Иногда сталкиваешься с личностью, которая больше, чем наше воображение может себе представить. Я начала восстанавливать для себя образ этого необычного русского художника с момента, когда впервые о нем узнала. Я услышала имя Владимира Третчикова (Vladimir Tretchikoff), когда несколько лет тому назад смотрела телевизионный аукцион произведений искусства. У одной женщины хранился эстамп, который после смерти бабушки достался ей в наследство, и она принесла его на аукцион, чтобы проверить стоимость. Надпись на обратной стороне эстампа была ''Мисс Вонг'', художник В. Третчиков.
На меня с эстампа смотрела юная, красивая женщина с лицом восточного типа. Черные волосы, яркие голубые тени на светло-коричневом лице, ярко-желтая традиционная китайская верхняя одежда с застежками на груди, красные губы. Член жюри оценил эстамп очень высоко, добавив с улыбкой, что критики в 50-60-х годах считали его картины и эстампы китчем.
О художнике эксперт сказал, что он родился в России, умер в Кейптауне и был самым известным живописцем Южно-Африканской республики в 50-60-х годах. Кто же этот русский художник, которого профессионалы-художники обвиняли в ''сентиментальной мазне, рассчитанной на невзыскательный вкус'', а со временем назвали народным художником двадцатого века?
Когда читаешь литературу о художниках-эмигрантах начала 20-го века, создается впечатление, что знаменитыми стали те, кто уехал в Европу. Однако судьба В.Третчикова сложилась иначе. Владимир Третчиков, талантливый самоучка, родился в 1913-м году в Петропавловске в многодетной семье молокан или, как они себя называли, ''духовных христиан''.
Будучи пацифистами они не поддерживали революцию и бежали с Белой армией сначала во Владивосток, а потом, перейдя границу, в Харбин, в Маньчжурию, куда в свое время приехало много эмигрантов. С семилетнего возраста мальчик неустанно рисовал карандашами и пастелью. Неуемная энергия и постоянная нужда после смерти родителей привела его, одиннадцатилетнего, к театральным художникам, которым он помогал рисовать задники сцены. У них он учился ремеслу и в свободное время наблюдал работу местных художников в их тесных мастерских.
У Третчикова была полная уверенность в своем предназначении и фотографическая память. В четырнадцать лет он получил премию на конкурсе за портреты Ленина и Сунь Ятсена, которые он написал по фотографиям. Когда японцы оккупировали Харбин, он переехал в Шанхай, где стал иллюстрировать русские журналы. Популярность и деньги пришли к нему, когда он начал работать в рекламных агентствах. Критики никогда не могли забыть, что он был ''плакатным художником''. Через несколько лет он переeжает в Сингапур, где ему опять сопутствует удача и успех. С 1934-го по 1942-й годы его популярность растет. Война дошла и до восточных окраин Азии, и художник переехал на остров Яву, где его арестовали и отправили в лагерь для перемещенных лиц, и только в 1947-ом ему удалось освободиться и уехать не в послевоенную Европу, а в Кейптаун, где он прожил до смерти в 2006-ом году, создав свою художественную школу и заслужив репутацию наиболее известного художника Южной Африки.
Это внешняя биографическая канва одаренного человека. На пике своей карьеры В. Третчиков провел много успешных выставок в Англии, Америке и Канаде. Его картины покупали богатые промышленники, а тиражированные эстампы и копии картин продавались за небольшие деньги в галереях и выставочных фойе огромных галантерейных магазинов. Восточная экзотика и эротика его картин стала модой времени.
Портрет ''зеленой или синей китаянки'' можно было часто увидеть висящим над камином в средней зажиточной семье. Такой огромный коммерческий успех можно сравнить только с продажей картин коммерческого художника Энди Уорхола (Andy Warhol), основателя американского направления поп-арт. Яркая личность и беззастенчивый пропагандист своего искусства, острый на язык В. Третчиков стал художником народа, что никогда не было ему прощено художественным истеблишментом. Для критиков он был выскочкой, неграмотным самоучкой, прожектером и торгашом. Но слава бежала впереди художника.
После возвращения в Кейптаун он оставался там до смерти. Там он организовал свою художественную школу, написал автобиографию.Он любил писать портреты простых африканцев, и они у него выходили больше похожими на металлические скульптуры, где коричнево-черная кожа отливала синими и желтыми блестящими тенями. Его знаменитый портрет девочки, где половина лица белая, а другая половина черная, удивляет, как точно он подметил похожесть рас. Портреты Алисии Марковой, знаменитой английской балерины, танцующей умирающего лебедя, были лучшим признанием его таланта. Смесь эротики, сентиментальности, яркость красок, профессионализм делают его картины узнаваемыми.
О жизни и творчестве В. Третчикова английская телевизионная студия Би-Би-Си сделала документальный фильм, о его жизни написаны книги и напечатаны прекрасного качества альбомы. Многогранность его творчества трудно охватить в небольшом эссе, и моя цель - лишь напомнить читателю о художнике В. Третчикове, модном в свое время, постепенно забытом, но остающимся в памяти поколения людей 50-60-х годов как в Европе, так и в Южной Африке, Америке, Канаде и Австралии.






Добавить комментарий