14-я встреча Клуба Друзей ЧАЙКИ. Пьеса Ирины Чайковской «Москва-Шахты»

Опубликовано: 28 января 2023 г.
Рубрики:

 Премьера пьесы в прямом эфире 

в воскресенье, 18 декабря, в 12 ч (Нью-Йорк), 18 ч (Берлин), 19 ч (Киев, Тель-Авив), 20 ч (Москва)

 

Участники зум-спектакля: 

 Ляля Шахтинская, телеведущая Первого канала – Анна Гринфельдт 

Абрам Лазаревич, Дедуля – Аркадий Барский

Изя, сын Абрама Лазаревича и муж Ляли - Ефим Сомин

 Саша, внучка Ляли – Мария Лисоволик

 Виктор, солдат российской армии, Петр Перфирьевич Кудышкин, экс-генерал российской армии - Сергей Островский

Коля Смирнов, солдат-инвалид – Роман Глушко

 

Пьеса говорит о первом периоде войны в Украине, но под необычным ракурсом, - рассматривая ситуацию внутри семьи пропагандиста, телеведущей Первого канала Ляли Шахтинской. 

 

ВИДЕОВЕРСИЯ  зум-трансляции на ютубе:

https://www.youtube.com/watch?v=YN-tWDrh7zI  

 

Читать пьесу:  https://www.chayka.org/node/13289

 

Комментарии

Мне хочется посмотреть спектакль, и я непременно собираюсь прийти на "воскресный стрим". При одном условии, - о котором редакция, боюсь, позабыла. Дело в том, что в воскресенье 18 декабря в 10 часов по Вашингтону начинается финальный матч чемпионата мира по футболу. Эта игра между Аргентиной и Францией обещает быть захватывающе интересной. Она должна закончиться в 11:50-11:55, то есть как раз вовремя. Но что, если результат будет ничейный и потребуется дополнительное время или даже пенальти? Для тех, кто совсем не интересуется футболом, добавлю, что такое событие случается один раз в 4 года.

Аватар пользователя Ирина Чайковская

Дорогой Саул, совпадение случайное. Дата была назначена задолго до чемпионата.Если, паче чаяния, матч до 12 часов не завершится, придется отпустить Вас с нашей премьеры - посмотрите позже в формате видео.  Конечно,  нам будет очень жаль не досчитаться НАШИХ болельщиков. Так что будем надеяться на благоприятный для нашего стрима исход матча.

Посмотрел читку новой пьесы. Впечатлён. Все исполнители весьма на высоте, не знаю их бэкграунда, но играли профессионально. В титрах нет имени режиссёра, однако видна опытная рука.
Что касается текста, то это крепкая, интересная пьеса, особенно впечатлили диалоги, чувствуется, что это живые люди, нет картонных персонажей, как часто бывает в современной драматургии. Меня несколько смутило окончание пьесы — показалось, что такой резкий героический всплеск — слишком придуманный, который вряд ли мог произойти в жизни. Я уж не говорю, что на ТВ передачи давно не идут в прямой эфир, а только в записи, поэтому страстный монолог Саши не смог быть в реальности. Но это я, конечно, придираюсь — театр ведь не зеркало, а увеличительное стекло, как сказал Маяковский. Так что некоторый изгиб в жизненной правде на сцене вполне уместен.
Единственная придирка (не замечание), что я мог бы сделать, это слова деда «наш корень» — характер его сына не даёт повода для таких слов. Но в целом — прекрасно. Поздравляю. Жаль только, что нынешняя реальность не позволит ставить пьесу на сцене.
Яков Фрейдин

Чем больше думаешь и переосмысливаешь события, явно не "местного значения" - показ зум-спектакля "Москва - Шахты“, поставленного редакцией журнала "Чайка" по новой пьесе Ирины Чайковской под её руководством и при техническо-художественном оформлении Александра Марина, тем твёрже убеждаешься в точности народной поговорки - смелость города берёт. Я бы добавил "...и талант." Я уверен, что на данный момент нет ещё одного автора, который осмелился бы так вовремя написать сцены на такую больную для всех нас тему, да ещё выписать яркие характеры действующих лиц. Актёры, воплотившие эти персонажи в такой новой для нас форме, сделали всё, чтобы это были живые, узнаваемые образы. Телеспектакль, а это уже не первый опыт Ирины Чайковской, использование зума, обогатился очень точными и яркими декорациями, звуковыми эффектами, музыкой, пением. Спасибо всем Вам! Спасибо зрителям, поддержавшим рождение нового жанра, который я бы назвал «изум». Далее предлагаю самим закончить.

Борис Казинец

Ира,

Вот мои комментарии, очень кратко.

 

1. Пьеса вполне своевременная, очень важная и, насколько я знаю, первая про "спецоперацию". Как говорил Ленин о "Матери" Горького: "Очень своевременная книга". Написана профессионально и динамично, язык богатый, роли интересные.

2. Спектакль хорошо смотрится, несмотря на Зум и на то, что актёры поглядывают вниз на текст. Актёры, в большинстве своём, играют прекрасно. Виды квартиры, звуки обстрела - это всё тоже здорово придумано (правильно кто-то из зрителей сказал) и помогает компенсировать отсутствие декораций и пр.

3. Перехожу к отдельным ролям (виноват, не всех героев помню по имени).

    Девочка - написана и исполнена превосходно, никаких претензий.

    Солдат с бородой - тоже достоверен, всё прекрасно.

    Телеведущая: бОльшая часть роли очень убедительна, она хорошо играет циничную, умную, жёсткую героиню. Я не принимаю только самый конец: такая не могла позволить внучке продолжить, должна была её немедленно пресечь. И никакого послабления собственных позиций. Такие люди не "исправляются"! И потом, дома, - полный разрыв, внучка с дедом изгоняются из квартиры, что-нибудь в этом роде. Кстати, сейчас и вправду семьи распадаются из-за диаметрального отношения к событиям.

    Дед - хорош (кстати, почему не Козинец?). Только у актёра совсем нет музыкального слуха для этих песен. Но главное - старик мог бы быть  ещё умнее и многограннее. Он ведь рос в Киеве и не мог не испытывать антисемитизма - и должен был об этом ясно сказать. И, несмотря на это, всё равно поддерживает! (Как Наум С-й).

    Роль генерала задумана, видимо, как комическая, она и получилась смешной (по-моему, отставные военные носят форму и ордена, но где вам было эту бутафорию раздобыть?) Только вот своим маразмом генерал ещё больше разбавляет совсем не шуточную и очень важную фигуру Телеведущей. Что она, совсем дура, привела какого-то маразматика, не могла получше найти?

    Солдат-инвалид: хорош, только больно уж короткая роль. Ты смогла бы, наверное, дать ему ещё более трагические слова. Со свечой - хорошо!

    Кстати, можно было бы прибавить драматизма и вообще углубить пьесу, написав роль матери убитого мальчика. Она могла бы, например, прийти к Телеведущей - с просьбой о теле сына или с обвинениями (допустим, это  телепередачи сподвигли его добровольно пойти воевать). Но такую роль очень трудно написать и сыграть достоверно.

    Наконец, муж телеведущей, сын старика. Актёр играет хорошо - ту роль, что ему дали. Но здесь много непонятного. Почему, например, он настучал на солдата? Приревновал, испугался, что жена вступит с тем в связь? Если это так, то прописано не очень внятно. (Кстати, и реакция старика на донос сына - по-моему, должна была быть пожёстче). Для меня этот персонаж - основной в идеологическом плане, потому что сам он - не участник событий, а как бы воплощает "всю остальную Россию". И вот тут-то, по-моему, и лежат главные разногласия между тобой и мной. Он не должен слушать "Свободу" и в глубине души всё понимать, нет, - он действительно верит! Не знаю, как ты, а я непрерывно общаюсь с такими людьми, вот это-то, полное моральное перерождение, и есть самое страшное во всём конфликте. Но этот вопрос, действительно, лучше обсудить устно.

 

    Всё сказанное, разумеется, - только моё личное мнение, у тебя наверняка найдутся веские контраргументы. Давай поговорим, если захочешь.

 

СК

Согласна с выступившими после спектакля, что это агитационное, плакатное действо. Я бы сказала, что написано по мотивам либеральной прессы. И это очень эмигрантская литература. Ирина Чайковская - замечательная, благородная, талантливая, но она из прошлого века. Сейчас никто так не разговаривает, как, к примеру, Изя. Или твой солдатик. Кстати, писем с фронта сейчас не пишут, сейчас только смс или звонки. Это я по поводу горестного высказывания Саши, что месяц нет писем...И ещё было смешно, когда раненый солдатик в письме к Ляле, говорит, что полюбил её, привязался "душой и телом".Для нынешнего извращенного поколения-как это " телом"? Но это всё мелочи. В целом порыв ваш благородный и вы молодцы! Да, патрулей в Москве, как и полицаев, пока нет. Будем считать это художественным преувеличением. Пока, конечно…

Сергей, посмотрела Вашу пьесу «Москва-Шахты». На мой взгляд, поставить пьесу в режиме zoom - интересное, оригинальное решение. Во-первых, это открывает большие возможности для режиссера, он может задействовать тех артистов, которых он видит в этой пьесе, независимо от их местожительства. Во-вторых, приобретение дополнительных навыков, которые могут потребоваться от артистов, очень даже вдохновляет :) 

Теперь об артистах: Ты как всегда прекрасен, причем в обоих образах, особенно роль эксперта была сыграна тобой мастерски! Анечка в своей роли тележурналистки была по-настоящему убедительной. Пока смотрела пьесу, почувствовала, что мне не хватала движения. Я бы оживила картинку, путем введения большего количества жестов, актеры бы у меня вставали, и немного ходили, насколько бы позволяла камера.Так что ваша игра меня очень вдохновила. Буду рада принять участие в ваших будущих постановках :)

 

Здравствуйте, милая Ирина! С большим удовольствием дважды просмотрел вашу замечательную пьесу! Спасибо за пророческую картину прозрения росиян в безумной авантюре путнера Еще больше они прозреют если США даст дальнобойное оружие для ответного обстрела их городов Олег.

В традициях русской культуры всегда было своевременно откликаться на несправедливость. И как только Россия напала на Украину, многие попытались высказаться против происходящего. В основном, как мне кажется, в стихах. Может быть, были уже и прозаические произведения, но - опять же, как мне кажется - они носили скорее характер не художественного осмысления, а записи своих сиюминутных впечатлений. А уж в драматургии, по-моему, это первая попытка. Попытка очень интересная тем, что в пьесе  совершенно нет "размазывания": что, мол, и тех и этих понять надо. Напротив, тут очень четко сказано, где добро, а где зло, и к каким выводам нужно прийти.  Не буду дальше пояснять, надеюсь, что сами посмотрите, - а стоит, действительно стоит, посмотреть. Только одно еще. Пьеса была поставлена и сыграна людьми, которые раньше не существовали как коллектив. То есть они специально объединились, потому что им важно было высказать свое отношение к несправедливости, которое оказалось единым. По-моему, это очень важно: это показывает, что русская культуры, на которую многие охотно сейчас нападают, жива и верна своим лучшим принципам. Ирина Роскина

Дорогая Ирина, спасибо! Вы в этой пьесе выступили сильно и страстно! Написано кровью сердца! И отклики зрителей тому свидетельством...Молодцы актёры, они выложились по-полной! Восхищаюсь Вашим талантом и энергетикой! Соломон Волков

Аватар пользователя Михаил Гаузнер

Дорогая Ирина! 

Я за почти три "присеста" (из-за отключений электричества) посмотрел спектакль по Вашей пьесе. Поздравляю с бесспорно успешной, берущей за душу её постановкой и посылаю написавшееся об этом.

Посмотрев хороший спектакль, обычно говорят: «Понравилось», «Получил удовольствие»; если удовольствие велико – «Замечательно» или даже «Прекрасно». При оценке спектакля «Москва-Шахты» по пьесе Ирины Чайковской такие слова употреблять кощунственно – они неприменимы к описанию трагедий, человеческих страданий, увечий, лицемерия, ханжества. 

Автор написала эту эмоциональную пьесу ещё в апреле как реакцию на начавшуюся за полтора-два месяца до этого российско-украинскую войну. Можно предположить, какие эмоции вызвали бы у неё события середины и конца года… 

Ирине Чайковской и участникам этого яркого спектакля успешно удалось донести свои эмоции до зрителя. Лейтмотив пьесы можно выразить, например, фразой её персонажа Якова Лазаревича – о молодом москвиче, который добровольно пошёл на войну: «Это как самому себе в сердце выстрелить или в висок».

И пьеса, и спектакль построены оригинально, используют скупые, но действенные средства воздействия на зрителя. Герои и ситуации воспринимаются естественно, им хочется верить. Когда ведущая одного из главных московских телеканалов Ляля Шахтинская, начав свою программу традиционно «…вся страна сплотилась в едином патриотическом и гражданском порыве – одолеть жестокого и коварного украинца…», в ответ на темпераментные слова Саши «Мы по своим людям бомбим, по своим городам!» всего лишь осторожно сказала о бомбёжках Киева «Это уже лишнее, издержки войны» – Яков Лазаревич предположил, что её уволят с волчьим билетом, если не посадят.

 Пьеса рассчитана на проживающего за границей русскоязычного зрителя – конечно, если он беспристрастен и не имеет заранее сформировавшегося под действием пропаганды мнения; таких переубеждать, как правило, не имеет смысла. А у сопереживающих она, без сомнения, нашла и будет находить надлежащий отклик. Они не обратят внимания на то, что живший в Киеве Яков Лазаревич никогда не сказал бы «Эней був парубок мате́рный»; ведь у Котляревского «парубок моторный» (укр. – моторний, т. е. проворный, ловкий, живой). Но это несущественная мелочь, заметная только знающим украинский язык и совершенно не влияющая на восприятие большинством зрителей.

Хороший спектакль, камерно, но выразительно поставленный по искренней, яркой, берущей за душу пьесе. Спасибо и автору, и исполнителям (особенно впечатлил меня Аркадий Барский в роли Дедули Якова Лазаревича). Удачные зрительные образы и звуковое оформление создают соответствующее настроение. 

Спектакль непременно нужно повторять; хорошо бы не только в Zoom, но и на сцене, хотя это потребовало бы больших усилий и, наверное, не очень реально. А жаль – и пьеса, и спектакль действительно хорошие.

 Михаил Гаузнер

Для тех, кто заинтересуется и захочет посмотреть –

https://www.youtube.com/watch?v=YN-tWDrh7zI

 

Дорогая Ирина!

Огромное спасибо за Вашу прекрасную экранизацию Вашей замечательной пьесы. Восхищен Вашим талантом - и Вашей гражданской позицией!

 

Дорогая Ирина!

К сожалению, я не мог посмотреть Ваш зум-спектакль в реальном времени и посмотрел спустя несколько дней уже в записи. Но, думаю, от этого моя реакция на увиденное и услышанное не пострадала. 

Сначала я обращал внимание на детали, на произносимый текст, отмечал некоторые недостатки, смотрел по принципу «верю или не верю» актёрам и драматургу, но от сцены к сцене меня всё больше захватывал сюжет, взаимоотношения персонажей, развитие действия. Меня держало в напряжении ожидание того, как себя поведёт и что скажет в телепередаче Саля-Саша. Этот образ, наиболее удачный в пьесе, поскольку дан в развитии, вызвал у меня и сочувствие, и волнение. В других персонажах была заданность, определённость. Да, они плактатны, но я не считаю это недостатком. Политический плакат, это жанр искусства. Ваш спектакль, да, политический, злободневный, но не заказной, а созданный по зову совести автора, драматурга. За этой пьесой, перенесённой на сцену зум-театра, чувствуется боль автора. Извините за некотрую пафосность, но пьеса написана кровью и слезами. Без этого оценивать происходящее в Украине и в России нельзя. Зрители, которые участвовали в обсуждении спектакля, верно отметили, что успеху постановки способствовал звуковой ряд: песни в начале и в конце спектакля, и стрельба в промежутках между сценами. Эта стрельба – тот фон времени, в котором происходит действие пьесы. Хотя спектакль идёт в форме чтения пьесы по ролям, забываешь об этом и начинаешь сопереживать персонажам, а зрительское сопереживание – это и есть признак настоящего театра. Поздравляю с созданием новой интересной работы. Поздравляю с творческой победой, одержанной вопреки трудным условиям, в которых приходится работать.

Ваш Александр Сиротин. 

 

Шалом дорогая Ирочка! С большим удовольствием посмотрели твою пьесу актуальную и прекрасно сыгранную всеми участниками. Сама постановка хорошо продумана c указанием места действия, звуковым и музыкальным оформлением.Ты и Саша просто молодцы! Мы желаем тебе вдохновения и успешного продолжения творчества. Белла

Теперь меня занимает один вопрос: а вообще-то кто-то понял, что пьеса по сути не о телевизионном пропагандисте, тупом генерале, дезертире и инвалиде войны. Это история про инфантильную девочку, первоначально далекую от политики и войны, но под воздействием мудрого прадеда и прочитанного письма от инвалида с фронта, прозревшую и совершившую поступок в прямом эфире? Возможно Ирина так и задумала...

Мнение мое далеко не профессиональное. Смотрел спектакль «Москва, Шахты»... Я не театрал, но заметил: очень естественную игру актеров... Пьеса подробно списана с сегодняшнего дня, с телевизионных новостей, с телефонных пересудов – не знаю хорошо это или плохо, повторяю, я не театрал. Сегодняшний распроклятый день – несчастье для множества стран, я жду не дождусь, когда этот ужас кончится. И всё гадаю: чем он кончится?

Посмотрела на Ютубе вашу пьесу.Главное,мне кажется,удалось показать.В перевернутой реальности трудно найти решение,но девочка показала хотя -бы путь выхода.Может быть в детстве ей читали "Алису в стране чудес",а может быть гены замечательного  прадеда сработали.Но то,что выход только в полном внутреннем развороте сознания,в "обратном "отсчете-она показала.Это большая удача пьесы.Спасибо за возможность ее увидеть.

Аватар пользователя Ирина Чайковская

От автора

Спасибо всем, кто посмотрел наш зум-спектакль! Их немало, только в ЧАЙКЕ это  на сегодняшнее число 2 684 просмотра.  На ютюбе – 875.   Особая благодарность всем оставившим комментарий – пусть и критический, нам все мнения чрезвычайно ценны,  ведь мы хотим продолжать наши опыты «театра в зуме», а для этого важно учесть прошлые промахи.

Все же  на некоторые замечания я решила отозваться.   В ряде комментариев  пьесу называют «агитационной» и  "плакатной".  Соглашусь, если под «агитационностью» понимать четкий и однозначный взгляд на войну в Украине, а под «плакатностью» не одномерность  героев, а  их полнокровные  живые характеристики. Иначе актерам нечего было бы играть, чего бы мне очень не хотелось.

«Списано с жизни», из сегодняшних известий»... Но  пьеса писалась в апреле и была задумана как некий ГРОТЕСК. Это потом оказалось, что гротеск стал действительностью и сегодняшние россияне не видят в пьесе  ни преувеличений, ни  утрировки...

«Солдаты так сейчас не говорят, писем не пишут - только эсемески или говорят по  мобильнику». Но комментатор не берет в расчет, что пьеса – это все же не прямой  слепок с жизни, а некоторое художественное обобщение. Знаю, что сегодня разговор фронтовиков – слошной мат, сознательно избегала таких языковых средств. Мой Коля Смирнов -  мобилизованный солдат, ставший инвалидом,  -  не эсемеску посылает своему кумиру,  телеведущей Первого канала,  а именно письмо, переданное через фронтового товарища,  письмо,  где изливает свою душу. Изливает как может, в  наивных, корявых и даже смешных выражениях. Да, он пишет:  «привязался душой и телом».  Да, смешно, смешно и наивно -  так и задумано.

Что до патрулей и «полицаев», как в народе называют полицейских, так то и другое давно уже наблюдается на улицах больших городов,  а при военном положении (а у меня в пьесе оно уже объявлено), тем более.

Спасибо за предложения, как можно продолжить пьесу и какой сделать Лялю Шахтинскую. Но пьеса завершена, продолжения я не предполагала, а Ляля получилась такая, какая она в пьесе,  и  в очень большой степени –  какой ее сыграла актриса. На этот счет у нас была дискуссия – и победила точка зрения, что Ляля  поведет себя в конце именно так.  Что до Изи, то и он сыгран таким, каким задуман автором и увиден актером,  -  именно хамелеоном,  обслуживающим сегодняшние  псевдопатриотические запросы, а по ночам слушающим «Свободу» и каналы Навального.

Кажется, ответила на все главные претензии к пьесе. Еще раз благдарю и за  похвалу, и за критику. Больше было, к нашей радости,  похвалы. Особенно близко к сердцу мы приняли отзыв от человека из Украины, из Одессы, находящейся сегодня под  «путинским» обстрелом и обесточенной. Наш замечательный автор Михаил Гаузнер  из-за отсутствия электричества посмотрел спектакль в три захода. Спасибо ему за добрые, идущие от сердца слова!

Еще раз благодарю всех – наших артистов и наших зрителей, моего мужа Александра Марина, осуществлявшего всю техническую сторону зум-трансляции и помогавшего мне  в работе над спектаклем. Столь понравившееся многим «оформление» спектакля мы делали вместе.

Очень бы хотелось продлить жизнь нашей пьесы и нашего спектакля. Посылайте  его вашим знакомым, в Украину и в Россию, в разные страны, туда, где людям небезразлична эта проблематика. И скорее бы окончилась  позорная война в Украине вместе с крахом всей путинской системы!

Спасибо, друзья!!! 3 января 2023 года

 Ваша Ирина Чайковская

 

 

 

Посмотрела  ваш спектакль и впечатлилась. Возник вопрос: есть ли какой-то выход у этого спектакля на широкую аудиторию?  Говорят ли о нем медиа, типа голоса Америки или радио Свобода? И ещё такой вопрос:  ставят ли спектакли по этой пьесе в театре, а не только  в зуме? Анастасия

Аватар пользователя Ирина Чайковская

Дорогая Анастасия,

Вы попали в самую нашу больную точку.  Редакции, к сожалению, некогда заниматься пиаром и раскруткой своей "продукции" . Мы послали линк на наш спектакль   представителям известных МЕДИА - в частности " Голоса Америки" и "Свободы". Ответа от них нет - то ли  из-за отсутствия любопытства, то ли из-за чрезмерной занятости,  но им некогда даже посмотреть наш часовой спектакль на такую важную сегодня тему,  как война с Украиной.    Правда, "Голос Америки" несколько дней назад оповестил  публику о появлении американского спектакля на эту тему. Что ж, мы рады, что такие спектакли начали  появляться. Жаль только, что   далеко не обо всех громко оповещают. Что до того, ставят ли спектакли по этой пьесе на театре, то нам сие не известно. Пьеса написана в апреле, летом опубликована. Можно было за это время ее поставить. Но все заняты своим делом, у каждого режиссера зарубежья свои планы, и я очень рада, что не стала ждать "милости от природы" - мы сделали зум-спектакль. Осваиваем этот нелегкий жанр. Ждите продолжения!   

 

Спекакль посмотрела, мне все понавилось. Пьеса предложена публике очень вовремя, и зрителю, я уверена, ассоциации с древностью не  мешают понять истинное содержание произведения. Актеры очень убедительны в своих ролях, и это особенно важно для спектакля в форме зума. Сама идея зум-театра видимо  будет развиваться, поскольку очевидно, что это расширяет зрительмый зал.