Папа Франциск: шесть дней, которые потрясли всю Америку

Опубликовано: 5 октября 2015 г.
Рубрики:

В человеческом языке существует много определений событий того или иного уровня. К ним относятся и визиты глав иностранных государств. Чаще всего визиты такого рода называют «историческими», если они сопровождаются какими-либо прорывами в отношениях между странами. Например, визит Рауля Кастро в США и встреча его с Президентом нашей страны считается исторической, ибо она произошла впервые за пятьдесят с лишним лет и ознаменовала конец старой эпохи. А визит главы Китая никак не назовешь историческим – стороны попытались сгладить противоречия, возникшие в результате наглого вторжения китайских хакеров в киберпространство нашей страны, и Америка получила от китайцев смутные обещания больше этого не делать. В результате такого вторжения нанесен огромный ущерб нашей безопасности. Отношения между странами остались на прежнем весьма низком уровне.

 Но оба эти визита прошли практически незаметно по вполне понятной причине: Папа Римский, как говорят американцы, «украл шоу».

 Визит папы называют «историческим» практически все комментаторы. А почему, собственно? Подписаны какие-то соглашения? Отношения между странами, если Ватикан вообще можно называть страной, вышли на новый этап? Нет. Ничего этого не было. Ну, приехал и уехал. Видела Америка Пап и до этого визита. Но почему все взахлеб расценивают этот визит как событие исторического масштаба? Что произошло?

Страну посетил великий человек! В жизни любого государства это случается весьма и весьма редко. Когда в Америку приехал на жительство Эйнштейн, его не встречали с помпой. Черчилля тоже толпы не приветствовали. А вот «Битлов» встречали рыдающие от счастья поклонницы, битломания охватила тогда страну. Правда, она как-то быстро закончилась, когда один из участников группы сказал, что они популярны больше, чем Христос. Тут уж пластинки с их песнями топтали ногами.

Но Римский папа никак не кратковременный кумир толпы. Он лидер католического мира, лидер более чем миллиарда человек. Все папы являются лидерами. Кое-кто приезжал в Штаты. Но никого так не встречали и никого так не провожали. Все было беспрецедентно. Эта уникальность была создана личностью одного человека - Папы Франциска. И нет других причин. В истории папства были разные личности. Не стоит перечислять качества людей, занимающих папский престол в далеком прошлом и в сегодняшние дни. Скажу лишь, что этот Папа вызывает какие-то особые чувства. Я видел, как санитарка, крупная негритянка, немолодая уже, глядя в экран телевизора с восторгом сказала: «Как он естественен! Как он добр ко всем. Он не врет! Он не политик»! Ее последние, очень наивные слова (Папа даже во времяв этого визита показал себя одним из мудрейших политиков) сказали мне больше о народном восприятии Папы и политиков, чем речи десятков комментаторов.

Слово «беспрецедентный» лучше всего подходит к определению этого визита. Все было впервые!

Впервые у трапа самолета, на котором прилетел Папа, стояли президент и вице-президент со своими семьями. Такого Америка не знала за всю свою историю. Гостей всегда встречали согласно протоколу. Здесь он был сразу же нарушен. Руководители государств привезли свои семьи на аэродром, как бы в предчувствии того, что этот визит будет необычным буквально по всем параметрам. Люди встречали Папу, который воодушевил миллионы своих последователей во всем мире своим скромным поведением и особым подходом к самому институту папства. Его приветствовали сотни гостей, скандирующих «…Мы любим Франциска, а вы?», застывший почетный караул и четыре ученика местной Римской католической школы, один из которых вручил ему букет. До великолепия, ожидавшего его в Белом Доме, было далеко. И Папа, сразу после своего восхождения на папский престол в 2013 году демонстративно отказавшийся от части льгот, причитающихся ему по положению, сел в вызывающе скромный Фиат 5001 и поехал в свою резиденцию под названием Апостольская Нунция.

Он приехал в США с намерением убедить сверхдержаву делать больше для планеты и ее наиболее маргинальных слоев населения. Началось его замечательное путешествие сроком в шесть дней. В этом путешествии он посетил Вашингтон, где выступил перед объединенными палатами Конгресса, Нью Йорк, Филадельфию, провел несколько месс, канонизировал первого святого на американской земле, посетил детскую школу в Гарлеме, Мемориал жертвам теракта 11 сентября, сумел приватно встретиться с чиновницей, отказавшей в выдаче брачного свидетельства брачующимся геям (об этом стало известно только после его отъезда), посетил тюрьму и общался там с преступниками - весь мир обошла фотография двух сцепленных рук – Папы и – татуированной - заключенного. Заключенные подарили ему прекрасный стул, сделанный ими. 18 раз он публично высказывал свое мнение по самым разным темам. Он собирал массы людей. Его воодушевленная аудитория порой достигала полутора миллионов человек!

И это все совершил человек, которому исполнилось 78 лет! Он оказался пионером в том, что впервые в истории папства взял себе имя Франциска, он стал первым Папой из Латинской Америки и первым Папой с одним легким. Второе он потерял в результате инфекции в молодости. Сегодня он бы его не потерял. А тогда еще не было достаточно хороших антибиотиков, способных приостановить распространение болезни. И когда этот человек поднимался по трапу самолета, то делалось слегка не по себе – но он ни разу не остановился, чтобы передохнуть, сумел повернуться лицом к провожающей его толпе и поприветствовать ее взмахом руки. Да. При этом он ухватился за поручень, чтобы устоять на ногах. Но кто кинет в него камень за это единственное проявление слабости? Остается только поражаться жизненной силе и энергии этого человека.

Хочется сказать буквально два слова о визите Папы на Кубу, которую он посетил перед поездкой в США. Он не выступил там с критикой лидеров Кубы за наличие на острове политзаключенных и не встретился с диссидентами. В своих выступлениях был весьма сдержан, только намеками дал понять, что не одобряет такое поведение руководителей. Почему? Да просто потому, что что ждал визит в США, а здесь внимательно смотрели за тем, как будет вести себя Папа и ждали его критики братьев Кастро. А он не дал в руки оружие тем, кто выступает против восстановления нормальных отношений между двумя странами. Папа приложилдля решения этого вопроса много сил. Но вернемся к визиту.

 Многие из затронутых им тем совпадали с высказываниями президента, но далеко не все! Выявились и значительные расхождения между двумя лидерами, которые администрация постаралась приглушить, выделяя при этом пункты, где имелось согласие сторон. Президент и Папа всегда демонстрировали приверженность к ценностям социальной и экономической справедливости, сказал представитель Белого дома. Насчет постоянной приверженности этим ценностям Президента есть все же некоторые сомнения.

Папа обозначил свою повестку дня спокойно, тихо, но решительно: изменения климата, иммиграция и бедность. И подача этих тем варьировалась в его выступлениях от пасторальной до политической. Он подчеркнул тем самым, насколько изменилась повестка дня Католической церкви и переориентировались ее приоритеты. Наверно, ничто больше не смогло бы так обрадовать Президента, который приветствовал Папу на церемонии в Белом Доме. Папа открыто поддержал усилия администрации по борьбе с глобальным потеплением. А в выступлении перед американскими епископами он призвал к открытости в отношении иммигрантов, дав сигнал для испаноязычного населения страны.

В то время, как первые двое Пап фокусировали свое внимание традиционных для церкви темах, таких как аборты и гомосексуальность, Папа Франциск в присутствии Обамы как бы отложил их в сторонку. Как не стал критиковать материалистичность капиталистической культуры этой страны, но восславил ее преданность идеалам свободы, в том числе и религиозной, хотя и посчитал своим долгом предупредить о том, что ее огромные возможности накладывают и большие обязательства перед всем миром. «God bless America»! такими словами закончил он свое выступление в Белом Доме.

А перед епископами он говорил о невинных жертвах абортов, но не выделил эту тему среди других. Она попал в долгий список проблем, который включал в себя детей, умирающих от голода или бомбежек, иммигрантов тонущих в поисках лучшей жизни для себя и своих детей, и природы, которую человек хищнически разрушает из-за сиюминутной выгоды. «У человечества есть возможность совместно работать в строительстве нашего общего дома». Впервые Папа упомянул сексскандал и оценил мужество тех епископов, которые не стали покрывать растлителей из своей среды. Потом, через несколько дней, он встретился с жертвами домогательств, и дал обещание, что виновные в этом не уйдут от ответственности.

И казалось бы, он весь был в распоряжении Президента. Но и тут нашла коса на камень. Он отказался от традиционного обеда с Президентом - поехал обедать к монахиням из обители «Little Sisters of the Poor». Сейчас они осуждают администрацию Обамы по поводу главы из "Обамакер", где позволяется использовать государственные средства для контроля над рождаемостью. Тем самым он подчеркнул свою поддержку религиозной свободы. Он это сделал еще раз, когда встретился со ставшей известной чиновницей, отказавшейся регистрировать брак между двумя геями. Он увиделся с ней приватно, не желая ставить своего гостеприимного хозяина в неловкое положение. Это была «секретная» встреча. Секретной она оказалась для вездесущих журналистов. Их обманули.  В тот день Папа выступил перед обеими палатами Конгресса, потом отобедал с бездомными на свежем воздухе. И после удалился в отведенную ему резиденцию для отдыха. Сиеста! Святое дело для испаноязычного человека. Не было сиесты, не было отдыха. Он встретился с Ким Дэвис и ее мужем. Они получили розы от Папы. Он обнял женщину. В разговоре с ней Папа поддержал ее акцию! «Это ее право отказаться исполнять свои обязанности, по соображениям совести. И каждый, кто запрещает другим осуществлять свою религиозную свободу, нарушает тем самым права человека с совестью. Я ее понимаю». Потом уже журналисты спросили его: А как же быть с теми, кому было отказано в их праве на счастье? «Я молюсь за них и не осуждаю». Он не осудил гомосексуализм! Это тоже беспрецедентно!  Сегодня евангелисты рьяно осуждают геев. А ведь Христос не сказал о них ни одного слова! Он говорил о бедных и отринутых обществом.

Папа приехал в страну, разделенную по партийной принадлежности. Сегодня между республиканцами и демократами лежит пропасть. Легче и много быстрее обозначить точки соприкосновения и согласия, нежели перечислять все, что разделяет обе партии. Казалось бы, какое отношение к этому разделению имеет визит Папы? Он не политик, церковь отделена от государства. Как он может повлиять на сенаторов и конгрессменов? И опять же, случилась невиданная в истории страны вещь: Папа был приглашен выступить перед обеими палатами Конгресса. Пригласил его лично спикер Конгресса Джо Бейнер, католик по вероисповеданию, ярый противник абортов, что неудивительно: он рос в семье, где было 12 детей. Он консерватор со всеми вытекающими отсюда последствиями. Достаточно сказать, что во время его правления он пятьдесят с лишним раз ставил на голосование закон об отмене Обамакер, зная точно, что он даже Сенат не пройдет, но ни разу не удосужился поставить на обсуждение закон об иммиграции, который был принят большинством голосов в Сенате и получал поддержку большей части американского народа. Под его руководством республиканцы использовали тактику выжженной земли, ибо этот деятель выступал против всех законодательных инициатив Президента. Уровень одобрения действий Конгресса составил рекордно низкую оценку – только 13 % населения поддерживали его действия.

И этот человек пригласил Папу выступить перед объединенной Палатой Конгресса. На что рассчитывал Бейнер, не очень понятно. Что Папа поддержит консервативную повестку дня по поводу абортов и иммиграции? Во всяком случае, Папы перед Конгрессом еще не выступали. Это было первое за всю историю страны.

Сказать, что в зале негде было яблоку упасть, это ничего не сказать. Ограничимся только упоминанием, что правила противопожарной безопасности были нарушены четырехкратно. В зале, рассчитанном на 500 человек, сидели и стояли 2000 слушателей. Но если кто-то рассчитывал, что Папа, по меньшей мере, поддержит позиции консерваторов, то этих людей ожидало разочарование. Речь Папы была посвящена совсем другому: он призвал законодателей отбросить партийные дрязги перед лицом проблем, с которыми сталкивается не только Америка, но и весь мир. Он призвал их к единодушию в таких вопросах, как иммиграция, призвал проявить больше гуманизма к людям, стремящимся в нашу страну в поисках лучшей доли. Он призвал к обузданию насилия над природой, что тоже требует совместных усилий  представителей обеих партий. Да! Он заклеймил аборты - и в том же предложении, можно сказать, через запятую, поставил смертную казнь на ту же доску. Нельзя убивать живое, вот принцип сегодняшней церкви. Он призвал законодателей не уклоняться от проблем, стоящих перед человечеством, но решать их совместно, подняться над партийными склоками. Мудрость папы проявилась и в том, что он пропел гимн нашей Америке, восхвалив дух американского народа!

Тогда же Папа взял за руку Бейнера и сказал ему: «Молитесь за меня!» И Бейнер заплакал. Он вообще слезлив. Когда-то в СССР было сказано о премьер-министре Николае Рыжкове: «плачущий коммунист». Перефразируя, то же самое можно сказать и о Бейнере: «плачущий спикер». Но это не заслуживало бы внимания, не прогреми гром буквально на следующий день: Бейнер подал в отставку с поста спикера. Ночь прошла после контакта с Папой и его слов. О чем спикер думал? Спал ли он вообще? Что им двигало? Не понял ли он, что в террариуме под названием Конгресс он играет одну из главных ролей? Может, он осознал, что так дальше нельзя? Может, именно слова Папы привели к тому, что утром он стал другим человеком? Мы этого не узнаем, но нельзя отрицать прямую связь между визитом Папы, его личным общением с Бейнером и решением спикера уйти.

Писать о визите можно много. Всего все равно не охватить. Наверняка появятся книги об этом визите, в которых будет дана более подробная его оценка. Сейчас хотелось бы рассказать, как Папа смотрит на проблемы современного мира.

 Папа Франциск влил новую кровь в Католическую церковь своим откровенным и естественным поведение, а также тем, что поставил милость над морализаторством. Стиль и подход к проблемам отличает этого Папу от его предшественников. Но при этом он не изменял официальную церковную доктрину.

Вот всего лишь несколько тем, которые оказались затронутыми во время его визита.

Он не изменил отрицательного отношения церкви к гомосексуалистам, но настаивает на том, чтобы католики изменили свое отношение к этим людям: «Кто я такой, чтобы их осуждать»? Эти слова Папы дорогого стоят.

Аборты. Нет никаких изменений в позиции церкви. Папа считает, что жизнь эмбрионов священна и должна быть защищена. Однако, он критикует церковь за одержимость в этом вопросе, и сам высказывается на эти темы значительно мягче его предшественников. Он заявил, что священники должны прощать женщин, когда они каются в грехе аборта на исповеди с сокрушенным сердцем.

Развод. Церковь смотрит на тех, кто развелся и потом женился вторично гражданским браком, как на грешников. Ее позиция не изменилась при этом Папе. Но Папа ратует за милосердный подход к таким парам, он возбудил полемику в церковных кругах на тему: должны ли эти люди получать допуск к исповеди.

Контроль за рождаемостью. Запрет на презервативы не отменен. Но Папа и призвал католиков не размножаться подобно кроликам, но быть более ответственными в вопросе деторождения.

Женщины и церковь. Здесь Папа стоит на консервативных позициях и считает, что женщины не должны занимать лидирующих позиций в конгрегации Ватикана. Он считает - и все время это подчеркивает, - что женщины должны играть более заметную роль в жизни церкви. Но не на ответственных должностях. За это Папа подвергается критике. Надо заметить, что критики во время визита были. Но в этой статье им не будет дано слово.

Сексуальные злоупотребления. Папа установил специальную комиссию, включающую жертв сексуальных домогательств. По ее рекомендации, он учредил трибунал в Ватикане для наказания тех епископов, которые покрывали преступления такого рода.

Миграция. Папа выступил адвокатом мигрантов, призывая страны Европы уважать их права и проявить гостеприимство. «Мы не может превратить Средиземное море в огромное кладбище». Он убеждает богатые страны принимать тех, кто бежит от нужды, голода, насилия и военных конфликтов. Он говорит о бесчеловечности условий, в которых содержатся иммигранты из стран Латинской Америки. 

Окружающая среда. Папа сделал решение проблемы изменения климата краеугольным камнем своего правления. «Никогда еще мы так не вредили природе, как за последние двести лет». Это феномен, вызванный безудержным потреблением, жадностью и использованием ископаемого топлива.

Капитализм. Папа сравнивает необузданный капитализм с «идолизацией» денег (поклонение золотому тельцу) и утверждает, что бедные имеют право на свою землю, свой дом и работу. Он критикует международные финансовые институты за практику неоколониализма.

Дипломатия. При Папе Франциске церковь начала играть весьма активную роль в международной дипломатии, свидетельством чему служит ее помощь в восстановлении связей между Кубой и США. Когда Обама и Рауль Кастро объявили о начале нормализации отношений между двумя странами, они оба поблагодарили за это Папу.

Исходя из вскего перечисленного, читатель сам может сделать вывод о Папе Франциске и его месте в современном мире.

В заключение приведу два высказывания рядового и нерядового гражданина нашей страны.

Консультант по защите окружающей среды: «Послание Папы об изменении климата будет воздействовать на людей и политиков долгое время после того, как он покинет нашу страну».

 Президент: «Вы пробудили нашу совесть от спячки».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки