Циничная сделка: об истории вхождения Нагорного Карабаха в состав Азербайджана. Часть 1

Опубликовано: 13 февраля 2024 г.
Рубрики:

 

Когда 20 февраля 1988 г. депутаты Областного совета Нагорно-Карабахской Автономной области (НКАО) Азербайджанской ССР в полном соответствии с Конституцией СССР обратились к Верховным Советам Азербайджанской ССР, Армянской ССР и СССР с просьбой о присоединении НКАО к Армянской ССР, они вряд ли предполагали, что их законная просьба может привести к войне. 

Но случилось именно это. 

Хотя в Ереване к просьбе депутатов Областного совета НКАО отнеслись положительно, в Баку и в Москве ее отклонили. В следующие три-четыре года вокруг карабахского вопроса было сломано немало копий военно-дипломатического характера. А после провала августовского путча 1991 г. и объявления независимости Азербайджана в столице НКАО Степанакерте 2 сентября 1991 г. было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики в составе СССР. 

В ответ уже в конце сентября 1991 г. Азербайджан начал локальные военные действия против Нагорно-Карабахской Республики, которые после развала СССР в декабре 1991 г., постепенно переросли в крупномасштабную азербайджано-карабахскую войну. Она была прекращена 12 мая 1994 г. в результате подписанного бессрочного соглашения о прекращении огня между Азербайджаном, с одной стороны, и Арменией и Нагорно-Карабахской Республикой, с другой.

Несмотря на «бессрочность» соглашения Азербайджан 24 сентября 2020 г. развязал новую войну против армянского населения Нагорно-Карабахской Республики и оккупировал ее значительную часть. 

 Агрессия Азербайджана была приостановлена подписанием 9 ноября 2020 г. трехстороннего мирного соглашения между Азербайджаном, Армений и Россией. По этому соглашению, в частности, в неоккупированной Азербайджаном части Нагорно-Карабахской Республики должны были быть размещены российские войска. Их мандат действовал до 9 ноября 2025 г.

Но и это мирное соглашение Азербайджан нарушил 19 сентября 2023 г.: начал ничем неспровоцированное наступление на оставшуюся неоккупированной часть Нагорно-Карабахской Республики. В результате к 1 октября 2023 г. практически все 120-ти тысячное армянское население Нагорно-Карабахской Республики покинуло ее пределы. 

Мировое цивилизованное сообщество ХХI века в очередной раз отодвинуло на задний план принцип права наций на самоопределение, ограничившись проявлением пресловутой «озабоченности», в то же время не забывая напоминать, что Нагорный Карабах, на части которого была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика, является территорией Азербайджана. 

Таким образом внутри непростого замкнутого круга двух принципов, «права наций на самоопределение» и «нерушимости государственных границ», первый принцип оказался в явном подчинении второму. Хотя по логике вещей, принцип права наций на самоопределение должен быть поставлен во главу, поскольку речь идет о людях, а не о территории. Сначала всегда люди – это основополагающая ценность мирового цивилизованного сообщества ХХI века. 

Агрессивность Азербайджана по отношению к армянам Нагорного Карабаха не случайна и уходит корнями в историю столетней давности. 

А потому самое время вспомнить, как и когда появилось это государство – Азербайджан, и как это государство с самого начала строило свои отношения с армянами Нагорного Карабаха.

Самое время вспомнить, от имени какого советского органа, уже после окончательной советизации Закавказья в 1921 г., было принято решение о вхождении Нагорного Карабаха в состав Азербайджана.

И, наконец, самое время вспомнить, кто конкретно были те люди, которые приняли это решение и как они его приняли, заложив мину замедленного действия под взаимоотношения азербайджанцев и армян Нагорного Карабаха. 

Начнем с первого вопроса: как и когда появилось государство под названием Азербайджан? 

Возможно, многих читателей удивит то обстоятельство, что до 28 мая 1918 г., даты провозглашения независимого Азербайджана, мировое цивилизованное сообщество никогда не слышало о таком государстве «Азербайджан». Как не слышало оно и о таком народе - «азербайджанцы».

Предки «азербайджанцев», тюркские кочевые племена, впервые появились в прикаспийских районах Закавказья в ХI в. Постепенно они продвигались на запад и, в частности, распространились на территории междуречья Куры и Аракса, равнин так называемой Кура-Араксинской низменности.

 Когда-то равнины Кура-Араксинской низменности, ограниченные на западе горами и предгорьями Малого Кавказского хребта, входили в состав восточных провинций Великой Армении. 

Приход тюркских кочевников в ХI в. не сильно изменил демографическую картину в этом районе Закавказья, и армяне продолжали составлять там большинство. Однако, в ХIV в., уже после монгольского нашествия, за счет новых волн тюркских пришельцев численное соотношение между армянами и тюрками стало меняться и в некоторых местах смешанного проживания армяне стали составлять только относительное большинство. 

К этому времени и появилось название «Карабах» (от тюркского «кара» - «черный» и от персидского «бах» - «сад») для всей территории, включавшей горы и предгорья Малого Кавказского хребта и равнины Кура-Араксинской низменности.

Горы и предгорья Малого Кавказского хребта стали называть Нагорным Карабахом, а часть территории Кура-Араксинской низменности, примыкавшей на востоке к Нагорному Карабаху, получила название Карабахская равнина, или «Равнинный», или «Нижний» Карабах. Иногда можно встретить название «Низменный» Карабах. 

К началу ХVI в., тюркские кочевые племена расселились на всей Кура-Араксинской низменности, достигнув на западе Нагорного Карабаха. 

Своей письменности они не имели, попали под влияние Ирана, приняв шиитскую ветвь ислама. Главным занятием тюркских кочевников было скотоводство. 

Тогда же начинается борьба между двумя могущественными мусульманскими державами Ираном и Турцией за обладание историческими армянскими территориями Закавказья. 

Обе стороны не щадили армянское население в этой борьбе. Большой урон потерпели армянские жители Закавказья, когда шах Аббас I в 1604 г. угнал в Иран около 300 тысяч армян. В результате численное соотношение между армянами и тюрками продолжило изменяться в пользу тюрок. 

Нагорный Карабах в этом смысле был исключением: до середины ХVIII в. он не видел на своей территории ни одного мусульманина. Со временем некоторая часть тюрок проникла вглубь Нагорного Карабаха, особенно в его северные районы, но в южных районах Нагорного Карабаха армяне продолжали составлять абсолютное большинство. 

Приход России в Закавказье в 1828 г. ознаменовал новый этап в развитии края, несколько изменив образ жизни местных тюрок, которых в России стали называть «кавказскими татарами», а зачастую просто «мусульманами». Хотя в Закавказье проживали и другие мусульманские народы, в частности, дагестанцы, курды, талыши и таты.

Термин «кавказские татары» сохранился до принятия в СССР так называемой «сталинской» конституции 1936 г., когда официально ввели термин «азербайджанцы».

После установления в Закавказье российского правления часть кавказских татар перешла на оседлый образ жизни и стала заниматься выращиванием овощей и фруктов. Но их культурный уровень на протяжении почти всего XIX в. оставался низким. Вот что, в частности, писал о кавказских татарах известный британский ученый-путешественник Х.Ф.Б. Линч, побывавший в конце ХIХ в. на исторических армянских территориях в России и в Турции: 

«В деревне они (кавказские татары. – Ю.П.) уже оставили кочевой образ жизни и составляют зажиточный класс поселян. В городе Эривани (с 1936 г. Ереван. – Ю.П.), где они численностью своей сравнялись с армянами, многие из обширнейших садов принадлежат татарским семьям, и многие из самых богатых торговых домов находятся в руках татар… С другой стороны, мы не без сожаления должны отметить их незначительный прогресс в деле народного образования, к которому русское правительство открыло им доступ» (Линч 1. С. 577).

Плоды русского культурного влияния в среде кавказских татар начали заметно сказываться в первом десятилетии ХХ в. Возник тонкий слой образованных людей, среди которых были и выпускники Санкт-Петербургского, Московского и иных университетов. С ними к части кавказских татар пришли понятия об основах политической культуры и, в частности, о национальном самосознании. В 1911 г. возникла партия «Мусават» (в переводе с арабского языка «Равенство»), а затем образовались несколько других мусульманских политических организаций. 

Февральская революция вызвала подъем национального самосознания в отдельных частях Российской империи, который после большевистского переворота 8 ноября 1917 г. (здесь и далее все событийные даты приведены по новому стилю) только усилился. 

Этому усилению способствовали сами большевики, провозгласившие краеугольным камнем своей национальной политики принцип права народов на самоопределение. Однако, следование советского правительства этому принципу было своеобразным. Оно рассматривало приобретение народами независимости, как этап в процессе осуществления концепции мировой революции. В результате должны были появиться государства советского типа.

 Большевики собирались осуществлять концепцию мировой революции насильственно-комбинированным методом. На первом месте была пропаганда среди местного населения. Затем организация волнений и восстаний под руководством так называемых «профессиональных революционеров». И, наконец, прямое вторжение советских войск на ту или иную территорию. 

С точки зрения советских руководителей, мусульмане являлись наиболее удобным инструментом для осуществления концепции мировой революции, по крайней мере на Востоке, поскольку, следуя религиозным предписаниям были особенно склонны к признанию над собой любой сильной власти («ислам» в переводе с арабского языка означает «покорность»). 

В этом смысле весьма характерно «Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 3 декабря 1917 г., подписанное Лениным, как Председателем Советского правительства, и Сталиным, как Народным комиссаром по делам национальностей. 

«Обращение…» содержало призыв к мусульманам поддержать революцию, то есть большевистский переворот, и советское правительство. Наряду с призывом в «Обращении…» был и такой пассаж, свидетельствовавший о своеобразной приверженности советского правительства принципу права народов на самоопределение:

 «Мы заявляем, что договор о разделе Турции и отнятии у нее Армении порван и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, армянам будет обеспечено право свободно определить свою политическую судьбу» (Документы СССР 1. С. 35). 

Признавая принцип права народов на самоопределение, Ленин и его соратники (с конца декабря 1917 г. вместе с партией левых эсеров), видели его осуществление только через призму советизации. В частности, советизации Закавказья, о чем свидетельствует, например, следующее сообщение, появившееся 6 января 1918 г. в газетах «Правда» и «Известия»:

«Степан Шаумян, член Центрального Комитета Партии Большевиков, Председатель Бакинского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, назначается временным Чрезвычайным Комиссаром по делам Кавказа, впредь до образования краевой Советской власти на Кавказе» (Декреты революции. С. 359).

Если в Баку и прилегавших к нему нескольких районах власть принадлежала Бакинскому Совету, этакому «зародышу» советской власти, преобразованному 25 апреля 1918 г. в правительство Бакинской Коммуны, то на остальной территории Закавказья с 23 февраля 1918 г. власть осуществлял другой орган – Закавказский Сейм.

Нарушение Турцией 12 февраля 1918 г. перемирия на Кавказском фронте привело к тому, что к началу апреля 1918 г. ее войска вышли к границам Закавказья и начали вторжение на его территорию.

Турция требовала от Закавказского Сейма выполнения условий Брестского мира, заключенного 3 марта 1918 г., по которым, к ней, в частности, должны были отойти исторические армяно-грузинские территории, с 1878 г. включенные в состав России: округа Карса, Ардагана и Батума. 

Под давлением Турции Закавказский Сейм в конце концов был вынужден согласиться на эти условия, а для продолжения переговоров Турция настаивала на отделении Закавказья от России и провозглашения им своей независимости. В результате 22 апреля 1918 г. образовалась Закавказская Демократическая Федеративная Республика, но под влиянием внутренних противоречий и военных неудач в конце мая 1918 г. она распалась на три независимых государства: Азербайджан, Армению и Грузию. Во избежание упреков в каком бы то ни было предпочтении здесь и далее приводим названия этих трех закавказских государств в алфавитном порядке. 

Так впервые на мировой сцене появилось государство под названием Азербайджан. 

Турция была особо заинтересована в его создании. Она рассматривала Азербайджан, как будущего союзника при осуществлении доктрины пантуранизма, столь же амбициозной программы по идеологической составляющей, как концепция мировой революции. Хотя географическое пространство для осуществления доктрины пантуранизма было намного меньше: не весь мир, а только территория далекой страны Турана - прародины всех народов тюркской языковой группы. 

По представлениям сторонников этой доктрины, получившей название «Путь в Туран», страна всех тюрок должна была простираться от западных рубежей малоазиатского полуострова до границ Китая и объединять под эгидой Турции, как самого сильного тюркского государства, такие территории России, как Крым, Закавказье, Поволжье, Среднюю Азию и некоторые районы Восточной Сибири. 

Несмотря на кажущееся внешнее различие, идеологи концепции мировой революции и доктрины пантуранизма при практическом осуществлении своих геополитических представлений на территории Закавказья использовали одинаковые насильственно-комбинированные методы: пропаганду, организацию волнений и восстаний, военное вторжение на территорию. 

Сразу обосноваться в Баку, провозглашенном столицей Азербайджана, но находившемся под властью правительства Бакинской Коммуны, у азербайджанского правительства не получилось. В ожидании лучших времен оно было вынуждено с начала июня 1918 г. довольствоваться пребыванием на севере Нагорного Карабаха, в историческом армянском городе Гандзаке (ныне Гянджа), занятом турецкими войсками. 

Отчасти в силу этого обстоятельства, появление на географической карте Азербайджана, представлялось до конца неопределенным, поддерживавшимся только турецкими войсками, оккупировавшими значительную часть Закавказья.

«Все в Азербайджанской республике было искусственным, «ненастоящим», начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии» (Деникин 4. С. 164). Искусственной была и территория Азербайджана, «объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе» (там же). 

Как же это «искусственное» государство Азербайджан строило свои отношения с армянами Нагорного Карабаха – второй вопрос, на который мы попробуем дать ответ.

Несмотря на зыбкость своего положения, азербайджанское правительство уже в июне-июле 1918 г. начало рассматривать Нагорный Карабах как территорию Азербайджана. 

В этих условиях армянское население Нагорного Карабаха собралось 22 июля 1918 г. на свой 1-й съезд, который провозгласил территорию Нагорного Карабаха самостоятельной политической единицей, управлявшейся выбранным Народным правительством (с сентября 1918 г. Национальным советом Нагорного Карабаха). А 24 июля 1918 г. 1-й съезд принял декларацию, в которой было подчеркнуто, что принцип самоопределения станет отправной точкой деятельности Народного правительства Нагорного Карабаха.

Советской России, с июля 1918 г. - Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР), пришлось на время отложить советизацию Закавказья как элемента в осуществлении концепции мировой революции: 15 сентября 1918 г. Баку был взят турецкими войсками и формированиями кавказских татар, наскоро сформированными под руководством турецких эмиссаров и инструкторов. Скорее в Закавказье создались условия для осуществления доктрины пантуранизма через территорию Азербайджана, чем для осуществления концепции мировой революции. 

После того, как азербайджанское правительство переехало в Баку, оно попыталось силой подчинить себе Нагорный Карабах. Формирования кавказских татар и небольшие турецкие части даже заняли Шуши (в русской транскрипции «Шуша»), культурный центр Нагорного Карабаха, но дальше проникнуть не смогли. 

Тогда же азербайджанское правительство попыталось поставить во главе Нагорного Карабаха своего ставленника и назначило одного из видных деятелей из числа кавказских татар, доктора Хосрова-бек Султанова, генерал-губернатором. 

Поражение стран Четверного союза в Первой мировой войне не расстроило планы азербайджанского правительства в отношении Нагорного Карабаха, хотя турок сменили англичане. Вопреки ожиданиям армян Нагорного Карабаха союзники России по Антанте пошли по пути сохранения администрации Султанова и 19 января 1919 г. подтвердили его полномочия, одновременно потребовав от армян сдачи оружия.

В ответ армяне Нагорного Карабаха в тот же день провели очередной, к тому времени уже 4-й по счету съезд, на котором выразили протест английским военным властям в связи с утверждением Султанова в его должности и против попрания принципа самоопределения по отношению к армянам Нагорного Карабаха. Съезд объявил, что Нагорный Карабах не признавал и теперь не признает над собой власти Азербайджана. 

Англичане остались глухи к этому протесту, мотивируя свое решение тем, что вопрос о границах в Закавказье будет рассмотрен на Парижской мирной конференции, первый этап работы которой открылся 18 января 1919 г. 

 Но Азербайджан желал покончить с карабахской проблемой быстро, не дожидаясь решения Парижской мирной конференции, многоэтапные заседания которой, кстати сказать, затянулись до 21 января 1920 г. Он ввел на часть территории Нагорного Карабаха свои войска, к тому времени уже достаточно организованные и боеспособные. Сопротивление карабахских армян было ослаблено, поскольку многие жители, подчинившись английскому требованию, сдали оружие. 

Тем не менее, очередной 5-й съезд армян Нагорного Карабаха, собравшийся 23 - 24 апреля 1919 г., подчеркнул в резолюции, что ничего не имея против самоопределения соседнего тюркского народа, армяне Нагорного Карабаха считают принцип самоопределения справедливым и для них самих, и не приемлют любую административную программу, исходящую от азербайджанского правительства.

Тогда же Азербайджан, Армения и Грузия собрались в Тифлисе на 1-ю Конференцию Закавказских республик (работала с 25 апреля по 12 июня 1919 г.; также с 3 мая 1919 г. в ней участвовали представители Дагестана). В частности, договорились осуществлять урегулирование пограничных споров на основе права наций на самоопределение. 

Уход английских войск из Закавказья к середине августа 1919 г. развязал руки азербайджанскому правительству. Угрожая армянам Нагорного Карабаха военной силой, Баку требовал от них признать его власть. Чтобы избежать ненужного кровопролития собравшийся 15 августа 1919 г. очередной 7-й съезд армян Нагорного Карабаха согласился временно, до решения Парижской мирной конференции, считать Нагорный Карабах в составе Азербайджана.

 Подписанное обеими сторонами соглашение было опубликовано 22 августа 1919 г. В соглашении было подчеркнуто, что Азербайджан гарантирует армянам Нагорного Карабаха право на самоопределение. При этом, по утверждению представителя Армении в Азербайджане М. Арутюняна, генерал-губернатор Султанов держал армянских делегатов 7-го съезда взаперти до тех пор, пока они не приняли резолюцию о временном вхождении Нагорного Карабаха в состав Азербайджана. По словам Арутюняна, зная о намерении Султанова, из 130 армянских делегатов на 7-й съезд не прибыли 68 человек, а из съехавшихся на съезд и принявших участие в голосовании 10 человек еще и воздержались. 

Мало того, что соглашение, на которое Азербайджан всегда ссылался в дальнейшем, было поддержано всего 40% армянских делегатов Нагорного Карабаха, но к тому же Азербайджан всегда умалчивал о временном характере соглашения и данных им гарантиях на самоопределение. 

Однако, зависимость карабахского вопроса от решения Парижской мирной конференции не устраивала азербайджанское правительство. Поэтому оно стремилось к пересмотру соглашения от 22 августа 1919 г., одновременно требуя, чтобы Нагорный Карабах окончательно признал себя неразрывной экономической частью Азербайджана. 

Азербайджан претендовал не только на Нагорный Карабах, но хотел прибрать к рукам и другие исторические армянские территории, в частности Зангезурский и Нахичеванский уезды со смешанным армяно-татарским населением. Зангезурский уезд был образован в 1868 г. из частей Бакинской и Эриванской губерний, а образованный в 1840 г. Нахичеванский уезд в 1849 г. вошел в состав Эриванской губернии. На эти территории Азербайджан в одностороннем порядке вводил свои войска, подвергая многие армянские селения безжалостному разгрому. 

Армянское правительство не могло безучастно относиться к действиям Азербайджана и посылало к границам исторических армянских территорий свои войска. Бои местного значения грозили перерасти в полномасштабную войну между двумя государствами.

Наконец, при посредничестве Верховного Комиссара Антанты на Кавказе и представителя Грузии, Азербайджан и Армения 23 ноября 1919 г. подписали соглашение, по которому стороны обязались прекратить военные действия, не прибегать к силе оружия, а в неразрешимых случаях подчиняться решению нейтрального арбитра – представителя США. 

Однако, на практике Азербайджан не отказался от насильственной политики по отношению к армянским историческим территориям Закавказья. 

Когда же выяснилось, что Парижская мирная конференция не приняла никакого конкретного решения в отношении внутренних границ Закавказья, Азербайджан усилил военное давление на все три исторические армянские территории: Зангезурский и Нахичеванский уезды и на Нагорный Карабах. В связи с этим на 8-ом съезде армян Нагорного Карабаха, прошедшем с 28 февраля по 4 марта 1920 г., делегаты выразили протест и сообщили азербайджанскому правительству, что при продолжении с его стороны той же политики, прибегнут к вооруженной защите.

В Баку протест армян Нагорного Карабаха проигнорировали и направили вглубь территории края дополнительные военные силы. В результате 23 марта 1920 г. армянский квартал Шуши, подвергся варварскому сожжению и разрушению. Сколько при этом погибло армян точно не известно, цифры колеблются в широком диапазоне: от 500 до нескольких тысяч человек. Еще не одно десятилетие после этого армянская часть города так и осталась стоять, зияя пустыми глазницами окон в разрушенных зданиях. 

Чтобы хоть как-то решить вопросы в отношениях между Азербайджаном, Арменией и Грузией, с 9 по 22 апреля 1920 г. в Тифлисе работала 2-я Конференция Закавказских республик, на этот раз уже без Дагестана. Все это время военные действия в Нагорном Карабахе не прекращались.

Конференция увязла в противоречиях и, пожалуй, главным ее результатом следует считать решение армянского правительства направить на помощь армянам Нагорного Карабаха свою армию. Это обстоятельство обнадежило население многострадального края: последний 9-й съезд армян Нагорного Карабаха (23 – 29 апреля 1920 г.) объявил о нарушении Азербайджаном соглашения от 22 августа 1919 г. и принял решение о присоединении края к Армении в качестве ее неотъемлемой части. 

Трудно сказать, как бы дальше складывались отношения между Азербайджаном и Арменией, но в ход событий вмешалось желание Москвы осуществить в Закавказье на практике концепцию мировой революции. Иначе говоря, советизацию как элемента этой самой концепции. 

 

Использованные источники:

 

1. Декреты революции: Декреты Октябрьской революции.1. От Октябрьского переворота до роспуска Учредительного собрания. – М.: Партийная жизнь, 1933.

2. Деникин 4: Деникин А.И. Очерки русской смуты: Вооруженные силы Юга России. Т. 4. – Берлин.: Слово, 1925.

3. Документы СССР 1: Документы внешней политики СССР. Т. 1. – М.: Госполитиздат, 1957.

4. Линч 1: Линч Х.Ф.Б. Армения. Путевые очерки и этюды. Т. 1. - Тифлис.: Торговый дом «И.Е. Питоев и Кº», 1910.

 

Продолжение следует

 

 

Комментарии

между Арменией и Азербайджаном? Кто заинтересован в том, чтобы этот конфликт длился вечность? Разве обе южнокавказские республики не выиграли бы от мира? От разблокировки транспортных коридоров, от совместных экономических проектов и т.д. Неужели весь благодатный регион Южного Кавказа и мир в целом не выиграли бы от этого? Конечно, прошлое надо до какой-то степени знать, но должно ли оно отравлять настоящее и делать призрачным и неопределённым будущее?
По поводу самой статьи - это позиция и изложение фактов одной стороной и,вне всякого сомнения, найдётся что сказать и привести свои факты и своё виденье событий и другой стороне.
По поводу самой НКАО - согласно внутригосударственным границам Советского Союза, которые после его распада стали границами независимых суверенных государств, НКАО являлся и является территорией Азербайджана,что признано практически всем миром, включая Армению. (Независимость НКР признали только находящиеся под контролем России Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье) Так же как Крым, по всем международно-правовым нормам - это территория Украины. Все попытки менять их насильственным путём - это война. Что и происходит.

В статье подход к истории такой, что выбирается то, что тебе нравится. История используется для оправдания сепаратизма и территориальных претензий одно из сильных орудий пропаганды – вытаскивание части истории и опускание другой половины. Путем нехитрых манипуляций и выдёргивания из контекста событий и опускания причинно-следственных связей создаются нужные для пропаганды нарративы.
А причинно-следственная цепь событий в Карабахе такова, что началось-то всё с событий в Армянской ССР в ноябре 1987 года. Беспорядки, митинги и кровопролитие начали армянские националисты в Армении. Из Зангезура, из Гафанского, Масисского и других районов Армянской ССР в результате этнических чисток было депортировано более 200 000 азербайджанцев. Это была последняя волна исхода азербайджанцев с территории Эриванского ханства. Во время перестройки в СССР это прошло совершенно незамеченным – страна занималась «демократизацией». За этим последовали действия в Карабахе, результате которых в течение нескольких лет из всего Карабаха было изгнано свыше 700 000 азербайджанского населения.
Вообще использование истории для оправдания территориальных претензий и приводит к войнам и оккупациям территорий соседей. Псевдонаучный термин «исторические земли» привели к захвату Карабаха, Абхазии, Крыма. Примеры можно продолжать долго. Потомки сарматов, скифов, я уже не говорю про современных итальянцев, вполне себе могут, исходя из этой логики, требовать возвращения «исторических земель».
То же самое и с историей учреждения Нагорно-Карабахской Области в составе Азербайджанской ССР. В начале 1920-х гг. не было Компартии СССР, а действовала РКП(б). Говоря о «передаче» Нагорного Карабаха Азербайджану, армянская сторона ссылается на протокол заседания пленума Кавбюро ЦК РКП(б) от 5 июля 1921 года, согласно которому, Нагорный Карабах был не передан, а оставлен в составе Азербайджана. Армянская лжепропаганда сетует на то, что это было сделано по приказу И.В.Сталина наперекор чаяниям армянской стороны. Но это является ложью, поскольку в 1920 году Сталин являлся рядовым членом ЦК РКП(б), и о нем тогда мало кто знал. К тому же Сталин присутствовал на пленуме Кавбюро 5 июля 1921 года без права голоса. На пленуме присутствовали с правом голоса грузины Г.К.Орджоникидзе, Ф.И.Махарадзе, И.Д.Орахелашвили, болгарин С.М.Киров, армяне А.М.Назаретян, А.Ф.Мясников (Мясникян) и азербайджанец Н.Н.Нариманов.
Большинством голосов Карабах был оставлен в составе Азербайджана. В протоколе отмечается, что «за» проголосовали четверо, «воздержались» – трое. И ни одного голоса «против» (ЦПА ИМЛ, ф.64, оп.2, ед.хр.1, л..122-122 об.). Так что ни о какой насильственной «передаче» Нагорного Карабаха и говорить не приходится.
Любые территориальные претензии к соседним странам (в конституции современной Республики Армения законодательно закреплены претензии к Азербайджану и Турции)приводят к кровопролитию и войнам. Пример Украины мы все знаем.
И последнее: не бывает точки зрения и своя «история» одной стороны и точка зрения и «история» другой стороны конфликта. Есть одна история. И историческая наука, где причинно-следственная связь событий и формирует хронологию. А не выдёргивание из контекста и притягивание «за уши» подходящих фрагментов. Это удел пропаганды.

Прочитал с большим интересом.
Жду продолжения.

От прошлого достался на прощанье
нам в дар бесценной памяти кристалл.
Сквозь солнечную грань воспоминаний
вдали в нём снова вижу Айастан.

Где здания из розового туфа
прижались тесно к горному хребту,
сквозь облака из розового пуха
вершины в синеву небес растут.

Мне слышатся печальных песен звуки,
тень геноцида вижу пред собой
и ощущаю страх, печаль и муки –
народов наших вековую боль.

Шумит вода гортанно в Ванадзоре,
в горах дробятся эхом голоса.
Наверно, в том секрет долины Лори,
что здесь мы как-то ближе к небесам.

Национальная напряженность может очень легко сниматься. А именно, четким и строгим обеспечением прав национальных меньшинств. (Не говоря уже о тех случаях, когда "меньшинство" по численности превосходит"титульную нацию".) И без всяких двойных стандартов! Без всяких "особых ситуаций" и "исторических правд". Судя по всему, в Нагорном Карабахе права армян ущемлялись, что и привело к напряженности.

Точно так же, как и права русских в Украине

ущемлялись права в Карабахе, Приднестровье, Абхазии, в Крыму...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки