"...С наилучшими пожеланиями от автора..." Евгений Кринов

Опубликовано: 3 декабря 2023 г.
Рубрики:

Известный ученый Евгений Леонидович Кринов явно считал, что на серьёзных трудах и надпись должна быть серьёзной. Свою книгу "Основы метеоритики" он, хоть и были мы старыми друзьями, надписал вполне официально: "Глубокоуважаемой Любови Иосифовне Кузнецовой с наилучшими пожеланиями от автора. 4.II.1964 г. Евг. Кринов". 

Я не стала бы вспоминать о такой скучной надписи, если бы вместе с книгой Евгений Леонидович не вручил мне маленький кусок железа, поржавевший, искореженный, с рваными краями. Этот осколок лежит у меня на книжной полке, и, когда мой взгляд падает на него, мне становится жутковато. Почему же вызывает он тревогу? Что таит в себе искромсанный кусочек железа? На этот вопрос, чтоб заинтриговать читателя, отвечу в конце очерка. А сперва - о человеке, сделавшем такой необычный подарок. Об авторе краткой надписи - Евгении Кринове. 

Кринов вырос в деревне на Тамбовщине. Со школьных лет интересовался метеоритами, вел наблюдения за падающими звездами. Поступив в Ленинградский университет, стал вечерами работать в Минералогическом музее у Леонида Алексеевича Кулика. 

Было это в конце двадцатых годов. Имя Кулика гремело по всей стране: он возглавлял поиски знаменитого Тунгусского метеорита. В 1929 г. Кулик, больше всего ценивший в людях увлеченность и одержимость, предложил Жене Кринову стать своим заместителем по очередной экспедиции на Подкаменную Тунгуску. 

Перед Криновым встал вопрос, который в последующие годы возникал ещё не раз: учёба или метеорит? Он знал, что такие грандиозные падения, как Тунгусское, случаются раз в несколько сотен, а то и тысяч лет, и принял предложение Кулика, выбрал метеорит... 

В путь тронулись в марте, но лишь к середине апреля экспедиция достигла предполагаемого места падения метеорита, названного Куликом "страной мёртвого леса". Кругом, насколько охватывал глаз, тайга была повалена, словно скошена. Столетние сосны- великаны с вывороченными корнями устилали землю. В поверженном лесу не видно было ни зверей, ни птиц, не было заметно никаких признаков жизни. Люди, пришедшие с Куликом, одни только и нарушали тишину мёртвой тайги. 

Целый год работала экспедиция. И коротким знойным летом, нещадно поедаемые гнусом и замерзая студёной сибирской зимой, Кулик и его товарищи обследовали поваленный лес, день за днем раскапывали испещрявшие тайгу ямы - искали осколки метеорита. Осколков не было... 

Читателям известно, конечно, что Тунгусский метеорит не найден и по сей день, а тайна его так окончательно и не разгадана. Большинство учёных склоняется сейчас к гипотезе, что 30 июня 1908 г. наша планета встретила на своем пути не метеорит, а комету, которая взорвалась, не долетев до Земли. 

...Той зимою Кринов отморозил себе ноги. В маленькой больнице в поселке Кежма ему отняли обмороженные пальцы правой ноги. 

Вернувшись в Ленинград и немного оправившись после операции, Кринов стал ближайшим сподвижником Кулика. Дальние поездки на места падений, долгие, почти детективные поиски небесных камней, встречи с очевидцами, лабораторные исследования найденных метеоритов - всю эту работу Кринов делил теперь со своим учителем. 

В 1941 г. 60-летний Кулик добровольцем ушел в ополчение. Кринова из-за искалеченной ноги в армию не взяли. Ему поручено было эвакуировать метеоритную коллекцию Академии Наук. Молодой учёный благополучно доставил громоздкие ящики в Казань, а, когда немцев отогнали от столицы, привёз их обратно. Между тем, Леонид Алексеевич Кулик с войны не вернулся: был ранен, попал в плен и погиб. Кринов сменил известного исследователя на посту учёного секретаря Комитета по метеоритам АН СССР, а потом стал председателем Комитета. 

Я познакомилась с Криновым в середине пятидесятых, когда собирала материал для очерка о Кулике. Среднего роста, худощавый, подвижный, Евгений Леонидович с первой же встречи поразил меня своей эрудицией. О любом небесном камне - советском и зарубежном, найденном в средние века или в наши дни, - он, не заглядывая в справочники, мог рассказать буквально всё: о его полёте через атмосферу, об обстоятельствах падения и находки, физическом строении и химическом составе, о результатах его исследований. Каждый метеоритный кратер на Земле был ему хорошо знаком, будто он своими руками простукивал его стенки и раскапывал дно. Встреча с Криновым предопределила мою дальнейшую работу: я написала 7 научно-популярных книг о метеоритах, метеоритике и ученых-метеоритоведах. 

Евгений Леонидович по характеру был человеком целеустремлённым, никогда не менял своих пристрастий и убеждений. Но, оглядывая ретроспективно его жизнь, видишь, что она состояла из парадоксальных положений, порой взаимоисключающих ситуаций. 

Кринов был председателем Комитета по метеоритам АН СССР, по сути - директором академического института. А ведь в рядах КПСС он не состоял - противоречие по тем временам неслыханное! 

Евгений Леонидович много и подолгу путешествовал. Он объездил всю огромную страну. Искал метеориты и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и на Украине, и в тайге, и в пустынях. А вот за границей не бывал: считался, как тогда говорили, "невыездным". Однажды КГБ все же смилостивился и дал добро. Кринову вручили длиннющую анкету, но он споткнулся на одном из первых пунктов: девичьей фамилии матери. Евгений Леонидович плюнул и забросил анкету подальше... 

Имя Кринова получило всемирное признание. Статьи его публиковались в ведущих зарубежных журналах, он издал несколько книг и монографий. Американские астрономы, открыв новую малую планету - астероид No2887, назвали ее "Кринов". В 1971 г. Кринов стал лауреатом медали Леонарда - самой почётной награды в метеоритике, учреждённой Американским метеоритным обществом и присуждаемой только одному ученому в год. 

А ведь Кринову так и не удалось закончить университет. Неожиданное появление гостей из космоса, научная работа, руководство Комитетом - все это не оставляло времени на получение диплома. Да и диссертаций он не защищал. Степень доктора геолого-минералогических наук была присвоена ему "honoris causa", то есть в знак признания выдающихся научных заслуг . 

Противоречия осложняли жизнь учёного. Но, несмотря ни на что, Кринов был счастливым человеком - он занимался любимым делом, добился всего, к чему стремился. Не зря, видно, связал он свою судьбу с небом. А к 40-летию учёного небо само преподнесло ему подарок! 

Утром 12 февраля 1947 г. в Приморском крае, в покрытых тайгой острогах Сихотэ-Алинского хребта, выпал метеорит, получивший название Сихотэ- Алинского. Точнее сказать, пролился метеорный дождь: небесное тело, влетевшее в земную атмосферу, раскололось на части ещё в воздухе. На Землю упал не один камень, а множество осколков-капель. 

В то утро изумлённые жители Приморского и Хабаровского краёв видели стремительно несущийся по небу огненный шар с разноцветным хвостом. Шар озарил всю местность до горизонта, затмил солнце, слепил, резал глаза. Он пересек небосвод и скрылся за сопками. Спустя несколько секунд, раздались сильные удары, похожие на стрельбу из тяжёлых орудий. Залпы слились в гул, который постепенно затих. 

Вскоре в отрогах хребта были обнаружены куски железного метеорита. Сразу скажу, падение это было одним из крупнейших в истории. Сихотэ-Алинский небесный странник - самый большой, упавший на Землю за последние двести лет, самый крупный железный метеорит, выпавший на глазах у людей. Этот пришелец из космоса еще по многим статьям самый, самый. И воздали Сихотэ-Алинскому камню по заслугам. Район, где пролился железный дождь, был объявлен памятником природы. На месте падения работали 13 экспедиций. Девять из них возглавлял Кринов, посвятивший этому метеориту значительную часть своей жизни. 

В Москву было доставлено 27 тонн метеоритного вещества. А всего, по подсчетам учёных, выпало примерно 70 тонн. Изучение Сихотэ-Алинского падения пролило свет на многие важные научные проблемы. Одна из них - происхождение метеоритов. Сотрудники Комитета под руководством Кринова вычислили орбиту, по которой небесный странник двигался в межпланетном пространстве. Установили его возраст, определили, какова была его "внешность" до встречи с Землей (многогранная форма, скалистая поверхность, серый цвет). Всеми своими чертами Сихотэ-Алинский камень очень напоминал малые планеты - астероиды. Становилось ясно, что астероиды и метеориты - близкие родственники. "Можно считать, - писал Кринов, - что метеориты - обломки астероидов, и эти обломки образуются от столкновения астероидов между собой". 

Но откуда же взялись астероиды - эти летающие в космосе глыбы, гигантские по земным меркам, но карликовые по сравнению с 9 планетами Солнечной системы? Одна из гипотез говорит об исчезнувшей планете, орбита которой пролегала между Марсом и Юпитером. Когда-то, в незапамятные времена, планета эта распалась на куски, породив пояс астероидов. 

Неведомой планете дали имя Фаэтон. Согласно древнегреческому мифу, сын Бога Солнца Гелиоса, Фаэтон, вопреки запрету отца, задумал промчаться на его колеснице по небесному своду, но не сдержал буйных огненных коней и разбился. Название планеты отразило её печальную судьбу. 

Таинственный Фаэтон увлёк воображение писателей-фантастов. Им виделась цветущая планета с мягким климатом, обилием воды, чистым воздухом. На Фаэтоне раньше, чем на Земле, возникла жизнь, появились мыслящие существа, высокого уровня достигли наука и техника. Фаэтонцы овладели атомной энергией, но обратили эту силу во зло... 

Миллионы лет назад Вселенная стала свидетельницей страшной катастрофы. На Фаэтоне произошел гигантский взрыв, и полная жизни планета раскололась. От неё остались лишь безжизненные холодные обломки, которые до сих пор неприкаянно странствуют по космическим просторам. Один из этих камней, встретив на своем пути нашу планету, влетел в её атмосферу и упал на Землю в отрогах Сихотэ-Алинского хребта. 

У Степана Щипачёва есть стихотворение "Метеорит": 

 

Метеорит, метеорит,

Откуда он родом - не говорит. 

Лежит перед нами железисто гладкий 

Неведомый гость из туманных галактик. 

Осколок погибшей какой-то планеты. 

Какой - мирозданье забыло приметы. 

На чёрный кусок я гляжу молчаливо, 

Неужто от взрыва, неужто от взрыва?.. 

Гляжу, и про многое метеорит

На темном своем языке говорит... 

 

Когда на глаза мне случайно попадает подарок Кринова - осколок Сихотэ-Алинского метеорита, - я невольно повторяю слова поэта: "Неужто от взрыва?" И мне становится жутко. И мурашки пробегают по коже. 

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки