Мои встречи со Святославом Николаевичем Рерихом 

Опубликовано: 6 декабря 2021 г.
Рубрики:

1.Начало индийской космонавтики

 

 1979 г. Я уже двадцать лет работаю на закрытом секретном предприятии после окончания Радиотехнического факультета МЭИ и занимаюсь разработкой антенных устройств для космических аппаратов. 

 Я – невыездная. Меня даже не выпустили в Польшу на семь дней покататься на горных лыжах. И вот однажды мой директор академик Алексей Фёдорович Богомолов объявляет мне, что я буду участвовать в работе по индийской программе и надо срочно сделать прививку от холеры.

 Затем последовал вызов в дом на Старой площади (ЦК партии). Большой кабинет, длинная ковровая дорожка, в глубине кабинета массивный стол. Сидящий за столом человек поднимает голову от бумаг. Спрашивает, понимаю ли я важность и ответственность дела, которое мне предстоит выполнять. Киваю головой. На этом разговор и кончается.

 Как возникла эта индийская программа? Поясню короткой исторической справкой. В 1971 году в Департаменте атомной энергии Правительства Индии была разработана «Программа космических исследований Индии с перспективой на десять лет». Программа была одобрена Премьер-министром Индии Индирой Ганди и была создана ИСРО (Indian Space Research Organization – индийская организация космических исследований). Первым главой ИСРО стал министр правительства Ганди профессор Сатиш Дхаван. Космическая программа предусматривала несколько этапов:

 - создание собственного космического аппарата;

 - подготовка специалистов в области космических технологий;

 - организация космического производства

 Начинать надо было «с нуля», и Индира Ганди обратилась за помощью к Советскому Союзу. 

 Было подписано государственное соглашение между АН СССР и ИСРО о технической помощи в создании космического аппарата, запуске его с территории СССР нашей ракетой. В перечень участвующих организаций попало ОКБ МЭИ, а в команду ОКБ – я с задачей: помощь в разработке антенных устройств спутника и расчёт энергетики радиоканала «спутник – наземная станция».

 

2. Две исторические линии

 

 В ходе работ ежегодно проходили встречи в Москве и Бангалоре, где находилась ИСРО. Эта совместная работа длилась около тридцати лет, и 17 раз я летала в командировку в Бангалор.

 В это же самое время в Бангалоре жил и работал замечательный русский художник Святослав Николаевич Рерих. 

 Вот таким чудесным образом слились две исторические линии: начало развития индийской космонавтики и творческая жизнь русского художника, воспевшего природу и людей Индии. 

 В каждый приезд в Бангалор мы непременно виделись со Святославом Николаевичем и его женой Девикой Рани. Это происходило либо в их городском доме, либо в пригородной усадьбе, либо у нас в гостинице. Каждая наша встреча была обоюдно желанной, взаимно обогащающей. В моих блокнотах сохранились краткие записи этих незабываемых встреч. Дальше мой рассказ по этим записям, сделанным в хронологическом порядке, с добавлением подробностей, которые остались в памяти.

 Но сначала несколько слов о семье Рерихов.  Святослав Николаевич родился в Санкт-Петербурге в семье художника с мировым именем Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947). Его картины, а их около семи тысяч, находятся в самых лучших музеях мира. Он был ещё путешественником, археологом, философом, писателем и общественным деятелем. Николай Константинович – автор идеи «Пакта Рериха» - международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Пакт был подписан в Вашингтоне и одобрен Рузвельтом в 1935 году. 

 Мать Святослава Николаевича Елена Ивановна Рерих (1879-1955) – религиозный философ, писательница, путешественница. Она автор «Агни – йоги» («Живая этика»). Этика у Елены Ивановны – это форма общественного сознания, одна из важнейших форм жизнедеятельности человека. Книги учат людей мудро и достойно прожить земной путь, моральному усовершенствованию человека. Елена Ивановна была убеждена в сверхчувствительных методах познания. 

 С 1935 года семья постоянно жила в Индии в Кулу (Гималаи). Они вырастили двух сыновей. Старший Юрий (1902-1960) – доктор филологических наук, востоковед со знанием тридцати языков. Младший Святослав (1904-1993) унаследовал от отца талант живописца и любовь к Гималаям. В 1938 году Рерихи хотели вернуться в СССР. На просьбу Сталин пишет: «не отвечать». Николай Константинович подавал прошение в 1939 году, а последнее – в 1947. Он умер, не узнав, что снова пришёл отказ. В начале войны Святослав и Юрий просились добровольцами на фронт, им отказали. Отец и сын устраивали выставки с продажей своих картин, а деньги перечисляли в фонд Красного Креста Красной армии. Николай Константинович пишет статьи в поддержку советского народа, а в 1942 году создаёт американо-русскую культурную ассоциацию, куда вошли Чаплин, Хемингуэй, Кент и другие.

 В 1957 году Юрий вернулся в Россию и работал в институте востоковедения АН СССР. Создал Тибетско-русско-английский словарь, которым пользуются востоковеды всего мира.

 

3. Первый раз в Индии

 

 В апреле 1979 года лечу в Индию рейс «Москва-Дели». Утром пролетаем над Гималаями. В окне иллюминатора в мелких складках огромные горные хребты, то прямые от горизонта до горизонта, то закрученные дугами. Их снежные вершины освещает восходящее солнце, и они горят ярким жёлтым цветом, как плафоны. Грандиозная картина!

 Самое разительное впечатление от страны было, конечно, в мой первый приезд. Индия пахнет! Выхожу из здания аэропорта - и на меня спускается, меня обволакивает тёплый дурманящий воздух. Вокруг жужжание голосов, сказочная картина цветущих деревьев. Я просто была зачарована.

 

4.Знакомство со Святославом Николаевичем Рерихом

 

 Поселяется наша группа в гостинице Barton Court. И в первый же день Алексей Фёдорович Богомолов ведёт нас к хозяину гостиницы г-ну Миките с просьбой договориться о нашей встрече с Рерихом. Уезжаем в ИСРО. И уже в обед получаем записку от Микиты, в которой он сообщает, что Святослав Николаевич приглашает нас завтра утром в свою загородную усадьбу Татагуни. Усадьба находится в нескольких километрах от Бангалора. 

 У ворот охрана. Проходим по дорожке к дому. На веранду выходит Рерих, очень подтянутый, с седой бородкой, в светло-серых брюках и рубашке навыпуск. Сразу поражают его глаза – пронзительные, необыкновенно живые, улыбающиеся и очень молодые, а ему уже далеко за семьдесят.  Он подвижен. Жестом приглашает нас пройти в сад и ведёт к большому баньяну. Около дерева стоят плетёные кресла. Знакомимся, рассаживаемся. Рерих обводит нас весёлыми глазами: «Ну, рассказывайте, как у вас идут дела». Богомолов как старый знакомый коротко говорит о наших совместных работах с индийскими специалистами из ИСРО. Святослава Николаевича слушает внимательно, чувствуется его искренний интерес к нашим делам. С улыбкой говорит, что глядя на работу своих слуг, он очень сомневается, что индийцы смогут сделать большие успехи в космической технике. Замечу, что в этом он ошибся: индийский космический аппарат «Чандраян» с первой попытки достиг Марса, что не удавалось ни нам, ни американцам, и положенный срок работал на марсианской орбите. 

 

5. Девика Рани Рерих 

 

 Появляется Девика Рани жена Святослава Николаевича. Девика училась в Лондоне в университете на факультете прикладного искусства. Вместе с первым мужем основала первую звуковую киностудию в Бомбее и руководила ею после смерти мужа. Она – первая звезда немого, а затем звукового кино Индии, член правления Национальной Академии танца, драмы, музыки и кино, член правительственного департамента по культуре. Сейчас Девика Рани ведёт всю переписку и финансовые дела Святослава Николаевича. 

 Она небольшого роста и удивительно статная. Красно-зелёное сари, ярко накрашенные губы, в волосах белый веночек из цветов, на лбу коричневое пятно, на руках от запястья до локтя множество самых разнообразных браслетов - одни дутые массивные, другие очень тоненькие. Особенно красивы её глаза: совершенно чёрные, огромные, глубоко посаженные. Такое ощущение, что в них можно утонуть. 

 Девика предлагает мне подойти к баньяну. Баньян очень старый, ему больше 400 лет. Можно, загадав желание, позвонить в колокольчик.  Я позвонила, загадав, как мне тогда казалось, совершенно невыполнимое желание. Должна сказать, что чудо произошло и желание через некоторое время исполнилось.

 Слуги приносят чашечки с чаем и маленькие кусочки бисквита к каждой чашке. Разговор идёт об охране окружающей среды. Богомолов рассказывает, что с помощью спутника можно будет обнаруживать лесные пожары, определять в море косяки рыб, контролировать таяние снегов в горах, запасы воды в реках и прогнозировать урожай. Рерих очень внимательно слушает. Потом рассказывает о своей жизни в Гималаях. Он очень привязан к Гималаям - там «царят дух и спокойствие». Святослав Николаевич говорит негромко, я бы сказала, мягко, красивым русским языком прошлого. Ощущение значительности, словно соприкосновение с историей русской культуры. Дальше разговор идёт о выставке Рерихов в Москве. 

 

6. На фазенде

 

 Святослав Николаевич предлагает прогуляться по фазенде. Бордюры дорожек выложены камешками, которые в ясную лунную ночь светятся. Идём мимо большого озера, на высоком берегу стоит широкая скамейка, над озером нависают огромные ветви деревьев, по ним разгуливают и качаются на ветках обезьяны. Отсюда открываются бесконечные дали. Рерихи владеют плантацией эфироносных деревьев – бурсеров. Святослав Николаевич выписал эти деревья – эфироносы из Мексики и сам руководил устройством плантации. Он поясняет, что плантация даёт ему материальную независимость, полную свободу и возможность заниматься любимым творчеством. Святослав Николаевич работает ежедневно с пяти утра примерно часа по четыре. 

 На эфироносных деревьях маленькие зелёные круглые плоды, похожие на оливки. Важно поймать момент, когда они начинают краснеть и чернеть с одного боку – в таком виде они готовы к переработке. Сок этих плодов в закупоренном виде отправляется на парфюмерные фабрики Франции и Швейцарии. Период сбора очень короткий, и мы попали именно в этот период. По пути встречаем большую группу женщин с плоскими корзинами на головах – это и есть сборщики плодов, Рерих приглашает их из окрестных деревень. Заходим в низкое каменное помещение – давильню. В центре помещения стоит каменный чан, двое индийцев, медленно двигаясь вокруг него, вращают давильный круг. Несколько человек сидят у стены – смена этим двоим. Каменный век! Зато у людей есть работа, хотя и малооплачиваемая. Рерих говорит, что плантация уникальна, первая в Индии, и требует больших забот.

 Собираемся уходить. Неожиданно Рерих предлагает мне погадать по руке. С удивлением узнаю, что у меня рука сильного человека. Рерих берёт с нас слово, что мы обязательно навестим его в городе. Проходим в комнату. Оставляем свои подарки - альбомы с репродукциями картин старых мастеров. Я вижу, что у стены высятся стопки аналогичных подарочных альбомов и книг. С этой первой встречи запомнились глаза Святослава Николаевича и его манера вести беседу.

 

7. Встреча в городском доме

 

 Встреча в его городском доме после рабочей недели в ИСРО. Рерих искренне рад нам, каждого назвал по имени. Мне кажется, что мы ему интересны, потому что заняты делами, связанными с Космосом.

 Со второго этажа по довольно крутой (явно не эргономической) лестнице спускается Девика. Спина прямая, спускается, не держась за перила. Позже она как-то сказала, что о возрасте женщины можно судить по тому, как она спускается по лестницы. Ей не следует держаться за перила. 

 Святослав Николаевич представляет нам молодую женщину с ласковой улыбкой, одетую в шёлковое голубое сари. Это Адити – директор школы имени Ауробиндо Гхоша, которую опекает Рерих. Видно, что в доме она частый гость. Адити красивая, гибкая, очень подвижная. 

 Разговор зашёл о телепатии, телекинезе и экстрасенсах. 

 Рерих рассказывает об отшельнике, которому было 366 лет. Он мог мыслью передвигать предметы. Девике отшельник подарил перстень, находившийся в Гималаях, и материализованный им в Бангалоре. Кроме того, он мог материализовывать на время умерших людей - в целом образе, или только голову, или только руку. Из руки он получал состав для смазывания лица – всё это Рерих видел сам. Мы были в шоке. Но как не поверить такому бесконечно уважаемому человеку! После довольно долгого молчания Рерих очень серьёзно стал говорить об энергии, о которой мы ещё ничего не знаем, о наших двойниках в этом мире. Бехтерев рассказывал отцу Святослава Николаевича о собачке Дурова, которая приносила вещи по мысленным командам хозяина.

 Однажды в доме Рерихов собралась компания, шёл разговор и споры о телепатии. Его брат Юрий, востоковед, написал по-персидски записку одной из женщин с заданием подняться на второй этаж квартиры, войти в кабинет отца, достать книгу, найти страницу и прочитать текст на персидском языке. Женщина всё исполнила!

 Не знаю, что и думать. Но, повторяю, Святославу Николаевичу хочется верить. 

 Перед тем, как попрощаться, около дома фотографируемся на память.  На память мы фотографировались не один раз в разное время. 

 

8. Встреча Рериха и Рао

 

 В один из приездов Рерихов в нашу гостиницу у нас в гостях был профессор У.Р. Рао – директор ИСРО и директор проекта первого индийского спутника. Он знал об известном в Индии человеке и был рад познакомиться с ним. 

 К этому времени первый спутник «Ариабата», запущенный с территории СССР из Капустина Яра ракетой Янгеля, уже открыл национальную программу космических исследований Индии. Ариабата – имя великого астронома и математика V века, в 23 года признанного мудрейшим среди учёных. Им гордились, ему поклонялись. Назвать первый спутник его именем предложила Индира Ганди. 

 Рао рассказал Рериху, что в индийском центре около 200 человек, все они очень молоды. - средний возраст 25 лет, самому ему около 40. Специалисты прекрасно подготовлены, но нет опыта в комплексной космической технологии. Спутники решат ряд важных жизненных проблем страны. Рерих внимательно слушал и одобрительно кивал головой. 

 На этой встрече по просьбе Рериха профессор Рао пел индийские песни – это было замечательно! А мы с Егоровым танцевали цыганочку.

 

9. В школе Адити

 

 В один из приездов, по приглашению Адити, мы посетили школу, которую опекает Святослав Николаевич. Школа эта особенная, в неё принимают детей с трёх лет. Дети, конечно, из богатых семей. 

 Во дворе школы мы увидели играющих ребятишек - девочки в белых кофточках и синих юбочках, такого же цвета форма у мальчиков. Нам объяснили, что для всех учеников пять дней в неделю обязательна форма, причём каждый день разного цвета, а шестой – одежда произвольная. На шее у каждого ребёнка бумажные таблички с его именем и адресом. Не знаю, специально или случайно подбирают преподавателей в эту школу, но все учительницы были, как на подбор, одна красивее другой. Просторный коридор, на стенах небольшие картины, несколько своих работ подарил школе Рерих. На уроках дети поют, танцуют, рисуют, изучают природу. Главная цель педагога – научить ребёнка видеть и понимать красоту окружающего мира, беречь эту красоту. Эта задача была созвучна идеям Рериха: всегда следует стремиться к прекрасному, ибо красота спасёт мир.

 

10. Приглашение в Гималаи

 

 На встрече в 1981 году замечаю, что Святослав Николаевич немного погрузнел, но глаза всё те же - очень молодые, живые, внимательные, весёлые. Он рад нам, каждого называет по имени. И мы очень рады встрече, ведь Рерих для нас – легенда, часть российской история. 

 Разговор шёл о современном международном положении, проблеме сохранения мира. Рериха это очень беспокоит: «Здесь нужна вера в человеческий разум». 

 Он с Девикой собирается в Болгарию к Живковым, с которыми Рерихи давно дружат. 

 Святослав Николаевич снова гадает мне по руке. Видно, что ему нравится говорить человеку приятное: «Хорошая рука, человек умный, даже талантливый; жизнь будет хорошей и долгой» (мой возраст тогда - 46 лет).

Подписывает мне альбом с репродукциями своих картин: «Будем всегда стремиться к прекрасному». А на странице альбома со своим портретом Девика пишет: «To dear Kira in remembrance». Девика гадает по руке Богомолову: «Алёша, ты – шалун». Богомолов увлекает её в соседнюю комнату: «Пойдём, пойдём, ты мне одному расскажешь по секрету». 

 Святослав Николаевич опять много рассказывает про Гималаи.

 Приглашает нас приехать после окончания работы к нему в Кулу на отдых. Благодарим и не имеем возможности ему объяснить, что мы не только не можем поехать к нему в Кулу, мы даже не можем в его городе Бангалоре ходить поодиночке, не можем самостоятельно поехать в другой город – за нами «око».

 На прощанье Святослав Николаевич дарит мне аквамариновые бусы со словами: «Кирочка никогда мне не простит, если я не подарю ей эти камешки». 

 Давая на прощание сувенир, Рерих обычно приговаривал: «Каждое деяние – благодать, каждый дар совершенен бывает».

 

11. Рерих показывает нам свои картины

 

 В 1986 году мы на загородной вилле Рериха. Около баньяна Девика угощает нас котлетками, которые сама приготовила. Пьём чай. Святослав Николаевич не очень хорошо двигается. Но глаза! Глаза всё же! 

 Мы с радостью принимаем предложение посмотреть его картины в студии. Студия – просторное светлое здание рядом с домом. Широкие окна выходят в сад. В них то и дело появляются обезьяны или болтаются их хвосты. Вдоль стен стоят длинные низкие столики, заставленные книгами, образцами старинной индийской бронзы и небольшими акварельными и карандашными рисунками. Вместо масляных красок, который портятся от влажности и высокой температуры, Рерих пишет темперой. Делает её сам на желтке по старинным рецептам. 

 Сейчас в студии небольшой полумрак, освещаются только картины. Слуги - мне они показались очень старыми и худыми - приносят большой подрамник и по очереди ставят на него одну картину за другой. Святослав Николаевич даёт пояснения, говорит о замысле каждой картины. Картины яркие, красочные, как сама Индия. Чувствуется, что Рерих очень любит природу Индии. Вот очередная картина: на фоне гигантских стволов деревьев по красной пыли идут крестьяне. У мужчин за плечами мешки, на бёдрах женщин сидят дети, бронзовые тела людей сливаются с землёй. Над ними роскошное вечернее небо. Природа прекрасна и прекрасны живущие на ней люди. Другая картина: полусжатое поле, на нём работают крестьяне. На переднем плане сидит и отдыхает женщина, поза её грациозна. От картины веет покоем – люди вечно мирно трудятся на земле.

 Серия картин – гимн Гималаям, любовь и привязанность к горам. В середине февраля, когда температура начинает подниматься, Рерихи уезжают в Гималаи в долину Кулу. Это редкой красоты места не тронутой человеком природы. Рерих работает запоем. Чтобы найти нужную панораму, он может часами лазить по горам. Он – певец горного великана Канченджанги. 

 Канченджанга - третья по высоте гора после Джомолунгмы (Эвереста) и Чогори. В переводе с тибетского Канченджанга означает «пять сокровищ великих снегов» Гималаев, поскольку у неё пять вершин. Николай Константинович передал свою любовь к горам сыну.

 …Заснеженная могучая гора и небольшая группа людей с поклажей, идущих цепочкой. От картины исходит такая напряжённость, что физически ощущаешь как тяжело идти этим людям и какие они маленькие среди этих гигантских гор. Но! Человек силён духом: они дойдут и принесут поклажу людям, которые её ждут.

 …Ночь. Люди с факелами преодолевают перевал.

 …На тёмном фоне освещённая восходящим солнцем вершина и месяц рогами кверху.

 …Гора на закате. В ущельях клубятся туманы и движутся причудливые тени. 

 Рерих говорит: «не подумайте, что это моя фантазия. Кисть не в силах передать и десятой доли тех ярких красок, которые нам приходится наблюдать в Гималаях». Ощущения остались незабываемые. Горы у Святослава Николаевича поднимаются над мирской суетой и являются источником мудрости.

 Были портреты, много портретов в основном пожилых местных людей. Но мне больше запомнились горные пейзажи – каменное царство Земли – связь настоящего и будущего. Фон обычно яркий, хорошо оттеняющий главное. 

 Уходя спрашиваю: верит ли он в бога? На вопрос ответил вопросом: «Верю ли я в бога? Если Вас одолевают проблемы, вы их собираете и отправляете в бесконечность. Если я верю в бесконечность, то верю ли я в бога?»

 

12. Следующие встречи (1985-1990 годы)

 

 На одной из встреч в их городском доме Девика предложила показать нам свой рабочий кабинет. Небольшая комната на втором этаже. Очень скромная обстановка. Большой стол у окна и ещё два маленьких столика, за которыми сидели две девушки – помощницы Девики. Девика ведёт всю переписку Рериха и занимается всеми его делами. 

 Жалуюсь Девике, что иногда трудно ладить с мужчинами на работе. Она смеётся: «Ни в коем случае не надо расстраиваться, тьфу на них». 

 1986 год. Рерихи в сопровождении Адити приехали к нам в гостиницу. Запомнилось его замечание о Радживе Ганди: «Хороший человек, но не государственный деятель»

 На прощание под Юрину гитару (Юра Божор – прекрасный баллистик из НПО им. Лавочкина) мы поём песню Булата Окуджавы ″…Возьмёмся за руки, друзья…″ Святослав Николаевич расчувствовался.

 1987 год. Рерих ругает Рейгана и много говорит о проблемах мира и войны. Повторяет, что верит в разум.

 Девика во время почти всех последних встреч держит мою руку. Её руки очень холодные. 

 В мае-июне 1987 года Девика и Святослав Николаевич встречались с Горбачёвыми. Рерих тепло отзывается о них.

 В марте 1988 года с космодрома Байконур был запущен первый спутник дистанционного зондирования Земли серии ИРС (ИРС-1А), который мы готовили с индийскими коллегами, но уже на коммерческой основе.

 Как всегда, в конце каждой встречи по предложению Святослава Николаевича мы фотографируемся на память. 

 

13. Две последние встречи

 

Февраль 1991 и январь 1992 года. Посещаем Рерихов в гостинице Ашока. Святослав Николаевич нездоров, очень бледен. Говорит, что в гостинице им удобнее жить, потому что здесь же живет его врач. Адити заботливо поправляет ему плед. Девика молчит, держит меня за руку.

 О положении в нашей стране после августовского путча 1991года Рерих говорит: «Нужна выдержка и терпение. Ничего не разваливается. Пусть отделяются республики, если это назрело, мешать не надо». Он считает: «Россия это узел, сплетение человеческой энергии. Она сохранится. Развитие идёт волнообразно, сейчас спад. Но вся линия человечества идёт вверх. Надо стремиться к прекрасному во всех его проявлениях, к внутреннему совершенству. Медитация – это укрепление разума и духа, человек силён духом, энергией мира». 

 

14. Память

 

 В 1994 году мы приехали на очередную рабочую встречу с нашими индийскими коллегами. Приехали в Индию, в Индию без Рериха.

 Ушёл от нас Человек, идеи и мысли которого, заложенные ещё в «Живой Этике» его матери, так близки мне. Это утверждение добра и веры. Но вера без дела мертва – это старая христианская поговорка, её вспоминал Николай Константинович Рерих. Вот выдержки из «Живой этики», которые цитировал Святослав Николаевич:

 «Использовать жизнь для достижения столь многого, сколь возможно и продвигаться вперёд»…;

 «Всегда торопиться, чтобы успеть сделать большее»…, или 

 «Каждый день будем делать что-нибудь лучше, чем мы это делали вчера»…, или ещё 

 «Все мы – частицы Космоса – всё в мире связано и взаимозависимо, любой человеческий поступок будет немыслим без размышления о судьбе окружающих его людей». 

 А как хорошо он говорил о природе: «Мы не можем ничего придумать, что было бы более совершенным, чем природа».

 Вечером ко мне в номер пришла Адити. Мы долго с нею говорили о Рерихе. Она принесла и подарила мне последнюю прижизненную фотографию Святослава Николаевича.  Бордовую безрукавку, в которой он на снимке, она оставила себе на память. 

 У всех нас, встречавшихся в Бангалоре со Святославом Николаевичем во время работы по индийской космической программе, осталась светлая память об этом замечательном человеке, гражданине России и Индии.

 

 15. Завещание Святослава Николаевича Рериха

 

 Святослав Николаевич хотел, чтобы всё наследие родителей Николая Константиновича и Елены Ивановны оказалось на родине в Советском Союзе. Летом 1989 года в Москву привезли письмо, в котором Святослав Николаевич предлагал создать общественный музей им.Н.К.Рериха в Москве, а для содержания музея специальный фонд. В этом же году вышло Постановление Совета Министров СССР (от 4.11.1989 номер 950) об основании Советского фонд Рерихов и центра-музея имени Н.К.Рериха. Председателем Фонда стал президент Академии художеств Борис Сергеевич Угаров.  

 По мнению Святослава Николаевича, музей должен был быть не государственный, а общественным. Он писал: «…подчинение министерству культуры, а тем более Музею искусства народов Востока, повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомо сужению задач и возможностей центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество…Культура должна быть не государственной, а общественной без всяких идеологических границ… Культура-достояние человечества.»

 В 1990 году он передал фонду Рерихов художественно-культурное наследие родителей: картины, архив, личные вещи, реликвии, библиотеку. М.С.Горбачёв предложил выбрать место для музея. Святослав Николаевич выбрал усадьбу Лопухиных в Знаменском переулке, в чудесном уголке старой Москвы.  Он переправил 288 своих картин из Индии в музей. В 1997 году Центр-музей им.Н.К.Рериха был открыт. Перед зданием музея установлены скульптуры Николая Константиновича и Елены Ивановны, а в аллее бюсты Юрия Николаевича и Святослава Николаевича. Музей занимается не только хранением и изучением наследия семьи, но активно его собирает и популяризирует, издаёт труды, журнал «Культура и время», содействует международному культурному сотрудничеству.

 Мне сложно понять многолетние юридические хитросплетения вокруг наследия и общественного музея им Н.К.Рериха, но реальное положение дел таково, что с 2017 года музей закрыт. Картины забрал музей Востока, а на здание усадьбы претендует ГМИ им. Пушкина.

 

Комментарии

Аватар пользователя Zanzibar Vasilievich Miroshnichenko

Отличные мемуары. Публика просит на бис!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки