Валя - я звала ее так, несмотря на разницу в возрасте, - ушла от нас всего-то 7 лет назад. 29 сентября 99-й ее день рождения. Через год будем отмечать юбилей. А эта заметка не юбилейная. Просто хочу напомнить читателям и любителям поэзии это имя. Валентина Синкевич.
Мы с ней дружили, хотя никогда друг друга не видели. Она не пожелала, чтобы мы с мужем приехали в Филадельфию на ее 90-летие. Мы хотели приехать с камерой. Она отказалась.
Не в ее характере было выглядеть старой, беспомощной. Жила одна, отказывали ноги и руки, спасалась от проблем с трудом, жизнь была временами мучительная. Но даже при давлении 220 ехать в больницу отказывалась: «Хочу умереть дома!»
Так и случилось, причем буквально за день до ухода она завершила работу над книгой «О незабываемых»* и запечатала конверт для отсылки… Из «Незабываемых» писателей, поэтов и критиков ее поколения, поколения Второй, военной эмиграции, к тому времени оставался ее друг Сергей Голлербах, человек редкостного таланта - прекрасный художник и удивительный эссеист. Оба - Валя и Сережа - как она звала Голлербаха, в конце жизни печатались исключительно в нашем журнале.
Сергей Львович перешел к нам из другого журнала из соображений безопасности: почему-то ему казалось, что тот орган, где он привык печататься, может его подвести под суд. А Валя, также печатавшаяся в том издании, перешла к нам после одного случая.
Я отказалась печатать слабую, с эротическим привкусом заметку Голлербаха у нас в ЧАЙКЕ. Валя была уверена, что мы ее напечатаем из уважение к СЛ, хотя его статья ей очень не нравилась. Узнав, что я отказалась печатать эту статью, Валя приняла решение отныне печататься только у нас. И печаталась. Два своих последних стихотворения https://www.chayka.org/node/6821 , https://www.chayka.org/node/6739 она посвятила мне. Спасибо, Валечка!
* Валентина Синкевич. О незабываемых. Москва, Дом Русского зарубежья, 2019.
Добавить комментарий