Русская культура и Буча. О русской культуре, её бойкоте, адептах и потребителях 

Опубликовано: 8 июня 2022 г.
Рубрики:

 

Нам кажется, автор этой статьи, как и многие сейчас, сваливает в одну кучу «военные преступления» русской армии, действительно ужасающие, и русскую культуру. На вопрос, виновата ли «русская культура»в жестокости, варварстве, шовинизме воюющих российских солдат, ответ дает история.

Великодержавная Россия, в любом ее варианте, дореволюционном и послереволюционном, была «врагом» настоящей культуры, боролась с нею, доводила творцов до ранней гибели, ссылала, убивала. И только после их смерти, под влиянием общественного признания, такие писатели и поэты, как Цветаева, Ахматова, Мандельштам, а до того тот же Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тургенев, Толстой... становились «гордостью» страны, были признаны официальными властями. 

 За что нормальный человек будет мстить Репину? Глинке? Чайковскому? Должны ли Юрий Башмет или Владимир Спиваков отвечать за преступления власти?

 Очень хочется, чтобы наши читатели приняли участие в дискуссии.

 Редакция 

 

 

 “Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте! Спасибо вам скажет сердечное русский народ.”

 Н.А. Некрасов “Сеятелям”

 

“Мы широко по дебрям и лесам Перед Европою пригожей Расступимся! Мы обернёмся к вам Своею азиатской рожей. ...Не сдвинемся, когда свирепый гунн В карманах трупов будет шарить, Жечь города, и в церковь гнать табун, И мясо белых братьев жарить.” 

 А.А. Блок “Скифы” 

 

 “Чувство, которое испытывали к русским все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения.”

 Л.Н. Толстой “Хаджи-Мурат” 

 

 ...Не получилось у некрасовских сеятелей разумного, доброго, вечного. И не стала Россия времён Владимира Путина отстранённым свидетелем вторжения в Европу свирепых азиатов, как с горделивым и насмешливым вызовом написал об этом Блок. Сама оказалась,- а может, и всегда была?-тем гунном,- для которого базовые понятия человечности, не говоря о принципах международного правопорядка – ненужный хлам, мусор. Перед глазами всего мира в прямом смысле “сожжённые города” и изжаренное “мясо белых братьев”, погибшие и продолжающие погибать в Украине под обстрелами российских ракет дети, женщины, пожилые люди... Патриарх Кирилл, благословяющий Росгвардию на убийства людей. Вот это христианство!.. Не вчера это случилось, не с Бучи и Мариуполя началось.

Только в прошлом веке были две чеченские войны, когда уничтожили триста тысяч чеченцев, 30 процентов из миллионного чеченского народа. Были Абхазия и Южная Осетия, было Приднестровье,... А до этого? До этого тоже много всего было. Вторжение, нападение, уничтожение, отравление, выполнение интернационального долга, спецоперация,- какое невинное слово!, оккупация, ликвидация, депортация...

Словом, Империя. “Как там в Ливии, мой Постум, или где там? Неужели до сих пор ещё воюем?” – это Иосиф Бродский в “Письме к римскому другу». Воюем, воюем. И в Ливии, и в Сирии, и в Украине... Война как способ существования. Не за выживание Россия воюет – за выживание воюет Израиль. А за то, чтобы в национальном самосознании было чувство имперской гордости за свою великую страну. Пусть для этого окажется в руинах весь мир...

Что происходит с культурой, с одной стороны которой Рахманинов, Толстой, Чехов, с другой – убийцы, мародёры, насильники? Зачем она нужна, если нет в ней самого простого универсального и всем понятного измерения, того, что делает человека человеком – милосердия, эмпатии, запрета неоправданной ненужной жестокости? Если не распространяет она эту человечность на всех сограждан, от Москвы и Петербурга до самых до окраин? Чем является тогда эта культура, как не элитарным камерным клубом “любителей прекрасного”, интеллектуальной забавой, интересным наполнением времени людей с определёнными потребностями? Горько и больно видеть то, что сейчас происходит в Украине. Войну за уничтожение украинской государственности российская пропаганда оправдывает борьбой за сохранение русского языка и культуры.

 Список военных преступлений оккупационной армии только в начале расследований, которые проводятся украинскими правоохранительными органами на подконтрольной Украине территории. Не хочется нагружать читателя страшными подробностями, которые сознание нормального человека никогда не воспримет...Передам лишь содержание одного разговора, перехваченного службой безопасности Украины и выложенного в YouTube - жена призывает воюющего в Украине мужа насиловать украинок!, просит лишь предохраняться… 

 Можно долго рассуждать, как изменялось за три десятилетия российское общество, как уходили из людей моральные ограничения, как у большинства россиян исчезало критическое мышление, как ещё при Ельцине началось уничтожение русской интеллигенции, как не справились семья и школа... Культуре не дали, а сама она в лице своих лучших представителей и их творчества не сумела дойти до тех и туда, где больше всего была нужна, в чьих головах и душах могла хоть что-то изменить. В ответе ли русская культура, наряду со всем перечисленным выше, за те зверства, которые творит российская армия на украинской земле? В ответе. 

 Нужен ли бойкот русской культуры? Считаю, что выступление или приглашение российских деятелей культуры, связанных с властью, деятелей, поддержавших вторжение в Украину, было бы циничной поддержкой этой войны, прямым её оправданием. За этим “культурным продуктом” будет тянуться шлейф путинских преступлений до тех пор, пока в России не произойдёт переосмысление или покаяние в отношении того, что совершено против “братского народа”. Если такое вообще когда-либо случится. 

 Вопрос русской культуры и языка стоит остро в Украине. Сейчас это уже вопрос не просто культуры, это вопрос мобилизации, консолидации украинского общества в его сопротивлении вторгшимся жестоким захватчикам. Уж точно не русский язык и не русская культура нужны сейчас украинцам для того, чтобы выжить и победить. Не радуюсь происходящему сейчас “пушкинопаду” – удалению памятников А.С. Пушкину с улиц и бульваров в некоторых украинских городах, но понять, чем это вызвано, могу.

Не берусь судить, как решался языковой вопрос в Украине в годы независимости, но с уверенностью скажу, что до 1991-года решался он не в пользу украинского языка. Мой родной Житомир, год 1980-ый. В 300-тысячном городе 36 школ. Из них примерно треть с украинским языком преподавания. Практически все окрестные сёла и посёлки говорят на украинском... Руководство Советского Союза проводит политику мягкой постепенной ассимиляции-русификации украинцев. Не думаю, что у русской культуры и русского языка есть радужные перспективы в Украине даже в том случае, если, не дай Бог, российские войска захватят всю страну. К “русскому миру”, принесённому на штыках оккупантов, может быть только одно чувство – отторжение и презрение.

 Немного о русскоязычных евреях, выросших в русской культуре, её ярых адептах и потребителях. Многие из нас настолько оторваны от собственных национальных корней, настолько «акультуризованы» и ассимилированы, что просто не понимают, насколько для украинца естественно говорить и думать по-украински, для грузина - по-грузински, литовца – по-литовски. Не понимают, насколько важно для их идентичности сохранить свою национальную культуру и что это так же органично, как любовь к матери.

Даже уехав из России, мы берегли русскую культуру, жили ею, сохраняли русский язык у детей, учили ему, старались привить любовь к русской литературе, водили на театральные постановки, на концерты заезжих российских гастролёров. Чтобы оставаться честными, - и перед собой, и перед потомством,- теперь надо объяснить им, что показывали мы только одну её сторону - “разумное, доброе, вечное”, а о “свирепом гунне”- имперской парадигме, колонизаторской ментальности, коварстве, варварстве, жестокости - всем тем, с чем она прекрасно сосуществует, рассказать позабыли. Уютно было до поры до времени не замечать этого. Впрочем, я не пессимистичен – есть у нашего поколения и другие источники смыслов, кроме русской культуры. 

 Согласен с мнением, что война против Украины – это начало заката российской цивилизации, а с нею и русской культуры. Путинской России нечего предложить миру. Главный посыл этой войны устремлён в прошлое – очередной колониальный передел. “Новое” в нём лишь то, что сопровождается он ядерным шантажом. Всё это человечество уже проходило и возврата в это прошлое не будет.

 

________

* Буча – город в Киевской области, где вторгшимися российскими захватчиками совершались массовые убийства мирных украинцев, сопровождавшиеся мародёрством, похищениями и пытками. Совершённые российскими солдатами злодеяния квалифицируются как военные преступления и преступления против человечности. 

 

 

 

 

Комментарии

Прежде всего думаю стоит разделять мир культуры и мир обывателей. Особенно разделять эти миры следует в России, стране непоправимо разделённой сперва петровскими " реформами"( а точнее " революцией сверху") а после большевизмом. Но, я хотел бы подчеркнуть, в любой стране мира есть мир культуры, мир интеллектуалов и есть мир обывателей падких на пропаганду, склонных к насилию. Этот обыватель не просто некультурен, но порой антикультурен. И так в любой стране мира. Были же во Франции люди которые поддерживали войну в Алжире, в Великобритании люди, которые выступали за силовое решение ирландской проблемы. Думаю здесь русский народ ничем не хуже и не лучше любого другого, в том числе, и европейского народа.
Но существует и некоторый парадокс, заключающийся в том, что писатель, художник является порождением того общества, в котором он живёт, разделяет его предрассудки в том числе и шовинистические. Так Киплинг был джингоистом. Так американский сказочник Ф.Баум, создатель "Волшебника страны Оз" был сторонником жестокого подавления индейцев. Так Т.Манн в Первую мировую оправдывал варварские действия кайзеровской армии. И в этом смысле русские писатели тот же самый Пушкин,не чуждые великодержавного шовинизма, не являются исключением.
При том, всё же, на мой взгляд, нельзя ставить знак равенства между украинцами сегодня и поляками в 1830 г., поскольку поляки в своей истории были не только жертвами, но и сами выступали в роли угнетателей по отношению к украинцам и белорусам. На что собственно и намекал Пушкин, говоря о " старинном споре славян" когда роль одних и других не всегда была одинаковой. К тому же Пушкин в отличии от идеологов путинского режима, понимающих " денацификацию" как "деукраинизацию", не требовал уничтожения польского языка, польской культуры. Возможно он боялся что независимое польское государство выставит претензии на украинские и белорусские земли, как собственно и произошло в первой четверти ХХ в.

Что существенно отличало положение культуры в России от положения культуры в других европейских странах, так это активное вмешательство государства в культурную жизнь. Фактически русская культура для государства стала формой экспансии, точкой приложения шовинизма, когда массы воспитывались под лозунгом: "Весь мир рукоплещет русскому балету" или "Весь мир читает произведения Пушкина, Достоевского, Чехова и т. д" И поэтому многие воспринимают ограничения и запреты русской культуры, как борьбу с ещё одной формой экспансии русского государства. Вот потому этот вопрос и является наболевшим, когда два лика - тиранического государства и условного "Пушкина " сливаются в один. И разделить их может не всякий. А кто и может спросит себя, а стоит ли разделять?

Но я скажу, что стоит, потому что даже война на Украине не является конфликтом межэтническим. И с украинской стороны в том числе и с оружием в руках стоят люди, для которых русский язык является родным, значит и они нуждаются в русском слове, русской культуре. Русское слово, русская культура слишком широка, чтобы вместиться в форму одного государства. И поэтому уверен, будут говорить, писать по-русски люди, живующие в других странах.

И если завтра кто-напишет злую художественную книгу о " подвигах" армии РФ в Украине, и напишет её на русском языке, то это тоже будет русская культура. А, стало быть, она бессмертна.

Вы правы в том, что важным является определение культуры. Я считаю, что правильными являются её обобщённые, целостные определения. "Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении", "сочетание людских знаний, убеждений и норм поведения, которые мы перенимаем, а затем передаем будущим поколениям." Животные разрушительные инстинкты в человеке в условиях войны, в условиях ослабления моральных ограничений мгновенно выходят наружу и задача культуры именно в том, чтобы не дать людям расчеловечиться. Ты, деятель культуры, всемирно признанный певец или актёр. Тебя слушает, тебе внимает тысячная, миллионная аудитория, а в это время твои соотечественники, твои сограждане убивают мирных людей, врываются в их дома, грабят их, насилуют и женщин, и детей. Лётчики твоей страны, которым платят хорошие деньги за выполнение преступных приказов, бомбят жилые кварталы городов, из оккупированных твоей армией районов вывозят людей как скот, как рабочую силу, как человеческий материал вглубь России, в её экономически депрессивные районы. Где твой голос, деятель русской культуры? Ты молчишь, потому что тебе нужны выступления, тебе нужны известность и гонорары, тебе нужны полные залы и аплодисменты, которых может лишить тебя власть, если ты выступишь против неё. А, ты помогаешь "в удовлетворении эстетических потребностей", закрывая и свои глаза, и глаза своих слушателей, зрителей на то, что происходит, усыпляешь и свою и их совесть? Кто ты после этого, как не соучастник Зла? Дмитрий Быков в одном из интервью сказал, что сейчас именно то время, когда каждый человек должен определять свою позицию. Потому что, даже если человек уедет в далёкую глухую деревню, где власти его не достанут, это будет формой пассивного соучастия. Справедливости ради отмечу, что есть и тот же Дмитрий Быков, и Борис Гребенщиков, и Андрей Макаревич, и Пугачёва с Галкиным, которые свою позицию определили очёнь чётко, но все они вне России и на сегодняшний день ничего не могут изменить в ней. Роман, я против разделения тиранического государства и условного "Пушкина". Все мы в ответе друг за друга, и условный "Пушкин" либо помогает тираническому государству, либо противостоит ему и пытается его изменить.
Поляки в своей истории были и имперской нацией, угнетавшей другие народы. Это большая и интересная тема, я предлагаю вернуться к её обсуждению после украинской победы.

Но я убеждён, что русскую культуру и русское государство следовало бы, всё же, разграничить.

Потому что русская культура не принадлежит одному государству и даже одному этносу. Культура, в частности литература определяется не принадлежностью к государству или этносу, а как, не без оснований заметил, в своей Нобелевской лекции И.Бродский, принадлежностью к языку. ( "Язык и, думается, литература - вещи более древние, неизбежные и долговечные, чем любая форма общественной организации" И. Бродский Форма времени Мн, 1992 С.452-453)

А на русском языке говорят и пишут, творят не только люди. поддерживающие политику Путина, не только граждане РФ и, наконец, не только этнические великороссы
Вопрос поддержки "спецоперации" рядом деятелей русской культуры это вопрос их личного политического выбора. Почему же человек, живущий в Израиле, в Казахстане, в Узбекистане и пишущий на русском языке должен страдать из-за их выбора. Такой человек может и не иметь своего ярко выраженного мнения по вопросу войны между РФ и Украиной или имеет право его не высказывать, потому, что считает, что он ничего своими глазами не видел, а всё что слышит в СМИ то пропаганда конфликтующих сторон и потому что есть конфликты, которые для него важнее.

Вот Дина Ильинична Рубина, живущая в Израиле, насколько я знаю склоняется к поддержке Украины, но, тем не менее, для неё скорее палестино-израильский конфликт куда более важен, чем конфликт между РФ и Украиной.

Закат государства, империи, вовсе не означает краха литературы, основанной на господствующем в этой империи языке. Расцвет литературы на испанском языке в Лат.Америке да и в самой Испании произошёл уже после распада испанской колониальной империи.

Под " условным Пушкиным" я подразумевал русскую культуру, покрытую всеми слоями государственных, идеологических мифов о том же самом Пушкине. Но когда мы снимем шелуху всех этих мифов, мы найдём того человека, о котором николаевский чиновник Третьего отделения писал в качестве своеобразной эпитафии:

" Пушкин был великий поэт и великий либерал, ненавистник всякой власти"

интересный. Какие бы хорошие произведения не написали немецкие писатели после 1945-го года, немецкая литература ещё очень долго будет восприниматься сквозь призму германского прошлого - немецкого фашизма и нацизма. Но германский фашизм и нацизм были разгромлены, и благодаря этому немецкое общество смогло сделать реальные искренние шаги к очищению и покаянию. В случае России этот вариант не просматривается. Будет ли привлекательна русская культура в будущем в свете того, что несёт сейчас путинская Россия миру? Я так не думаю. Конечно, немало людей в разных странах говорит по-русски, русский язык - это такой лингва франка, "язык межнационального общения", утверждённый Российской империей и далее Советским Союзом на евразийском пространстве. Широкое распространение русского языка, кроме вопросов удобства, стандартизации, терминологии, приобщения к русской культуре, доступа к хорошему образованию и т.д., не давало возможности развиваться культурам на национальных языках, ставило их в положение вторичных по отношению к русскому языку и к русской культуре. (Мне мои друзья-беларусы говорили, что им очень больно за состояние, в котором находятся беларуский язык и литература.) По большому счёту - это выбор независимых государств, образовавшихся после распада Советского Союза. Роль лингвы франко в них может выполнять и другой язык, если эти государства так решат. (В Украине, например, скорее всего, так и будет). Конечно, есть много людей в мире, кроме России, говорящих, думающих, и читающих на русском языке. Это уйдёт с их поколением. Они выбирают для себя сами, кого им читать или слушать, скажем, Быкова или Прилепина.

Смешно, а то и противно бывает читать материалы, где гнобят русскую культуру. Поневоле начинаешь думать, что у людей, пишущих подобные вещи, не все дома или большая зависимость от сиюминутной политики или им за это платят.
Как русскую культуру помоями не обливай, она БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ. К ней такие глупости не прилипают. И в Европе это понимают. Мне например, только что присвоили звание ЛАУРЕАТА на Германском литературном конкурсе за мою новую книгу рассказов "Вчера и завтра встретились сегодня". В интернете она продаётся на сайте "Читай, город".
Так что и дискутировать на тему о русской культуре даже не хочу, это тема ДУТАЯ.

если она не поднимает человека над его животными и разрушительными инстинктами, то она со своей задачей не справляется. Конечно, была, есть и будет русская культура. Никто не утверждал обратное. Только воспринимать её в мире, после агрессии против Украины, после первой за 80 лет крупномасштабной развязанной войны в Европе, после зверств, совершённых и совершаемых в соседней стране, будут совсем по-другому. Помоями она облила самоё себя, Вы просто не хотите видеть очевидного.
Если предложите "Чайке" какие-нибудь из Ваших рассказов, у читателей будет возможность узнать, за что Вам присвоили высокое звание лауреата литературного конкурса.

Аватар пользователя Ирина Чайковская

Зоя, примите наши поздравления!

Победа в международном литературном конкурсе дорогого стоит. А все споры вокруг русской культуры вызваны исключительно той позорной войной, которую Россия  затеяла в Украине. Все нормальные люди понимают, что русская культура здесь ни при чем. Виноваты, скорее, бескультурье, мракобесие и непомерные сумасшедшие амбиции российских властей.

 

Аватар пользователя Соня Тучинская

Куртуазный обмен между неутомимыми и одинаково велеречивыми содумниками Катсманом и Резановым, был нарушен по-детски прямой максимой Зои Бобковой, совпадающей, как мне показалось, и с позицией Редакции:  Как русскую культуру помоями не обливай, она БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ. К Зое Бобковй присоединяется Алла Боссарт, поэт и журналист.  Ярый противник путинской войны на Украине. Жена поэта-правдоруба Иртеньева. То, что она написала в своем блоге с месяц назад, читается, как прямой ответ на диковатые постулаты Самсона, с монолитной серьезностью вставшего на тропу войны с русской культурой в целом, а с Пушкиным, Бродским и еще с какой-то мелочью, вроде Ахматовой, в отдельности. Алку Боссарт стоит прочесть всем, кто через губу рассуждают о русском языке, русской культуре, Пушкине, Ахматовой и т.п., не понимая, в какую смехотворную позицию ставят себя этим. Ведь этими досужими разговорами цену бесценному и вечному, безмерно обогатившему "мир целый", то есть человеческую цивилизанию,  не сбить. Тем более, что сами эти вполне начитанные рассуждатели являются прямым продуктом потребления с младых ногтей этой самой культуры.

Итак, Алла Боссарт: 

Сцепилась вчера с одним своим дружочком, который высказался в том смысле, что вся наша знаменитая культура (русская) гроша ломаного не стоит и достойна быть уничтоженной, если она не могла предотвратить ни одной из войн, особенно нынешней.

Мы оба уже изрядно приняли на грудь, ну и пошумели.

А немецкая культура? (кричала я). А итальянская с их Муссолини? А французская с тем, как моментально легли они под Гитлера? А, я извиняюсь, греческая (!) и других союзников? А испанская с их инквизицией и Франко? А американская с их Вьетнамом? А английская с их "бременем белых"?

Короче, нет ни одной державы в мире, в истории которой не было бы позорных страниц.

Разве что Австралия с ихними утконосами. Да и то если покопаться...

Поэтому все разговоры о культуре и ее влиянии на человека считаю отныне праздными, если не идиотскими. Никаким облагораживающим, гуманистическим зарядом ни одна культура не обладает.

Пушкин отдельно - зверства солдат отдельно, как котлеты и мухи. Не стоит обольщаться. Договоримся на том, что культура нужна тем, кто ее формирует. И если васе пупкину, чей папаша отбывает срок за пьяную драку, а братан погиб на стрелке с такими же бандюганами, - если этому васе пупкину хоть какой замечательный учитель литературы будет вдалбливать Евгения Онегина, а потом этот вася пупкин выйдет во двор, где его ожидают старшие товарищи с татухами через всю грудь и спину - не обессудьте. Алла Боссарт 

Ну, а чтобы Самсон с Романом приняли Аллу в свой клуб, советую им почитать ее ФБ.

 

На все вопросы этой дискуссии в Чайке уже был дан исчерпывающий ответ: https://www.chayka.org/node/13107 , суть которого в том, что качество народа никакого отношения к культуре не имеет и потому сравнивать поступки народа с уровнем культуры, то же самое, как сравнивать фунт картошки с понедельником.
А что касается А. Боссарт и её супруга-"правдоруба" под псевдонимом "Иртеньев", то это люди хотя несомненно талантливые, но скользкие конформисты: держат носы по ветру, как флюгеры... Впрочем, не о них тут речь и зря вы их сюда притягиваете. Это авторитеты низкого морального уровня...

Аватар пользователя Соня Тучинская

Простите, а кто Вы, собственно есть, чтобы давать отмашку на "закрытие дискуссии", которую открыл Редактор?

И тем более, чтобы говорить гадости об Алле Боссарт и ее знаменитом муже. Вы уж позвольте мне самой решать, кого "сюда притягивать". Вот Вас я бы точно не притянула, поскольку в отличие от талантливой и юношески хулиганистой Аллы, Ваш стиль напоминает жалобу в партком. Ну, в крайнем случае, в профком.

Уважаемая Соня, "содумники" мы с Романом в том, что Вы, похоже, внимательно не прочитали наш обмен мнениями. Каждый из нас очень чётко сформулировал свои взгляды. Теперь по сути. Вот Вам два текста и два автора. Вы наверняка знаете обоих.

“Я всегда говорю, что патриотизм по-русски - это чувство собственного исторического достоинства. Человек понимает, что он должен пойти воевать. А другой что-то иное, но не менее важное делать. И за этим чувство собственного исторического достоинства. Желание соответствовать своей истории и миссии своей страны. Звучит очень громко, но мы же понимаем историческую миссию своей страны. И вот это ощущение, что наша страна меняет мировую историю, и ты к этому причастен, оно ключевое сейчас.
С отношением к военным действиям тоже все не так просто. С одной стороны, война это кровь и убийство, а с другой - самоутверждение людей, самоутверждение нации. Каждый человек хочет самоутвердиться. И в своей позиции по отношению к войне несомненно самоутверждается. Ну и мы все воспитаны все-таки в имперской традиции, а империя объединяет множество народов, объединяет людей, находя какие-то общие и важные для всех вещи. Это очень соблазнительно, но это один из, скажем так, хороших соблазнов. Хотя и ему не надо поддаваться до конца, надо уметь его в себе регулировать. И не забывать про принцип: человек должен делать, что должно, а дальше будь что будет. Для музеев "делать, что должно" - это сохранять, сберегать, нести культуру. И все время помнить о том, что за кольцом блокады. И говорить не только сюда, но и "туда"."

"...перестаньте делать зло, научитесь делать добро, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.”, “…и перекуют (народы) мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.”
Первая выдержка - из интервью директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, человека, претендующего на то, что он представляет русскую культуру, вторая - несколько слов из проповеди библейского пророка Исайи. Нужны ли тут дополнения, разъяснения, толкования? В качестве кого русская культура в большинстве своём в последних событиях выступила - в качестве угодливой обслуги политических задач российской власти. В случае с Пиотровским понимаю, что возражать было сложно: возражаешь - вон из страны, долой с высокой, хорошо оплачиваемой государством должности. Но, может, Михаил Пиотровский искренне верит в то, что говорит. И даже промолчать не захотел. Сознательно взял на себя непрямую ответственность за все преступления и зверства, творимые армией агрессора в соседней стране. Так же, как сотни его коллег по цеху. Но ведь были же в русской культуре и Солженицын, и пушкинский "Пророк", и много чего ещё... Нельзя сказать, что высокая духовная планка ей неведома. Соня, посмотрите замечательное интервью Александра Роднянского Евгению Киселёву: https://www.youtube.com/watch?v=u0i35fCfHIM Полностью согласен со словами Роднянского: "Культуру использовали как пропаганду. Как инструмент даже не мягкой, а жёсткой силы." Алла Боссарт имеет право на своё мнение...
Теперь, если позволите, немного о словах. Которые к месту и не к месту. "Максима", согласно толковому словарю Ушакова, - это "правило поведения, выраженное в короткой формуле". Фраза Зои Бобковой "...она (русская культура) была, есть и будет" - это утверждение, но никак не правило. И потому не "максима". "Велеречивый" - "высокопарный , напыщенный". Когда Вы пишете о "бесценном и вечном" - это велеречивость, переходящая в словоблудие, потому что выхолащиваются, девальвируются смыслы. Вечен Творец, а бесценно здоровье наших близких. Культуру же, которая кричит о собственном величии, всемирно-историческом значении и превосходстве, которая провозглашает, что соседний "братский народ" есть сборище недочеловеков, не заслуживающих собственной государственности и собственного политического выбора, можно рассматривать по-разному. С приветом. Спасибо за снисхождение ко "вполне себе начитанному рассуждателю".

Пилите, Шура (то есть, Соня), пилите… Кто вам не даёт?

Добавлю только, что не к лицу вам защищать Боссарт, которая высокомерно и пренебрежительно отнеслась к Израилю, приютившего её с мужем и больную дочь. Израильтян возмутили хамские её слова по отношению к израильским таможенницам, которые «…косятся на ее золотой крестик, но не смогут найти припрятанный ею один февраль, один миндаль и что-то еще, что она увезет в снежную Москву. Она сравнивала израильских женщин-таможенников с овчарками:

…На крепостной стене страны
стоят девчонки, как овчарки.
Брезгливо натянув перчатки,
ощупывают мне штаны
на крепостной стене страны…

Про хамский характер Боссарт и её мужа израильский журналист Алекс Тарн написал:
Устал читать про эту пару
гламур-колхозных масквичей.
Всё тот же бред и та же хара -
ни холодней, ни горячей.
Оставьте их в покое. Точка.
У них там Путин и обком,
и путешествия в Опочку,
и фортепьяно вечерком.
А мы тут, блин, дичее дичи,
по нам пуляет каждый шкет…
Что им там наша Беатриче?
Что нам тут ихний этикет?

Аватар пользователя Соня Тучинская

Поэт прав. "Бывают странные сближенья", господин Оверт.

Дело в том, что драматически-комедийную историю про Тарна, Поэта-Правдоруба и его жену Аллу Боссарт, Вы послали человеку, сиречь - мне, который в октябре 2016-го лет  во всех подробностях описал ее в своем опусе невнятного жанра. Не то - фельетон,  не то - гневно-комедийный очерк: Алекс Тарн набил морду правдорубу иртеньеву... Уже хорошо.: tuchiki — LiveJournal. Там супруги Боссарты оба получили у меня на орехи, и, разумеется, там цитируются оба приведенных Вами стиха, и много больше. Текст имел широкое хождение по русскому инету. Супруги, оба два,  меня забанали тогда. Но когда Алла своим неотразимым пером сумела выразить то, что думают сегодня миллионы говорящих по-русски людей, она достойна похвалы и даже восхищения. Не стоит выжигать на лбах рассердивших нас людей вечное позорное тавро. Господь прощал и нам велел.  

с Самсоном Кацманом диалог не прочли. Мы как раз не соглашались друг с другом. Он говорил о коллективной ответственности русской культуры Я же отвечал, что культура, в частности, литература не связана с нацией или государством, а связана с языком. То есть если человек пишет по-русски, то он принадлежит к русской культуре.
В то же время я отметил, что действительно в отличии от других стран Европы культура в России и СССР всегда находилась под значительным диктатом государства и зачастую обслуживала официальную государственную идеологию и фактически являлась формой государственной имперской экспансии В связи с этим возникает соблазн перенести ненависть к государству на культуру, литературу, балет и т.д. Я пытался убедить С.Кацмана, что это неправильно

У Аллы Боссарт может быть своё мнение. Мы, я или уважаемый С.Кацман можем его принимать или не принимать полностью или частично.

"А немецкая культура? (кричала я). А итальянская с их Муссолини?" Короче, нет ни одной державы в мире, в истории которой не было бы позорных страниц."
Всё это звучит прекрасно но только это же не значит, что можно поставить знак равенства между Моравиа, который был антифашистом и д'Аннуцио, чьё значение в идеологии итальянского фашизма достаточно известно.
Также как и нельзя сказать, перефразируя А.Боссарт : "Д'Аннуцио отдельно, а чёрные рубашки отдельно"
Проблема ответственности культуры за одобрение несправедливых войн, диктатуры и т. д по сути сводится к личному моральному и политическому выбору того или иного писателя, драматурга, художника. Сделала свой выбор и Зоя Степановна Бобкова