«Этот европейский клочок земли, являющийся убежищем, маяком, конечной остановкой и перевалочным пунктом в одном лице, издавна гостеприимно встречал евреев, несмотря на свои небольшие размеры…».
Hadassah Magazine. nov.2007
«Христиане, мусульмане, индуисты и иудеи живут и работают бок о бок в этом месте, которое местные жители называют Гиб. И, несмотря на размеры Скалы — всего в одну десятую от Манхэттена, всем им здесь хватает места».
Американский журналист. 2001
Когда мы спустились со Скалы вниз и пошли по Мэйн стрит, мы увидели трех, стоящих недалеко от ювелирного магазина, евреев. Они прекрасно выглядели. Одеты были традиционно, беседовали между собой, явно не были озабочены и никуда не спешили. Поэтому мы сами подошли к ним и представились. Мы встретили настолько радушный прием, что не могли отказаться от приглашения посетить их «обитель», хотя не все, что наметили как туристы, успели сделать.
Поразительно, что мы-ашкеназы, да еще хилоним (светские) - вызвали у местных собратьев большой интерес. Видимо потому, что мы-иерусалимцы.
Двое из наших новых знакомых говорили на иврите, и это еще больше способствовало нашему общению. В ответ на банальное «как поживаете» они провели нас по четырем «еврейским улицам», которые названы в честь выдающихся евреев Гибралтара. Пассаж Серфати, Пассаж Абекасиса, Пассаж Бенолиэля и Аллея Бензимры. Таким образом мы получили ответ: еврейское сообщество Гибралтара хорошо представлено в центре города. Среди наших поводырей оказался инженер-строитель, что сразу же образовало мостик взаимного интереса: мы тоже инженеры.
Уже во время этой миниэкскурсии мы убедились, что в Гибралтаре евреи играют активную роль в различных сферах экономической жизни. Главная улица города славится двумя магазинами - парфюмерным и ювелирным, владельцами которых являются евреи. Некоторые евреи участвуют в масштабном строительстве элитной недвижимости на отвоеванных у моря землях.
Нам не без гордости показали общинный дом и школу (у них 2 школы - для мальчиков и для девочек). Около школы мы встретили женщин из этой же общины. Женщины выглядели элегантно одетыми, хотя с преобладанием черного цвета в одежде. Их лица излучали тепло. Они улыбались. Позже, по пути к причалу, на Казначейской площади, мы видели мусульманок в традиционной одежде. Нам это тоже очень понравилось.
Затем нас привели в синагогу «Шаарей хашамайм (Небесные ворота), Главную синагогу города с необыкновенно красивым интерьером. Эта синагога была разрушена во время Великой блокады, впоследствии восстановлена. В синагоге мы познакомились еще с двумя представителями сефардской общины*. В ней нам разрешили сфотографировать все, что мы хотели.
Места для женщин на 2-м этаже синагоги.
Они расспрашивали нас о нашей частной жизни. Мы рассказали, что, путешествуя по разным странам, посещаем места исторического проживания евреев как в прошлом, так и в настоящее время: синагоги, общинные еврейские дома, еврейские музеи и еврейские кладбища.
Мы показали нашим новым знакомым фотографии, сделанные нами в 2018 г на острове Мадейра: здание бывшей синагоги и еврейское кладбище, не функционирующее с 1976 года, а также мемориал евреям, эвакуированным из Гибралтара на Мадейру.
Незаметно мы провели в компании новых друзей пару часов. Нас интересовало, действительно ли испанское правительство Гибралтара в 15 веке продало Гибралтар конверсос**, как это описывают источники***. Наши радушные сопровождающие элегантно ушли от ответа, но Глава общины, которого мы встретили около синагоги «Шаарей хашамайм», подтвердил этот исторический факт и добавил, что присутствие евреев в Гибралтаре подтверждается историческим документом 1356 года, где упоминается попытка еврейской общины выкупить пленников, захваченных пиратами.
Итак, в 1474 году на купленном куске Скалы поселились 4350 «конверсос», которые обжили этот дикий кусок камня. Через несколько десятилетий эти же испанские власти заставили этих же евреев вернуться в Кордову, где о них «позаботилась» инквизиция.
Позднее, в этом же 15-м веке, в правление Фердинанда и Изабеллы Католических, все евреи Испании подверглись гонения и в 1492 году начался Великий исход евреев из Испании.
В 1713 году Испания подписала Утрехтский мирный договор, уступив эти земли Великобритании, по которому ни евреям, ни маврам не будет разрешено жить в Гибралтаре. Евреи, упорно сопротивлялись изгнанию, и многие из тех, кто уехал, продолжали торговать с Гибралтаром, а затем некоторые вернулись: численность еврейского населения сократилась лишь временно. В конце концов, еврейские торговцы, обладавшие ценными связями с Марокко, были незаменимы, особенно во времена конфликта с Испанией. Еще в 1721 году коммодор Королевского флота Стюарт вел переговоры с Моисеем Бен Хатаром, казначеем императора Марокко, о разрешении евреям селиться в Гибралтаре, и тогда началась выдача евреям земельных наделов.
Можно легко себе представить, как на протяжении веков судьба евреев Гибралтара зависела от того, какая страна – Испания или Великобритания – контролировала эту территорию. Как мы уже сказали, после изгнания в 1492 году евреям не разрешалось жить нигде на Пиренейском полуострове. И пока Гибралтар оставался испанским, этот запрет оставался в силе.
В 1729 году по договору между Англией и султаном Марокко еврейским подданным султана было официально разрешено посещать Гибралтар в торговых целях. Вскоре в Гибралтаре сложилась постоянная еврейская община выходцев из Северной Африки и Италии В 1749 году евреи получили право на постоянное проживание в Гибралтаре. Таким образом при «британских колонизаторах» еврейская община Гибралтара начала процветать
Община построила в 1760 году синагогу «Εz Chajim» (Древо жизни). Через несколько лет была построена вторая синагога.
К концу XVIII гибралтарские евреи стали играть важную роль в экономике. Многие из них занимались торговлей, и даже, когда доля евреев в гражданском населении несколько снизилась по мере роста самого населения, к 1814 году она всё ещё составляли 64 процента. Английский писатель Уильям Теккерей во время своего визита в Гибралтар в 1844 году отмечал, что «на Мэйн-стрит евреи преобладают». Неудивительно. В начале 19 в. более половины жителей Гибралтара были евреями.
В 1843 году в Гибралтаре на языке ладино (еврейско-испанском) выходила газета «Cronica Israelitica». Так случилось, что расцвет еврейской общины пришёлся на середину XIX века, когда Скала достигла своего пика военно-морского значения.
В середине 19 века в Гибралтаре насчитывалось около 2000 евреев. В их руках сосредоточилась почти вся торговля. Этому способствовали торговые связи евреев города с Англией и Марокко.
В конце 19 в.- начале 20 в. в Гибралтаре поселились евреи - выходцы из Румынии и России. Так в 1902 году в Гибралтаре проживали 76 семей русских евреев. В это время
евреи были активно представлены в органах самоуправления Гибралтара. Например, в 1902 году из 9 членов муниципалитета 6 были евреями.
Во время Второй Мировой войны почти все жители Гибралтара, включая евреев, были эвакуированы, причем многие евреи оказались на острове Мадейра. Почему Мадейра? Потому что Португалия во Второй мировой войне сохраняла нейтралитет. Салазар придерживался старейшего в мире союза, скреплённого Виндзорским договором (1386) между Португалией и Англией, действующим до сих пор. Поэтому англо-португальский союз позволил Мадейре оказать помощь союзникам, и в июле 1940 года около 2000 эвакуированных гибралтарцев были отправлены на Мадейру. 200 из них, по свидетельству историка еврейства Гибралтара Тито Бенади, были евреями.
Это было связано с высоким риском нападения на Гибралтар со стороны Испании или Германии.
Эвакуированные евреи этой общины посещали синагогу Фуншала, столицы Мадейры. Они с удивлением обнаружили еврейское кладбище в Фуншале, основанное семьей Абудархам. Это та же семья, в честь которой была названа синагога Абудархам в Гибралтаре.
Некоторые из них были похоронены на еврейском кладбище Фуншала (см. наше фото выше).
На острове с теплотой вспоминают гибралтарцев, которых называли «гибралтинос». Некоторые гибралтарцы в то время женились на местных и остались там после окончания войны.
В 2008 году памятник был изготовлен в Гибралтаре и отправлен на Мадейру где его установили рядом с небольшой часовней в парке Санта-Катерина в Фуншале. Памятник является подарком и символом вечной благодарности народа Гибралтара острову Мадейра и его жителям.
Некоторые из евреев, вернувшихся из эвакуации, впоследствии занимали ведущие должности в правительстве Гибралтара.
В 1964 году премьер-министром Гибралтара стал Джошуа Хасан, который на протяжении 20-и лет держал бразды правления. Я смотрела документальный фильм о времени его правления. Это был очень деятельный человек, много сделавший для процветания экономики Гибралтара. Местные жители говорили, что в мире есть только два государства, Израиль и Гибралтар, чьи премьеры — евреи.
Местные евреи до сих пор называют Гибралтар «Маленьким Иерусалимом» Иерушалайм хактана.
Министром туризма до переезда в 1969 году в Иерусалим был еврей Шломо Серуя.
Хочется подчеркнуть, что Израильская строительная компания Solel Boneh вкладывала значительные средства в развитие Гибралтара в 50-х и 60-х годах.
В наше время в Гибралтаре установилась стабильная численность еврейского населения, которая составляет около 800 человек. Существует широкая сеть еврейских общинных учреждений: 4 синагоги с общинным раввином, благотворительные организации, еврейский дом престарелых. Действует несколько еврейских начальных школ и женская еврейская средняя школа. Раз в неделю община издает информационный бюллетень, функционирует клуб еврейской культуры. Действуют отделения различных еврейских международных организаций.
Гибралтарские евреи настроены очень пробритански и во всех референдумах голосуют за сохранение власти Его Величества.
Сегодня еврейская община Гибралтара — единственная в Великобритании, которая поет государственный гимн на иврите.
Воистину, этот клочок земли, обильно политый человеческой кровью, заслужил того, чтобы жили на нем спокойно и счастливо люди, без оглядки на историю и вражду.
Мы тепло попрощались с нашими новыми друзьями. Их общительность и радушие уехали с нами в Иерусалим. По дороге на причал нам захотелось присесть на скамейку и насладиться кондитерским искусством кошерной кофейни Verdi Verdi, куда приходят не только евреи. Кофейня принадлежит бывшему израильтянину. На это уже не было времени. Но в наших душах осталось потрясающее впечатление об увиденном на этой краюшке земли, ставшей безопасным убежищем для евреев.
Примечания:
*Сефарды – это евреи, которые исторически жили на Пиренейском полуострове (Испания и Португалия) и распространились в других странах, включая Северную Африку и Ближний Восток.
**Конверсос (исп.conversos ) —это евреи в Испании и Португалии, которые принудительно приняли христианство, а также их потомки. Этот термин также может применяться к тем, кто тайно исповедовал иудаизм, даже если внешне придерживался христианства (так называемые криптоиудеи ).
***Википедия и др.
Ссылки:
https://www.ministryforheritage.gi/heritage-and-antiquities/shaar-hasham...
https://jguideeurope.org/en/region/gibraltar/
https://aish.com/people-of-the-rock-the-jewish-community-of-gibraltar-th...
Titmarsh, M. A. (W. M. Thackeray). Notes of a Journey from Cornhill to Grand Cairo. London: Chapman and Hall, 1846. Internet Archive. Contributed by the University of Oxford. Web. 17 January 2019.
"Virtual Jewish History Tour." Jewish Virtual Library. Web. 17 January 2019.
The Jewish Community in Gibraltar
Jacqueline Banerjee, Editor-in-Chief, the Victorian Web https://ieshua.org/gibraltaru-ne-xvataet-evreev.htm











Добавить комментарий