Внимание: наркомания - Часть 3

Опубликовано: 17 марта 2015 г.
Рубрики:

Окончание.  Начало: см. Часть 1

Как показывает статистика, среди наркоманов есть люди 50-60 лет и старше. В Америке это бэби-бумеры, которые пристрастились к лёгким наркоткам в молодости, когда хипповали, и с этими привычками молодости не расстаются по сей день.

...За нашим круглым столом - новые собеседники. В нашем разговоре принимают участие адвокат, специалист по уголовным делам Янина Табачникова, и психотерапевт, медицинский социальный работник Нина Миркина, специализация которой - выздоравливающие алкоголики и наркоманы. Ассамблея штата Нью-Йорк назвала Нину Миркину "Социальным работником года - 2014".

Вопрос к адвокату:

- Бывают ли среди ваших подзащитных обвиняемые в хранении или в распространении наркотиков и трудно ли помочь им избежать наказания или хотя бы уменьшить срок заключения?

- С наркотиками связано немало дел в моей практике. Часто одно лицо обвиняется и в хранении наркотиков, и в торговле ими. В нашей системе правосудия не всякое правонарушение приводит к тюремному заключению. Преступления, связанные с наркотиками, классифицируются очень широко. Например, в качестве альтернативы тюремному заключению, уголовное право разрешает обвиняемому согласиться на лечение от наркомании. Например, Чарльз Хайнс, будучи окружным прокурорм Бруклина, стал инициатором преимущественно лечения, а не тюремного наказания. Эту политику продолжает и нынешний бруклинский окружной прокурор Кеннет Томпсон.

- Нина, каков наиболее типичный этнический, возрастной и социальный состав ваших пациентов?

- Наркомания, как и алкоголизм, это болезнь, которая не выбирает. Среди наших пациентов есть русские, евреи, выходцы с Кавказа, из Средней Азии, из Прибалтики. Есть люди из очень благополучных семей и из очень неблагополучных, семейные и одинокие, разного возраста, мужчины и женщины, то есть болезнь не дискриминирует. Это такая же болезнь как рак, диабет или аллергия. Медицина рассматривает любую патологическую зависимость как болезнь, хотя в обществе бытует иное мнение.

- Я согласна с Ниной, - говорит адвокат Янина Табачникова. - Среди моих русскоязычных подзащитных попадаются люди разные: есть недавние эмигранты, и есть родившиеся в Америке в русскоязычных семьях. Но люди подросткового возраста в моей практике встречаются чаще, и это в основном те, кто принимают так называемые "лёгкие" наркотики: марихуану, стимулирующие и обезболивающие таблетки. Тяжёлыми наркотиками пользуются люди постарше. Скажем от 19-20 лет.

Нина Миркина:

- В лечебной практике мы, к сожалению, не так часто встречаемся с людьми до 20 лет. Как правило, к нам за помощью обращаются люди намного старше: от 25-30 лет. Наркомания развивается постепенно, и пока человек не дойдёт до крайней точки и сам не осознает это, сам не захочет остановиться и излечиться, мы вряд ли сможем чем-то ему помочь. Молодёжь до 20 лет обращается за помощью редко.

- Традиционный вопрос: наркомания, как и алкоголизм, это распущенность, с которой человек сам по собственной воле может справиться, или это болезнь, победить которую без вмешательства медицины нельзя? Да и реально ли навсегда излечиться от наркомании? Ведь говорят: "Бывших наркоманов не бывает"...

- Несмотря на то, что в обществе наркоманию считает результатом распущенности, я верю, что это болезнь, - считает психотерапевт Нина Миркина. Вдумайтесь в само слово "зависимость". Оно подразумевает, что человек хотел бы не пить крепкие напитки, не употреблять наркотики, но не в состоянии отказаться от этого. Он решает бросить, а потом возвращается к старому. Можно обвинить его в отсутствии силы воли. Но одной силой воли с болезнью трудно справиться. Он решает выпить всего одну рюмку, а потом напивается до бессознательного состояния. Он решает, что больше не будет вкалывать себе героин, но нарушает данное себе слово.

- По-вашему, это заболевание врождённое? Или приобретённое под влиянием определённых обстоятельств?

- Дети алкоголиков не обязательно становятся алкоголиками. Человек редко рождается с зависимостью. Бывают случаи врождённой наркомании, если, скажем, мать во время беременности принимала наркотики. Но, как правило, всё начинается, так сказать, "с баловства". Кто-то, побаловавшись, останавливается, а кто-то не может остановиться. Так же и с алкоголем. Кто-то может выпить много, и даже каждый день выпивает бокал вина или рюмку водки, но не становится зависимым, а кто-то пьёт не так много - и всё равно становится зависимым. Эта болезнь прогрессирующая.

Опять вопрос к адвокату:

- На какие преступления идут наркоманы? Они опасны только для самих себя или для других тоже? И, как по-вашему, американский закон излишне мягок по отношению к наркоманам, или излишне суров?

- Во-первых, я тоже не считаю, что всему виной распущенность. И суд должен это учитывать. Поэтому и существует альтернативное принудительное или добровольное лечение от наркомании. У меня были подзащитные, которых обвиняли в кражах ради приобретения наркотиков, в подделке врачебных рецептов, в драках и в дорожно-транспортных происшествиях из-за наркотического опьянения. Я не считаю, что американский закон в отношении наркоманов слишком мягок. Я за то, чтобы наркоманов лечили, а не заполняли ими тюрьмы.

- Нина, по мнению медиков, психологов, социальных работников, играет ли какую-то роль сила воли человека? Ведь при других болезнях, о которых вы упоминали, таких как рак, диабет или аллергия, одной силой воли недостаточно...

- Пока человек не решит сам, что ему нужна помощь, бесполезно его уговаривать или наказывать. Но и одного волевого решения отказаться от зависимости тоже мало. Сила воли нужна, чтобы работать над своим выздоровлением. К сожалению, тяга к наркотикам и алкоголю часто бывает сильнее собственного решения или желания. Нужен комплекс совместных мер, в которых задействованы и сам пациент, и врачи, и семья, и близкие друзья или подруги. Конечно, встречаются и такие, которые справились со своим недугом исключительно силой воли. Но из таких людей часто получаются так называемые "сухие алкоголики" или "сухие наркоманы". Это человек, который все свои силы тратит только на то, чтобы не прикасаться к алкоголю и к наркотикам. Он становится раздражительным, злым, всем недовольным. В семье такому человеку часто говорят: "Уж лучше бы ты пил или кололся!"

- Возьмём случай, когда алкоголик или наркоман готов обратиться за помощью к специалистам, но у него нет медицинской страховки или он находится в Америке нелегально. Может ли он рассчитывать на какое-то лечение?

- Ответ однозначный: да. В штате Нью-Йорк любой человек, даже не имеющий документов, не имеющий медицинской страховки, обладает правом на лечение. Это не будет ему стоить дорого, если он обратится не в частную, а в городскую больницу. Почти в любой такой больнице есть специальная программа для тех, кто хочет избавиться от алкогольной или наркотической зависимости. В эту программу примут любого, кто придёт, и определят плату в соответствии с его заработками, с его финансовыми возможностями. Как правило, у наркоманов доходов нет, поэтому лечение будет бесплатным или почти бесплатным.

- Янина, если подросток стал наркоманом под влиянием родственника, друга, одноклассника, можно ли наказать за это в судебном порядке? Или подать в суд на семью, на школу, на колледж, на городские власти?

- Можно подать на кого угодно, однако вряд ли в наркомании подростка виноват только кто-то один. Родители должны принимать всевозможные меры, чтобы оградить своих детей от дурного влияния, особенно в трудном подростковом возрасте, в период полового созревания. Родителям надо сохранять очень близкий контакт с детьми. И хорошо бы в доме, где есть подостки, иметь специальное средство для домашнего тестирования, которое продаётся во всех аптеках. Родители могут взять на анализ мочу сына или дочери и определить, есть ли в организме следы того или иного наркотика: кодеина, героина, морфия, марихуаны, оксикодона, ксенокса и других. Я купила такую коробку, поставила на видном месте, чтобы моя 16-летняя дочь знала, что я могу её проверить. Статистика утверждает, что подростки на 40% реже становятся наркоманами в семьях, где родители постоянно говорят с детьми об опасности наркомании. Начать говорить об этом надо задолго до подросткового возраста ребёнка. Это хорошая профилактика. А потом надо постоянно держать руку на пульсе, и как только родители замечают, что с ребёнком происходит что-то неладное, что он не такой, как всегда, надо бить тревогу.

Психотерапевт Нина Миркина:

- К сожалению, сегодня наркомания достигла такого масштаба, что это стало общенациональным бедствием. У нас в Нью-Йорке губернатор штата Эндрю Куомо выделил средства на борьбу с употреблением не только героина, но и аптечных наркотиков, таблеток. Да, на борьбу с наркотиками нужны деньги, нужны специальные проекты, нужны реабилитационные программы, нужно готовить больше специалистов. Всего этого у нас, на мой взгляд, не хватает. Если говорить о программах высокого уровня, там подход серьёзнее, там даже занимаются проблемами жилья и трудоустройства "чистых", успешно прошедших курс реабилитации. Но такая помощь должна быть намного шире. Конечно, роль родителей велика, но не в том, чтобы объяснять ребёнку, что употреблять наркотики плохо, это и в школе объясняют, и разговоры на эту тему иногда вызывают у детей ещё больший интерес к наркотикам. Гораздо важнее сделать всё, чтобы стать своему ребёнку другом. Я согласна с утверждением, что ребёнка надо держать занятым, но это нужно для того, чтобы формировать его интересы, развивать замеченный талант - вот один из способов удержать ребёнка от наркотиков.

- Мне, - говорит адвокат Янина Табачникова, - не удалось обнаружить и развить талант у моей старшей дочери. Мы пытались увлечь её музыкой - игрой на рояле, на гитаре, другими хобби, но она начинала и бросала. Тогда я стала брать её с собой в суд, на открытые заседания, где рассматривались преступления на почве наркомании. Я взяла туда не только мою дочь, но и её самых близких подруг. Они, конечно, не хотели идти, говорили, что лучше пойти в кино, однако то, что они видели и слышали в суде, призвело впечатление и осталось у них в памяти.

...Довольно типичное состояние человека, употребляющего наркотики, даже такие вроде бы слабые, как марихуана, нежелание учиться и работать. Даже в 25-27 лет они живут с родителями, на родительском иждивении. Такой образ жизни их устраивает и позволяет избегать решения изменить своё поведение, избавиться от наркозависимости. Родители пытаются лишить их денег, водят к психологу, но это не помогает. Что делать в подобных случаях?

Нина Миркина:

- Прежде всего, хочу подчеркнуть, что марихуана совсем не лёгкий наркотик, как многие думают. Это очень опасный наркотик, особенно если курить много. Во-вторых, как мы уже говорили, невозможно помочь человеку, если он этому сопротивляется. Однако можно подтолкнуть его к тому, чтобы он сам захотел изменить свою жизнь. Поэтому во всех программах лечения от наркотической зависимости ведётся работа и с членами семьи. Это семейная программа, к участию в которой привлекают и родителей, братьев и сестёр, мужей и жён. Это процесс сложной перестройки в умах членов семьи. Я воообще считаю, что речь идёт о семейной болезни, которой травмированы все близкие наркомана.

...Опять хочется состлаться на статистику, по данным которой среди наркоманов довольно большой процент тех, кто начинал с алкоголя. Сначала выпивали в 13-14 лет, а от алкоголя потом легко переходили на кокаин.

По словам Нины Миркиной, алкоголь иногда вызывает у человека депрессию, а кокаин настроение поднимает. Поэтому довольно часто выпивка соседствует с кокаином. Но к наркомании совсем не обязательно приходят вслед за алкоголем. Марихуана прокладывает путь к наркомании ещё быстрее.

На мой вопрос, известны ли случаи смерти от наркотиков среди близких людей, Янина Табачникова ответила:

- Да, у меня есть знакомые, котороые потеряли детей из-за наркозависимости. Они знали, что у детей есть проблема, они боролись как могли, но в нашей русскоязычной общине люди стесняются своей беды, стесняются просить о помощи. Даже после смерти сына такие родители скрывают истинную причину его смерти. Родственники, знакомые, соседи знают причину, говорят о ней за спиной, но родители не хотят говорить правду даже самим себе. Кто знает, может быть им помогли бы сохранить сына, если бы они в своё время обратились за помощью.

...Хочется верить, что разговор о наркомании в русскоязычной общине натолкнёт тех, кого коснулась эта проблема, на более активный поиск выхода из трудного положения, на поиск помощи у специалистов, на выбор соответствующей реабилитационной программы.

...Разговор о наркомании среди русскоязычных подростков и молодёжи будет продолжаться, пока тема не потеряет актуальности. А это, к сожалению, произойдёт не скоро.

* * *

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки