Когда мы были молодые…

Опубликовано: 5 июня 2019 г.
Рубрики:

Когда мы были молодые

И чушь прекрасную несли,

Фонтаны били голубые

И розы красные цвели.

Юнна Мориц

При подготовке статьи «Поэтический мир стихов и прозы Ивана Бунина», опубликованной в «Чайке», я нашёл забытое мною его стихотворение о крымском водопаде Учан-Су:

Свой лёгкий бег не прерывая,

Прозрачной пылью снеговой

Несется вниз струя живая, –

Как тонкий флёр, сквозит огнем,

Скользит со скал фатой венчальной

И вдруг, и пеной и дождём

Свергаясь в черный водоём,

Бушует влагою хрустальной...

Сразу нахлынули щемящие воспоминания молодости. В те годы я несколько лет весной ходил в походы по горному Крыму. Группа наша была «схоженная» и «спетая». Не уверен, что эти термины употреблялись тогда нами корректно, но мы ими пользовались без сомнений и даже с гордостью – много раз ходили вместе, доверяли друг другу полностью, с удовольствием пели вечером у костра любимые песни. Я в нескольких походах выполнял обязанности руководителя группы, хотя охотно не отягощал бы себя этими хлопотами и просто наслаждался ожидавшейся всю зиму встречей с природой. Но – ребята так решили…

Той весной мы наметили начать маршрут от упомянутого выше водопада Учан-Су (в переводе с крымскотатарского — «летящая вода»). Это самый высокий водопад Украины и один из самых высоких в Европе, высота падения воды в нём почти вдвое выше, чем в Ниагарском (а видимая – почти впятеро). Поток воды высотой 98 м обрушивается с обрыва, поднятого более чем на 400 м над уровнем моря, и через две расщелины между скал устремляется вниз, разбиваясь там об естественную площадку и образуя водоём с прозрачной водой. Был конец апреля, питающая водопад река, как обычно весной, полноводна, так что его шум был слышен далеко.

Полюбовались водопадом, походили по лесу, наслаждаясь первым в том году впечатлением от настоящей живой природы, от воздуха, наполненного ароматом сосны и неповторимым тонким запахом кустов можжевельника, которых там очень много.

Установили палатки, посидели у костра, переночевали, утром собрались и начали подъём на Ай-Петринскую яйлу (так называют в Крыму горные плато). Мой давний приятель, опытный инструктор по горному туризму, дал мне «кроки» (наброски маршрута) и подробно объяснил, как идти, – «от водопада вверх, потом у сосны-«самолёта» влево, всего километров пять-шесть, подъём не очень крутой, через часа полтора выйдёте на яйлу».

Погода с утра была неплохой, слегка пасмурное небо не настораживало. Мы не знали, что в районе Ай-Петри бывают продолжительные и мощные ветра, и не учли, что в горах погода бывает очень переменчива, внезапно может пойти дождь. Лишь потом нам рассказали местную примету – если вода в водопаде не кристально чистая, можно ожидать в этот день дождь и сильный ветер, но мы об этом не подозревали.

Поэтому когда накануне вечером выяснилось, что завхоз группы забыла дома реп-шнур, который бывал у нас всегда с собой, и взамен купила в Ялте бельевую верёвку длиной 12 м., не сказав мне о своей оплошности, я не особенно переживал – не на восхождение идём, обойдёмся.

Первые несколько километров шли бодро, шутили, «аукали», в общем веселились, как дети. Увидели сосну-«самолёт», но впереди виднелась ещё одна, вроде бы по виду ещё более «самолётная», пошли к ней. Правда, подъём становился всё более крутым, но нерастраченные с утра силы рвались наружу. Выполняя рекомендацию, повернули у этой сосны налево. Погода становилась всё хуже, начал моросить мелкий дождик.

Сначала тропа казалась почти такой же «хоженой», как предыдущая. Потом она стала сужаться и через некоторое время пропала совсем. И подъём закончился, идём вдоль склона почти по горизонтали. А он справа от нас становится всё круче, градусов 40, и мы уже вышли на осыпь, которая при каждом шаге начинает сползать вниз. Повернуть назад не можем – за спинами выпирают назад довольно тяжёлые рюкзаки, страшновато.

Я сказал всем остановиться и по возможности не делать резких движений, а двух ребят, между которыми в «цепочке» шла наша завхоз, попросил подстраховать её, чтобы достать из рюкзака ту самую купленную в Ялте верёвку. Её длины как раз хватило, чтобы все участники обвернули запястья левых рук, обращённых в сторону, противоположную осыпи, ставшей угрожающей, – она просматривалась вниз довольно далеко.

Не был уверен, что это не очень разумное действие помогло бы удержать кого-то из нас, если бы он или она стали скользить по осыпи, но надеялся, что все остальные общими усилиями как-то справятся. О том, что этот один может увлечь за собой всю цепочку, старался не думать, всё равно другого выхода не было.

Предполагая, что выход на плато уже близок, очень осторожно и вразнобой продолжили движение. Вдруг, буквально за несколько минут, на нас наполз туман – настолько густой, что каждый видел впереди себя только двоих (обернуться назад никто не решался). Видимо, на склон наползла туча и мы оказались внутри неё. Это был даже не дождь – не было летящих капель, но мы мгновенно вымокли, как говорят, до нитки. Даже дышать этим мокрым воздухом стало трудно.

К счастью, через некоторое время то подобие тропы, по которому мы шли, стало подниматься, и примерно через полчаса, наконец, вышли из тумана на ровное плато. Его поверхность, как ни странно, была почти сухой. Но радость от обретения под ногами твёрдой и ровной земли оказалась преждевременной – там дул сильный и очень холодный ветер, как нам показалось, ледяной. Голая плоскость, укрыться негде. Понимая, что через короткое время все основательно простудятся, я начальственным тоном скомандовал: «Мальчики направо, девочки налево! Станьте спинами к ветру, разденьтесь догола, разотритесь чем-нибудь и переоденьтесь в сухое!»

По понятным причинам подглядывать никому и в голову не пришло. Правда, кто-то из девушек пискнул «а как же… мы же…», но более опытные быстро их переубедили. Наконец переоделись и двинулись вперёд. Две наименее опытные по части туризма девушки хромали – видимо, у них появилась особенно сильная крепатура мышц ног после непрерывного напряжения на осыпи.

Через несколько сотен метров увидели неглубокую лощинку, где ветер не так ощущался, и обессилено рухнули на чахлую траву. Хромавшим девушкам я сделал массаж спазмированных икроножных мышц, они храбро терпели боль, но сдерживались.

Мы планировали посетить на Ай-Петринской яйле три карстовые пещеры, поглядеть на сталактиты, сталагмиты, летучих мышей и прочий причудливый подземный мир. Но в те минуты мы думали только о том, чтобы найти лощину поглубже, где ветер будет несильным, поставить и укрепить палатки, вскипятить немного воды для чая и забраться в спальные мешки. Это нам удалось, и настроение поднялось.

Всё же молодость – великое благо. Отлежались, отогрелись, выползли из палаток и довольно бодро отправились вниз за хворостом, а заодно и в поисках родника. Видимо, судьба в качестве компенсации за перенесенные передряги была к нам благосклонна – довольно быстро нашли и то, и другое. Так что под вечер смогли разжечь нормальный жаркий костёр, сварили кашу с тушёнкой, напились вдоволь чаю. Погода полностью наладилась, как будто не было дневных неприятностей. Костёр, как обычно, очаровывал: яркое пламя, иногда – треск поленьев и сноп искр, как выстрел в иссиня-чёрное крымское небо. И под низкими, крупными южными звёздами мы тихо запели нашу любимую:

Дым костра создает уют,

Искры, тлея, в полете тают,

Пять ребят о любви поют

Чуть охрипшими голосами...

А потом, любуясь до поздней ночи завораживающими огоньками, перебегающими по догорающим углям, затянули другую:

Я смотрю на костер догорающий.

Пляшет розовый отблеск огня.

После трудного дня спят товарищи.

Почему среди них нет тебя?

Ты не знаешь, как часто ночами я,

Придвигаясь поближе к огню,

Так тоскую, тебя вспоминая,

Эту грустную песню пою…

Уснули поздно, до этого долго переговариваясь полусонными голосами. Утром, как обычно, быстро собрались, сняли палатки, позавтракали и вышли на маршрут.

Но нас ожидал ещё один непредвиденный подарок – на закрытой с трёх сторон возвышенностями полянке, мимо которой мы проходили, увидели небольшую, метра три в диаметре, почти круглую площадку, сплошь усеянную нежными лесными фиалками!

Сняли рюкзаки и – кто на коленях, а кто и лёжа, с разных сторон этого чуда стали вкушать их неповторимый аромат. В объектив попала только часть группы, но остальные тоже получали удовольствие, расположившись с разных сторон вокруг площадки.

Старое чёрно-белое фото не даёт представление об этих нежных цветках, поэтому приведу современную цветную фотографию лесных фиалок.

Я рассказал всего о двух днях одного из многих наших неповторимых походов. Прекрасную чушь, которую мы тогда несли, конечно, не вспоминал – это была привилегия молодости. Но водопад, хоть и с натяжкой, попытался ассоциировать с огромным фонтаном, а то, что цвели не розы, а фиалки, навряд ли существенно. Так что эпиграф, которым предварил свой рассказ, вроде бы оправдан.

Прошло уже почти шестьдесят лет, а эти воспоминания продолжают греть душу и напоминать, как здорово было, когда мы были молодые…