Что будет с Рамсфелдом?

Опубликовано: 21 мая 2004 г.
Рубрики:

Министр обороны США Дональд Рамсфелд во время дачи показаний в Комитетах Сената и Палаты Представителей по вооружённым силам взял на себя ответственность за издевательское обращение группы американских военнослужащих с заключёнными в иракской тюрьме Абу-Грeйб. И в связи с этим возникает вопрос, не придётся ли министру обороны уйти в отставку?

Дональд Рамсфелд во время первых слушаний в Сенатском комитете сказал:

— Я, как министр обороны, принимаю на себя всю ответственность за происшедшее. Это моя обязанность оценить, что произошло и проследить за тем, чтобы виновные понесли наказание и сделать всё, чтобы подобное не повторилось. Мне стыдно за то, что пережили иракские заключённые. Они находятся в американском заточении, и мы обязаны обращаться с ними по-человечески. Мы этого не сделали, и это неправильно. Tем иракцам, которые пострадали от незаконных действий американских военных, я приношу свои глубокие извинения.

Вслед за Рамфелдом выступили генерал Ричард Майерс, который признал, что просил телекомпанию CBS задержать на некоторое время показ фотографий с изображением издевательств над заключёнными, и генерал Ланс Смит, который сообщил, что сами военные ещё в январе начали расследование и завершили его в марте, и что меры по пресечению нарушений и наказанию виновных были приняты задолго до того как снимки попали в печать.

По мнению ведущих американских политических обозревателей в связи с этим скандалом, от президента Буша сейчас требуют изменений в трёх направлениях: в военной стратегии, в дипломатии и в составе правительства. Последнее касается прежде всего министра обороны Рамсфелда. Вот что думает об этом научный сотрудник “Фонда Хэритедж” Ли Эдвардс:

— Я полагаю, что рассматривая этот вопрос, мы должны разделить его на несколько частей. Первое: всё это безобразно. Это вызывает шок, ужас, стыд у каждого американца. И мы, конечно, открещиваемся от этого, как от нетипичного для Америки, из ряда вон выходящего случая обращения с военнопленными. Второе: это неизбежно связывается с политикой президента и с президентской компанией этого года. Вообще-то, правила приличий требуют, чтобы политическая, межпартийная борьба не затрагивала внешнюю политику, отношения с другими странами, международные конфликты. К сожалению, это правило не соблюдается, и по мере приближения президентских выборов, оппоненты Буша пытаются использовать вопрос о военнопленных, чтобы подорвать шансы президента на переизбрание. Тем не менее, это ни в коей мере не уменьшает вину тех, кто несёт ответственность за скандал. Определённые лица должны быть строго наказаны, причём, на всех уровнях военной иерархии вплоть до высшего.

— Считаете ли вы, что Дональд Рамсфелд должен отвечать за произошедшее?

— О да, я думаю, он и есть то высшее звено в военном командовании, которое несёт ответственность за всё, что происходит в армии. По традиции многих азиатских стран министр обороны в подобном случае сразу уходит в отставку. В нашей стране мы не сразу приходим к выводу, что увольнение члена правительства столь высокого ранга может помочь президенту сохранить лицо и выйти из кризисной ситуации. Сейчас говорить о неизбежности ухода Рамсфелда преждевременно. Посмотрим, какой будет реакция на его показания в Конгрессе, и появятся ли новые факты о практике издевательств над военнопленными в других американских тюрьмах, и не только в Ираке, но и в Афганистане, и в Гуантанамо... Если появятся, то вопрос станет ещё более серьёзным. Тогда давление на президента Буша усилится с тем, чтобы министр обороны либо был освобождён от занимаемой должности, либо ушёл по собственному желанию. Мы ведь накануне президентских выборов. Теперь это учитывается во всех случаях. Сейчас рано говорить, уйдёт ли Рамсфелд, но возможна ли его отставка? Да, возможна.

— Думаете ли вы, что скандал развивается и обрастает новыми подробностями, новыми публикациями по некоему плану, что в этом есть некая стратегия противников Буша?

— Я полагаю, что его противники сейчас позволяют средствам массовой информации заниматься этим... Они требуют расследований, настаивают, чтобы президент признал ошибки, наказал виновных... Демократическая партия, конечно же, использует скандал в политических целях, постарается его держать на поверхности как можно дольше, чтобы уменьшить шансы президента на переизбрание.

В заключение Ли Эдвардс из “Фонда Хэритедж” сказал:

— Для меня, и, наверно, для большинства американцев, самым шокирующим было то, что унижали заключённых не только мужчины, но и женщины-военнослужащие. Мы с таким раньше не встречались в американской истории.

Имеется в виду прежде всего рядовая военной полиции Линди Ингланд, 21 года, которая на одной из фотографий стоит, улыбаясь, с сигаретой в зубах и указывает на гинеталии обнажённых иракцев. В её обязанности входило распределение заключённых по камерам. Теперь она уволена из армии и находится под стражей на военной базе Форт Брэгг в Северной Каролине. Своим родителям, живущим в штате Западная Вирджиния, Линди сообщила, что её сделали козлом отпущения. Родственники считают, что она сама этого бы не сделала, и что она явно выполняла приказ.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки