О смысле жизни

Опубликовано: 18 февраля 2018 г.
Рубрики:

Часть 1. О старости

Время нашей жизни условно размечается нами на детство, юность, зрелость и старость. Вот о последнем этапе – старости, и сопровождающей её мыслях, и пойдёт разговор в этой статье. Основной причиной появляющихся субъективных признаков старости является уменьшение эффективности общего энергетического снабжения организма. По выражению одного писателя, ощутить старость, – «это значит начать ощущать конец жизни, разрушаться физиологически, терять волю к жизни, чувствовать себя постепенно лишающимся всего богатства внутренних ощущений и внешних действий». Вот так, примерно, большинство из нас и ощущают старость.

Вначале мне бы хотелось остановиться на физиологии старения, т.е. посмотреть на этот процесс с точки зрения биолога, а затем уже перейти к субъективным психологическим ощущениям, которые «украшают» этот периода жизни поисками неуловимого смысла жизни. Но прежде чем начать разговор о старости, задумаемся на минуту над тем, как мы ощущаем время в нашей жизни. 

Томас Манн в «Волшебной горе» писал: «...где орган, воспринимающий время? Как мы можем измерить то, о чем на самом деле нам ничего не известно, ни единого свойства? Мы говорим, что время проходит, но чтобы мы могли измерить его, оно должно течь равномерно, но кто сказал, что время течёт именно так? Ничего подобного не происходит, мы лишь принимаем, что оно течёт так, и наши единицы измерения – чистая условность, они всего лишь результат общей договорённости». Действительно, в нашем организме нет сенсорных рецепторов, предназначенных для восприятия времени. Продолжительность времени не имеет никаких признаков, свойственных большинству физических стимулов. Поэтому субъективное ощущение времени имеет когнитивную природу, что находит, например, подтверждение в действии на человека галлюциногенных препаратов. Известно, что ЛСД меняет ощущение протекания времени вплоть до полной его остановки. Одна оригинальная теория предполагает, что восприятие человеком какого-либо отрезка времени зависит от количества информации, сознательно усвоенной и сохранённой в памяти именно за этот отрезок времени. 

Каждый из нас знает или догадывается, что кроме субъективно воспринимаемого нами времени есть ещё и «другое время», которое измеряется “часами”, спрятанными внутри нашего организма. Именно эти биологические часы отсчитывают “биологические секунды” и приближают наш конец. До сих пор не вполне ясно, где находится и как работает “счётчик” времени возраста человека. Ниже я позволю себе остановиться на нескольких известных фактах, которые проливают свет на то, почему мы стареем и умираем. 

Давно замечено, что процессы старения имеют много общего для животных и человека и характеризуются возникновением мутаций в ДНК, ухудшением регуляции экспрессия генов, а также накоплением в клетках повреждённых белков и липидов. В самом общем виде геронтологи предлагают нам две гипотезы старения: программируемое старение и старение, обусловленное накоплением ошибок и поломок. 

Известно, что клетки погибают в результате поломок, связанных с отравлением активными формами кислорода. Поэтому один из путей предотвращения гибели клеток, активно проверяемый в настоящее время, состоит в доставке сильных антиоксидантов в митохондрии клеток. Предполагается, что антиоксиданты свяжут кислород и замедлят гибель клеток. Коммерческий успех антиоксидантных добавок, усиленно рекламируемые в последние десятилетия, базируются именно на этой возможности, но их эффективность на 90% остаётся на совести рекламы. Важным, но не до конца понятым фактором, замедляющим старение, является низкокалорийная диета. Во всяком случае, мышам такая диета помогает прожить дольше и это уже научно установленный факт. Ряд учёных полагают, что для долголетия нужно выводить шлаки, то есть осуществлять постоянную профилактику очистки организма. Эксперименты на старых курах с 7-дневным голоданием и одновременным введением антистрессового препарата показали, что старые птицы преображались после голодания. 

Более значительный прогресс в понимании механизмов старения достигнут на клеточном уровне. Одна из рабочих гипотез молекулярной биологии об умирании клеток предполагает, что количество клеточных обновлений конечно и жёстко запрограммированно в генах. Для клеток различают три возраста: фактический (от первого деления клетки до её смерти); репликативный (количество делений, через которое прошла клетка) и биологический (определяют на основе анализа 353 областей ДНК, в которых накапливаются эпигенетические метки). 

В работах с культурами клеток было показано, что максимальное количество делений (предел Хейфлика) составляет в среднем 50 ±10 делений клетки, после чего клетка умирает. Причина ограниченного количества делений клетки была установлена. На концах хромосом (хромосома образуется из единственной длинной молекулы ДНК, которая содержит линейную группу множества генов) были обнаружены участки, названные теломерами, которые укорачиваются при каждом последующем делении клетки. После того, как теломера укорачивается до критической длины, запускается сигнал к развитию апоптоза, т.н. клеточной смерти. 

Можно ли приостановить укорочение теломер на хромосомах и тем самым продлить жизнь клетки? В клетке, образованной в результате оплодотворения, «возрастной след» родителей (укорочение теломер и появление химических маркеров старения на молекуле ДНК), отсутствует. Фигурально выражаясь, секундомер в оплодотворённой клетке обнулён. После работ нобелевских лауреатов Д. Гюрдона и С. Яманаки появилась надежда, что часы старения взрослых дифференцированных клеток могут быть также «обнулены». Вначале в этих экспериментах омоложение клеток происходило с потерей их специализации. Позже было обнаружено, что процесс старения можно обратить вспять, сохранив специфические клеточные функции. Исследования в этом направлении положили начало прорыву в клеточной геронтологии. 

В настоящее время известны три способа, как заставить клетку помолодеть: создание «молодого окружения», воздействие на определённые гены и фармакологическое воздействие. Создание «молодого окружения» или гетерохронического парабиоза состоит в том, что для старого и молодого животных создаются общая кровеносная система. В результате такого эксперимента, к клеткам мышц и печени старого животного возвращается юность. Они приобретают фенотип молодых клеток, а молекулярные метки старения пропадают. Используя гетерохронический парабиоз, учёные выявили фактор роста и дифференцировки — гормон GDF11, который обращает старение вспять в большинстве тканей. Отмечу, что во всех экспериментах с гетерохроническим парабиозом старые животные молодели, а молодые животные старели. 

Разные клетки нашего организма имеют одинаковый генетический материал, но экспрессируют различные гены, что и приводит к их клеточной специализации. Изучая перепрограммирование мышиных клеток в индуцированные плюрипотентные стволовые клетки, исследователи установили, что «омоложение» происходит при коротком воздействии дестабилизирующих факторов (при более длительном их воздействии клетка теряет свою функциональную специфичность). Проясняется и роль некоторых молекулярных путей, регулирующих экспрессию генов. Например, показано, что в постаревших тканях мышей уровень экспрессии генов, регулируемых сигнальным путём NF-kB, повышается. Когда мыши постарели и стали заметны такие признаки старения, как истончение кожи, включение гена ингибитора NF-kB привело к заметному омоложению клеток кожи, и исчезновению маркеров клеточного старения. 

Фармакологическое воздействие на клетки с целью их омоложения состоит в поиске веществ, способных замедлить процесс старения. Например, при введении старым мышам рапамицина, ингибитора фермента mTOR, который регулирует синтез белков и утилизацию энергии, было обнаружено увеличение продолжительность жизни мышей. Давно замечено, что старые клетки ведут себя так же, как и раковые: у них наблюдается повышенная экспрессия механизмов выживания, которые блокируют апоптоз. Поэтому замедлять старение могут некоторые антираковые лекарства, например, дазатиниб и природное соединение кверцетин. 

Что произойдёт, если будет найден безопасный способ увеличить длину теломер? В Стэнфорде, например, пытаются это сделать с помощью модифицированной РНК, которая увеличивает длину теломер с помощью кодирования природного фермента теломеразы. Такая РНК наращивает теломеры однократно, после чего в течение 48 часов разрушается. Дальше снова идёт естественный процесс старения с постепенным сокращением длины теломер в процессе деления клеток. Теоретически, как многим кажется, уже нет никаких препятствий, чтобы создать "укол долголетия". С помощью генно-модифицированного вируса в кровоток целого организма и, следовательно, во все клетки вводится изменённая РНК, которая с помощью теломеразы, увеличит длину теломер. 

Доказано, что реактивация теломеразы продлевает "репликативную" жизнь соматических клеток. Однако это именно то, что происходит в опухолях и делает их злокачественными! Поэтому, предполагается, что на разработку безопасной технологии понадобятся ещё несколько лет. Отмечу, что уже в 2015 году в средствах массовой информации появилось сообщение, что в США добровольной участнице исследования, 44-летней американке Элизабет Пэрриш, ввели генетический материал в вену, который должен проникнуть внутрь ядра каждой клетки и запустить там процесс, омолаживающий её организм. В случае с Э. Пэрриш речь идёт о начале реальной борьбы со старостью. Подождём результатов, если это, конечно, не рекламный трюк. 

До настоящего времени человечество, благодаря прогрессу медицины, сокращало отрицательные влияния окружающей среды на генетически отмеренную продолжительность жизни. Появилась надежда на то, что в ближайшем будущем человечество сможет отодвинуть процессы старения, замедляя укорочение теломер. За это замедление и развернулась сейчас нешуточная битва геронтологов, спонсируемых жаждущими бессмертия миллионерами. По утверждению Обри ди Грея эффективные лекарства для преодоления старости появятся через 20-25 лет. Думается мне, что большинству не стоит беспокоиться - очередь за "пилюлей или уколом долголетия" для простых смертных будет бесконечно длинной, а сама пилюля, вне зависимости от её реальной стоимости, будет крайне малодоступной. На этом, не очень оптимистичном аккорде, позвольте мне закончить биологический обзор механизмов старения и перейти к анализу тех психологических ощущений, которые сопровождают старость.

  

Часть 2. Смысл жизни

 

На протяжении жизни человек видит, как уходят многие близкие люди: родители, родственники, друзья, просто хорошо знакомые люди, и всё это напоминает каждому из нас о собственной смерти. При чтении дневников Толстого, например, ощущается прямо таки физическое стремление писателя понять тот неизвестный переход, который совершает душа, покидая бренную материальную оболочку. Большинство людей, сталкиваясь с непреодолимостью смерти, подсознательно пытаются найти что-то, дающее возможность убежать от этой действительности. Толстой ведь тоже хотел убежать, почувствовав приближение конца. Но убежать, конечно, никому не удаётся. Часто, наблюдая за уходом близких нам людей, мы задумываемся над смыслом своей жизни. 

Вот как Франк описывает возникновение самого этого чувства: «...человек может на время, и даже на очень долгое время погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни или в какие-либо сверхличные страсти и дела - в политику, борьбу партий и т.п., - но жизнь уж так устроена, что совсем отмахнуться от вопроса о смысле собственной жизни не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек». По утверждению Франка: "Неустранимый факт приближения смерти и неизбежных её предвестников - старения и болезней, факт отмирания, исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей земной жизни со всей иллюзорной значительностью её интересов и являются для человека напоминанием отложенного в сторону вопроса о смысле жизни». 

Однако, несмотря на столь грозное напоминание, многочисленные ответы на вопрос о смысле жизни человека, оказались весьма неоднозначными. Начнём с самого распространённого. Большинство исходит из того, что вопрос о смысле жизни возникает не от большого ума, а от того, что человеку как-то не живётся, т.е. ему мешают какие-то комплексы, нелады со здоровьем или нестабильная психика. Психически здоровые люди обычно не "заморачиваются" вопросом о смысле жизни. Они поглощены эмоциональной стороной жизни, а умозрительные поиски смыслов начинаются от недостатка эмоционального восприятия жизни, что характерно для старости, или в случае, когда эмоции от жизни приобретают выраженную отрицательную окраску. 

Вердикт психологов гласит, что «неразвитость эмоциональной чувствительности, не позволяющая индивиду получать от жизни удовольствие», является главной причиной побуждающей людей искать смысл в жизни. Отсюда как бы следует вывод, что для нормальных людей (с развитой эмоциональной чувствительностью) смыслом жизни является слоган: “успей получить максимум приятных ощущений и исчезни с лица Земли!” Психотерапевты дают нам множество полезных советов, непрестанно повторяя, что смысл жизни - в самой жизни, что лучшая комплексная эмоция - это счастье, которое поддерживается правильным соотношением нейромедиаторов в мозге и позволит нам реализоваться в дружбе, любви, семье, профессии. Если же баланс медиаторов нарушен, то такому индивиду вряд ли "светит счастье". 

Общий совет и ответ всем вопрошателям смысла жизни, исходящий от психотерапевтов, просто - постарайтесь получить от неё удовольствие. Программа получения положительных эмоций, предлагаемая психологами, состоит из двух правил: " делай то, что хочешь, а не то, что надо", и "полюби самого себя". Следование этим "заповедям", по их убеждению, сделает человека счастливым, открыв ему простую истину, что смысл жизни - в счастливой жизни. Легко видеть, что, в основе всех советов психологов лежит античный гедонизм, согласно которому «удовольствие является высшим благом и смыслом жизни». 

Благодаря усилиям Бентама и Сидвика, появилась теория психологического гедонизма, которая базируется на предположении о наличии врождённого стремления человека увеличивать собственные радости. Известные многим эксперименты Олдса и Милнера показали, что раздражение определённых структур в мозгу крысы заставляло животное забыть о других биологических потребностях. Было растиражировано представление, что в мозгу открыты «центры удовольствия». Однако, последующие эксперименты на людях, не подтвердили предположение, что раздражение этих структур вызывает эмоцию удовольствия. На сегодняшний день ещё не определены структуры, ответственные за эту эмоцию.

Многие считают, что понимание смысла жизни возможно только через отнесения этого понятия к категории индивидуального, а не всеобщего. При таком подходе смысл жизни уникален потому, что может быть реализован только каждым отдельным человеком. Человек ищет цель, достижение которой наполнит его жизнь смыслом. Э. Фром, например, по этому поводу писал, что «главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально». Но выше было замечено, что в данном вопросе правомочно и множество других суждений и предположений. Например, различные цели (жажда власти, стяжательство, ненависть к другим, страсть и т.д.), часто осознаются людьми как смысл их жизни. Ярчайшими примерами таких находок смысла жизни являются террористы и религиозные фанатики.

  Часто человек не успокаивается ответом, предлагаемым психологами, и продолжает поиски другого, чем удовольствие, смысла жизни. Подобные поиски почти всегда приводят человека к смутной догадке, что ответ на вопрос о смысле жизни спрятан в глубинах нашего сознания. Лингвисты считают, что смысл как понятие неразрывно связан с мыслью, а не с отдельным словом, и является, по сути, той информацией, которая может содержаться только в предложении. Нет мысли, нет и смысла. По-видимому, в ответе на вопрос, «каков смысл моей жизни?» должна бы прозвучать мысль, раскрывающая человеку самую важную информацию о предназначении или цели его жизни.

У новорождённых бессознательная жизнь контролируется структурами мозга, ответственными за появление эмоции удовольствия. Не секрет, что жизнь взрослого человека в большинстве случаев направляется бессознательными процессами, и только малая толика поведения контролируется осознаваемыми мыслями, которые появляются и осознаются нами в языковой форме. Из этого следует, что язык может обеспечить осмысленный ответ, только если он ссылается на области «внутри» осознаваемой нами области жизни. Например, утверждать, что жизнь имеет смысл – неправильно, ибо ответ выходит за границы области, в которой язык существует. 

Предположим, что понятие «смысл жизни» включает в себя две компоненты - бессознательную и сознательную. Начнём с первой. Наши знания утверждают, что программа жизненного цикла человека реализуется по плану, заложенному на уровне генов. Не сознание, которое возникает значительно позже, вместе со всеми продуцируемыми мыслями, а именно гены, посредством уже известных и ещё не известных молекулярных инструкций, определяют биологический план развития и жизнь каждого индивида. Гены «материализуют» белки, жиры и углеводы в удивительные по своей сложности структуры, составляющие нашу физическую сущность. 

Однако план как бы предусматривает наличие цели, а это значит, что мы можем спросить себя, а для чего все это строительство затевалось? Цель генов очень конкретна – "перемешаться" с другими генами и построить новую физическую оболочку с «обнулённым» таймером. Поэтому назначение, так и хочется сказать «смысл», любой смертной оболочки-тела предельно ясен - быть "челноком" в путешествии самих генов. В обслуживании этого переноса и заключается работа бессознательной компоненты «смысла жизни» для любого живого существа, включая человека. Полагаю, что это должно звучать приятней, чем быть просто навозом для удобрения почвы. 

После "переселения" генов в новую оболочку, поддержание старой оболочки не входит в их планы. Поэтому они и здесь всё предусмотрели – создали механизм программируемой смерти клеточной оболочки-тела. Случилось, однако, так, что гены, кроме «челночной оболочки», создали структуру, которая воспринимает информацию из внешнего мира и создаёт из неё субъективную модель мира, называемую нами сознанием. Сознание как адаптационный биологический феномен программируется культурой общества и условиями жизни индивида. Оно, выполняя диктат генов, все же обладает относительной независимостью от них. Независимость эта проявляется в том, что любая мысль, претендующая по ценности на «смысл жизни», становится таковой только после закрепления её в сознании на уровне веры. А зависимость от генов просматривается в том, что само стремление к поиску человеком смысла своей жизни, вероятнее всего, стимулируется врождённой мотивацией.

Поскольку мы не знаем, как работает связка «бессознательное – сознательное» то, естественно, ничего определённого нельзя сказать о том, как создаётся та или иная доминантная сверхцель и зачем она нужна нашему сознанию. Мне импонирует предположение, что «бессознательный смысл жизни» определяется диктатом генов и состоит в реализации сценария "пересадки" генов в другую оболочку. Затем уже индивидуальное сознание придумывает необходимую ему цель как «смысл жизни», для того, чтобы примириться с неизбежностью конца. 

Выше мы могли убедиться, что не так-то просто индивидуальному сознанию найти ответ на вопрос, в чем заключается смысл жизни человека? Остановлюсь ещё на двух примерах. Недавно «свежий ответ» прозвучал в альманахе «Лебедь» (см. статью Г. Апоян «Быть ли миру без войн и конфликтов?»). Автор предположил, что «смыслом жизни каждого отдельно взятого человека является конкуренция – во всех жизненных ситуациях он атавистически стремится одержать верх над соперником-собратом». 

Действительно, факт конкуренции имеет место в человеческом сообществе. Само по себе генетическое разнообразие приводит к биологическому неравенству, которое является «ферментом» внутривидовой борьбы-конкуренции. Внутривидовая борьба является биологическим законом, и, по сути, является частью подпрограммы, которая отвечает за реализацию главной цели – успешного перехода генов в новую оболочку. Является ли внутривидовая конкуренция осознанной целью, наполняющей смыслом жизнь индивида? Думаю, что нет. Скорее всего, она является частью бессознательного, а не осознанного человеком смысла жизни.

Часто упоминается и другое толкование «сознательного смысла» жизни, кроме получения удовольствий. Благодаря генам, каждый из нас получает определённый набор скрытых и ждущих реализации способностей. Известно, что только небольшая часть их реализуется в результате нашего взаимодействия с социокультурной средой общества. Виной тому являются не гены, а нежелание или невозможность нашего сознательного «Я» развивать эти способности. Думается мне, что раскрытие максимального числа заложенных в индивиде способностей может быть достойным кандидатом для заполнения вакансии в графе «сознательно понятый смысл жизни". Возможно потому, что мы ведь до конца не понимаем, что собой представляют наши «врождённые способности».

Все эти рассуждения покажутся многим тривиальными, но они иллюстрирует неразрывную связь между ищущим смысла жизни сознанием индивида и его биологическим бессознательным «Я», которое, как корни дерева, не видимы нашему взору. Перед тем как закончить разговор, отвечу на вопрос, почему о смысле жизни люди чаще всего задумываются в старости? На мой взгляд, ответ банально прост. Сильнейшим стимулятором этого процесса является осознание каждым человеком конечности его жизни. Сознание, переосмысливая, прошлые временные интервалы событий, раскрывает каждому из нас один непреложный факт, а именно то, что "иллюзии, питающие наши жизненные устремления, наши желания, куда-то исчезают с возрастом, а то, что остаётся, становится часто не адекватным суровой реальности конца". В этом, как мне кажется, и кроется причина раздумий старых людей о смысле жизни. 

Успехи геронтологии, о которых вкратце было упомянуто в первом разделе, вселяют надежду, что время наступления старения и смерти будут существенно отодвинуты. Реальная возможность в ближайшем будущем значительно продлить «биологическое время» жизни человека, несомненно, порождает надежду на то, что отодвигая старость все дальше и дальше, человек перестанет так остро и болезненно реагировать на скоротечность индивидуальной жизни. 

Конечно же, максимы психологов: " делайте то, что хотите, а не то, что надо" и "полюби самого себя", как и мысль о раскрытии заложенных в каждом из нас способностей, несомненно, заслуживают нашего внимания. Они помогают сознанию смириться с абсолютно отвергаемой и не понимаемой мыслью о конечности индивидуального сознания. Поэтому ещё одна из причин, толкающая многих из нас искать смысл жизни, особенно в старости, до банальности проста: отвлечь наше внимание от ожидания смерти, которая мгновенно стирает нашу уникальную конфигурацию синаптических связей в мозгу, называемую душой, совместно с уютно гнездившимся в ней любым смыслом жизни.

 

 

Комментарии

Автор статьи предъвил вполне известную информацию по предложенной теме, сопроводив её неправильными рассуждениями. Вот некоторые его выводы.
1. Старость плоха, а старикам нужно смирится с их ужасной участью. 2. Человек не может измерять время своими чувствами. 3. У жизни нет смысла.
Это неверные выводы пессимиста.
Вот опровержения. 1. У Цицерона есть целое эссе о старости, в котором он восторженно отзывается об этом периоде жизни человека. Наберите в Гугле "Возраст счастья" - вы попадете на проект Владимира Яковлева, на котором сотни пожилых людей рассказывают о своем счастливом пожилом возрасте.
2. Человек ощущает время по смене воспринимаемой информации.
3. Смысл жизни - в самой жизни. Смерть помогает понять это. Если бы мы были бессмертны, то тогда жизнь потеряла бы всякую цену. Все (почти) люди перед лицом смерти предпринимают максимум усилий для сохранения жизни. Другой пример. Разве выдающиеся деятели науки и искусства не демонстрируют смысл своей жизни? Да и обычные люди гордяться теми достижениями, пусть небольшими, которые они сделали в своей жизни. А любовь, семья, дети, внуки? Ну и т.д.

Дорогой Борис,
Вы, как всегда, неподражаемы. Конечно, восприятие статьи всегда субъективно, но не до такой же степени. Вы можете быть не согласны с моими рассуждениями, но считать их неправильными, ссылаясь при этом на Цицерона и на сотни пожилых людей, рассказывающих о счастливом пожилом возрасте, просто смешно. Почему тогда тратится столько усилий и денег в различных странах на поиски препаратов, замедляющих и отодвигающих старение??? Биологическая старость в существующем сейчас виде для миллионов людей – это зло, и на преодоление этого зла направлены все усилия геронтологов. В отношении вашего заявления, что «Человек ощущает время по смене воспринимаемой информации», то, по-видимому, это новое слово в науке о психологии восприятия. Прочтите внимательно то, о чем я написал, а потом опровергайте. И, наконец, о смысле жизни. «Смысл жизни - в самой жизни» - так это как раз то, о чем я и говорю. Просто понятие «смысл жизни» дробится и множится миллионами людей, и поэтому, общего для всех понятия не существует. Мне больше всего подходит то, что я написал: « раскрытие максимального числа заложенных в индивиде способностей может быть достойным кандидатом для заполнения вакансии в графе «сознательно понятый смысл жизни". На этом разрешите откланяться.

Уважаемый Александр,

Наши встречи на страницах медиа характерны противоречивостью наших взглядов. И мне, вероятно, не стоило бы отвечать на ваш отклик к моему комментарию. Тем не менее, я решаюсь на это из-за читателей вашей статьи, которые возможно поверят вам.
Судить что правильно, а что не правильно, позволяет не субъективное мнение, а научные знания. В вашей статье, особенно в первой части, где вы излагаете научные сведения, многое правильно. Там, где вы начинаете предъявлять свои субъективные взгляды – вы делаете ошибки и вводите читателей в заблуждение.
Вот пример, который я уже отметил раньше. Вы пишите: «Действительно, в нашем организме нет сенсорных рецепторов, предназначенных для восприятия времени. Продолжительность времени не имеет никаких признаков, свойственных большинству физических стимулов. Поэтому субъективное ощущение времени имеет когнитивную природу, что находит, например, подтверждение в действии на человека галлюциногенных препаратов». – Все здесь написанное вами - ложь!
В естественной природе тоже нет естественного механизма, типа механических часов, который бы буквально показывал время – 12 часов дня или 3 часа ночи. Тем не менее, человек создал разнообразные часовые механизмы, от теневого циферблата до цезиевого излучения, отмечающие время. Во все математические формулы, описывающие физические процессы, входит временная переменная «t». Все часы основаны на индикации состояния какого-либо материального процесса. Точнее, на индикации ИЗМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ о состояиии избранного материального объекта. Тоже самое происходит в сознании и подсознание человека, которые отмечают изменения различной информации. Человек ощущает время по изменению воспринимаемой информации, в качестве которой может быть избрана, сознательно или подсознательно, зрительная, звуковая или иного вида информация.

Далее, в статье, а затем в комментарии, вы пишите: «Биологическая старость в существующем сейчас виде для миллионов людей – это зло, и на преодоление этого зла направлены все усилия геронтологов». – опять ложь. Вы просто путаете качество жизни со смыслом жизни. Качество действительно понижается особенно в сравнение с молодыми годами, но смысл жизни (который вы не понимаете) остаётся или даже повышается в связи с близким приближением ее конца. Если бы старость была абсолютным злом, то люди, понимая это, массово приходили бы к эвтаназии. НО СТАРОСТЬ – НЕ ЗЛО, А ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ЖИТЬ ДОЛЬШЕ. ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ СОХРАНЯТЬ САМОЕ ЦЕННОЕ, ЧТО ЕСТЬ У ЧЕЛОВЕКА – ЖИЗНЬ. Усилия медицины и геронтологов направлены на улучшения качества жизни этого последнего периода жизни, окончание которого, увы, избежать нельзя.

Я могу и дальше разоблачать ваши заблуждения, но тогда мой ответ превратился бы в статью, что недопустимо в рамках комментарий. Пусть читатели внимательней вас читают.

Утверждать, что "Смысл жизни - в самой жизни" - это то же самое, что пытаться поднять себя за волосы! Нечто обретает смысл тоько в охватывающем контексте. Вы такого контекста предложить не можете.