Никита Кривошеин: Уроки и заветы Солженицына

Опубликовано: 13 ноября 2021 г.
Рубрики:

Никита Игоревич Кривошеин, "потомственный ЗЕКА", как он сам себя называет, автор и член редколлегии ЧАЙКИ, написавший эпохальные мемуары ”Дважды француз Советского Союза," сегодня со страниц ЭХА МОСКВЫ обратился с воззванием против уничтожения МЕМОРИАЛА.

 Помещаем этот текст в нашем журнале.

Как потомственный З/K, решаюсь заявить протест, совершенно нелепым и аморальным действиям Генрокуратуры РФ, которая 1 ноября обратилась в Верховный суд с требованием ликвидировать «Международный Мемориал». Эти требования распространяются и на подразделения общественной организации. Это правозащитный центр, архив, библиотека и музей. В качестве причины Генеральная прокуратура указала на «систематические нарушения законодательства об «иностранных агентах», а именно – отсутствие маркировки у материалов организации. 

Наверное слово «аморальный» звучит наивно из моих уст. Мне ли не говорить о «милости к падшим» и о маркировке « иностранного агента», которыми считались практически все жертвы Красного террора, Ежовщины и Сталинского культа личности. 

Мне, человеку с радостью принявшему Новую Россию, которая в 90 годы отказалась от наследия СССР ( там и Ленинское и Сталинское и Хрущевское да и Брежневское). Мне, человеку наследственно всегда старавшемуся слушать слово Божие о «милости к падшим», слова Солженицына и Сахарова в защиту заключенных, верить в русский путь, увы за последний век слова Тютчева, что " умом Россию не понять, в Россию можно только верить" — очень девальвировались. Но верили, да, да и еще как верили. Вся история Кривошеинской семьи зиждется на этой вере. 

Но сегодня, мне очень хочется услышать слова в защиту Мемориала*, не только от себя, мне было бы важно услышать это и от прекрасной организации Дома Русского Зарубежья во главе которой стоит Наталия Дмитриевна Солженицына . Этот ЦЕНТР, Фонд носящий имя великого писателя, собрал в себе не только прошлое выброшенного за пределы страны цвета России, но и наследие зека и Нобелевского лауреата А. И. Солженицына. В стенах ДРЗ выставлено для показа и чтения его прекрасное детище Архипелаг ГУЛАГ, рассказано о его личной помощи пострадавшим от тоталитаризма в СССР. В стенах ДРЗ сконцентрирована память «лихого красного ХХ века», — вопли и стоны миллионов невинно загубленных душ. 

Последнее время я все чаще развожу руками и с моего языка срываются нелицеприятные заключения. Как же дальше жить с соотечественниками за рубежом и с подлинными ветеранами войны и з/к труда? А ведь призвано А.И. Солженицыным — Жить не по лжи. Этим «Мемориал» и занимается.

 

Бывший политзаключенный, переводчик, публицист

Н.И. Кривошеин, Париж

 

* «Мемориал» — НКО, признанное иностранным агентом.

 

Оригигал: Эхо Москвы

Комментарии

Разумеется, у меня и близко нет того морального права говорить о «Мемориале», как у уважаемого Никиты. «Мемориал, конечно же, нужно сохранить, и я надеюсь, что у членов Верховного Суда хватит мудрости и твердости для принятия такого решения.
Да только не Солженицына бы поминать при этом. Заслуги его заслугами, а и многочисленные грехи не забыть. Тут и гигантское самомнение, и пещерно-почвенный национализм, и огульное отрицание ценностей западного строя. И как писатель он, право же, средненький.
Впрочем, грехи его, конечно же, прощены. Только возносить ли Александра Исаевича чуть не до святости?
Не лучше ли сослаться на имена и жертвы Андрея Сахарова, Петра Григоренко, Анатолия Марченко, Андрея Амальрика, Юрия Орлова, Чорновила, Синявского, Даниэля, Ларисы Богораз, Галича и сотен других достойных людей, выживших или погибших в годы репрессий?

Аватар пользователя Timofej

Но волею судеб "Мемориал" фактически развивает на документальной основе всё, что художественными средствами заложил АИС в "Архипелаге Гулаг" . В своё время именно писатель Александр Исаевич Солженицын стал практически общепризнанным символом противостояния ГУЛАГу, а сейчас таким символом стал "Мемориал", и нет смысла разрывать эту преемственность. В контексте "Мемориала" вспомнать и оценивать А.И.Солженицына по существу - абсолютно правильно, а вспоминать его самооценку (по-моему - адекватную), русский национализм (от которого я далёк) и критику "западной", точнее либеральной идеологии (каковую критику недавние события в США только подкрепили) - не по существу. "Мемориал" - это о Гулаге.
Большое спасибо Никите Кривошеину за его заметку.

У Солженицына в списке перечисленных Вами людей есть своё и далеко не последнее место. Для всего мира это в первую очередь писатель, который рассказал правду о ГУЛАГе.

Аватар пользователя Соня Тучинская

Нет, уважаемый GregP, не лучше.

Тут и гигантское самомнение, и пещерно-почвенный национализм, и огульное отрицание ценностей западного строя. И как писатель он, право же, средненький.

1. У А.И. есть все основания считать себя "гением века", исходя из того, что он для этого века сделал.

2. Он любил свой народ не меньше, чем мы любим свой. Не обвиняя себя при этом в перщерно-почвенном национализме. Он никогда не уподоблялся Достоевскому, который писал в Дневнике "армяшки", "полячишки", не говоря о жидах. Он советовал Ельцину отдать японцам "не принадлежащие нам" острова. Он учил русских не рассширяться территориально, а углубляться духовно.

3. Сегодня говорить об "огульности" проблем, пагубность которых для Запада А.И. провидчески разглядел больше 40 лет назад, и которые в итоге и привели к распаду некогда великой страны,  по меньшей мере странно.

8 июня 1978-года он был приглашен в качестве главного спикера на Ассамблею выпускников Гарварда. Актовая Речь Солженицына, и по глубинному смыслу и лингвистически – ослепительна. В ней он  бесстрашно идет  наперекор либеральному западному мейнстриму, подвергнув убийственному анализу  все и каждый из казалось бы незыблемых его столпов:  Права человека, Пацифизм, Свобода прессы, Свобода слова, и прочее.  В 1978 году Александр Исаевич  был в зените своей планетарной славы. После гарвардской речи западная либеральная интеллигенция, справедливо заподозрив в нем чужака, сначала осторожно,  а потом все смелее, стала, что называется, call him names, дойдя до «воинственного реакционера», «обскуранта», и, даже, до «будущего православного аятоллы».  Так или иначе, но роман его с западной интеллигенцией закончился. Вместо того,  чтобы прислушаться к его трудно оспаримым  доводам относительно природы демократии, пожирающей во все более левеющем либеральном  обществе самое себя, его просто перестали звать на подобные мероприятия. 

4. Средненький, говорите, писатель. Ну, это дело вкуса. Были две женщины в России, чей лиетерарурный вкус трудно подвергнуть сомнению, Анна Андреевна Ахматова и Лидия Корнеевна Чуковская, (да и ее отец впридачу), и все оно высочайшим образом ценили А.И.С. как писателя. Вы когда "Архипелаг" последний раз перечитывали? Я - недавно.

Об иске Генпрокуратуры по «Мемориалу*»

"Мемориал", созданный на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века для увековечения памяти жертв политических репрессий коммунистического режима и для современной защиты прав наших граждан, стал всемирно известной и самой авторитетной российской общественной организацией. Основателем и первым председателем «Мемориала» был академик А.Д. Сахаров, чье 100-летие мир отмечает в этом году.

Иск о ликвидации «Мемориала», поданный в суд Генпрокуратурой РФ, не может трактоваться и в России, и за её пределами иначе, как знаковая, рубежная политическая акция. 

На протяжении ряда лет нам по роду нашей работы приходилось достаточно тесно сотрудничать с членами «Мемориала». Это сотрудничество было конструктивным и плодотворным. В создании национального монумента памяти жертвам политических репрессий в Москве, в общероссийской программе для школьников «Человек в истории», в кропотливом составлении мартирологов во многих регионах нашей страны — огромная заслуга «Мемориала».

Любая человеческая деятельность может сопровождаться и недостатками. Если недостатки обнаружены в работе «Мемориала» — это заслуживает взаимоуважительного обсуждения, а не требования его уничтожения.

Однако иск Генпрокуратуры является чрезвычайным (так справедливо назвал его Совет по правам человека при Президенте РФ). А чрезвычайный — одно из самых опасных и страшных слов советского «новоязыка». Колесо «чрезвычайщины», если дать ему раскрутиться, — это то самое «красное колесо», которое катком пронеслось по нашей стране в прошлом веке. И неважно, какой цвет может принять это колесо. Важно не дать ему раскрутиться вновь — уже в веке нынешнем.

"Сбережение народа" — это не только физическое сбережение, но и сбережение духовных сил. А это невозможно без сохранения среды, позволяющей существовать независимым общественным инициативам.

Закрытие «Мемориала» нанесет прямой и очень большой ущерб и обществу, и государству.

 

Члены Совета Фонда Памяти:

В.П. Лукин

Н.Д. Солженицына

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки