Поездка по Германии. Бухенвальд: круги ада 

Опубликовано: 19 сентября 2019 г.
Рубрики:

 Путь из Веймара в Бухенвальд на автобусе №6 занял один час. За проезд я уплатил 2.20 евро.

 ...В офисе мемориала я взял путеводитель с картой. Наметил маршрут и пошёл к воротам. Хотя день выдался тёплый, меня охватил озноб, когда я вошёл в один из самых страшных концентрационных лагерей 20 века. Вот сухие цифры.

 «1937 год – 1945 год. 400.000 кв. м. территория. 3.500 м. колючей проволоки. 139 подразделений вне непосредственно лагеря. Узники от 2 до 86 лет из более чем 50 государств: 30.000 несовершеннолетних, 28.230 женщин, 249.570 мужчин. За годы существования Бухенвальда в нём погибло 56.000 человек, из них более 8.000 советских военнопленных, убитых выстрелом в затылок».

 А вот цифры, относящиеся к периоду с 1945 по 1950 годы, когда Бухенвальд был лагерем НКВД: 28.500 заключённых, в том числе 1000 женщин. Причём, эти люди были доставлены в спецлагерь №2 Бухенвальд без приговора суда и на неопределённое время, то есть так же, как это делали нацисты. Далее в справочниках говорится: «Условия заключения в советском спецлагере №2 были крайне плохими. Здесь погибло более 7 тысяч человек».

Мёртвых закапывали в общих могилах в лесу. Большинство заключенных – мужчины от 40 до 60 лет – были членами Национал-социалистической германской рабочей партии низового уровня, местными партийными функционерами Третьего рейха, полицейскими, управленцами. Позже эта группа узников стала пополняться обвиненными (или подозреваемыми) в нелояльности к новой, коммунистической власти ГДР и в сотрудничестве с американцами или англичанами - недавними союзниками СССР по антигитлеровской коалиции. 

 Здесь, в Бухенвальде, я ещё раз убедился, что между гитлеровским режимом и сталинским нет разницы. При нацистах, как и при советской власти, арестовывали за связь с иностранцами, за то, что еврей, за «излишки» имущества. Причём, излишком иногда считали даже велосипед. Инвалидов, Свидетелей Иеговы, цыган, гомосексуалистов преследовали и в нацистской Германии, и в СССР.

Но для Германии это – позорное прошлое, а для Российской Федерации, правопреемницы СССР, это – всё ещё настоящее: Свидетелей Иеговы продолжают арестовывать в России 21 века, русские соседи изгоняют цыган из их деревень (Пензенская область, июнь 2019года), к иностранцам относятся с подозрением, а к инородцам – с презрением, бытовой антисемитизм гуляет по России несмотря на отсутствие антисемитизма государственного. 

 11 апреля 1945 года к Бухенвальду подошла Третья американская армия. Эсэсовцы бежали. Остававшиеся в лагере, а это 21 тысяча заключённых, в том числе 900 детей и подростков, обрели свободу. Но в июле того же года американцы уступили Тюрингию Красной армии, и Бухенвальд превратился в Спецлагерь №2.

 Через несколько лет после объединения Германии и распада Союза Советских Социалистических Республик на окраине лагеря было выстроено серое бетонное здание музея с постоянной экспозицией под названием «Советский спецлагерь №2 Бухенвальд. 1945-1950».

Выставка производит сильное впечатление. Документы и воспоминания заключённых об условиях жизни в лагере лишний раз показывают, что SS и НКВД/НКГБ/МГБ учились друг у друга. То, что, мол, в СССР мало кто знал о лагерях, в которых работали миллионы заключённых, мало кто знал, что невинных людей арестовывали и расстреливали, такой же миф, как то, что в Германии мало кто знал о лагерях смерти и трудовых лагерях. И в СССР, и в гитлеровской Германии лагеря часто находились вблизи деревень, жители которых так или иначе извлекали выгоду из такого соседства; многие предприятия и той, и другой страны выполняли заказы для лагерей, а в свою очередь лагеря руками рабов-заключённых выполняли заказы предприятий своего государства.

 ...На территории Бухенвальда был так называемый «Малый лагерь», карантинный. Его добавили к основной территории в 1942 году, а с января 1943, по мере продвижения Красной Армии на Запад, сюда стали поступать всё новые и новые заключённые из лагерей Восточной Европы. Это были рабы из Польши, Украины, Белоруссии, России, Чехословакии, а также из Франции, Бельгии, Голландии... К августу 1944 года в Малом лагере скопилось 13 тысяч заключённых. А к апрелю 1945 года – 18 тысяч.

По мере ускоренного расформирования лагерей на территории Польши, в Малый лагерь почти ежедневно привозили тысячи измождённых евреев. Мест в обычных бараках нехватало, и более 6 тысяч оказались в многоместных палаточных бараках. В Малый лагерь доставляли менее трудоспособных, менее полезных, как считали нацисты. Совсем бесполезных, в основном, детей и пожилых, сразу уничтожали. Смертность в Малом лагере была особенно высокой, потому что условия существования там трудно даже представить. В бывших конюшнях, превращённых в бараки, нары были в четыре этажа. Не было ни окон, ни умывальников, ни уборных.

Для туалета выводили людей полуголыми в специальный корпус, где умывались холодной водой, без мыла и полотенца, и где можно было опоржниться, сидя в один ряд вплотную друг к другу. Гигиены в лагере не существовало. В любой момент могла вспыхнуть эпидемия. Опасаясь тифа, лагерные врачи делали прибывшим узникам прививку: укол в живот десяткам людей одним и тем же шприцем. Причём, никто из вновь прибывших заключённых не знал, против чего эта инъекция. Туберкулёз, дизентерия, дифтерия были обычным явлением. Многие страдали диареей.

Люди были настолько истощены и слабы, что не могли ждать вывода в уборную и ночью облегчались прямо в бараках, иногда даже там, где лежали. Грязь, вши, крысы... Существовали (невозможно сказать «жили») по такому расписанию: подъём в 4 утра, уборка барака, выход из барака на перекличку, которая длилась не менее часа при любой погоде, затем работа на каменоломне, на строительстве дорог, на заготовке дров, на ферме при лагере, на военном заводе, в мебельных мастерских...

Из-за постоянного голода заключённые воровали еду у тех, кто слабее. Не у всех были миски для похлёбки. Чтобы миски не украли, владельцы привязывали их к себе, а ночью клали под голову вместо подушки. У кого своей миски не было, ждали пока поевший даст свою миску в долг из жалости или за какую-то услугу. Десятки, сотни людей умирали ежедневно. Многие, потерявшие волю к жизни, желали смерти как избавления. Человек умирал, а его сосед по нарам радовался, что может забрать его одежду и согреться, что может получить на ночь больше пространства на нарах, пока не прибудет новая партия заключённых. Иногда тело умершего его соседи по нарам выносили на перекличку, выдавали за ослабевшего или больного и получали на него пайку хлеба. 

 ...Малый лагерь, отгороженный от основной территории Бухенвальда колючей проволокой, был последним кругом ада. 

 ...Территория Бухенвальда огромная. Охрана ежедневно делала трёхкилометровы й обход лагеря. Я пошёл по этому пути, дошёл до бывшей лагерной станции. Там сохранилась железная дорога и платформы. Потом углубился в лес, где в одном месте захоронены останки узников, сожжённых в 1944-1945 годах, а в другом – останки заключённых советского спецлагеря №2. Смерть уравняла жертв обоих режимов.

 ...Но была ведь и другая Германия – страна великих писателей и художников, композиторов и философов! В эту, другую Германию, я спешил погрузиться, чтобы хоть на время переключить своё внимание. После всего пережитого страна смогла найти баланс между тем, чем она гордится, и тем, чего она стыдится. Раскаяние сделало Германию самой передовой страной Европы. 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки