Недалеко от Рима

Опубликовано: 2 ноября 2015 г.
Рубрики:

Шедевр искусства: Нильская мозаика

Смотрит на мир глазами мозаики античный мастер. Имя его неведомо, облик предан забвению. Был ли он египтянином, греком или считал себя потомком исчезнувшей расы? Его творение пронизано ощущением давно забытого, но когда-то существовавшего. И всё-таки кое-что известно наверняка о художнике. Тот факт, что просиживал он в Александрийской библиотеке, трудно отрицать. Иначе откуда мог узнать о мезозойской эре, о её обитателях в деталях и цвете? Свои знания он щедро выплеснул на полотно мозаичной россыпью. С первого взгляда картина кажется фантастической, но это только с первого взгляда. В ней всё реально. Такие же существа на барельефах Месопотамии (3300 век до нашей эры), чёрных камнях Ики в Перу (предположительный возраст 55 тысяч лет), на древних изображениях Мексики, острова Суматра.

Учёным удалось вычислить эпоху создания Нильской мозаики (Nile mosaic of Palestrina). Такое имя ей дали в 16 веке, когда совершенно случайно обнаружили запылённый шедевр в одном из подвалов старого епископского дворца в Пренесте (центральная Италия), построенного на месте древнего храма Фортуны позднереспубликанского периода (конец второго века до нашей эры). Мозаика устилала пол…

У него уже был опыт и знание, а главное – желание творить. Заказ был грандиозным и замысел тоже. Бессонные ночи, первые наброски, а затем цвета и оттенки, осколки света и теней. Как в них не ошибиться, угадать? Многое передумано. О прошлом, настоящем. И будущем? Нил перетекает из далёкого времени сюда, в золотой век Египта. И таким же нескончаемым потоком уйдёт в неизведанный путь. Мозаика впитает в себя все. Думалось и об этом.

Пересыпался песок времени, катили волны Нила, порой выходя из берегов. Исчезла уникальная мозаика, как и память о ней. Прошли века, а с ними стихии, войны, пожары, великие переселения народов. И вот - время извлекло на свет не известное доселе творение для новой жизни. Случайно ли? Теперь нам разгадывать секреты былых веков. Создана ли Нильская (Пренестинская) мозаика здесь, в Пренестине, прибывшим издалёка мастером или вывезена из заморских краёв со всеми предосторожностями как одно из чудес света? Уже не узнать.

Она и сейчас завораживает с первого взгляда. Тысячи цветных смальтовых лоскутков, уложенных тесно друг к другу на значительной площади (585 см на 431 см), оживают динамичным сюжетом. Река Нил, покинув горы, мчится в долину, образуя широкую дельту. Нубийские пигмеи выхвачены в момент охоты (Верхний Египет). Сказочные животные (но мы-то знаем, что вовсе они не сказочные) представлены в большом разнообразии, некоторые с подписанными названиями на греческом языке. Вот оскалил зубы Крокодилопардалис, в нём что-то есть от динозавра. Ближе к дельте просматриваются сцены городской жизни (Нижний Египет). Нил выходит на средиземноморское побережье. В нижнем правом углу угадывается порт Александрии с большим строением, окружённым крепостной стеной и фасадом, обращенным на порт. Возможно, это дворец Птолемеев.

Детали, тени, полутона изображения не поддаются описанию. Можно рассматривать часами и делать всё новые открытия. В верхнем правом квадрате (не каждый заметит, охваченный динамичным полотном) на краю скалы сидит маленькое существо, отдалённо напоминающее обезьянку. Но поза у неё не животного и задние лапы лапами нельзя назвать. Слишком стройные, без признаков шерсти и поджаты точь-в-точь как это делаем мы, сидя на пляже. Примечательна группа солдат с полководцем в нижнем правом квадрате. По мнению некоторых исследователей – это Александр Македонский со своими воинами во время похода в Египет. Другие утверждают, что одежда и оружие свидетельствует о принадлежности к римской империи. И тогда в полководце видят императора Адриана или Октавиана Августа. Французский философ и историк Jean Batiste Dubos считал, и многие разделяют его мнение, что мозаика – это географическая карта Египта, обогащённая виньетками для закрытия свободных пространств.

С момента второго рождения Нильской мозаике пришлось пройти непростой путь. В 17-м веке ее, распилив на квадраты и отделив от пола, вывезли в Рим. Затем семья Барберини приобрела её в собственность вместе с епископским дворцом (1630 г.). В 1640 году после реставрации мозаику вернули на прежнее место. Сырость не лучшим образом сказывалась на состоянии шедевра. Решено было произвести разделение на 27 пластин с последующей транспортировкой в Рим для новой реставрации. В этот раз по возвращении мозаику установили на полу с наклоном в одном из залов дворца Барберини. При перевозках не удалось избежать потерь некоторых фрагментов. Вдобавок, один из них был подарен великому герцогу Тосканскому. В 1973 году один из фрагментов очутился на Флорентийском рынке и был продан. Настоящее местонахождение его в Берлине.

В 1943 году, во избежание повреждения в результате военных действий, мозаику переправили в Рим. После Второй мировой войны была произведена очередная реставрация на средства историко-кинематографического общества Ponti-De Lorentis. Тогда же был снят документальный фильм «Nilo di Pietra» («Каменный Нил»).

С 1956 года мозаика окончательно была установлена в вертикальном положении в Национальном Археологическом музее Палестрины. Не забудьте заглянуть сюда, посещая Италию. Это недалёкое от Рима путешествие (40 км) увлечёт вас в такие дали, о которых вы не подозреваете.

Комментарии

Uvazgaemaya pisatelnica Violetta Grebelnik! Pozvolte virazit Vam svoe voshisheie novoy graniyu Vashego talanta: napisaniya rasskaza-esse, kotoriy garmonichno svyazal iskusstvo, puteshestviya i istoriu! Ya,moi druziya i kollegi iz raznih ugolkov mira chitali na odnom dihanii Vashe unikalnoe proizvedenie i naslazgdalis tem, kak Vy poznakomili chitateley s redkim i maloizvestnim shirokomu krugu lubiteley muzeev i puteshestviy, proizvedeniem iskusstva, proveli nastoyashee glubokoe issledovanie i, v tolko Vam prisushem legkom stile, podarili chitatelyam celoe puteshestvie v Arheologicheskiy muzei okolo Rima. Ot dushi blagodarim Vas za potryasayuschie fotografii etogo chuda sveta! Suzget Vashego rasskaza uvlekaet postroeniem, kak by priglashaya uznat zamisly avtora etogo chuda sveta. Vashe prekrasnoe proizvedenie nesomnenno chitayut, perechitavayut i budut perechitivat vse pochitateli jurnala "Chaika" . Vy otkryli dlya nas udivitelnie detali shedevra, zavorozjili Vashimi krasivymi allegoriyami i sinonimami. Blagodarim Vas za Vashe tvorchestvo! S neterpeniem budem zgdat novih vipuskov takogo nuzgnogo vsem nam jurnala nesravnennoy pisatelnicy i redaktora Iriny Chaikovskoy i, konechno, Vashih literaturnih pobed!

Дорогой читатель, рада, что вы прочитали очерк "Недалеко от Рима" и получили не только удовольствие от прочтения, но и почерпнули новые знания из области истории и искусства. Благодарю, за ваш длинный и обстоятельный комментарий. Это всегда ценно для автора. Примите мои наилучшие пожелания.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки