Что год прошедший нам оставил

Опубликовано: 21 декабря 2018 г.
Рубрики:

В преддверии конца 2018 года редакция ЧАЙКИ обратилась к нескольким нашим авторам с просьбой подвести итоги года и дать свой прогноз на год будущий. Сегодня мы публикуем мнения Романа Солодова и Григория Писаревского.

 

Еще один год уходит в историю. Будем откровенны: 2018-й ничем особым не запомнился. Мы как его современники принимаем события этого года близко к сердцу. Это естественно. Но через пару –тройку лет, не говоря уже о нескольких десятилетиях, этот год вспоминаться не будет. Так, очередной проходной. И это очень хорошо, потому что запоминаются, как правило, катастрофы. Или из ряда вон выходящие события. 

Например, 2016 год навсегда войдет в историю как год появления Дональда Трампа на мировой арене. От этого события содрогнулся весь мир прежде всего потому, что оно было неожиданным. А после мир стал содрогаться от его поступков и речей уже как президента, и есть ощущение что его влияние на мировое сообщество, на умонастроение людей, даже народов весьма и весьма велико.

Нельзя этого недооценивать. Трамп весьма успешно играет на низменных чувствах людей, Прежде всего, на таком, казалось бы, пережитке нашего сознания, как трайбализм. Это чувство было порождено тысячелетиями развития человеческого общества, оно, казалось бы, стало уходить в прошлое после Второй Мировой войны, во время которой человечество полной чашей хлебнуло, этого самого трайбализма.

Но временной промежуток оказался слишком мал, чтобы народы изжили его полностью. Мой знакомый, приехавший из Европы – у него был там тур по европейским университетам - был поражен популярностью, как самого Трампа, так и его идей. Вот почему тот год войдет в историю. Он запомнится еще и потому, что только сейчас выясняется поистине гигантский уровень вмешательства России в наши выборы. Особый упор был сделан на афроамериканскую общину с целью отвратить ее от выборов. И был достигнут успех. Количество голосовавших черных на выборах 2016 года резко упало по сравнению с выборами 2012 года. Кто знает, может, этих голосов и не хватило Хилари Клинтон. 

Он также войдет в историю, как год Брекзита, когда англичане, не задумываясь особо, к чему это приведет, и забыв на секундочку об открытой границе с Ирландией – эта проблема сегодня всплыла с четкой ясностью - проголосовали за выход из Европейского союза. Сегодня возникает ощущение, что они уже хотят обратно. Им этот год запомнится как год тяжелых и непродуктивных переговоров с Европейским Союзом. Но голосование по вопросу выхода из ЕС назначено Терезой Мэй только на март 2019-го. А в этом году пока что все повисло. Противники этого Союза – Россия и США в лице президента Трампа - возликовали, когда прошел референдум. Появились статьи о близком конце этого «нежизненного формирования». Мол, Британия - это первая ласточка. 

Прошло два года - где вторая? Никто особо не рвется из этого Союза, хотя он переживает далеко не лучшие времена. Прежде всего, из-за наплыва иммигрантов с Ближнего Востока. Это нашествие буквально потрясло Европу, а Британия даже захотела уйти из ЕС в надежде избавиться от ближневосточного наводнения. Это было главной причиной их злосчастного референдума. До этого нашествия при всех спорах и противоречиях ЕС был целью для многих европейских государств, туда не вступивших. Вспомним, как рвалась в Союз Турция! Вот, пустите их… Мы и то, мы и это… Не пустили. Отчасти потому, что Папа Римский тоже внес свою лепту, сказав, что мы, христиане, не за тем останавливали их под Веной в XVII веке, чтобы они опять сюда пришли. 

Американцев и русских можно понять – им гораздо проще иметь дело не с могущественным конгломератом европейских государств, способным дать отпор рэкетирской политике Трампа, но с каждым маленьким государством в отдельности. Таких можно душить теми же тарифами поодиночке. Потому и печатаются в нашей печати мечтательные статьи о скором распаде ЕС. Но этот год даже не запомнится как год сохранения Евросоюза. Он пройдет мимо сознания историков, не говоря уже о нас, простых смертных. Вот если бы, не дай Бог, Союз развалился, то тогда наш год стал бы целой вехой, как стал в свое время вехой Венский Конгресс в начале Х1Х века, создание Антанты в конце того же века, создание НАТО, Варшавского договора, распад этого договора…

Но этого не произошло с ЕС, и потому о Западной Европе больше говорить нечего. Разве что стоит упоминания конец безраздельного правления г-жи Меркель. Причиной послужили все те же иммигранты (да и пора ей уже на покой) и волнения во Франции. Макрон переживает не лучшие дни своего президентства. Ну и что! Будем надеяться, что все там встанет на свои места. Вот если он слетит в этом году (сильно сомневаюсь), то тогда наш год надолго запомнится. 

Пойдем на Восток. Россия приподняла было свой имидж, когда блестяще провела Чемпионат мира по футболу. Запомнились игры, феноменальная победа французов… Но это не те события, которые входят в анналы человеческой истории. И положительный имидж страны сохранялся совсем недолго. Сирийская авантюра все поставила на свои места. А конец года вообще был омрачен трагедией в Керченском проливе. В этом эпизоде по всем международным законам Россия отказалась неправа на все сто процентов. Настолько неправа, что даже симпатизирующий Путину Трамп отказался встретиться с ним в Буэнос-Айресе на саммите двадцатки. Этот год для России оказался ознаменован еще большей изоляцией от всего мира. А ситуация Керченского пролива в этом году будет цитироваться историками по морскому праву десятилетиями. 

Но главной драмой для России, и тем большим событием для Украины, событием, которое наверняка войдет в анналы истории, оказался выход украинской церкви из-под контроля Московской православной церкви. Только в будущем году Украинская православная церковь получит томос - указ предстоятеля поместной православной церкви по важному вопросу церковного устройства, такого например, как право на самостоятельность. Но это событие можно считать свершившимся в нашем году. Последствия его будут весьма и весьма значительными. 

На Дальнем Востоке произошло встреча, которая могла стать эпохальной и навсегда войти в историю как событие мирового исторического уровня. Можно сказать, почти беспрецедентного. Ее, в случае успеха, можно было бы сравнить с Ялтинской встречей Большой тройки в 1945 году, когда определились судьбы многих народов Европы. Это встреча двух лидеров – Трампа и Кима. Но все кончилось пшиком, и наш год в этом плане не стал переломным в отношениях двух государств. В этой встрече как никогда ранее обнажилась суть нашего президента. Он устраивает смятение, доводит ситуацию почти до необратимых последствий, затем все возвращается на круги своя, а Трамп объявляет это своей победой. 

Увы! Ничего из встречи не получилось. Трамп начал было говорить о том, что теперь угроза ядерного удара со стороны Северной Кореи миновала, но она и раньше была на том же уровне – не трогайте нас, и мы никого не тронем. Киму атомные бомбы нужны для обороны. Во время этой суматохи он довел до конца испытания баллистических ракет и атомных бомб. Больше ему ничего и не надо было. Потому он остановился. Единственным положительным моментом этой встречи стало то, что Север и Юг решили хоть как-то наладить отношения, поняв, что США в этом вопросе не посредник. Недавно Ким заявил, что, пока США не снимут санкции, ни о каком разоружении и речи быть не может. Его можно понять – на полное разоружение потребуется минимум несколько лет. И все это время Север будет страдать от санкций? А ведь Ким еще войны не проиграл, чтобы соглашаться на эти унизительные условия. Очень жаль, что этот год вехой в ядерном разоружении Севера не стал. 

Не оказалась успешной и тарифная война с Китаем. Пока что вернулись к тому, что окончательное решение по этому вопросу состоится в марте будущего года. В остальном же мы испытываем последствия шагов Трампа в виде почти катастрофического падения биржевого рынка. Индекс Доу Джонса потерял тысячи пунктов за весьма короткий срок. Такие падения историки сравнивают с кризисными. Причин падения много, и тарифная война не последняя из них. 

А вот в самом Китае этот год запомнится надолго, ибо он оказался весьма и весьма событийным: Председатель Ши на всю оставшуюся жизнь получил в свое распоряжение огромную страну. Такое было только у Мао. Каковы будут последствия этого, мир узнает не скоро. Уж во всяком случае не в этом году. Но уж точно ощутит рано или поздно, ибо Китай сегодня по мощи не сравнить с Китаем времен Мао Цзэдуна. 

В Израиле эйфория от признания Трампом Иерусалима как столицы этой страны еще не выветрилась. Практической пользы это признание пока что не принесло. Эффекта домино не последовало. Три-четыре страны присоединились к США в этом вопросе. Примерно такое же положение и у России с Крымом. Но, если Россия на Крым никаких прав не имеет, то евреи имеют все права на свой город. Это их город, и можно понять, почему Трамп в их глазах чуть ли не герой. Совсем недавно Австралия последовала примеру Трампа и признала Западный Иерусалим столицей Израиля. Но радости большой от этого шага евреи не испытали, потому что австралийцы тем самым как бы подтвердили право палестинцев на Восточную часть города. 

Против такого разделения буквально вопиет логика. Когда и где в истории человечества в одном городе уживались две столицы? Как управлять таким сложнейшим организмом, как Иерусалим, если распоряжения, отданные мэром Западной части города, для Восточной будут недействительны. У них будет свой мэр. Учитывая, что большой любви между двумя народами просто нет, возможности договориться о чем-то совместном будут минимальны. Город просто развалится на две части, которые между собой не состыкуются никогда. В общем и целом, этот год для Израиля был не лучшим, но и не самым плохим. Он уйдет в прошлое, как и все предыдущие, когда не было великих побед и больших войн. А эффекта домино с признанием не получилось еще и потому, что у Трампа плохие отношения почти со всем миром, кроме Израиля. Этого явно недостаточно, чтобы остальные страны последовали примеру нашего президента.

Вот теперь можно поговорить и о нашей стране. Кто-то скажет, почему не упомянута Саудовская Аравия, из-за которой сегодня ломаются копья на Капитолийском холме. Да потому, что эта страна практически не изменилась со времен трагедии с Башнями. Как она была нашим скрытым врагом, так им и осталась. Какие-такие перемены там произошли, чтобы вообще говорить об этом? Женщинам разрешили сесть за руль! Наконец-то открылся кинотеатр в столице!

Какой прогресс! Саудовцы вступили в клуб цивилизованных государств! Между прочим, иранские фильмы берут Оскаров на ежегодных награждениях, а женщины давно заседают в Парламенте страны, и даже, кажется, есть министры женщины. А мы все умилялись «прогрессу» и закрывали глаза на наше же участие в Йеменской бойне с ее десятками тысяч детских смертей, до тех пор, пока МБС, окончательно обнаглев, демонстративно не убил своего врага - журналиста Кашоги. Позднее вранье с поэтапной сдачей позиций сути не меняло. Уже все признали, что именно МБС приказал убить человека. Кажется, кроме России и Трампа.

И принц думал, что будет, как в 2001 году, когда рухнули Башни и все указывало на саудовцев как на одного из главных виновников. А они тогда выкрутились, сохранили отношения. А как иначе! Кто еще столько закупает американского оружия, с кем еще можно договориться о ценах на нефть, и так далее… А этот год может войти в историю как год начала разрыва с ними. Они враги наши, ибо их ваххабитская религия не приемлет вообще никакой демократии. Ваххабиты потому и ненавидят нас, что Америка, при всех ее издержках, страна великой демократии. Их непреходящая ненависть к Израилю обусловлена не только тем, что это евреи, но тем, что Израиль - демократическая страна. Кстати, вплоть до сегодняшнего дня саудовцы являются спонсорами или соавторами всех резолюций, в которых осуждается Израиль. Ничего не изменилось с приходом «прогрессивного» короля. 

С чего они станут нас любить? Никакие фэйковые договоры на сто с лишним миллиардов долларов сути не изменят. Может, этот год после голосования в Сенате, когда осудили саудовцев за убийство Кашоги и за войну в Йемене, запомнится как год перелома? Надо надеяться. Но узнаем об этом только в будущем году. 

Из заметных событий этого года, которые наверняка войдут в историю нашей страны, надо обязательно упомянуть грандиозную победу демократов на этих выборах. Почему это надо отмечать? Какая разница, с каким перевесом выиграны эти выборы. Да пусть даже с перевесом в один голос, ничего не меняется – демократы становятся партией большинства в Конгрессе, и они будут диктовать повестку дня. Республиканцам уже не удастся подавить расследования, на продолжении которых так настаивали демократы. Формально так и есть. Но дело в том, что демократы выиграли с перевесом 8.5% процентов! Настолько больше за них было подано голосов. Такого вообще не было в истории страны. У них перевес в Конгрессе равен сорока (!) голосам. Такого разгрома республиканцы не переживали со времен Уотергейта. Вот этим год войдет в американскую историю. 

Позорище же нашей страны по отношению к иммигрантам народ постарается забыть. Гордиться нечем, тем более, что Европа в общей сложности приняла больше миллиона беженцев, и никто на территориях европейских государств не умер, и ни одна семья не была разъединена. А ведь смерть семилетней девочки –дело незабываемое. Как незабываемой сценой могут быть кадры, когда патрульный выливает воду из галлонных емкостей, оставленных самаритянами для иммигрантов в пустыне. До чего ж надо докатиться в какой-то бесчеловечной ненависти к несчастным людям. 

Насчет всего остального ничего сказать не могу. Многое из того, что заварилось в этом году переносится на следующий. Да и год еще не закончен. Впереди нас ждет «shut down» правительства из-за пресловутой стены. 

Если же говорить о сегодняшней ситуации в стране, то заметен накал страстей по поводу нашего президента. На нем висят 17(!) официальных расследований. Расследуются его финансы, выплата денег женщинам нестандартного поведения за их молчание, русские связи, инаугурационные дела, налоги и так далее… Короче говоря, расследование Мёллера только одно из них. Но обрушились именно на него и его команду, обвиняя их во всех смертных грехах. Не стану вдаваться в причины этих атак. Знаю только, что они, эти атаки, никакого следа не оставят в истории 2018 года. Люди ничего не запомнят, если все закончится ничем. Если же Трампа подвергнут импичменту (успешному), то тогда только историки зафиксируют этот накал страстей. Если же Трамп выйдет сухим из воды, то тогда эти атаки, наверно, не станут вспоминать. Сегодняшняя ситуация удивительно напоминает ситуацию с президентом Никсоном. Кто помнит фамилии тех, кто его дело расследовал? Все помнят, что он сам ушел в отставку по настоянию членов его же партии. Люди помнят (в пределах пары лет) год, когда это произошло. Все остальное кануло в лету и стало хлебом историков. 

И сегодня также. Страсти кипят, копья ломаются, президент выступает в Твиттере со все большей частотой... А для историков это значения не имеет. Есть только один момент, на который стоит обратить внимание. Его бывший «фиксер» Коэн попал в тюрьму на три года за нарушение финансового закона о выборах. Трамп подпадает под действие этого же закона, но как президент он неприкасаем. Сегодня ему ничего не угрожает. Что бы там ни кричали – вот, мол… Попался! Это только крики. Действие этого закона продолжается пять (!) лет. Если Трамп выиграет второй срок, то он автоматически избегнет последствий своего преступления. А если он проиграет, вот тогда его ждут большие неприятности. Вплоть до тюремного срока. И тогда люди вспомнят, что Коэна осудили в 2018-ом году за преступление совершенное им 2016–ом. Прибавьте 5 лет, и вы поймете, что Трамп будет зубами и когтями драться за свое переизбрание. Учитывая, что этот человек способен на всё, надо быть готовым к худшему. 

 

 

Комментарии

Уважаемый Роман!
Я всегда с интересом читал Ваши комментарии на израильском сайте, а теперь с таким же интересом прочёл эту статью.
Не могу и не хочу судить о ваших внутренних делах, но не могу согласиться с тем, что Вы написали по поводу Иерусалима. Из всех проблем нашего будущего урегулирования с палестинцами:
беженцы
границы
безопасность
Иерусалим
проблема Иерусалима самая решаемая. Речть идёт только о технических решениях и принятия объективной реальности.
Ваша статья была написана ещё до принятия вашим Президентом решения о выводе войск из Сири.
Интересно, вызвало ли это решение какой то интерес в обществе и если да, то какой?
Я имею ввиду не межпартийнцю борьбу, а именно обыкновенных людей с улицы

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки