Сингулярность, или наше кибер-будущее. Часть 2

Опубликовано: 26 июля 2018 г.
Рубрики:

Окончание. Начало см. здесь

                             Наше цифровое сегодня

Оказывается, у Интернета уже есть своя психология, получившая название «киберпсихология». Не знаю, честно говоря, что конкретно под этим подразумевается, но на наших глазах возникло целое поколение, запросто оперирующее какими-то особыми компьютерными символами, использующее в общении между собой сложнейшую терминологию и расчеты. Наверняка, именно в их среде зарождаются хакеры, чувствующие себя в сетях, как рыба в воде. Данный феномен тоже получил свое название - «сетевое мышление». Все эти шибко умные ребята так много времени проводят за компьютером, слившись воедино с виртуальным миром, что практически уже киборгизировались.

Остальная часть нашей «цифровой молодежи», которой ноутбуки, планшеты, айфоны, айпады, смартфоны с пеленок заменяли соску, особо не заморачивается. Но тоже, сама того не замечая, все больше зомбируется в сладких объятиях «умной машины». не представляя себе жизни без Google, Facebook, Twitter, Linkedin, выкладывая на своих страничках и в форумах о себе все, что только можно (и чего нельзя) – от «фоток» до самого сокровенного. Не случайно их называют поколением «хомопадов» (хомо сапиенс + айпад). А все эти виды интернет зависимости окрестили «чумой XXI века», «виртуальным апокалипсисом».

«У них интеллектуальный центр находится вне головы, а именно – в электронном гаджете, где они ищут решение любой своей проблемы. Их интеллект уже становится немного искусственным», – с горечью констатирует известный исследователь проблем эволюции мозга, сотрудник НИИ морфологии человека, профессор Сергей Савельев. 

Очень скоро «их интеллект» станет еще более искусственным, так как ждет своей очереди внедрения имплантируемый (вживляемый в тело потребителя) мобильный телефон, который переведет способ общения абонентов на уровень мозговых импульсов. 

 

                   Большие данные VVV

 

Программисты, мастера высоких технологий, или как они там называются, лезут из кожи вон, чтобы сделать соц.сети еще более удобными в использовании, еще более функциональными и привлекательными, что приносит им невиданные миллиардные прибыли. Есть у этого процесса и свои подводные камни.

Все данные, вводимые пользователями при разного рода виртуальных операциях, все виды общения, запросов, анкетирования, плюс содержимое персональных сайтов и облачных хранилищ автоматически фиксируются и обрабатываются с целью определить тип каждой отдельной личности со всеми ее уязвимостями, предпочтениями и рычагами воздействия. 

Индивидуальные данные, включая местонахождение, автоматически складываются в некий безразмерный виртуальный «цифровой мешок» под названием Big Data (Большие данные) с кодом из трех «V» – Velocity-Variety-Volume («Скорость-Разнообразие-Объем»). Тут-то и появляются заинтересованные лица, для которых данные на интернет пользователей далеко не безразличны. В первую очередь, они представляют организации, занимающиеся торговлей и финансами, а значит и «маркетинговой персонализацией». 

 Такие гиганты, как Google или Facebook, которых мы сами бесконтрольно пичкаем всякой, даже мусорной информацией о себе и своих близких – это у всех на слуху. Но есть еще компания – Cambridge Analytica, целенаправленно создающая на основе Big Data беспрецедентную по глубине и масштабам систему манипулирования людьми и целыми организациями. 

Это явление рассматривается как новая, настораживающая реальность, как угроза общественной безопасности. Есть сведения, что именно Cambridge Analytica помогла выиграть Дональду Трампу, находя индивидуальный подход к каждому потенциальному избирателю и технично обрабатывая его через соц.сети в ходе предвыборной гонки. И это не вымысел. В течение нескольких месяцев перед президентскими выборами на мой Email ежедневно (!) приходили агитки в пользу Трампа с индивидуальным обращением, которые я естественно даже не читала. Наверняка, такие же (персонифицированные) получал каждый житель Америки. 

Cambridge Analytica открыто заявляет на своем сайте (видимо для привлечения заказчиков), что разрабатывает методы влияния на поведение пользователей в социальных сетях. Ею был создан специальный психологический тест, за который платил не тестируемый, а компания (ему). Собранные сведения – как о самих тестируемых, так и об их окружении, получившие подпольное название «психологическое оружие», обрабатываются ИИ, а потом продаются. В связи с такой крупной утечкой личных данных через Facebook, в Еврокомиссии, как известно, разразился скандал и обсуждался вопрос о проведении расследования. 

Государственные спецслужбы используют соцсети и собранные ими базы данных для отслеживания подозрительных личностей и контактов между ними. Понятно, что их цель – безопасность на собственном уровне, на общественном, экономическом, политическом и т.д. Ведь мы живем в эпоху разгула агрессии, терроризма, хакерских атак и набирающих силу киберпреступлений (криминальной активности, базирующейся на ИИ). Но чтобы отследить кого надо, нужно, наверное, просеять всех и каждого на предмет благонадежности.

Думается, в таком просеивании на «предмет благонадежности», в первую очередь, нуждаются биохакеры

     

                    Кто такие биохакеры?

 

Эта весьма любопытная прослойка, появившаяся в нашей среде, к хакерам, взломщикам чужих компьютерных кодов, отношения не имеет. Они «взламывают» только собственное тело (на клеточном и молекулярном уровне), превращая его в экспериментально-исследовательское поле деятельности, вплоть до генетического редактирования. С их собственной подачи это звучит примерно так: «Я занимаюсь биохакингом тела и разума с помощью логики и научного подхода». Конечная цель – улучшенная версия самого себя. 

Фанатики-одиночки, заклиненные на идее фикс: как прожить 500 лет без старости и болезней, устраивают домашние лаборатории молекулярной биологии на кухне, в гараже – где попало, в силу своих бытовых и финансовых возможностей, маниакально отслеживают непроверенные, неутвержденные еще научные открытия и технические достижения в очерченной ими сфере и испытывают их на себе. Благодаря интернету, они контактируют с исследователями, электронщиками, соответствующими учеными и с единомышленниками, обмениваясь полученными результатами далеко небезопасных экспериментов с собственной жизнью. 

Биохакеры разуверились в традиционной медицине, и уж тем более – в фармакологии. Для них врачи, как оперы убойного отдела: оперы берутся за расследование лишь после того, как есть состав преступления – то бишь труп, а врачи начинают лечить больного, когда болезнь уже в разгаре, пожизненно сажая его на лекарства (кому это выгодно, можно не уточнять) или отправляя под нож. Биохакеров такой расклад не устраивает. Они хотят заблаговременно позаботиться о своем здоровье и своем долголетии.

Отчасти эти отчаянные головы, с их пытливостью и дотошностью, вполне могут оказаться полезным явлением для науки и прогресса в целом – хотя бы благодаря тому, что на свой страх и риск проверяют на себе научные новшества. Кроме того от них могут поступать самые неожиданные инновационные идеи.

Особенно примечательна в этом плане группа лондонских экспериментаторов-самоучек во главе с Ильей Левантисом, совершившая уникальнейшее и многообещающее открытие в примитивной «кухонной лаборатории». Из фруктового сока (можно из уксуса, чая, пива и, бог знает, чего еще), облучаемого солнечным светом, им удалось генетически модифицировать «бактериальную целлюлозу» (универсальный и очень сильный биополимер, обладающий высокой степенью биосовместимости) и заменить ею специфические чернила в 3D принтере. Свое открытие они так и назвали: JuicyPrint.

То есть 3D JuicyPrint – установка, с помощью которой «бактериальные чернила» формируют заранее заданные «живые» формы. Сферы применения «бактериальной целлюлозы» практически безграничны – от тончайшей, высококачественной бумаги до выращивания внутренних полусинтетических органов, сосудов и кожи для человека. Не выращивания, а послойного выстраивания трехмерных структур на «сокопринтере»! И речь идет уже о проектировании «тканевых лесов» для тканевой инженерии. 

Это открытие естественно приковало к себе внимание медиков. Воодушевившись, биохакеры занялись конструированием бактериальных компьютерных микросхем. А там, глядишь, и до клеточных компьютеров рукой подать. Следующий шаг 3D-печати – конструирование на атомном уровне: Atomic Layer Deposition (ALD), послойная сборка атомов на молекулярном 3D принтере, что позволит получать любые молекулы, любой формы и назначения. Иными словами – творить и перекраивать мир по своему собственному разумению.

Технология трехмерной печати такова, что в качестве «чернил» можно использовать что угодно – от полимеров до белков. Возможности 3D-биопечати (на основе биоинженерии) уже используются в медицине для конструирования биоиплантов частей тела. Наиболее освоены пока элементы скелета.  

Биохакинг – явление новое, только зарождающееся, но уже распространившееся по всему свету, как движение Do-it-yourself-Biologie. Интернет объединяет их в сообщества, обеспечивая междисциплинарную связь и обмен опытом. Американские биохакеры, народившиеся где-то лет пять назад, уже сообща начали создавать небольшие частные лаборатории с современным оборудованием – «центры коллективного пользования». С прошлого года проклюнулись и российские биохакеры.

В одной только Америке «Биотех конференции» (биотехнические), или просто BIO, ежегодно проводятся в Сан-Франциско, Сан-Диего, в Нью-Йорке, Вашингтоне, Бостоне и т.д. Лидирует среди них штат Массачусетс. Конференции разумеется международные, ведь на них через интернет созывают желающих отовсюду. На сайтах BIO можно прочесть, что некая Организация инноваций в области биотехнологий, которая проводит эти конференции, представляет более 1100 биотехнологических компаний и центров, академических и государственных учреждений, и связанных с ними организаций из США и трех десятков стран мира. 

Залы во время этих конференций всегда переполнены. Там обсуждаются все те же животрепещущие темы – как избавить человека от болезней и старения, как улучшить его интеллектуальные и физические возможности. 

Один из «шизанутых» биохакеров, Джозайя Зайнер (на фото ниже), ставит на себе такие омерзительные эксперименты, что и рассказывать-то противно, и с гордостью делится личным опытом на этих конференциях и интернет-форумах, предлагая инструкции и свой измененный геном за 20 долларов. Что могут получить легковерные впридачу к его геному, представить не сложно.

 

Подробную и по возможности деликатную разборку самодеятельности биохакеров дал эксперт Федерального медико-биологического агентства Андрей Васильков в статье «Почему я считаю, что биохакинг может убить».

Постоянно размышлять о своем здоровье, заниматься самолечением, заклиниваясь на несуществующих проблемах, противопоказано, пытается втолковать он взломщикам своего организма. «Последователи этой методики получат медикаментозные отравления, различные гормональные, метаболические нарушения и расстройства психики. Они нанесут чувствительный удар по своему здоровью и бюджету.»

Если бы только «по своему». Ведь все они не просто делятся опытом, а пропагандируют свои методы. Щеголяя замысловатой научной терминологией и расписывая сиюминутные результаты в розовых тонах, они заражают своими маниакальными пристрастиями тысячи других.

Инициатива «гаражных энтузиастов» больше настораживает, чем привлекает ученый мир, и уж тем более – разного рода этические комиссии. А ФБР пытается принимать административные меры по контролю за их активностью и предупреждению актов биотерроризма. Ведь они экспериментируют не только с собственным телом, но и с ДНК, с бактериями, вплоть до создания генетически модифицированных организмов, что чревато далеко идущими и весьма опасными последствиями. Этим одиночкам психопатам, которые размножаются со скоростью научно-технического прогресса, пишет один из аналитиков, ничего не стоит заняться изготовлением химического и биологического оружия в домашних условиях.

Можно предположить, что биохакинг – первые шаги на пути к нашему ближайшему будущему, символом которого является «постчеловек», кардинально меняющий свой привычный облик с помощью передовых технологий, добровольно превращающий себя в киборга, так как ментально биохакеры уже к этому абсолютно готовы.

 

                 Постчеловек и трансгуманисты

 

Что хомо сапиенс не венец Творения, а лишь его промежуточное звено, как идею высказал еще в XIX веке Фрадрих Ницше, украсив ее лозунгом: «Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом Земли!» Как от обезьяны произошёл человек, так из человека должен произойти сверхчеловек, предрекал этот нестандартный мыслитель. 

Возможно, именно идеи Ницше легли в основу философского мировоззрения трансгуманистов, и соответственно – их движения, зародившихся, как Всемирная Трансгуманистическая Ассоциация, ровно два десятка лет назад. Во главу угла они ставят идею постчеловека (сверхчеловека), активно поощряющяя любые разработки в этом направлении. 

Движение набирает силу по всему миру. Их девиз и цель – развитие науки, передовых технологий и современных методов медицины, способных продлить жизнь человека, избавив его от болезней, старения и связанных с ним страданий, а в идеале – и от умирания. Будучи в основном людьми далеко не бедными, трансгуманисты не скупятся на огромные инвестиции в данные сферы. Понятно, что идея слияния человека с искусственным интеллектом обретает для них особое значение. 

В Америке трансгуманисты даже сформировали политическую партию и собираются выставить своего кандидата на пост президента страны. Российское Трансгуманистическое Движение (РТД) отталкивается от философско-эзотерических идей русского космизма, основанного на понимании микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) как единого целого. В Москве проводятся ежемесячные семинары по трансгуманизму и иммортализму. Один из их лидеров, некто Данила Медведев, начитавшись фантастических мечтаний американских единомышленников, живописует «светлое будущее» человечества вот в таких красках: 

«Нанотехнологии будут означать полный контроль человеческого разума над материей... С помощью нанотехнологий можно будет исправить все повреждения сохранённого человеческого организма, устранить причины смерти, омолодить и вылечить тело и вернуть человека к жизни в новом теле и новом мире...»

«Технологическая сингулярность – это чудо, обретение человеком сказочного могущества, его стремительный выход на сверхбожественный уровень. Усиление возможностей человеческого разума в миллиарды миллиардов раз... Сингулярность станет результатом синергетического взаимодействия нанотехнологий, искусственного интеллекта и когнитивной науки... Всего за несколько лет мы сможем подняться с уровня пока ещё людей до планетарного разума в триллионы раз более мощного, чем разум человека.»

В каскаде восторженного «взахлеба», просматриваются в речах Данилы Медведева и вкрапления здравого смысла, надо понимать, почерпнутого из тех же источников: «Вместе с тем мы осознаем, что если человечество не сможет обуздать энергию сверхтехнологического взрыва, то под угрозой окажется не только развитие цивилизации, но даже само существование человечества.»  

Видимо, так уж мы устроены, что безоглядно вторгаемся в сферы, которыми, еще до конца их не поняв, уже пытаемся манипулировать. Результаты могут оказаться обратными – манипулировать будут нами. Не исключен и такой сценарий: нарушив существующую в Природе гармонию и цепочки невидимых, но безотказно действующих закономерностей и взаимосвязей, мы погрузимся в хаос, который всех нас погубит. 

Ведь мы понятия не имеем, как и зачем был создан мир, в котором нам выпало великое счастье жить. Мы не знаем, что из себя представляет Вселенная со всей ее тончайшей, идеально выверенной организацией, где она начинается и где кончается (если вообще у нее есть конец). Свое незнание мы заменяем гипотезами. В настоящее время в ходу гипотеза Большого взрыва. А может все было совсем не так? 

Физики-ядерщики уже пытаются смоделировать сотворение мира в гигантской «пробирке», то бишь в Большом адронном коллайдере, рискуя разнести в клочья всю планету. Ученые-генетики весьма приблизительно разбираются в том, как работает ДНК, что и как в ней закодировано, но уже берутся ее корректировать, не особо заботясь о последствиях. Не остановившись на генной инженерии, человек копает дальше и глубже. Он добрался до наночастиц – до конструирования на атомном уровне, до молекулярной сборки. Осталось только изобрести прибор, на котором можно будет собирать из атомов любые молекулы, а из молекул строить все, что душе угодно – от пищи и одежды до человеческих органов... Тут можно фантазировать до бесконечности. С помощью нанотехнологий ученые надеются победить болезни и процессы старения, а иные энтузиасты, типа Данилы Медведева, уже мечтают «перестроить весь мир – атом за атомом».

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки