Не очень таинственное исчезновение эмигрантки

Опубликовано: 1 ноября 2006 г.
Рубрики:

В воскресенье З сентября Нина Райзер завезла детей к своему бывшему мужу Гансу Райзеру, автору известной среди специалистов компьютерной программы “РайзерФС”, и поехала в магазин на своем светло-коричневом микроавтобусе “Хонда Одиссей” 2001 года. С тех пор ее не видели.

Друзья, которые открыли сайт ninareiser.com, не могут поверить, что молодая женщина бесследно пропала в солнечный день между Беркли и Оклендом. Они прочесали окрестные холмы и развесили транспаранты с ее фотографией. Назначена награда в 25 тысяч долларов.

10 октября 42-летнего Ганса Райзера, бренчавшего кандалами и облаченного в красный тюремный комбинезон, привели в суд на оформление. Хотя трупа Нины найти не могут, бывшего мужа, так и не успевшего официально с ней развестись, арестовали за ее убийство после того, как у него в доме и в машине обнаружили следы крови, которая могла ей принадлежать.

Его адвокаты Уилльям Дюбуа и Дэниэл Хоровиц говорят, что дело шито белыми нитками и развалится на суде. Хоровиц, о котором я неоднократно писал, входил в адвокатскую команду бывшего украинского премьера Павло Лазаренко, но знаменит не столько этим, сколько тем, что в прошлом году соседский хлопец-сатанист Скотт Дилески зверски убил его жену.

Нина, которой в момент исчезновения был 31 год, родилась в Ленинграде и познакомилась там в 1999 году с Райзером. Он широко пользовался услугами дешевых российских программистов и поэтому проводил много времени в России. Они поженились, и Нина переехала к мужу в Калифорнию. На родине она была акушером-гинекологом и сейчас готовилась к сдаче американских врачебных экзаменов.

К маю 2004 года Нине осточертели постоянные отлучки мужа, который проводил в России девять месяцев в году, и она подала на развод, заявив, что их дети “практически не знают отца”.

Ганс платил ей алименты в сумме 8 тысяч долларов в месяц, и хотя суд отдал детей ей, некоторое время назад отец получил право регулярно с ними видеться. По словам следователей, после того, как они разошлись, Райзер не раз бил жену и угрожал изуродовать ее “на всю жизнь”.

Рейзеру было разрешено забирать детей к себе лишь под наблюдением полиции в полицейском участке в Окленде. Наблюдавшие со стороны полицейские советовали Нине быть с Гансом поосторожнее, а один рекомендовал ей купить пистолет для самозащиты.

Адвокат Хоровиц говорит, что полицейские собаки были задействованы в доме Райзера и не нашли никаких следов того, что Нина была убита там. Его коллега Дюбуа многозначительно замечает, что прессе стоило бы покопаться в подноготной Нины, и утверждает, что она вела “невероятную внебрачную жизнь”, хотя и не сообщает подробностей. Оба критикуют полицию за утечки в СМИ, но сами занимаются тем же: намек на случайные связи пропавшей — это первая попытка посеять сомнение в головах будущих присяжных, переведя стрелки с Ганса на сонм предполагаемых любовников Нины.

В два часа дня 3 сентября Нина привезла дочь и сына к нему в дом в Монтклере, заехав перед этим за продуктами в супермаркет. Установленная в нем телекамера зафиксировала ее с детьми в 1.55.

Дети играли в видеоигры на первом этаже и слышали, как родители ругаются на втором. Как говорится в полицейском рапорте, 7-летнему сыну Райзеров послышалось, что они пользуются “нехорошими словами”. Когда сын Рори сунулся наверх, отец приказал ему вернуться и не показывать носа на второй этаж. С тех пор Нина исчезла. 5 сентября она не забрала детей из школы, и встревоженные друзья позвонили в полицию.

9 сентября в Монтклере был обнаружен ее микроавтобус. Он был заперт. Внутри были разбросаны купленные ею продукты. Полиция также обнаружила там ее сумочку, более 100 долларов наличными, чеки, квитанции и открытый сотовый телефон, из которого были вынуты батарейки. Следствие установило, что в последний раз Нина звонила по нему в дом бывшего мужа.

Полиция нашла подозрительным то обстоятельство, что на ее ответчике не было встревоженных звонков от Ганса. Он должен был знать об ее исчезновении, но ему ни разу не пришло в голову набрать ее номер.

Служебно-розыскные собаки не вынюхали вокруг микроавтобуса никаких следов Нины, из чего следствие заключило, что ее в этом месте не было. Окрестные жители сказали, что микроавтобус стоит здесь с 5 сентября.

Обычно первое подозрение падает на супруга, а Ганс лишь усугубил его, отказавшись говорить с полицией и отослав ее к своему адвокату. Отказалась дать показания и его мать Беверли Палмер, в чей дом переехал Ганс после того, как расстался с женой. Она ограничилась заявлением, что 3 сентября была не дома, а на фестивале в Неваде. Когда следователи попросили у нее разрешения зайти в дом, она отказалась их впустить, и они ушли несолоно хлебавши. Потом, впрочем, они вернулись уже с ордером на обыск и еще возвращались не раз.

Ганс вел себя, как будто он нарочно хотел усилить подозрения ментов. Через несколько дней после исчезновения Нины полиция установила за ним наружное наблюдение, он же пытался “слезть с хвоста”, внезапно меняя скорость, заворачивая на тихие улицы жилых районов и резко останавливаясь.

19 сентября полиция обыскала его “Хонду” CRX 1988 года и обнаружила, что в ней нет переднего пассажирского кресла. Внутри она нашла початый рулон черных мешков для мусора, торцовый гаечный ключ, клейкую ленту и карты Северной Калифорнии. Если бы я собирался спрятать чей-то труп, я бы экипировался примерно так же.

Хуже того: в машине нашли две книги — “Отдел по расследованию убийств: год на улицах, на которых убивают” Дэвида Саймона и “Шедевры убийств” Джонатана Гудмена. Книги были куплены 8 сентября — через пять дней после исчезновения Нины — в магазине “Барнс энд Ноубл” в Беркли. Как отмечают менты, в обеих содержатся детальные описания следственных методов.

Защитник Хоровиц парирует, что покупка книг не есть доказательство вины. “Каждый, за кем по пятам ездит полиция, может захотеть прочитать книжку, посвященную неправомочным полицейским методам”, — говорит вдовец.

Сняв коврик под передними сиденьями “Хонды”, полицейские нашли под ним слой воды и заключили, что машина недавно была тщательно вымыта. Last but not least, в машине лежал спальный мешок, на котором нашли пятно крови размером 1 на 3 дюйма. Анализ показал, что кровь могла принадлежать Нине.

Была найдена также штрафная квитанция, которую Ганс получил 12 сентября от полицейского в Редвуд-Сити. Полицейский вспомнил потом, что Ганс “очень нервничал”. Он также уверен, что в тот день переднее сиденье в “Хонде” еще было.

Получив ордер, 28 сентября полиция мимолетно задержала Рейзера, чтобы взять у него ДНК на анализ. При нем оказались 8900 долларов наличными и паспорт, как у Скотта Питерсона, осужденного за убийство своей жены Лейси. Ни таких денег, ни паспортов честные американцы с собою обычно не носят.

28 сентября произошло еще одно событие — сыну Райзеров Рори исполнилось 7 лет. Его сестричке Ниорлине (Niorline) пока пять.

После исчезновения Нины в Калифорнию спешно прилетела из России ее мать Ирина Шаранова. Она и лучшая подруга Нины Эллен Дорен уверены, что Ганс знает о ее исчезновении больше, чем говорит.

Ганс сидит в тюрьме без залога. Следующая явка в суд назначена на 28 ноября, когда, по словам его защитников, он откажется признать себя виновным.

Разработанной им файловой программе “РайзерФС” для операционной системы Linux не обещают теперь большого будущего.

Энтони Зографос, который встречался с Ниной на протяжении последнего года, говорит, что Гансу еще не поздно поведать полиции, где ее искать. Шаранова тоже не теряет надежды на то, что дочь еще жива.

Суд будет рассматривать разводное дело Райзеров 15 декабря. Что-то говорит мне, что Нина на заседание не явится.

См. также В. Козловский: «Не очень таинственное исчезновение эмигрантки» («Чайка» №10, 16 мая 2008 г.)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки