Библейские овцы Иакова и генетика 

Опубликовано: 5 ноября 2021 г.
Рубрики:

Начну прекрасными словами из предисловия к русскому изданию Брюссельской Библии («Жизнь с Богом», 1983): «Библия – книга совершенно исключительная, неисчерпаемая, книга, в которой все сказано как о Боге, так и человеке... Библия содержит в себе учение религиозного порядка, богооткровенную истину, но и человеческое знание, и вся наша умственная деятельность находит в ней пищу богатства неиссякаемого». 

Для биологов Библия остается источником важных сведений. Библия и медицина, Библия и психология, Библия и генетика – увлекательные области изысканий. Но для генетиков в особенности. Ибо генеалогический метод - один из основных в генетике, а Библия вся проникнута родословными. Они прослеживались на многие сотни лет, от Авраама до Давида, затем до переселения в Вавилон и далее до Христа. Это позволило мне проследить наследование в родословной праотца Авраама редкой мутации. Она вызывает нарушение плодовитости и одновременно вызывает склонность к рождению близнецов. (см. Библия и ген. «Звезда». 2002 №3). Тем самым был обоснован довод о реальности, а не мифологичности Авраама и его рода. 

В Талмуде зафиксирован и первый пример медико-генетической консультации в отношении мутации гемофилии или кровоточивости. Недуг особенно опасен для народов, где распространен обычай обрезания. До появления хромосомной теории наследование гемофилии представлялось запутанным и капризным. Пораженный болезнью отец почему-то не передает болезнь ни своим сыновьям, ни дочерям. Между тем, от его здоровых дочерей гемофилия передается только внукам. Так случилось в родословной королевы Виктории. От нее мутация попала к последней российской императрице и затем к ее несчастному сыну.

Оказывается, библейские мудрецы, благодаря традиции скрупулезного составления родословных, проникли в сущность наследования гемофилии глубже, чем биологи и медики вплоть до ХХ века. В Талмуде есть точное предписание: смерть от кровотечения освобождает от обрезания всех родных братьев умершего младенца, но только по женской линии, а не по мужской. Эта странность стала кристально ясной, когда выяснилось, что ген гемофилии расположен в половой хромосоме, которая от отца передается лишь дочерям, а от них к внукам.

В библейской детективной истории, которую условно называют «овцы Иакова», зафиксирован другой случай проникновения в основы генетики наследования признаков и успешного их применения в селекции. Этому посвящена данная заметка.

Предыстория

Библейская легенда договора Иакова с родным дядей Лаваном хорошо известна. Иаков, младший сын Исаака и Ревекки, правнук Авраама, по наущению матери, обманом получил благословение отца вместо его старшего брата-близнеца Исава. От гнева брата ему пришлось бежать из родительского дома в Вирсавии (ныне Беер Шева) и найти убежище в Месопотамии (Харран ). Там жил родной брат Ревекки Лаван, у которого были две дочери Лия и Рахиль. После изнурительного и опасного странствия (на ночлег камень в изголовье), Иаков набрел, наконец, на поле с закрытым камнем колодцем, где пастухи поили овец. 

Они сказали ему, что сюда приводит для водопоя овец Лавана его дочь Рахиль. Когда он увидел пастушку Рахиль, то один отвалил тяжелый камень от устья колодца и напоил овец Лавана. А затем от избытка чувств «поцеловал Иаков Рахиль, и возвысил голос свой и заплакал». (Быт.20:11). Современный израильский писатель Меир Шалев, автор прекрасной книги «Библия сегодня», особо обращает внимание на этот неслыханный поступок. Ведь Иаков поцеловал Рахиль на глазах пастухов еще до того, как он, неведомый для нее незнакомец, поведал, что он ее родственник! Так он сразу покорил сердце Рахили. Библия дважды упоминает ее красоту: «красива станом и красива лицом». 

Лаван встретил племянника радушно. Прошел месяц. Иаков попросил у Лавана руки Рахили, пообещав за это пасти его скот семь лет. «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней потому, что он любил ее». Всякий раз при чтении этих строки, - пишет Шалев, « мое сердце обжигает зависть – зависть к тому, кто написал эту историю и сумел сочинить эту прекраснейшую из фраз, и зависть к Иакову, испытавшему такую великую любовь». Именно эти строки стоят в эпиграфе к стиху «Рахиль» из библейского триптиха Анны Ахматовой. Семь лет Иаков пас и стерег овец и коз Лавана. Пригоняя скот с пастбища и возвращаясь в свой шатер, он время от времени видел свою возлюбленную. Но безусловно, замечает Шалев, Иаков никогда не оставался с ней наедине. А уж об интимных отношениях до брака и речи тогда быть не могло - 4000 лет назад в земле Харран. 

Но когда прошли семь столь долгожданных лет, Иакова ждали ужасный стресс и унижение. Согласно обычаям, вечером после большого свадебного пира, отец невесты вводил ее, покрытую покрывалом, в брачный покой. В эпической ветхозаветной манере Томас Манн живописал томление Иакова перед этим событием. «Иаков сидел, напрягши бедра, и думал о своей мужской стати, от которой зависело теперь счастье и которая вскоре могла и обязана была показать себя в священной темноте спальни» («Иосиф и его братья»).

Но коварный Лаван вместо вожделенной Рахили ввел некрасивую Лию. Этим коварным обманом он вынудил Иакова служить еще семь изнурительных лет за младшую дочь. Шалев просит читателей вообразить напряжение чувств, терзания Рахили, которая лежала в соседнем шатре до зари и воображала происходящее на брачном ложе. Вот проникновенные строки Ахматовой: 

 

Течет над пустыней высокая ночь, 

Роняет прохладные росы,

И стонет Лаванова младшая дочь,

Терзая пушистые косы.

Сестру проклинает и Бога хулит,

И Ангелу Смерти явиться велит.

 

 Договор между Иаковом и Лаваном

Четырнадцать лет Иаков «всеми силами» пас скот Лавана. Но затем решил вернуться домой с женами и детьми. «Ты знаешь, как я служил и каков стал скот твой при мне. Ибо мало было у тебя до меня, а стало много» (Быт. 30: 29-30). Лаван попросил Иакова назвать награду за свой труд. Желание Иакова оказалось парадоксальным: «Не давай мне ничего. Если только сделаешь, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих». Он предложил вместе с Лаваном пройти по всему стаду, отобрать всех черных овец и всех коз с пятнами или с крапинами и отдать ему как награду. Весь не пятнистый скот возьмет Лаван. А через несколько лет пусть он снова осмотрит стадо и, если увидит там не пятнистых коз и не черных овец, то возьмет их себе без всякого спора - словно «краденое это у меня». Лаван с удовольствием согласился. В тот же день он отобрал всех пятнистых коз и черных овец и отдал пасти этот скот своим сыновьям, назначив расстояние между собой и между Иаковым на три дня пути. Свой скот Лаван доверил пасти Иакову. На том и порешили.

 

Комментарий к договору

Почему же Иаков, после четырнадцати лет трудной службы, не назвал своей награды, получив которую сразу бы вернулся в желаемый отчий кров? Почему он сделал такой странный выбор - еще ряд тяжких лет пасти и стеречь скот Лавана? Понять парадокс помогают строки Ахматовой: «Но много премудр сребролюбый Лаван / И жалость ему незнакома. / Он думает: каждый простится обман / Во славу Лаванова дома». Иаков не забыл жестокого обмана. Он уже не верил в честность Лавана. Решившись потом на тайный уход от Лавана, он поведал своим женам: «Отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою».

Иаков обоснованно подозревал: любая награда на которую согласился бы сребролюбый Лаван, была бы несоразмерно низкой за четырнадцать лет бесплатного труда. Поэтому он принял необычное решение: взять награду натурой в виде овец и коз. Скот был основой жизненных благ у полукочевых племен. Иаков решил поймать Лавана на его жадности. Он заранее продумал такой способ селекции, чтобы через ряд лет, большинство животных стали нужного для него окраса (термин животноводов) - пятнистые козы и черные овцы.

Лаван, видимо, представлял, что окраска скота наследуется. Поэтому он назначил расстояние между двумя стадами в три дня пути, дабы избежать ненужных скрещиваний. Здесь библейский текст ясно указывает на знание основ селекции у еврейских племен около 4000 лет назад. Но, опытный пастырь Иаков оказался гораздо более искушенным в селекции и более хитроумным!  

 

Пастырь в Месопотамии и его овцы 

 И ползают овцы по злачным стремнинам. И пастырь нисходит к веселым долинам.  Пушкин «Кавказ»

 Жизнь пастуха в Месопотамии и Палестине была трудной. Никакое стадо не паслось без надзора, и пастух никогла не был свободным. Овцы - пастбищные животные. Они постоянно переходят с места на место, могут заблудиться или скатиться вниз с обрыва. Они нуждаются в постоянном присмотре. Пастбища не были окружены заборами. Пастушьих собак в то время не было. Работа пастуха была опасной, ибо приходилось еще охранять стада от зверей и от разбойников. У пастуха была пастушья сумка из шкуры животного, где он носил свою провизию. 

Как оружие нападения и защиты применялась праща. Пастух Дaвид, будущий царь иудейский, поразил из пращи великана Голиафа. На поясе пастух носил жезл в виде деревянной дубинки с шишкой на конце. Пастух имел и посох – длинную палку с большим крюком на верхнем конце. Этим крюком можно было ловить и подтянуть за ногу удирающую овцу. В конце дня, когда овцы возвращались в загон, пастух держал свой жезл низко над землей, и каждая овца должна была пройти под ним (Иез.20-27). В это время пастух бегло осматривал овцу, не больна ли, не поранилась ли она за день. Овцы знают голос пастуха и реагируют, когда он зовет их. 

Неусыпность и зоркость, мужество, терпеливость, наблюдательность - небходимые черты хорошего пастуха. «Когда он встретится вам на поросшем вереском бугре, где по ночам воют гиены, бдительный, дальнозоркий, обветренный, опирающийся на посох и надзирающий над своим стадом овец, которое разбрелось во все стороны, хотя ни одна овца не покинула его сердца, вы начинаете понимать, почему иудейский пастух оказался впереди еврейской истории, почему его именем назван царь, почему он стал символом заботливости и почему Христос взял именно его в пример самопожертвования». Подобное описание оставил сэр Джордж Адам Смит (1856-1942), видный шотландский теолог, знаток иврита и Библии, объехавшй всю Палестину. Иаков был ревностным пастухом. «Вот двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел. Растерзанных не приносил к тебе; это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли, что пропадало, ночью ли пропадало. Я томился днем от жара, ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих» (Быт. 31:38-40).

 

Методы селекции Иакова

История о том, как Иаков проводил селекцию и скрещивание животных, толковалась многажды. Однако до появления в начале 20-го века законов Менделя толкования оставались произвольными и малоубедительными. Комментаторы по-разному толковали метод селекции Иакова. В современное время этот эпизод обычно излагается как мифология, наивная веру в то, что само лицезрение животными пятнистых прутьев перед зачатием приводит к рождению пятнистого потомства. Томас Манн склонен был полагать, что Иаков открыл одну из чудесных тайн природы: «Он обнаружил явление материнской впечатлительности». 

Здесь стоит отвлечься и упомянуть о давней дискуссионной биологической проблеме. Какой момент следует считать началом индивидуального развития организма? Акт оплодотворения спермой яйцеклетки и слияние их ядер с хромосомами и генами? Выдающийся эмбриогенетик Томас Морган, основатель хромосомной теории наследственности, и известные российские эмбриологи и генетики П.Г. Светлов и Л.К. Корочкин резонно полагали, что начало еще ранее, в период созревания яйцеклетки. Ибо именно в это время в яйцеклетке закладывается план строения будущего организма. А когда же появляются сами яйцеклетки? У млекопитающих, включая человека, яйцеклетки как особые клетки, которые обеспечивают преемственность поколений, выделяются и начинают процесс созревания еще на стадии двухмесячного эмбриона. Тут следует напрячь воображение. Это значит, что одна из яйцеклеток, из которой возникает каждый индивид, появилась и стала созревать в то время, когда мама этого индивида была 2-х месячным эмбрионом в утробе у бабушки. Отсюда важные следствия. Яйцеклетка и физически, и генетически связывает три поколения. А второе: условия протекания беременности бабушки могут влиять на проявление признаков и статус здоровья внуков! Ибо разного рода резкие внешние воздействия на раннее эмбриональное развитие (пищевой режим, стрессы, вирусные и бактериальные инфекции) способны вызывать наследуемые изменения активности генов.

В моих с коллегами опытах на дрозофиле (модельном объекте генетики), были обнаружены отдаленные последствия импульсного действия повышенной температуры на девственных самок до оплодотворения, в период созревания у них яйцеклеток и в начале развития зигот. Такой кратковременный стресс влиял на жизнеспособность и продолжительность жизни потомства. Подобные эпигенетические изменения обнаружены у разных животных и человека. 

Однако стоит ли из-за таких биологических фактов разделять мнение Бурдюкова из сценки Гоголя «Тяжба»: «Вот у нашего заседателя вся нижняя часть лица баранья, так сказать, как будто отрезана, и поросла шерстью, совершенно как у барана. А ведь от незначительного обстоятельства: когда покойница рожала, подойди к окну баран и нелегкая подстрекни его заблеять». Верил ли в подобное библейский Иаков в задуманной селекционной программе? В рамках менделевской генетики можно реконструировать успешные действия Иакова. 

Окраска кожного покрова и волос млекопитающих зависит от особых клеток (меланоциты) , которые несут два варианта пигмента меланина. Один пигмент (эумеланин) определяет тёмно-коричневую и черную окраску, другой (феомеланин) красновато-желтую. Окрас животного, его конечный фенотип, зависит от концентрации и распределения этих пигментов в клетках. У овец и коз найдено более 10 генов, которые влияют на окраску волос (шерсти). Главный ген окраски называется «агути» (Agouti) и обозначается символом «А». Найдена серия вариантов (или аллелей) этого гена. Игра разных генов в скрещиваниях у овец и коз несколько различается. Рассмотрим их эскизно.

 

Овцы и действие гена «агути»

Овцы, несущие доминантный вариант (аллель) гена, обозначаемого символом А, имеют полностью белую, беловатую или окраску цвета загара. Этот признак доминирует у потомков от скрещиваний овец с другими вариантами окраски (символ «а»). В 2008 году австралийские генетики установили, что у большинства пород белых по окрасу овец, участок хромосомы, где распложен ген агути, удвоен или утроен. Такая мутация блокирует действие генов окраски в потомстве любых гибридных скрещиваний. Сходный доминантный эффект удвоения и утроения гена был установлен еще в 1920-е годы на дрозофиле. 

Каждый ген в организме находится в двух вариантах - один от самки, другой от самца. В отношении гена агути животные могут быть трех генотипов, обозначая их символами (новация Менделя): АА, Аа и аа. Овцы с двумя одинаковыми аллелями АА (гомозиготы) и овцы генотипа Аа (гетерозиготы), будут белыми. Овцы аа с двумя рецессивными аллелями будут черными. Лаван видимо полагал, что если отделить из стада всех черных овец, то оставшиеся белые овцы будут приносить лишь белое потомство. Но Лаван просчитался. При свободных скрещиваниях в исходном стаде овцы черного цвета покрывались и белыми самцами. В потомстве возникали гетерозиготы Аа , носители рецессивного аллеля. Их скрещивания между собой (Аа х Аа), порождали, по законам Менделя, потомство в генном соотношении 1АА: 2Аа: 1аа. Или, что касается окраски шерсти, в соотношении 75% белых (АА+2Аа) и 25% черных овец (аа). Такова школьная ныне менделевская алгебра. 

Приведу аналогию с наследованием цвета глаз у человека. Цвет глаз зависит от действия нескольких генов. Они определяют концентрацию и распределение пигмента меланина в радужной оболочке. Основная наследственная дихотомия: коричневые глаза - голубые / синие глаза. Голубые глаза – рецессивный признак, а карие глаза - доминантный. В 1985 г. в США была собрана статистика по цвету глаз у разных этнических групп, родившихся в 1957-1965 гг. У белых американцев коричневый цвет глаз был отмечен у 34,1% лиц, а сине-голубой у 33,0%. Чернокожие американцы в 98 % случаев имели коричневый или черный цвет глаз. По контрасту, частота голубоглазых людей в Эстонии достигает 99%. 

В браках двух голубоглазых лиц потомство ожидается всегда голубоглазое. Но люди с карими или черными глазами («очи черные, очи страстные») могут быть скрытыми носителями аллеля голубоглазости, который у них внешне не проявляется. В потомстве от браков кареглазых гетерозигот друг с другом ожидается 25% голубоглазых. Каждый человек хорошо знает подобные семейные примеры. А в потомстве от браков кареглазых гетерозигот с голубоглазыми партнерами (Аа х аа), рецессивная голубоглазость (аа) ожидается уже в 50% случаев. 

Теперь занятная история в духе «овец Иакова». О ней поведала в своих мемуарах замечательный генетик старшего поколения Зоя Сафрониевна Никоро. В 1927 г Наркомзем СССР решил усиленно развивать кролиководство и призвал генетиков помочь закупить за границей ценные породы. Ранее в Германии нашли рецессивную мутацию «рекс» и вывели на ее основе ценную породу с короткой шерстью и черного цвета. Однако, ее вывоз тогда запретили, желая сохранить монополию. Но известный генетик А.С. Серебровский договорился с немецкими генетиками и вывез через таможню нормальных по фенотипу кроликов, гетерозиготных по мутации «рекс». В их потомстве здесь уже легко вывели гомозигот. На зоологическом научном симпозиуме в Киеве в 1930 г. был сделан доклад об этой истории, «рапортующий» о получении важной для практики породы. Доклад вызвал резко негативный отклик «чистого генетика» проф. Ю.А. Филипченко (завкафедрой генетики ЛГУ): а при чем здесь наука: это простое применение законов Менделя.

Возвратимся к «нашим баранам». Черные овцы из исходного стада достались Иакову. Их пасли, согласно желанию Лавана, в трех днях пути сыновья Лавана. Хитрован Лаван знал: его сыновья не будут особо стараться увеличивать поголовье черных овец Иакова. А вот своих белых Лаван доверил пасти искусному пастырю Иакову. По своей наблюдательности и долгому пастырскому опыту он был уверен, что в потомстве белых овец могут и будут возникать черные овцы. На практике он поступал как нынешние селекционеры, проводя избирательные скрещивания по законам Менделя. Это следует из текста Библии. 

Хорошее генетическое истолкование селекционного метода Иакова рассмотрено в статье Пирсона (J. Pearson. Science and Christian Believe. 2001. vol.13, №1). Автор предположил такой сценарий. Примем, что в начале договора соотношение овец по окрасу в исходном стаде было около 80 % белых овец (они отошли к Лавану), а остальные отошли к Иакову. Это вполне устраивало Лавана, а на меньшую долю не согласился бы Иаков. 

 Иаков получил в свое распоряжение белых самцов и самок с генотипами АА и Аа. В исходном стаде при отсутствии ограничений, среди других скрещивались между собой и гетерозиготные самки и самки (Аа х Аа). А в их потомстве в 25% случаев будут возникать черные гомозиготы аа (менделевский закон расщепления). По расчетам, уже после первого сезона размножения белых овец, доставшихся Иакову, доля черных овец от всего потомства составит 1/12. Можно полагать общее число овец в стаде не менее 200 голов (Быт. 32: 13). Тогда в таком стаде уже после первого сезона репродукции в распоряжении у Иакова станет около 17 родившихся черных овец. Половина из них будут самцы. которые через 6-7 месяцев становятся половозрелыми. Здоровый баран в сезон размножения способен оплодотворить 30 - 40 самок, а козел еще больше (длительность полового акта у овец и коз всего 2-5 секунд). 

Селекционная программа Иакова состояла в том, чтобы только черные самцы допускались для размножения и покрывали всех самок в стаде. Белые самцы и старые белые самки удалялись из стада (прокорм, продажа, обмен на другие товары). При такой селекции уже к 6-ому поколению доля черных овец в стаде станет более 90% (расчеты в цитированной статье Пирсона).

 

Каким образом Иаков контролировал скрещивания

Сезон размножения овец - осенью и до начала весны. Скрещивания происходили обычно в местах, куда животные приходили пить. Там же оплодотворялись готовые к скрещиванию самки (Быт. 30:38). Эструс (течка) у овец и коз происходит через 21 день и длится 48 часов, беременность - около 5 месяцев. По замыслу Иакова, только черные бараны покрывали всех самок каждый сезон размножения. Пятнистые прутья, которые изготовлял Иаков, могли просто служить загоном для изоляции белых самцов во время контролируемых зачатий. А также для рождавшихся черных ягнят, которые содержались отдельно: «и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана», Быт. 39:40.

 

Пятнистые козы: отбор Иакова

В генетике окраса у овец и коз много общего. Но есть и определенные отличия. Палитра наследуемых вариаций окраски шерсти у коз разнообразнее, а мутации пятнистости встречаются гораздо чаще. Главный ген окраски у коз также «агути» но его разные аллели могут вызывать пятнистую окраску, а не сплошную. У коз имеются другие особые гены «белой пятнистости» (White –spotting). Они вызывают появление белых пятен на любом окрашенном фоне. Пятнистые козы, выбранные Иаковым в награду, могли содержать подобные гены. «И отделил в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз, на которых было несколько белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновья своим».Быт. 30-35. Здесь ясно указано и на селекционные различия по окраске между козами и овцами. Именно в случае коз различие между двумя стадами всегда указывалось по принципу: пятнистый - сплошная окраска. 

Иаков выбрал коз с пятнами и крапинами на белом фоне. Овцы Лавана имели сплошную окраску. Вот возможный сценарий селекционной программы Иакова. Допустим, возникновение белых пятен на темном фоне зависит от определенной рецессивной мутации. Обозначим ее символом s* (spotting –пятнистость), альтернативный доминантный вариант данного гена обозначим S. Тогда пятнистые козы будут иметь генотип s*s*; козы со сплошной окраской - генотипы Ss* и SS. Цель Иакова - получить пятнистых коз потомстве сплошных по окраске и увеличить их поголовье. Несомненно, из своего долгого 14-летнего опыта он заранее представлял, что это возможно и как этого добиться!    

Сплошные по окраске самки коз, которые поначалу достались Иакову, не были девственными. В исходном стаде происходили свободные скрещивания независимо от окраски животных. В их числе были скрещивания гетерозигот Ss* х Ss* , в потомстве которых происходит менделевское расщепление и в 25% случаев ожидаются козы генотипа s*s* - пятнистые по окраске. Далее Иаков проводил селекцию так же, как и с овцами.

Только пятнистые козлы (s*s*) в местах водопоя допускались к скрещиванию со всеми козами. Получавшиеся в их потомстве пятнистые козлята держались в отдельных загонах. И далее - по сходной с овцами программе. Пятнистые прутья могли лишь маркировать загоны, где происходили контролируемые скрещивания и где потом содержалась и выращивалась пятнистые козлята. Нет необходимости прямолинейно понимать библейские строки о том, что лицезрение пятнистых прутьев во время зачатия, вызывало пятнистое потомство. Излишне привлекать в данном случае и новейшие факты эпигенетической наследственности. Достаточно известных законов Менделя.

Поразительно другое. Интуитивное, настоянное на долгом опыте проникновение Иакова в основные менделевские принципы наследования признаков. Конечно, Библия при описании реальных фактов и событий, связывает их с богооткровением и теологически осмысляет. Иаков свой успех в селекции связывал с божественным покровительством. Он признался Лии и Рахили, что во время сезона размножения ему во сне явился Ангел Божий и посоветовал, чтобы «все козлы, поднявшиеся на скот» были пестрые, с крапинами и пятнами». Иаков верил: ему помогал «Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака», Быт.31:42. Он поведал также дочерям Лавана, сколько козней чинил ему их отец. И вот в отместку «отнял Бог скот у отца вашего и дал его мне». 

Вспоминается известная притча о Нильсе Боре. На двери его дома висела подкова. Бора спросили, неужели он, такой великий физик, верит в благое влияние подковы? Бор ответил: он не верит, но говорят, подкова приносит успех и удачу даже тем, кто в нее не верит. Сходным образом религиозное мировидение и мироощущение, и опытное знание могут парадоксально и вполне гармонично переплетаться, что доказывает и эта статья. 

 

Комментарии

Аватар пользователя Gregory Sobko

Магия математики
***************
Математика – как магия.
В ней – таинственная музыка.
Вниз проходим мы оврагами,
Вверх идём гипотенузами.
В подсознанье автоматика
Счёт ведёт и правит логика,
Ум твой знает математику,
Пусть ты и глупее бобика.
Вся структура мироздания
Языком формальным писана,
Даже если это знание
По наивности не признано.
Математика – как музыка
Нужен слух и прилежание,
Чтоб из магии выуживать
Откровенья мироздания.
Миг волшебного соития
Двух гаплоидных гамет -
В вероятности события
Жизни будущей секрет.
Предсказанием генетика
Весь исход определён:
Это - шансов арифметика,
Или Менделя закон.
Но душа вопросом мается,
Сколько я не размышлял,
А любовь не вычисляется –
Не берётся интеграл…

10.24.17

Ниже в тему небольшой отрывок из моей поэмы "Яков м Исав":
1

Нет ближе Якову картины,
Поднявшись, глянуть свысока
На то, как в зелени долины
Плывут овечьи облака.

Окрас овечий одинаков,
Но изредка меж серых масс
Окрас пятнистый видит Яков
И даже в крапинку окрас.

Рождается таких немного.
И в голову пришло ему –
Быть может, это не от Бога,
А надо спарить по уму.

Случал он пары не случайно,
А выбирая каждый раз,
И тут ему открылась тайна,
Как нужный получить окрас.

Аватар пользователя Ирина Чайковская

Точно в тему...

Спасибо, Ирина. Другие отрывки из Библейских поэм можно прочитать по линку
http://z.berkovich-zametki.com/y2020/nomer5_6/solodkin/

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки