In God We Trust: воинствующие атеисты против

Опубликовано: 2 декабря 2005 г.
Рубрики:

Отделена ли в Америке церковь от государства? Отделена, но не достаточно. Так считает группа адвокатов, пытавшихся через суд добиться запрета на фразу “В бога мы верим”, выбитую на фронтоне некоторых правительственных зданий, а также написанную на американских денежных купюрах.

Администрация округа Дэвидсон в городе Лексингтон, штат Северная Каролина, может оставить высеченную над главным входом в здание федерального центра надпись “В бога мы верим”. Апелляционный суд не нашёл в этой надписи нарушения Первой поправки к Конституции о свободе религии и нарушения закона об отделении церкви от государства, а Верховный суд вообще не принял жалобу к рассмотрению. Иск подали два адвоката, у которых офис находится в этом здании. Надпись была высечена в 2002 году на частные пожертвования, в том числе церковные. Четвёртый окружной апелляционный суд постановил, что фраза “В бога мы верим” отпечатана на американских деньгах и что в своё время Конгресс сделал её национальным девизом. Поэтому, говорится в постановлении суда, “для разумного наблюдателя эта фраза имеет патриотическое значение, связанное как с историей, так и с сегодняшним днём”. На это адвокат истцов возразил: “Да, это национальный девиз, но это и религиозное кредо”. Ранее подобные споры велись и из-за десяти заповедей, тоже начертанных внутри правительственных зданий или вблизи них. Но десять заповедей убрать из правительственных и общественных зданий легче, чем фразу “В бога мы верим” с национальных денежных банкнот и с исторических зданий и памятников архитектуры, считает Джеймс Морган, прокурор округа. Адвокаты истцов выступили с ходатайством вернуть жалобу на пересмотр со ссылкой на июньское решение суда о том, что помещённые в здании суда штата Кентукки Десять заповедей нарушают закон об отделении церкви от государства. Но Верховный суд отклонил просьбу без всяких разъяснений.

Вот по этому поводу мнение Брайена Андерсона, научного сотрудника Манхэттенского института политических исследований, редактора Сити-Журнала.

— История этого, конечно, достаточно сложная. В течение последних 30 лет суд пытается вытеснить религию из государственных, общественных мест, сделав то, что не было сделано судом в прошлом и что не предусмотрели отцы-основатели государства. Но в самое последнее время суд начал отступать, подвергая сомнению утверждения атеистов, что мы нарушаем и первую поправку к Конституции о свободе религии, и собственный закон об отделении церкви от государства. Теперь суд пытается найти способ не оскорбить чувства верующих (прежде всего, христиан) и одновременно не нарушить Первую поправку, запрещающую государству признать доминирующей какую-то одну религию.

— Удаётся ли удержать баланс?

— Первая поправка к Конституции провозглашает религиозную свободу и закрывает путь для единственной государственной религии. Во времена, когда наше государство только создавалось, во многих штатах существовала государственная религия. Со временем суд не только пресёк возможность федерального правительства или властей штата объявить одну религию государственной, но и полностью отделил церковь от государства. Вера и религиозная жизнь в нашей стране дело сугубо личное. Это радикальное переосмысление Конституции, в которой такое отделение не было предусмотрено большинством отцов-основателей Америки. Нынешние жалобы на нарушение Первой поправки суд рассматривает в связи с конкретным делом, не выработав ещё общей принципиальной позиции, вот почему жалобы в суд поступают опять и опять.

— Президент США принимает присягу на Библии...

— Да, конечно...

— Это обязательно?

— Да, и то же самое делается в каждом суде нашей страны. В здании Верховного суда на стене начертаны десять заповедей. Надо помнить, что наша страна была основана очень религиозными христианами. И полная дехристианизация может потребовать серьёзного пересмотра всех наших законодательных основ.

— Но налицо явные противоречия между конституционным отделением религии от государства и клятвой главы государства на Библии, а не на Коране, скажем?

— Это стало большой проблемой, поскольку непрекращающийся наплыв иммигрантов делает наше общество всё более плюралистическим. Теперь проблема не ограничивается христианской или иудейской верой, но и мусульманской, буддистской, индуистской... А всё же, вряд ли наше поколение станет свидетелем того, как всякое упоминание Бога будет изъято из всех публичных мест. В Америке воинствующий атеизм, даже если у него есть своя логика, не пользуется поддержкой большинства населения.

— С другой стороны, разве не является святотатством имя Бога на денежных купюрах?

— Нет, я так не считаю. Фраза “В Бога мы верим” — In God We Trust — отнюдь не обожествляет деньги. Она говорит не о природе денег, а о природе Америки. Этой фразой мы хотим показать, что власть американского правительства, казначейства, денег, человека, который владеет этими деньгами, — эта власть ограничена.

Конгресс США утвердил фразу “В Бога мы верим” на американских монетах в 1865 году, а в 1958 — объявил эту фразу как бы гербовой. Она начертана над креслом спикера Палаты Представителей США и над входом в зал Сената.

Теперь ещё один атеист, на этот раз в Калифорнии, Майкл Ньюдоу, заявил, что намерен подать в суд жалобу с просьбой изъять фразу “В бога мы верим” с американских денежных купюр, поскольку эта фраза, по его мнению, нарушает религиозные права атеистов.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки