О пользе педантов

Опубликовано: 13 декабря 2019 г.
Рубрики:

Я думаю, что педанты, несомненно, если они являются специалистами своего дела, приносят пользу обществу, в котором они живут. Можно даже сказать большую пользу в науке, технике, законотворчестве и, следовательно, вообще в жизни.

Начну с терминологии. Словарь русского языка С.И. Ожегова издания 1989 года: «Польза− 1.хорошие положительные последствия, благо, выгода. Педант− человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни). Педантичный − строгий в выполнении всех требований, чрезвычайно точный и аккуратный. Нюанс − оттенок, едва заметный переход в цвете, в звуке, а также вообще тонкое различие в чём-нибудь».

Из Интернета syl.ru/article/187814/new_pedant… Педант − это… Значение слова «педант». Термин «педант» пришёл к нам из латинского языка, в переводе он означает наставника или воспитателя. То есть педант − синоним слова учитель…

Изначально значение этого термина рисует образ строгого наставника, который щепетильно относится к своим обязанностям и к поведению окружающих.

Кто такой «педант»? Сегодня педант − это чрезмерно аккуратный человек, который требует исключительного порядка от себя и окружающих, соблюдения даже самых мелких формальностей. 

Термин «педантизм» на сегодняшний день нередко имеет негативную окраску…

Положительные черты педанта:

 Педантичный тип людей обычно ответственный, исполнительный, очень точный в делах, может чётко выразить своё мнение. Они замечательно справляются со служебными обязанностями… Педанты не торопятся принимать поспешные решения. Они всегда взвесят все «за» и «против». Педанты незаменимы в областях, где необходима точность, пунктуальность, чёткость в выполнении обязанностей».

Обоснование утверждения, обозначенного в заголовке, начну с предыстории.

Помнит ли кто-либо, что в советских школах на учеников заводилось дело? У меня сохранилась «Особова справа учня» (Особое дело ученика−перевод с украинского) ученика 7-го Б класса Бердичевской средней школы №2 Шульмана Якова Мироновича. В некоторых документах я записан таким образом.

Это связано с тем, что мой отец в момент моего рождения имел документы Шульмана Меера Яковлевича. Когда он находился на оккупированной территории, после того как их часть попала в окружение в начале войны, с сентября 1941 по январь 1944 года он жил по документам, которые ему помогли получить его друзья-украинцы, по фамилии Ященко, из деревни Дмитровка, близ Бердичева, как Шульский Михаил Яковлевич, украинец. В это время он жил в Бродецке, Винницкой области, работал на Бродецком сахарном заводе, участвовал в подпольном движении. После того как их выдали нацистам, сумел бежать и воевал до прихода Красной Армии в партизанском отряде. Когда его вновь призвали в Красную Армию в марте 1944 года, он получил документы Шульмана Мирона Яковлевича и таким оставался до конца своей жизни.

Вот педагогическая характеристика данная мне, ученику 7-го Б класса за период с 1952 по 1953 учебный год, классным руководителем (преподавателем математики) Макаренко Е.В. 10.06. 1953 года:

«В течение учебного года в 7 классе учился только на 4 и 5. Много читает художественной литературы, хорошо умеет излагать свои мысли. В третьей четверти были случаи нарушения дисциплины, но к концу года поведение было отличное. Принимал активное участие в проведении отрядных сборов и воспитательных часов. Домашние задания выполняет систематически. Родители учёбой сына интересуются и держат тесную связь со школой».

Вспоминая, как я вёл себя в школе и читая эту характеристику, думаю, что меня можно было назвать озорником, но не педантом. Хотя слова «… хорошо умеет излагать свои мысли» свидетельствуют о зарождении или присутствии во мне «педанта».

Теперь проиллюстрирую своё мнение о педантах примером: в сентябре 1993 года я работал инженером-конструктором II-ой категории механического сектора проектно-конструкторского отдела (ПКО) на производственном (химическом) объединении «Корунд» в городе Дзержинске Горьковской области.

Мне поручили работу по рационализаторскому предложению, которое подали начальник центральной заводской лаборатории (ЦЗЛ) и зам. главного инженера по технике безопасности (ТБ). Рацпредложение было утверждено главным инженером и к нему было приложено задание с исходными данными на проектирование.

Они предлагали установить плотину из пенополиуретана (ППУ) на входе потока в хранилище отходов сернокислотного производства с целью фильтрации вредных примесей.

Через неделю, я, посмотрев техническую литературу, выяснил размер частиц серной кислоты, которые должна была задерживать плотина. А, поговорив с ведущим специалистом по ППУ из ЦЗЛ, выяснил, размеры пор в предлагаемых для плотины ППУ. Оказалось, что размеры частиц, которые хотят улавливать, меньше размера пор в ППУ. Я написал отрицательное заключение и отдал его зам. начальника ПКО Тарасову В.М.. 

 Через некоторое время он пригласил меня в свой кабинет. Когда я вошёл, там уже находился начальник ЦЗЛ. В повышенном тоне он стал говорить, что я себе слишком много позволяю и не понимаю процесса. Я сказал, что по этому рацпредложению ничего делать не надо. Что касается меня, то до решения научно-технического совета при главном инженере, где каждая сторона сможет изложить свою точку зрения, я ничего делать не собираюсь. На этом мы и расстались.

На другой день ко мне подошёл зам. главного инженера по ТБ и сказал: «Я.М., вы правы. Мы снимаем своё рацпредложение». Я так и не узнал, что это было: реальная работа или «проверка на дорогах».

Думаю, возможны оба варианта, так как через некоторое время мне стали предлагать должность инженера-конструктора I-ой категории. Я сказал, что подумаю. После этого я позвонил в плановый отдел и узнал у нашего экономиста ставки инженеров-конструкторов. Оказалось, что мне платят по минимальной ставке инженера-конструктора II-ой категории. Это при том, что, судя по коэффициенту сложности выполняемых мной чертежей, они были I-ой категории. Тогда я предложил начальству установить мне верхнюю ставку инженера-конструктора II-ой категории. После работы в течение 6 месяцев на этой ставке я соглашусь перейти на должность инженера-конструктора I-ой категории. Однако, начальство, выслушав мои условия перехода на новую должность, оставило меня на прежней. Этот пример показывает полезность педантов в технике. Но нюансы важны во всех областях жизни. Не зная нюансов, невозможно принять правильных решений как в науке и технике, так и во взаимоотношениях с людьми.

В заключение, совет людям, подобным героям стихотворения Самуила Маршака «Вот какой рассеянный», либо слишком погруженным в предстоящие дела: «Перед планированием поездки за рубеж проверяйте срок действия своего загранпаспорта»!

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки