Об эрмитах. К всероссийскому Дню Кошек. Из записок на коленке

Опубликовано: 1 марта 2021 г.
Рубрики:

Итак, дорогие читатели, вам интересно узнать, кто (или что) такое "эрмиты"? Ну так слушайте. Эрмиты - существа удивительные. Они могут пережить падение с девятого этажа, в случае опасности способны бежать со скоростью 48 км/ч. Им приписывают девять жизней. Эрмиты в мгновение ока могут превратиться из пушистого комочка с двумя веселыми глазками и розовым носиком, который всего несколько минут назад дремал на подоконнике или катался по полу, играя клубком, в большое, ловкое, гордое и опасное существо. Как вы уже догадались, это кошки. Да не простые кошки, а питерские. И не просто питерские, а эрмитажные.

Питерские коты стали брендом нашего города. И у них есть несколько разновидностей. Это и многочисленная стая каменных представителей семейства кошачьих - не только чистокровные - типа львов, но и метисы - сфинксы, каменные помеси сильных представителей кошачьих и человекоподобных существ, иногда и грифов. Представители другого вида питерских котов смотрят на гостей нашего города с магниток, открыток, футболок, картин и продуктовых пакетов, играют на гитаре, распевают мартовские арии, раскланиваются на набережной имперской столицы с Александром Сергеевичем Пушкиным.

И, пожалуй, самые замечательные питерские коты - это эрмиты, так называют эрмитажных котов, официально содержащихся на территории петербургского Зимнего дворца со времени его постройки. Они считаются полноценными сотрудниками музея. В их должностные обязанности входит предотвращение интенсивного размножения крыс и мышей в Государственном Эрмитаже, а также заряд остальных сотрудников музея хорошим настроением. С XVIII века всех четвероногих музейщиков, поступивших на службу в Эрмитаж, заносят в специальную Книгу учёта дворцовых котов. Здесь уже на протяжении трёхсот лет хранятся сведения о кличках всех пушистых сотрудников, их повадках и историях их попадания в Эрмитаж. А начало истории эрмитов положила августейшая кошатница императрица Елизавета Петровна.

Самодержица всероссийская страсть как боялась мышей. Да и не только в одном страхе августейшей особы дело было. Грызуны приносили большой вред постройкам столицы, запасам зерна и прочих припасов, а также способствовали распространению заразы. Ну а лучшее средство от мышей - это кот. И Елизавета Петровна развернула кампанию против вредителей. О чем говорят следующие ее указы. 

"Ея императорское величество соизволила указать именным сво¬его императорскаго величества указом: в Новом Зимнем дворце в камер-юнферских и прочих покоях отобрать до тридцати кошек, а ежели набрать будет невозможно, то хотя купить, которыя, посадя в коробы, отвезть в новой же Летний дворец и покормя неделю, или более времени, для переводу мышей впускать в покой ея императорскаго величества и для того от придворной конторы приставить особливых людей, по лучшему усмотрению".

"Ея императорское величество именным своего императорскаго величе¬ства указом изволила указать для посажения в новосделанные при Головинском ея императорскаго величества доме зимние покои набрать Дворцовой канцелярии кошек до трех-сот и посадя оных в те новосделанные покои, в немедленном времени прикармливать и как прикормлены будут, то в те покои распустить, чтоб оныя по прокормлении разбежаться не могли, которых набрать и покупкою исправить от той канцелярии и то число кошек содержать всегда при дворе ея императорскаго величества непременно, которым для прикормки и содержания сделать от гоф-интендантской конторы по близости Головинскаго дворца особливый покой".

"Ея императорское величество именным своего императорскаго величества указом изволила указать: для находящихся в апартаментах ея императорскаго величества котов — говядину и баранину не отпускать, а от¬пускать дичь. Того ради Придворная контора во исполнение онаго ея импе¬раторскаго величества именнаго указа приказали: обретающихся на кормовом погребу офицерам дать ордер и велеть для помянутых котов до¬ныне отпускаемую говядину и баранину в отпуск не производить, а вместо онаго отпускать в каждой день рябчиков и тетеревей по одному”. 

В 1745 году во время своего визита в Казань императрица Екатерина II заметила, что в городе не попадаются ни мыши, ни крысы. Местные объяснили царице, что у них есть специальная порода котов-бойцов, которые отлично истребляют грызунов. Августейшая кошатница решила, что в Петербурге такие коты тоже жизненно необходимы, так как недостроенный Зимний дворец оккупировали мыши, а строился он под проживание императорской семьи, подселенцы в виде большой популяции грызунов в план не входили. Опять же, царское жилище предполагалось использовать под ассамблеи всякие, официальные визиты послов, мероприятия всевозможные уровня международного.

Представьте себе картину. Отплясывается, скажем, англицкий принц с племянницей австрийской императрицы менуэты всякие, а тут мышь. Партнерша, взвизгнув, падает в обморок. Принц, с детства из без того недолюбливавший мышей, начинает мышиную охоту, тыча во все подряд своей шпагой. Конфуз. Аль подписанный всеми заинтересованными сторонами договор о создании Коалиции, которую еще называли союзом трех рассерженных женщин – русской Елизаветы, австриячки Марии-Тересии и альковной правительницы Франции мадам Помпадур, против Фридриха в одночасье исчезает в брюхе наглой крысы. «Коалиция уничтожена грызуном» - срам для державы. А как следствие – победа немца Фридриха на всех фронтах. И не видать бы тогда матушке-императрице отчеканенных в Кенигсберге монет с ее парсуной, и не называли бы никогда ее в народе королем Пруссии.

Чтобы предотвратить подобный позор, радея о чести Великой Российской Империи, издала Елизавета Петровна «Указ о высылке ко двору котов», который гласил: «Сыскав в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору Ея императорскаго величества… кто оных имеет, а кто не объявит - штрафа по указам». Требование правительницы было быстро выполнено. Усатые-полосатые благополучно поселились во дворце, а грызуны были истреблены. Вот так в Зимнем дворце появились казанские хвостатые. Еще один всплеск экспорта казанских котов в Северную столицу пришелся на конец второй мировой войны. Говорят, их везли в Ленинград вагонами. И поныне коты, кошечки, котики в Казани почитаемы. Там этих милых пушистиков можно встретить практически везде: в виде сувениров, игрушек и даже памятников. 

Хотелось бы заметить, что и в кошачьем вопросе Елизавета показала себя достойной дочерью своего великого отца Петра Первого. Петр был кошатником. Считается, он первым и привез кота в свою новую столицу из Голландии. Согласно преданию, царского кота звали Василием. Как мы знаем, Петр был создателем российского флота. А без кошек деревянным судам грозила серьезная опасность. Коты на кораблях успешно уничтожали внутренних врагов, способных нанести серьезный вред судну, - грызунов.

Корабельные коты попали и в Википедию. Цитирую: "Корабельный кот — домашний кот (или кошка), который проживает на борту военного корабля или гражданского судна и фактически является членом экипажа". Еще древние мореплаватели со времен фараонов (а скорее всего - и много раньше, просто подтверждающих документов не сохранилось) брали с собой мохнатых охотников, дабы избавить корабли от крыс, уничтожавших запасы провианта и способных нанести вред и самому судну. Сама природа позаботилась о том, чтобы пушистики стали достойными членами экипажа морских судов. Почки кошки способны фильтровать соль. Благодаря такой особенности, животное способно пить морскую воду. Строго говоря, Петр и начал кошачью кампанию против грызунов в своей новой столице. Один из указов императора повелевал «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». А Елизавета Петровна достойно продолжила и это его начинание. 

Официальную должность дворцовые коты получили уже при Екатерине Второй. Интересно, что кошек она не любила, отдавая предпочтение собакам. Но, получив трон, "собачница" Екатерина не отправила пушистых охотников в изгнание. Более того, понимая пользу, которую они приносят, придала предшественникам эрмитажных котов статус «охранников картинных галерей». Недаром ее прозвали Великой. 

Во время блокады Ленинграда кошки буквально спасли город. Увы, блокада не пощадила эрмитажных котов, они разделили судьбу остальных ленинградских домашних любимцев – в самую страшную зиму 1941-42 гг. их просто съели. Как ни ужасно это звучит, но для многих обед из кошки был единственной возможностью в то время сохранить свою жизнь. «3 декабря 1941 года. Сегодня съели жареную кошку. Очень вкусно», - писал в своём блокадном дневнике десятилетний мальчик. К 1943 году из Ленинграда исчезли все кошки и коты. С их исчезновением в блокадном городе с невероятной скоростью начали плодиться крысы. Они пробирались в дома, прогрызали стены и съедали последние припасы. Крысы разносили заразу по всему Ленинграду. Грызуны настолько обнаглели, что питались уже не только многочисленными трупами, но и нападали на живых ослабевших от голода людей. Трамваям приходилось останавливаться, чтобы не въехать в полчище крыс. Ни ловушки, ни яды, ни другие средства борьбы с грызунами не помогали. 

Поэтому, едва блокадное кольцо было прорвано, в город пригнали два эшелона с кошками. «Мяукающую дивизию» набирали в Сибири, Ярославской области, в Тюмени. И в Казани, как вы уже знаете. Всего в Ленинград прибыло около пяти тысяч усатых-полосатых, из них больше двух сотен по особой разнарядке определили именно в Эрмитаж.

Почти триста лет верно несет свою службу в главном музее страны кошачья рота. Лишь на первый взгляд может показаться, что коты отдыхают, вальяжно растянувшись и жмурясь на солнце. На самом деле, это не так: они работают практически круглые сутки. Коты внимательно следят, чтобы в подвал не прокралась крыса. Если же это произошло, грызуну нельзя позавидовать: он сразу же будет схвачен бдительными охранниками. Каждый день в подвал спускаются сотрудники из залов музея. Они кормят котов и поправляют их спальные места. Пушистых охранников знают по именам. Некоторые из них - настоящие знаменитости.

Например, Котиночка - прямой потомок тех самых котов, которые спасли от крыс блокадный Ленинград. Его подругу Марту выбросили на улицу, и кошка просидела несколько часов в трансформаторной будке, прежде чем её спасли сотрудники Эрмитажа. Вся мордочка у кошки была ободрана, а лапы сломаны. Врачи поставили кошке страшный диагноз - «кошачья чумка» - и сказали, что долго Марта не протянет. Вопреки прогнозам, кошку удалось вылечить и выходить. Марта живёт и работает в Эрмитаже, но, в отличие от остальных своих коллег, терпеть не может вареную курицу, у кошки на неё аллергия.

Имеется и свой Дон Жуан. Это известный музейный ловелас - Тихон. Поскольку кот был уж слишком любвеобилен (человеческие Дон Жуаны, возьмите на заметку), то Тихона решили кастрировать. Но дух истинного дамского угодника не сломило даже это. Он всё равно не потерял интерес к представительницам противоположного пола. Тиша ухаживает за всей женской половиной кошачьего населения Эрмитажа.

"Усатая рота" идет в лапу со временем. У эрмитажных котов есть свой официальный сайт hermitagecats.ru, а также собственные странички в соцсетях.

В первый день весны в России (да и не только) отмечается неофициальный праздник – День Кошек. Поздравляю всех кошатников, их питомцев, а также тех, кто – подобно Екатерине Великой – не является горячим поклонником усатых-полосатых, но отдает должное заслугам представителей кошачьих перед человечеством – как в реальном мире, так и в области литературы и искусства. С 1 Марта! С Днем Кошек!

 

Комментарии

Аватар пользователя Ольга Соловьева

С удивительной историей Василия Бугрова я встретилась на просторах Всемирной Паутины в одной из "кошачьих" групп FaceBook. Хочу и вас познакомить с этим героическим "блокадником":

"Моя бабушка всегда говорила, что тяжёлую блокаду и голод она и моя мама пережили только благодаря нашему коту Ваське. Если бы не этот кот - они умерли бы с голоду, как многие другие.

Каждый день Васька уходил на охоту и притаскивал мышек или даже большую жирную крысу. Мышек бабушка потрошила и варила из них похлебку. А из крыски получался неплохой гуляш.При этом кот сидел всегда рядом и ждал еду, а ночью все трое лежали под одним одеялом и он согревал их своим теплом.Бомбежку он чувствовал намного раньше, чем объявляли воздушную тревогу, начинал крутиться и жалобно мяукать, бабушка успевала собрать вещи, воду, маму, кота и выбежать из дома. Когда бежали в убежище, его как члена семьи тащили с собой и смотрели, как бы его не унесли и не съели.Голод был страшный. Васька был голодный, как все, и тощий. Всю зиму до весны бабушка собирала крошки для птиц, а с весны выходили с котом на охоту. Бабушка сыпала крошки и сидели с Васькой в засаде, его прыжок всегда был на удивление точным и быстрым. Васька голодал вместе с нами и сил у него было недостаточно, чтобы удержать птицу. Он хватал птицу, а из кустов выбегала бабушка и помогала ему. Так что с весны до осени ели еще и птиц.Когда сняли блокаду и появилось побольше еды, и даже потом, после войны, бабушка коту всегда отдавала самый лучший кусочек. Гладила его ласково, приговаривая – кормилец ты наш.Умер Васька в 1949 году, бабушка его похоронила на кладбище, и, чтобы, могилку не затоптали, поставила крестик и написала "Василий Бугров".Потом рядом с котиком мама положила и бабушку, а потом там я похоронила и свою маму.Так и лежат все трое за одной оградкой, как когда-то в войну под одним одеялом.."

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки