«Сделано и забыто в СССР»: города-призраки на Крайнем Севере

Опубликовано: 19 марта 2016 г.
Рубрики:

- Даже не верится, что здесь жили люди», - удивляются те, кто здесь вырос. Вон - наш дом. Там была моя детская. А вон там – школа. Какие были концерты! Однажды зрители просто рванулись к нам на сцену в конце выступления. Так хотелось, чтобы праздник продолжался!

- Как я вижу, праздник закончился давно.

- В 2000 году. Городок был закрыт. Люди оставили его. Смотрю на фотографии и плачу. Вот из этого здания мы звонили папе на корабль. А здесь мы играли в настольный теннис. Тут работали бабушка и дедушка. Когда не было воды, мы ходили в общественный душ. И дети принимали его в отцовских военных касках.

Мы говорим о самой дальней точке бывшего СССР – мысе Провидения, военном городке Урелики. Теперь это городок-привидение, мираж. А раньше это была пограничная воинская часть. Граница с американской Аляской.

Серьезное ухудшение взаимоотношений с бывшим союзником по антигитлеровской коалиции – Соединенными Штатами, заставило правительство Советского Союза принять меры по укреплению обороноспособности рубежей, расположенных ближе всего к США. В 1946 году на Чукотке началось сосредоточение крупной группировки Вооруженных Сил. На полуостров начали перебрасывать стрелковые, танковые и авиационные соединения. Аналогичная активность наблюдалась и на американской стороне Берингова пролива. Там в экстренном порядке создавались новые военные базы.

Часть советских войск разместили вокруг Анадыря, а другую – в бухте Провидения. Некоторое время спустя их преобразовали в 14-ю десантную армию под командованием генерала Н.Н. Олешева.

В 1947 году в районе бухты Провидения переброшенные соединения Советской Армии начали строительство блиндажей, огневых точек, казарм, бомбоубежищ, других инженерных сооружений. На вершинах сопок появились зенитные батареи, вдоль береговой полосы - позиции полевой артиллерии. В оврагах маскировали танки. Буквально за несколько недель безжизненное пространство тундры превратилось в мощный укрепленный район. Сегодня только развалины военных городков и оборонных сооружений напоминают о некогда мощной группировке Вооруженных Сил. Все брошено, разбито и разграблено.

Служившие здесь люди, считали, что страна не только уважает их труд, но и гордится ими. В лучшую радиолокационную технику и корабли вкладывались огромные средства.

На материке, как здесь говорили, у всех были родственники. Но в похожей на большое плавание жизни народ не скучал. Всем было оптимистично и комфортно.

Мне рассказали уникальный факт о том, что здесь выступал Мстислав Ростропович. Ввиду отсутствия гостиницы, его поселили у командира. «Окультуривали» даже военных на крайних точках Союза. Узнав об участи поселка, ученик Ростроповича, которого хорошо знает музыкальная общественность, Борислав Струлев, высказал интересное предложение: выступить на этих развалинах. В память о своем педагоге. Другое дело, что в Уреликах не перед кем. Но в районе Анадыря залы найдутся.

Вокруг Уреликов в чумах живут дружелюбные чукчи. Их дети учились в одной школе с детьми из военного городка.

Собачьи упряжки могли увезти прямо в Северное сияние. И Север казался не крайним, а бескрайним, как пелось когда-то. «Я тебе его дарю!» - восклицал якутский певец на главных сценах страны.

Люди разъехались. Но почему-то привязаны к местам своей юности, службы, детства.

По ночам им снится прошлое. Взрослым – слышатся позывные кораблей. Бывшим школьникам видится, как они ловили крабов или зимой ходили по льду на дискотеку из Уреликов на мыс Провидения. А какой был вкусный хлеб в военторговской пекарне!

То же происходило по всему Северу, - рассказывают мне специалисты. Было принято постановление: если расформированные военные части находятся где-нибудь в лесу или на сопках, людей оттуда надо вывозить, и другого пути нет. Это будут моногорода-призраки, потому что все гражданское население по занятости привязано к функционированию воинской части. Основное предприятие там — Министерство обороны. Военным сказали: это будет долгий, болезненный и тяжелый процесс, как это бывает с любыми моногородами. И это несмотря на то, что речь шла об уникальных военных базах. Например, о бывшей секретной военной базе Вооружённых сил СССР "Анадырь-1".

В 60-е годы прошлого столетия на пике противостояния Москвы и Вашингтона, советское правительство приняло решение о создании ряда засекреченных воинских частей с атомным вооружением - т.н. "Северный ядерный щит". Там находился подземный командный пункт управления пусками ядерных ракет, расположенный в глубине одной из сопок.

Военнослужащих снабжали с "Большой земли" по категории "А", как аппарат ЦК КПСС. Обеспечение на высшем уровне затрагивало все сферы жизни, даже учителя единственной школы в Анадыре-1 приезжали из Москвы.

Боевое дежурство ракетно-ядерной системы сдерживания длилось до начала "Перестройки". Вся эта «идиллия» в одночасье канула в лету с приходом к власти Горбачёва. Сперва оттуда вывезли ядерное оружие, потом изменились условия снабжения и, наконец, с уничтожением Союза, для обитателей таких городов настали совсем мрачные времена. У Министерства обороны, ввиду уменьшения финансирования, не было средств для снабжения, отопления и поддержания жизни в военных городках Севера. Наверное, кому-то в руководстве было выгодно ликвидацию суперсекретной техники превратить в бизнес. Поэтому люди были не только выселены, но и под видом невозможности отопления, были сожжены деревянные дома, чтобы люди не остались на зиму и не разобрали эти дома для отопления. Было ясно, что военные не понимали замысла Министерства обороны и не хотели из этих мест уходить, потому что нигде их не ждали, а здесь у них было место работы и зарплата.

Ныне ситуация повернулась на 180 градусов – к усилению военной мощи России и новому противостоянию страны и США.

В военных городках Восточного военного округа, дислоцированных в Арктической зоне, началось строительство военных объектов. В его ходе планируется завершить обустройство инфраструктуры военных городков на мысе Шмидта и острове Врангеля. Будет закончено оборудование позиций для несения боевого дежурства и систем жизнеобеспечения. Также планируется восстановление аэродромов.

- Какой же безалаберностью кажется нам, - говорят выходцы из городов-призраков, - разворовывание суперсекретной техники, разбазаривание профессиональных кадров! И не для мира, а для того, чтобы спустя срок восстанавливать все заново. Людей, как принято в России, сбросили как шахматные фигурки, чтобы потом снова расставить по местам.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки