северного Азербайджана - в Иран, в Южный Азербайджан, то

российское самодержавие вселило обратно армян также из других

областей Ирана, и даже Турции и Ближнего Востока, тогда как их

предки не имели никакого отношения к Кавказу вовсе. В итоге вместо

нескольких тысяч армян, некогда выселенных шахом Аббасом вместе

с большим количеством азербайджанских тюрок, российское

самодержавие спустя 200 лет заселило обратно на Кавказ свыше 1

млн. армян из Малой Азии и Ближнего Востока.

В Нагорном Карабахе армяне уничтожают

азербайджанское культурно-историческое наследие

Сегодня боль карабахцев, потерявших родных, близких и родные

очаги в результате армянской агрессии усиливается тем, что

армянские оккупанты уничтожили в Нагорном Карабахе и

прилегающих к нему 7 районах, практически, все населенные пункты,

архитектурно-исторические объекты, мечети и памятники

азербайджанской культуры. Не пожалели даже кладбищ, побеспокоив

покой усопших и сровняв с землей могилы азербайджанцев.

А ведь в Нагорном Карабахе, только вокруг азербайджанского

города Шуша было 37 азербайджанских сел, где было 21 большое

кладбище. В самом городе Шуша было два больших азербайджанских

кладбища: «Мирза Гасан» и «Мир Фасех». Имелись кладбища вокруг

старых мечетей ЮхарыГёйхар-ага и АшагыГёйхар-ага в центре города

Шуша, которые ныне разрушены. Древние кладбища были в селах

Гайбалы, Гушчулар, Зарыфлы, Сафи Ханлар, Халфалы, Ханалы,

Гушчу и др. Уничтожаются азербайджанские кладбища, которые были

вокруг практически каждой мечети в Нагорном Карабахе, в местечке

ДжыдырДюзю, вокруг мавзолея Молла Панах Вагифа, а также ниже

города Шуша.

В Интернете, используя программу GoogleEarth, можно увидеть на

снятых из космоса фотоснимках разрушенные, опустевшие

азербайджанские города, села, мечети и кладбища, вдоль всей

оккупированной азербайджанской земли. Черными зияющими

пятнами выглядят из космоса кладбища вокруг сел Туг, Ахыллы,

Салакетин, Гарабаглы, Амралылар, Муганлы и других населенных

пунктов Ходжавендского района. В центре города Ходжавенд

(Мартуни), куда армяне были переселены в 1930-е годы, находилось

древнее кладбище и мавзолей Ашыглы Гоша Гумбез, которые армяне

разрушили в 1989 году. Кстати, недалеко от города Ходжавенд, в

прифронтовой полосе находится древнейшее кладбище у местечка

Наргизтепе, где похоронены огузские ханы, а также Гараджа Чабан, о

котором рассказывается в эпосе 7 века «Китаби Деде-Горгуд». В

местечке «Фындыглыястан» было древнее азербайджанское

кладбище, возраст некоторых могил на котором превышает 2500-3000

лет. Этот список армянского вандализма можно еще долго

продолжать.

Сегодня, некогда переселившиеся в этот регион армяне создали

свою вымышленную мифологизированную «древнюю» историю,

которой оправдывают вандализм и зверства по отношению к

азербайджанскому народу и его культурно-историческому наследию в

Карабахе. А все началось с того, что правители азербайджанских

средневековых государств в различные периоды предоставляли

широкие льготы и оказывали поддержку просителям из числа

руководителей армянских общин, поселившихся в Карабахе.

В XV веке Карабах входил в состав Азербайджанских государств -

Каракоюнлу (1410-1467) и Аккоюнлу (1468-1501). В период

правления Каракоюнлу произошло событие, которое отразилось на

последующей истории Карабаха. Род бывшего албанского правителя

ГасанаДжалала (Джалалиды) в одной из областей Карабаха получил

от шаха Джахан шаха Каракоюнлу титул «мелика» - мелкого

поместного владетеля. Впоследствии владения рода Джалалилдов

разделились на пять албанских феодальных княжеств – так

называемых меликств Хамсе (Гюлюстан, Джараберд, Хачен, Варанда,

Дизаг). Именно поэтому армянский историк Раффи в своей книге

«Меликства Хамсы», говоря о меликах Карабаха, отмечает, что кроме

албанских правителей Хачена из рода Гасан-Джалала, остальные

четыре мелика не являются карабахцами и пришли сюда из других

мест.

В период правления Надир шах Афшара, свергнувшего последнего

правителя Сефевидов Аббаса III (1736-1747), начались репрессии

против Гянджа-Карабахского беглярбекства, отказавшегося признать

на Муганском съезде Надир шаха законным правителем. В частности,

с целью ослабления Гянджа-Карабахского беглярбекства, Надир шах

укрепил позиции пяти албанских меликов Карабаха, что и послужило

в дальнейшем толчком к их сепаратизму.

Со смертью Надира его государство распалось, в Азербайджане

образовались местные государства - ханства. Другими словами,

Азербайджан посредством ханств в очередной раз восстановил свою

независимость. На территории Азербайджана возникло около 20

ханств.

Основоположником Карабахского ханства, получившего

независимость после распада империи Надира шаха Афшара, был

один из выдающихся государственных деятелей Азербайджана Панах

Али бек Джаваншир. Он родился в карабахском селе Сарыджалы.

Историк XIX века Мирза Джамал, бывший визирем Карабахского

ханства, писал: «Покойный Надир шах, после взятия Карабахской,

Гянджинской, Тифлисской и Ширванской областей, привлекая к себе

мужественных и деятельных людей из этих мест и включая их в круг

приближенных слуг, обеспечивал содержанием, почетом и карьерой.

В том числе взял он к себе и Панах хана, известного в своих краях и

снискавшего славу под именем Панахали бека Сарыджалы

Джаваншира, отличавшегося в любой работе, побеждавшего на

войне и в сражениях своего противника и, в особенности,

проявившего мужество в войнах покойного Надир шаха с румийцами

(имеются ввиду войны против Османской империи в 30-х годах XVIII

столетия)». (Мирза Джамал Джеваншир Карабагский. «История

Карабага», перевод А.Берже, газета «Кавказ» (No 61, 62, 65, 67, 68, 69),

Тифлис, 1855 г).

Напомним, что после Муганского съезда Надир шах начал

расправу с карабахцами, не признавшими его власть, и ссылал их в

Афганистан и Хорасан. Выступивший против этих действий брат

Панах Али бека - Фазлали хан был казнен по приказу Надир шаха.

Будучи очевидцем всего этого, Панах Али бек при первой

возможности с несколькими родственниками и приближенными во

время пребывания шаха в Хорасане в 1737-1738 годах бежал в

Карабахскую область. Узнав о его побеге, шах послал за ним гонцов.

Однако поймать его им не удалось. Надир шах направил

Азербайджанскому наместнику, правителям Гянджи, Тифлиса и

Ширвана беспрекословные указы о задержании Панах Али – однако

все это оказалось бесполезно.

Итак, еще при жизни Надир шаха Панах Али бек уклонялся от

подчинения, совершал попытки самостоятельно править Карабахом,

который был его Родиной. После смерти Надир шаха на Карабахской

земле возникло самостоятельное Азербайджанское государство -

Карабахское ханство, которое долгий период времени играло

ключевую роль в политической, экономической и культурной жизни

Кавказа и соседних регионов.

Как отмечает историк Мирза Джамал: «...за все время правления

Панах хана, длившееся двенадцать лет, победы, успех, счастье и

богатство всегда сопутствовали ему. Большинство вилайетов

Азербайджана были подвластны и повиновались ему».

Карабахский хан делал все возможное для объединения

азербайджанских земель на этом и другом берегу реки Араз ( ныне

Северный и Южный Азербайджан), преодоления раздоров между

азербайджанскими правителями и восстановления былой мощи

азербайджанского государства. Однако начало российской экспансии

в регионе и присоединение азербайджанских земель к царской России

и последовавшее в 1806 году подлое убийство Ибрагим Халил хана и

его семьи со стороны русского гарнизона крепости Шуша, положили

конец этой миссии карабахского хана. И только спустя век, в 1918

году, азербайджанскому народу выдался великий шанс восстановить

свою государственность, и была создана первая на Востоке

республика – Азербайджанская Демократическая Республика ( АДР),

просуществовавшая всего два неполных года. Затем Азербайджан

вновь лишился независимости и почти 70 лет находился в составе

советской империи, падение которой вновь позволило восстановить

Азербайджанскую Республику.

Все эти процессы, пережитые войны, репрессии, этнические чистки

и кровопролития не смогли сломить свободолюбивого духа

азербайджанского народа, который всегда был и остается государство

образующей силой региона Кавказа и гарантом стабильного

процветания всех народов региона. Мир, стабильность и процветание

приходили на Кавказ, когда азербайджанский народ становился

объединительной силой региона и гарантом спокойствия. Это

понимают народы Кавказа, это хорошо знают и враги кавказских

народов, которые всегда стремятся нанести удар по Азербайджану,

тем самым ввергнув в хаос и кровопролитие весь регион.

Азербайджанский народ, объединяющий в себе около сотни этносов и

народностей, всегда брал на себя ответственность за судьбу и

процветание региона и сегодня готов и далее выполнять эту великую

миссию любой ценой. Превратить Южный Кавказ в один из

процветающих и стабильных уголков мира.

  

Комментарии

Невероятно подлая лживая публикация

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки