Любочка из Коктебеля

Опубликовано: 7 декабря 2015 г.
Рубрики:

Так ее называют все. Называют с детства до сегодняшнего дня, хотя она уже пожилая женщина, живущая во тьме холодного домика в Крыму. Сегодня, когда полуостров уже не первый день погружен во мрак, как некогда Уэллсовская Россия, я вспомнила о ней. Как жарким солнечным днем я шла по глухой улочке у пляжа «Пионер», как его называют в Коктебеле, прямо под Карадагом - с тортиком и гостинцами. К человеку, проведшему детство рядом с Максимилианом Волошиным и его окружением. Любочка помогала Волошиным по хозяйству. Я не раз видела, как на юбилеях поэта выступали известные люди, красующиеся собой. И дамы обнимали сидящую в уголке Любочку, потом забывая ее на год. Теперь мне некому было позвонить из тех, кому замерзающий человек не был бы безразличен. Все нашли предлог увернуться от вопросов: где она, жива ли, можно ли ее кому-то забрать или что-то передать. И даже ее ровеснице и знакомой, играющей на фортепиано по хосписам и больницам Москвы, это оказалось безразлично.

Помню Любовь Петровну в платках осенью. Уже тогда она напоминала бабушку Деда Мороза. Тогда же я позвонила организаторам волошинских юбилеев. Спросила, кто заботится о легендарном человеке. Почему бы ее не поселить в одной из комнат отапливаемого и пустующего зимой дома-музея Волошина?

Меня потряс их ответ: «Мы предлагали забрать ее участок и поселить в доме престарелых. Она не хочет».

Любовь Петровна знает в доме Волошина каждый уголок. С детства она помогала здесь по хозяйству. Ведь у Максимилиана Александровича и Марии Степановны было много гостей. Волошин остался для многих – спасителем. Живя в Париже, жена художника Сальвадора Дали, Гала, помнила, как согревали их здесь с подругой в дни революции.

Здесь Максимилиан Александрович принимал и подкармливал молодежь – Цветаеву и Эфрона. Он же их и познакомил, они нашли здесь камешки с одинаковым узором.

Сюда приходил Грин, не одобряемый Марией Степановной.

Только здесь и кормили Мандельштама, которому в киоске на набережной бесплатно давали только булочку. А когда он протягивал руку к шоколадке – руку отклоняли.

Здесь бывал Гумилев, памятник которому теперь стоит на единственной площади поселка. Здесь в зале с полукругом окон, выходящих на море, пел Шаляпин. И в саду исполнял Вертинского Баталов.

Но больше всего Любочке запоминались нарядные дамы. Особенно она восхищалась актрисой Тамарой Макаровой и ее вышивками – произведениями искусства.

После смерти Максимилиана Александровича и Марии Степановны дом перешел в собственность государства.

Любочка стала работать в Музее планеризма. Там она с восхищением узнала в подошедшем к ней представительном человеке, авиаконструкторе, мальчика Олега Антонова. Ведь с 1924 года он бывал в их знаменито дворе, где его учил рисовать акварели Волошин, работавший поодаль. Завороженно мальчик смотрел, как на листе возникает вечер. Мастер, не обращавший на зрителей внимания, в конце работы написал в углу пером:

«Розовый вечер.

Стеклянные волны.

А по холмам –

Хороводы кустов».

И подписался: Максимилиан Волошин

Несмотря на то, что и с горы Клементьева к ним не близко, и лагерь юных планеристов аж под Старым Крымом, Олег Антонов находил возможность часто бывать у них. Сколько еще воспоминаний витает вокруг этого дома...

Я смотрю в видеокамеру в сети на холодную мокрую набережную Коктебеля и шепчу про себя:

«Любочка, где ты?»

P.S. Cвет дают с 0:30 до 3:30 часов ночи и пока без изменений. Крым имеет 30% от нормы. Пока кроме обещаний ничего. Ввели комендантский час с 21:00, армия и МВД патрулируют - много грабежей.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки