Бес попутал!

Опубликовано: 4 июня 2004 г.
Рубрики:

Цитировать себя у пишущей братии считается моветоном, но когда лыко просится в строку, удержаться от соблазна трудно. Но сначала короткое предисловие.

В моем городе две православные церкви. Одна “националистическая” — ее прихожане исключительно эллинских кровей, вторая — св. Михаила — просто православная и по этническому составу интернациональна, как бывший Союз советских республик. Только в роли “старшего брата” в ней не русские, а ливанцы — они в тридцатых годах прошлого века построили этот собор. Вот уже одиннадцать лет, как я прихожанин церкви св. Михаила. Обычная православная церковь: те же каноны и обряды, разве чуть подемократичнее российских, — во время службы можно сидеть, женщинам разрешается приходить в брюках и без платков. В любом случае, сходства больше, чем отличий.

Я не очень разбираюсь в организационной структуре мирового православия. Знаю лишь, что есть несколько автономных друг от друга центров. Моя церковь принадлежит к антиохийской ветви с центром в Дамаске. Хотя по визитам и контактам нашего священника о. Александра можно судить о более тесных связях с Россией и Грецией, чем с Сирией и Ливаном. В американо-канадской антиохийской епархии числятся 159 приходов и 35 миссий с почти полумиллионом верующих.

Церковь св. Михаила живет обычной размеренной жизнью по раз и почти навсегда заведенному порядку: богослужения, праздники, посты, церковная школа, благотворительная деятельность, ежегодные ярмарки для сбора средств, крестины, венчания, отпевания... Некоторое разнообразие вносят приезды гостей из других приходов, монастырей или заграницы. Есть и особая категория визитеров. Приступаю к обещанной цитате.

“Несколько раз в году церковь навещают сановные иерархи. Несмотря на разный антураж, есть несомненное сходство с визитами в низы партийного начальства в нашей бывшей стране. К приезду церковных боссов все чистится-драится, на молебнах лобызаний-целований сверх меры, на приходских приемах — тем паче. Одного епископа — точь-в-точь Арафата, с маслеными толстыми губами — я на дух не переношу. Хоть убей, но мне кажется, человек с такой внешностью не имеет права быть священником”.

В повести не было имени этого иерарха. Сейчас есть повод отступить от анонимности. Точнее, сановное лицо само дало для этого повод. Епископ Димитри Кури (Demetri Khoury) сушит церковные хлеба на сухари и готовится сменить рясу на тюремную робу. Пребывание в кутузке будет скорее символическим — всего 28 дней — но как заявляет без пяти минут зэк Кури, для него сам факт тюремного заключения страшнее смертной казни. От себя добавим, да еще по такой позорной для служителя божьего статье как сексуальные домогательства с оскорблением общественной нравственности.

У всех на памяти неутихающие по сей день скандалы в католической церкви. Близки им по духу оказались пастыри-пресвитерианцы, продвинутые англикане на высшие церковные должности стали избирать открытых геев, мормонских лидеров никак не отучить от многоженства, слово “мулла” ассоциируется с террористом, а общины свидетелей Иеговы слывут раем для “старших братьев”-педофилов... Всеобщее поветрие морального разложения духовенства, казалось, обошло стороной православную конгрегацию, но и в ее недрах вызревали свои “герои”. Димитри Кури взвалил на себя нелегкую ношу первопроходца.

9 июля прошлого года иерарх, облачившись в цивильные одежды, решил слегка развеяться и с этой целью поехал в индейскую резервацию, что в мичиганском Траверс-Сити, поиграть в Turtle Creek Casino. С учетом того, что г-н Кури в пострижении — монах и вертеп азарта мне представляются плохо сочетаемыми понятиями. И это не все. Святой отец напился в казино до положения риз и в пьяном угаре вместо жесткой рукоятки слот-машины стал хватать сидевшую на соседнем стуле женщину за всякие мягкие места и округлости. И поскольку та была не ливанкой, и даже не русской, а ушлой американкой, дело закончилось задержанием и доставкой в полицию. О степени опьянения задержанного говорит, что он не мог вспомнить свой домашний адрес.

Несколько слов об арестанте. Димитри Кури, 55 лет. Родился в Палестине (вот откуда сходство с Арафатом!). Религиозное образование получил в Ливане, Сирии и США. Доктор богословия. За 20 лет сделал блестящую карьеру от дьякона до архимандрита, в 1995 году рукоположен епископом. Входит в высшую пятерку иерархов антиохийской православной церкви США и Канады. Возглавляет Толедскую епархию из 45 церквей восьми штатов Среднего Запада, включая мой Кентукки, и канадской провинции Онтарио.

...На пленке круглосуточного слежения казино четко зафиксированы лапания пастыря. После составления протокола доктору богословия, монаху и епископу сделали обязательный при сексуальных преступлениях тест на СПИД, оштрафовали на пятьсот баксов, а затем выпустили под залог в 25 тысяч долларов с обязательством до суда пройти трехмесячные курсы лечения от алкоголизма. Наутро протрезвевший баловник бухнулся в ноги митрополиту: “Владыко, бес попутал!” Козни нечистой силы проявились в неожиданном и непредвиденном эффекте от гремучей смеси лекарств от болезни Паркинсона и алкоголя.

Митрополит Филип по отношению к заблудшему чаду был одновременно суров и по-отечески добр: подчистую не разжаловал, но до решения суда отстранил от выполнения литургических обязанностей. Версия коварного коктейля лекарств и алкоголя была принята за основу. По поводу случившегося митрополит сделал специальное обращение к верующим, в котором наряду с осуждением поведения церковного сановника говорится: “Тем не менее, епископ Димитри является нашим братом и другом. В эту трудную минуту мы должны молиться за него и обязаны оказать ему христианскую любовь и поддержку”.

За счет церкви славного сына безалкогольного Востока направили на курсы излечения от пьянства и наняли ему адвокатскую команду. Циники права не молились за душу своего клиента, но отработали свои гонорары сполна. Поначалу Кури грозило два года тюремного заключения, затем вполовину меньше, на днях суд приговорил виновного уже к 28 дням. Вполне возможно, что не будет даже этого мизерного срока. Адвокаты педалируют на состояние здоровья подсудимого и его безупречное прошлое и апеллируют заменить тюрьму на общественные работы. Вполне вероятный исход. Окончательное решение суд примет в ближайшее время.

Думаю, власти пощадят авторитет грешного церковника, не заставят его мести улицы Толедо на глазах у прихожан и дадут ему какую-нибудь другую, не столь заметную работу. После которой его высокопреподобие опять облачится в одежды из парчи и шелка и снова начнет наставлять нас, прихожан, на поиски разумного, доброго и вечного.