Кинообозрение от Элеоноры Мандалян: От кого и куда он бежит?

Опубликовано: 24 августа 2015 г.
Рубрики:

В августе на экраны Америки вышла политическая кинодрама The Runner («Беглец»), повествующая о перипетиях конгрессмена-идеалиста штата Луизиана, Колина Прайса, которого согласился сыграть Николас Кейдж. Что само по себе уже несколько удивляет, поскольку режиссер и сценарист фильма, 36-летний американец Остин Старк, полный новичок на данной стезе. Иными словами, дебютант в области полнометражного игрового кино.

Нет, в кинематографе Старк уже лет десять, но деятельность его ограничивалась ролью продюсера (11 фильмов, три из которых короткометражки). Однако сам он считает, что, работая в основном исполнительным продюсером (по нашему – директором картины) с такими режиссерами, как Вернер Херцог, Майя Форбс, Джош Раднор и Тони Кей, он набрался большого опыта и многому научился по части производства фильмов.

В качестве жанра своего первого фильма Старк выбрал политическую драму, так сказать, по зову души, потому как политика для него – «хобби и страсть». А выбрал «господина Кейджа» – потому, что не сомневался, что именно этот актер «сыграет свою роль мощно и остро, создав актуальный образ, соответствующий сюжету фильма».

Да, так что там, в сюжете?

В фильме обыграна одна из самых масштабных экологических трагедий в истории США – разлив нефти в Мексиканском заливе. Вспомним: весной 2010, после взрыва на нефтяной платформе «Deepwater Horizon» компании British Petrolium, платформа затонула недалеко от берегов Луизианы и нефть из скважины выливалась свободно в залив и океан на протяжении нескольких месяцев, не только разливаясь по поверхности, но и создавая нефтяную подушку в толще воды.

Последствия разлива нефти налицо, говорит Остин. Побережье Мексиканского залива по сей день остается опустошенным. Так что тема эта актуальна и сегодня, сохраняя свою социальную, экономическую и правовую значимость.

Учитывая, что фильм малобюджетный ($ 6 миллионов), Старку было очень удобно воспользоваться богатым документальным материалом самой катастрофы и проводившейся борьбы с ее последствиями, включив готовые фрагменты в свой фильм и сосредоточившись в основном на судьбе своего героя.

Съемки фильма были натурными, с минимальным использованием декораций – в Новом Орлеане, соседних с ним прибрежных городках и в Вашингтоне. Даже Капитолий в фильме реальный, а не смоделированный на компьютере.

Герой фильма, Колин Прайс, поначалу перспективный и дальновидный политик. Техногенная катастрофа в Мексиканском заливе дает ему шанс поднять свою политическую популярность. Он пытается убедить своих коллег в Конгрессе законсервировать буровые, стремясь защитить интересы граждан своего города (Нового Орлеана), их частные бизнесы, пострадавшие в результате бедствия. Действуя через средства массовой информации, Колин произносит эмоциональную пламенную речь по телевидению, вызывая к своей персоне симпатии и повышенный интерес.

Но интерес этот выходит герою боком. Получает неожиданную огласку интрижка Колина с молодой консультанткой Кейт Хабер (Сара Полсон), тогда как он 20 лет состоит в браке с адвокатом Деборой Прайс (Конни Нильсен). Секс-скандал ломает личную жизнь героя и его карьеру. И теперь уже он не может защитить не только своих сограждан, но и самого себя.

Невольно напрашивающаяся аналогия отнюдь не случайна. На вопрос, был ли реально существующий прототип при создании образа Колина, Остин отвечает, что это в целом собирательный образ, но ближе всего он подходит к Биллу Клинтону.

Опальный политик пытается что-то исправить, переключившись на некоммерческую благотворительность. Он ищет поддержки у отца, с которым у него тоже натянутые отношения. Отец Колина, Райан Прайс (Питер Фонда), был раньше мэром Нового Орлеана и тоже не обошелся без громких скандалов. Попав в беду, теперь уже бывший конгрессмен не в состоянии справиться со стрессом и с проблемами в личной жизни, и не находит ничего лучшего, как вернуться к своему давнему пристрастию – алкоголю. Все это делает Колина Прайса отталкивающим шаблонным персонажем.

«Судьба Колина своего рода метафора, – заявляет в одном из интервью Остин Старк. – С ним произошло то, что произошло с Мексиканским заливом, только в малых масштабах. И он, как и люди, пострадавшие от экологической катастрофы, пытается спасти свою карьеру, подпорченную репутацию и личную жизнь».

Подобная аналогия представляется безнравственной, циничной и даже кощунственной. Как можно ставить мелкий, пошлый конфликт отдельной личности на одни весы с катастрофой, затронувшей миллионы людей и принесшей невосполнимый ущерб всей стране?!. Но зрителя заставляют сопереживать тому, что карьера героя рушится, а мечты попасть в Сенат, скорее всего, так и останутся мечтами.

Американские СМИ такое противопоставление не шокирует. Они привыкли к штампам Голливуда, когда любая глобальная проблема преподносится зрителю через призму отдельно взятого героя. Но вердикт их примерно таков: «Это неглубокая, скучная политическая притча, в которой двухмерные персонажи пытаются изобразить моральную опасность компрометирующих принципов с утонченностью кукольного шоу». «Беглеца» сравнивают с телевизионными политическими мыльными операми, отдавая при этом предпочтение последним. Иные рецензенты считают, что в политической драме Остина как раз драмы-то и нет.

Итак, «Беглец» – фильм-дебют, но дебют звонкий, на который Старку удалось собрать актеров с именами и наградами. Хотя для привлечения зрителя в кинозалы и одного Николаса Кейджа было бы вполне достаточно. (Кстати, он дал согласие на роль уже на третий день после того, как получил от Старка сценарий.) А к нему добавились Сара Полсон, Конни Нильсен, Питер Фонда и др.

Сара Полсон, сыгравшая любовницу Колина, Кейт – яркая американская киноактриса сорока лет с богатой фильмографией, получившая образование в Академии драматического искусства. Начинала с театральных ролей, в 19 лет попав на знаменитые подмостки Бродвея, затем, как водится, проявила себя в телесериалах. И наконец Голливуд, участие Сары в романтической комедии «Чего хотят женщины», с Мелом Гибсоном и Хелен Хант, после которой, как она сама говорит, ее начали узнавать, правда «не по имени, а в лицо». С 2007-го появились номинации на престижные премии, в частности – на «Золотой глобус», на приз Гильдии киноактеров США (за роль в оскароносном фильме «12 лет рабства»), на «Эмми».

Очаровательная и своеобразная Сара, несмотря на сыгранную в «Беглеце» роль любовницы конгрессмена, в реальной жизни, увы, остается для мужчин «закрытой темой», так как не скрывает своей «нетрадиционной ориентации».

Конни Инге-Лизе Нильсен, сыгравшая жену Колина, Дебору – 50-летняя датчанка, модель (в прошлом) и актриса, лауреат премии «Серебряная раковина» МКФ в Сан-Себастьяне (за роль в фильме «Братья»). Будучи дочерью простого водителя автобуса, Конни сама себе создала яркую и богатую впечатлениями биографию.

Начав выступать в 15 лет – в кабаре, где работала её мать, она затем подалась в Париж, чтобы учиться на актрису. Париж сменился Римом, Миланом, ЮАР и, наконец, Америкой. Понятно, что путь любой, знающей себе цену актрисы заканчивается в Голливуде.

Конни добралась до мировой столицы кинематографа где-то к 30 годам, где не только начала сниматься, но и продолжала совершенствовать свое мастерство. Ее первым англоязычным фильмом стала, не много не мало, мистическая драма «Адвокат дьявола». Она сыграла небольшую, но очень запоминающуюся роль Кристабеллы Андреоли – дьяволицы, с которой соединяет Сатана (Аль Пачино) адвоката Кевина (Киану Ривз), дабы они зачали ему Антихриста. Но Кевин делает свой выбор, пустив себе пулю в лоб.

Теперь приглашения на съемки следуют одно за другим. А после роли Луциллы в оскароносном фильме Ридли Скотта «Гладиатор» Конни Нильсен предлагают уже роли не второго плана, а первого («Фото за час», «Загнанный», «База «Клейтон» и т. д.). Причем не только в США, но и во Франции, и у нее на родине, в Дании, отмечая ее достижения номинациями и призами.

Питер Фонда – 75-летний актёр, представитель актерской семьи Фонда. За свою долгую карьеру снялся в нескольких десятках фильмов, среди которых знаменитый фильм 1970-х годов «Беспечный ездок». Двукратный лауреат премии «Золотой глобус», при четырех номинациях, и двукратный номинант на «Оскара». Показал себя Питер Фонда и как режиссер, сценарист и продюсер нескольких картин. В фильме «Беглец» актер сыграл отца героя.

О Николасе Кейдже можно бы и не рассказывать, его популярность не нуждается в рекламе. И тем не менее, поскольку личность он весьма любопытная, кое-что хотелось бы вспомнить.

Надо признать, что он всегда был несколько странноватым, со своими «козликами» и завихрениями. Не случайно в среде киношников за ним закрепилась слава «чудаковатого садомазохиста» или просто freakish. Объясняя, что он хочет «играть без дураков», он, к примеру, на съемках «Поцелуя вампира», войдя в образ сумасшедшего журналиста, съел перед камерами живого таракана. А когда готовился к съемкам «Птахи», потребовал, чтобы ему, как и его герою, вырвали – без наркоза – два передних зуба. Чтобы прочувствовать душевное состояние своего другого героя – нью-йоркского парамедика «Скорой помощи», Фрэнка Пирса, в фильме «Воскрешая мертвецов», он устраивает себе круглосуточные дежурства вместе с бригадой подлинных врачей.

Общеизвестно хобби Николаса, больше похожее на манию, по отношению к недвижимости, особенно старинной. Он скупает дома, целые замки и острова чуть ли не по всему миру. И даже мечтает купить европейский замок, разобрать его по камушку, перевезти в Штаты и снова там собрать. Свою страсть он объясняет так: «С домами – как с женщинами. Встречаешь, очаровываешься, женишься, потом понимаешь: не то. Но уже привык, тянешь с разводом!»

Только в Америке у него с полдюжины домов – в престижном районе Лос-Анджелеса, Бель Эйр, в Сан-Франциско, в Лас-Вегасе, Нью-Йорке, на Род-Айленде и два в Новом Орлеане. На знаменитом английском курорте Бат у него готический замок Мидфорд XVIII века и грегорианский городской дом с помпезной лестницей и бассейном. В Германии актер приобрел очень эффектный средневековый баварский замок Neidstein в 28 комнат. Высоченный, как крепость, имеющий в плане форму трилистника. Замок красуется на вершине холма, а под ним простираются живописные замковые угодья, площадью в 160 га. Он реставрировал его целый год, но вынужден был с ним расстаться, «со слезами на глазах».

Увы, его подвел экономический кризис, разразившийся в стране и в мире. В 2009-м поползли слухи, что Николас Кейдж обанкротился и не в состоянии оплачивать свои бесчисленные «недвижимости». Часть домов у него отняли за долги. Другие ему не удается продать даже за треть цены.

Возвращаясь в Новый Орлеан, упомяну, что один из двух его домов во Французском квартале привлек Кейджа своей мистической славой, как самый известный в стране «дом с привидениями».

«Я не провел там ни одной ночи! – рассказывает Кейдж. – Я не ожидал, что все так серьезно. Клянусь вам, они вправду там есть! Их пять или шесть! Они обитают не в самом доме, а в саду, и когда я один или с кем-нибудь туда наведываюсь, заглядывают в окна. Мы там иногда обедаем или ужинаем, но ближе к ночи уносим ноги от греха подальше. Я получил, наверно, с полдюжины предложений от разных парапсихологов, которые желают либо изучить это явление, либо избавить меня от него. Но я их не пускаю — из уважения к призракам».

Во Французском квартале, где живет вновь запивший конгрессмен Колин Прайс, сам Кейдж был однажды арестован за пьяный дебошь, который он учинил своей третьей жене – кореянке из суши-бара Элис Ким. Есть и еще более пикантная история, связывающая его с этим уникальным городом. В 2010-м он купил на нью-орлеанском кладбище два пустых склепа в форме пирамиды, расписанные фресками изнутри, и закрепил на них плакат с предложением к посетителям целовать склепы-могилы, ожидающие его финального часа.

Вот такой он freakish, оскароносная кинозвезда Голливуда, сыгравший прототип Билла Клинтона. «Беглец» – пока последняя роль как в его фильмографии, так и в веренице актерских неудач, преследующих Кейджа уже не один год. Иной раз начинает казаться, что он давно уже кончился как актер и не вызывает больше к себе ни симпатии, ни интереса. Скорее наоборот – неприятие. Даже если играет положительного героя. А уж конгрессмена Колина Прайса положительным никак не назовешь.

Кстати, «Беглец» имеет рейтинг R (т.е. от 17 и выше) – за счет забористых словечек и секса с «обнаженкой».

Как видим, режиссер-дебютант – парень явно не промах. Свое восшествие на Голливудский Олимп он обставил триумфально: щекочущие нервы пикантности, раскрученные актеры, наделавшая много шума и бед техногенная катастрофа, положенная во главу сюжета.... И все же у нас остается много вопросов к Остину Старку.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки