Беседы с мудрецами: Томас Карлейль

Опубликовано: 31 марта 2020 г.
Рубрики:

«Если человек знает меру, он знает все»

 Сегодня сотрудник негламурного журнала «Экспромт» М. Михайлов, преодолев некоторую робость, вступил в воображаемую беседу со знаменитым английским публицистом, историком и философом Томасом Карлейлем. 

 

Предлагаем запись их беседы. 

 

Томас Карлейль (1795– 1881) – британский писатель, публицист, историк и философ шотландского происхождения, автор многотомных сочинений «Французская революция» (1837), «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841), «История жизни Фридриха II Прусского». Известен также как один из блестящих стилистов викторианской эпохи.

 

М.– Уважаемый сэр, Вы, сын сельского каменщика, благодаря исключительным способностям, сумели получить хорошее образование и пройти путь от сельского учителя до ректора Эдинбургского университета, стали известным историком, писателем, публицистом. Вы прожили почти век и знаете жизнь не понаслышке. Итак, что такое наша жизнь?

 

Т.К. – Жизнь – это очень короткое время между двумя вечностями.

 

М.– Бывает, что человек приходит в этот мир в неблагоприятные времена: войны, эпидемии, гражданские смуты, экономические кризисы и прочие беды. Как в этот промежуток «между двумя вечностями» суметь достойно и без жалоб на тяжелые времена пройти свой путь?

 

Т.К. – Человек не должен жаловаться на времена; из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его.

 

М.– Кого же можно считать правильно использовавшим это короткое время?

 

Т.К. – Благословен тот, кто нашел свое дело в жизни; большего нам не дано.

 

М.– Не всегда человек правильно выбирает свое дело, свою профессию. Часто судьба складывается не так, как хотелось бы, да поздно менять. Что бы Вы ему посоветовали?

 

Т.К. – Всякий труд благороден, и благороден один лишь труд.

 

М.– Значит, просто трудиться и надеяться на лучшее?

 

Т.К. – Человек только и живет надеждой; надежда, по сути, его единственная собственность.

 

М.– Вообще-то, такой собственности маловато. Ведь где надежда, там и разочарование. А жизнь полна всяких невзгод. Какие качества надо развивать в себе, чтобы с ними успешно справляться?

 

Т.К. – Глупость и хорошее пищеварение – незаменимые качества для борьбы с лишениями.

 

М.– Ну, не знаю, как первое, а второе – это точно дар божий. Или природный.

 

Т.К. – Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы. 

 

М.– Действительно, крепкое здоровье – главное условие счастливой жизни.

 

Т.К. – Здоровье – великое дело как для того, кто им пользуется, так и для других. 

 

М.– Это верно, «другие» больных не жалуют: они для всех – обуза. А что стоит на втором месте на шкале счастья? Деньги?

 

Т.К. – Главный орган человеческого тела, незыблемая основа, на которой держится

 душа, – это кошелек. 

 

М.– Неужели Вы действительно так считаете?! Разве не бывает чисто духовных радостей? Разве людей не связывают иногда совершенно бескорыстные отношения? 

 

Т.К. – Наличные – не единственная связь человека с человеком.

 

М.– Мне тоже так кажется. Ведь богатство на самом деле мало кого сделало счастливым.

 

Т.К. – Мое богатство состоит в том, что я делаю, а не в том, что я имею.

 

М.– Но иметь хорошее образование – это также богатство?

 

Т.К. – Знания придают человеку вес, а поступки блеск. 

 

М.– Чтобы обладать знаниями и поступать достойно, надо, вероятно, долго учиться и иметь хороших учителей?

 

Т.К. – Опыт – учитель, очень дорого берущий за уроки, но зато никто не научает лучше него.

 

М.– Что такое опыт как не ряд совершенных нами ошибок?

 

Т.К. – Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

 

М.– Это верно. Но мало осознавать свои промахи, надо знать, к чему стремиться, иметь какой-то идеал.

 

Т.К. – Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его – в тебе же. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал.

 

М.– Боюсь, мне не хватает тех возвышенных добродетелей, которые проповедует христианство: мне трудно возлюбить врага и вечно подставлять другую щеку тоже надоело. Честно говоря, просто не хватает щек для всех желающих. Наверное, из моего материала не создать истинный идеал? 

 

Т.К. – Если бы Иисус Христос явился сегодня, никто бы не стал его распинать. Его бы пригласили к обеду, выслушали и от души посмеялись.

 

М.– Вы думаете?! Значит, уже в Ваше время люди настолько утратили духовность? И больше интересовались успехами экономики?

 

Т.К. – Экономика – наука зловещая…

 

М.– Что Вы говорите! Но ведь трудно не согласиться с тем, что рост экономики позволяет повысить жизненный уровень не только «элит», но всего народа. Вы посмотрите статистику.

 

Т.К. – С помощью цифр можно доказать все что угодно.

 

М.– Вообще-то, иные экономические и социальные реформы приводят к обнищанию большинства людей, зато непомерно богатеет правящая верхушка. Мы в России это знаем не по наслышке. 

 

Т.К. – Любая реформа, кроме моральной, бесполезна.

 

М.– Моральная реформа – это что значит? У нас была Библия, потом «Кодекс строителя коммунизма», сейчас – снова Библия. И другие конфессии имеют свои Священные книги. А счастливее люди не стали. А может, дело не в идеологии, а в социальном устройстве общества? Может быть, народ должен взять власть в свои руки – и жизнь наладится?

 

Т.К. – Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов.

 

М. – И Вы правы. Эту мудрость мы уже испытали в прошлом веке. Тоже было много крови и слез. Как говорит народная поговорка, «куда ни кинь, всюду клин». Что же делать человеку, чтобы, несмотря ни на что, найти свое место в жизни?

 

Т.К. – Наше предназначение не в том, чтобы пытаться ясно разглядеть то, что удалено от нас и скрыто в тумане, но в том, чтобы трудиться над тем, что у нас под рукой.

 

М. – Разве человеку не следует мечтать и стремиться воплотить в жизнь свои мечты? Например, покорить природу: поворачивать реки вспять, летать в космос, осваивать другие планеты?

 

Т.К. – Людям следует быть скромнее.

 

М.– Но, глядя только себе под ноги, далеко не уйдешь. 

 

Т.К. – Если человек знает меру, он знает все.

 

Поблагодарив своего мудрого собеседника, наш сотрудник пошел обдумывать его глубокие мысли.

 

Комментарии

ОН что? Мудрец - размером с кошелёк? Таких и без него море разливанное.