Скрипач играет на крыше ровно 50 лет

Опубликовано: 1 июля 2014 г.
Рубрики:

Мюзиклу «Скрипач на крыше» исполнилось 50. Он был поставлен на сцене в 1964 году. А через шесть лет был экранизирован. Юбилейный вечер организовал в Нью-Йорке Национальный еврейский театр Фолксбине. В манхэттенском концертном зале «Таун Холл» собрались те, кто стоял у истоков мюзикла. Это, прежде всего, автор текстов песен Шелдон Харник. Он сыграл важную роль в создании знаменитого мюзикла. А какую роль этот мюзикл сыграл в его жизни?

— Очень большую. Во-первых, он вернул меня к моим еврейским корням. Когда мы с композитором Джерри Боком и либретистом Джозефом Стайном приступили к работе, в основу которой легли рассказы Шолом-Алейхема о Тевье-молочнике и его дочерях, я стал по-другому читать этого великого еврейского писателя, стал вспоминать своё детство в Чикаго, тамошних еврейских эмигрантов из России, как они пытались сохранить в Америке свои национальные традиции. Впервые я прочёл Шолом-Алейхема еще в школе. Я тогда увлекался американской юмористической литературой. Шолом-Алейхема называли у нас еврейским Марком Твеном. Хотя, говорят, сам Марк Твен однажды назвал себя американским Шолом-Алейхемом. В подростковом возрасте я не понял всей глубины его прозы. Когда мы начали работу над мюзиклом, я стал перечитывать Шолом-Алейхема, и полюбил его всей душой.

50 лет назад израильский актёр Хаим Тополь сыграл роль Тевье на сцене лондонского «Театра Её Величества». После этого кинорежиссёр Норман Джуиссон пригласил Тополя на главную роль в своём фильме. Эта роль принесла актёру всемирную славу. Сейчес Хаиму Тополю 78 лет.

— Когда я работал над ролью Тевье, перед глазами были два человека: мой отец и замечательный израильский актёр Шмуэль Роденский, которого я считаю своим учителем.

— Вы играли Тевье сначала на сцене, потом в кино, потом опять на сцене. Как дались вам эти переходы?

— К счастью, я сначала сыграл эту роль в театре. Если ты сыграл Тевье на сцене 500-600 раз, значит, у тебя было 500-600 репетиций, прежде чем ты вышел на съёмочную площадку. Когда я появился перед кинокамерой в роли Тевье, я точно знал, кто я и чего хочу. Думаю, это было одной из причин, почему режиссёр Джуиссон выбрал меня. Мне тогда было 35 лет. Играть старого мудрого Тевье в киномюзикле я бы не смог, если бы не мой театральный опыт.

В Америке роль Тевье в мюзикле «Скрипач на крыше» играли многие замечательные актёры, о которых вспоминали в этот вечер. Это Зиро Мостел, Гершл Бернарди, Теодор Бикель, Майк Бурстин...

— Впервые я сыграл Тевье в театре города Солт-Лейк-Сити, штат Юта, — рассказывает Майк Бурстин. — Спектакль был поставлен специально по заказу прихожан христианской церкви мормонов. Они пригласили меня сыграть Тевье. Я спросил, почему этот еврейский мюзикл так популярен у мормонов? Они ответили: «Потому, что эта история про нас. Нас преследовали, нас изгоняли из родных мест, а мы продолжали верить в Сион». Композитор Джерри Бок рассказывал мне, что он приехал в Японию на премьеру своего мюзикла «Скрипач на крыше», и японский актёр, игравший Тевье, спросил у композитора, как ему удалось так глубоко прочувствовать японскую историю? Джерри удивился и ответил, что это — история еврейской семьи в царской России. Актёр возразил: «Нет-нет, это история японской семьи в Японии».

Актриса Черил Стерн начинала свою актёрскую карьеру 30 лет назад с эпизодической роли в «Скрипаче на крыше», где Тевье играл Гершл Бернарди. Через два года она уже играла Хаву, одну из 5 дочерей Тевье. А теперь она репетирует роль свахи Йенты в новой постановке, которая должна выйти на Бродвее в 2015 году. Так что с мюзиклом «Скрипач на крыше» она не расстаётся. Актриса представляет себе, что играет эти роли для своего дедушки, эмигранта с Украины, из-под Киева.

Адриенн Барбо играла в первой постановке мюзикла на Бродвее роль дочери Тевье Годл. Актрисе тогда было 19. А два года назад она сыграла роль жены Тевье Голды.

— В мюзикле «Скрипач на крыше» я дебютировала на Бродвее. То была моя первая большая роль, которая в свою очередь сыграла огромную роль в моей жизни. Получив контракт с указанием суммы оплаты, я первым делом отправилась в магазин «Блумингдэйл», показала там контракт и получила первую в моей жизни кредитную карточку. Тогда я почувствовала себя профессиональной актрисой, зарабатывающей деньги своей профессией. Разве можно такое забыть? А потом «Скрипач на крыше» уже не отпускал меня. Я перешла на возростную роль Голды, которую играла в четырёх разных постановках. Я считаю этот мюзикл самым лучшим.

Актриса и танцовщица Чита Ривера тоже называет «Скрипача на крыше» одним из лучших мюзиклов:

— Он никогда не устареет. Танцы ставил великий Джером Роббинс, он же поставил и «Вестсайдскую историю», в которой я играла роль Аниты. Тогда был расцвет музыкального театра в Америке. Когда я слышу мелодии из «Скрипача», я не могу усидеть на месте, настроение тут же поднимается.

Актриса и певица Пиа Задора успела сыграть в первой постановке «Скрипача» самую младшую дочь Тевье — Бейлку. Ей было тогда 10 лет.

— Я думаю, «Скрипач на крыше» — один из лучших мюзиклов нашего времени. Музыка стала для многих каноном. А в спектакле столько чувств, столько сердца, что делает его понятным и любимым многими поколениями зрителей в разных странах мира. Мне лично этот мюзикл очень дорог. Ведь я сыграла в нём 50 лет назад! Трудно поверить! Я девчонкой фактически жила в театре целых два года. Я там росла, делала там уроки. А все мелодии мюзикла до сих пор у меня в голове. В том спектакле, где роль Тевье играл незабываемый Зиро Мостел, я была, наверно, единственной нееврейкой, игравшей одну из дочерей. По маме я полька.

Художественный руководитель Национального еврейского театра Фолксбине Залмен Млотек рассказал, что в этот вечер справлялись сразу три юбилея: 50-летие выхода на сцену мюзикла «Скрипач на крыше», 90-летие автора песенных текстов в этом мюзикле Шелдона Харника и 100-летие театра Фолксбине, которое будет праздноваться целый год:

— Сегодня это единственный в мире еврейский театр такого почтенного возраста. И мы надеемся прожить ещё столько же. Не только надеемся, но и всё делаем для этого: у нас есть детская театральная студия, у нас есть музей, мы продолжаем играть спектакли. Для нас честь принимать сегодня Шелдона Харника, песни которого знают даже дети. Это «If I Were a Rich Man», или «Sunrise, Sunset», или «Tradition». Слова, написанные Харником для этого мюзикла, вошли в наш язык, стали поговорками.

...Это была встреча старых друзей, которым было что вспомнить. Они даже попытались станцевать с бутылками вина на голове, как делали это 50 лет назад. Шелдон Харник так пел за Тевье в дуэте «Do You Love Me», что трудно было поверить, что ему 90. A песню Йенты «Match Maker, Match Maker Make Me a Match» исполнили аж 9 свах, 9 Йент!..

Это был незабываемый вечер!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки