Надписи на памятниках

Опубликовано: 5 июня 2021 г.
Рубрики:

Нежелание критики - признак большой психической проблемы

 

Приезжая в разные города России и в зарубежье и видя многочисленные памятники, не всегда знаешь, чем особенным заслужил гражданин на постаменте установку себе рукотворного творения скульптора и архитектора. Да и в родном Петербурге много памятников, подписанных только фамилией с инициалами. Из обозначенных подробно знаю только памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову на проспекте его имени. Автор памятника - Михаил Осипович Микешин, знаменитый и плодотворный скульптор 19-го века. Окончив Академию художеств с золотой медалью, получил официальное звание «классного художника». В те времена окончившие консерваторию получали звание «композитора музыки». 

Самым известным произведением классного художника Михаила Микешина является монумент «Тысячелетие России» в Великом Новгороде в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь («Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; да и пойдите княжить и володеть нами»). Памятник представляет собой трехъярусный шар-державу: верхний – Православие, средний – Самодержавие и нижний – Народность.

Михаил Микешин известен в России четырьмя памятниками, кроме монумента «Тысячелетие России»: памятник Екатерине Второй в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве, Ермаку в Новочеркасске и Александру Второму в Ростове-на-Дону.

Памятник Лермонтову в Петербурге установлен перед зданием бывшего Николаевского Кавалерийского училища, в котором Лермонтов никогда не учился. Михаил Юрьевич «два золотых года» учёбы провёл в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, располагавшейся на Исаакиевской площади в здании современного городского совета. Потом Школа была преобразовано в Кавалерийское училище и переехала на Ново-Петергофский проспект в новое здание с конным манежем. Перед зданием и установлен монумент. Идея создания памятника принадлежит начальнику училища генерал-майору Де-Витту. Средства собирали среди выпускников училища, правительственных учреждений и частных лиц. Памятник был открыт 9 мая 1916 года. Ново-Петергофский проспект переименовали в Лермонтовский.

М.Ю. Лермонтов изображён в форме гусара, сидящего в кресле. На обратной стороне пьедестала перечислены основные произведения Лермонтова: «Демон», «Ангел», «Бородино», «Герой нашего времени», «Песня про купца Калашникова», «Пророк», «Отчизна», «Валерик», «Мцыри», «Спор». Это названия произведений, а из мыслей поэта можно предложить надпись из двух строчек стихотворения «Родина»: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой». Или: «Искал он в людях совершенства, а сам — сам не был лучше их», В этом небольшом сквере у памятника Лермонтову установлены ещё два бюста: Мусоргскому и Семёнову-Тян-Шанскому. 

Памятник Ивану Сергеевичу Тургеневу установлен в городе Орле в 1986 году в ознаменование 150-летия со дня рождения великого русского писателя. Памятник установлен на «Тургеневском бережке» - на вершине склона берега Оки. Скульптор Г. Бессарабский, архитектор А. Свиридов. На боковой стороне постамента — надпись «Тургенев Иван Сергеевич», с другой — даты жизни писателя — «1818.28.X.» — «1883.22.VIII.». Других надписей на памятнике нет.

В школе мы учили наизусть известное стихотворение в прозе Ивана Сергеевича о великом и могучем русском языке. Учили почему-то без строчки «Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?». Такая надпись на памятнике в виде этой строчки, на мой взгляд, была бы современна. Конечно, могут быть другие мнения и предложения, например: «Живя в России, я никогда бы не написал «Записки охотника». Свободно владея тремя европейскими языками: французским, английским и немецким, Иван Сергеевич Тургенев большую часть жизни провёл за границей. И не только из-за Полины Виардо. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета.

Из высказываний Тургенева о русском человеке на памятнике можно было бы разместить: «Русский человек всегда себе на уме. Русский человек всегда врёт». Или: «Русский есть наибольший и наинаглейший лгун во всем свете». И ещё: «Если бы провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве»[1] .

 

В Ленинграде в 1947 году установили памятник Николаю Гавриловичу Чернышевскому. На памятнике нет никаких надписей, кроме инициалов и фамилии философа-писателя. С годами памятник разрушался: исчезли фонари-бра, пара скамеек и очки вольнодумца-мыслителя. Напрашивается параллель с исчезновением кортика на памятнике Ивану Крузенштерну на Николаевской набережной. Кортик отлили из чугуна, а через несколько лет «нашли» оригинал и поставили на место. С очками Чернышевского всё было проще: реставрационная мастерская изготовила новые очки и подарила их Николаю Гавриловичу. Восседает писатель на постаменте высотой 4 метра – места для надписей предостаточно, а мыслей философа в кратком афористичном изложении на памятнике нет. Мне вспоминается изречение Николая Гавриловича, которое, на мой взгляд, не только бы уместилось на постаменте, но и, в какой-то мере, отображало бы мнение писателя о русском народе: "Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу - все рабы". Несогласных с таким мнением писателя отсылаю к пролетарскому источнику: «… это были слова настоящей любви к родине» (В. Ленин). 

 Величественный монумент Царю-Миротворцу скульптора князя Паоло Трубецкого был установлен в Петербурге на Знаменской площади (пл. Восстания) у Знаменской церкви (сейчас – вестибюль станции метро) в 1909 году. Перед установкой был изготовлен макет памятника в натуральную величину на поворотном постаменте. Макет поворачивали и решали в какую сторону должна быть направлена голова коня-тяжеловоза? Выбрали направление в сторону Николаевского (Московского) вокзала. На пьедестале было начертано: «Александру III. Державному основателю Великого Сибирского пути». (Транссибирской железнодорожной магистрали). О времени правления Царя-Миротворца, когда Россия не вела военных действий, во "Всемирной истории" Егера было сказано: "Александр III вёл свою политику открыто, не прибегая ни к каким ухищрениям, держась в отношении к другим державам безукоризненной прямоты и неуклонной справедливости.." В итоге "Россия была возведена императором Александром III на высокую степень европейского и азиатского могущества".

В знак дружеских отношений Франции и России в Париже и в Петербурге было заложено строительство мостов: через Сену и через Неву. На закладке моста через Сену присутствовал царь Николай II – сын императора Александра III. Оркестр играл Марсельезу – государственный гимн Франции. Мост через Сену получил имя Александра III. В Петербурге, по проекту французской фирмы «Батиньоль», был заложен Троицкий мост. На закладке присутствовал президент Франции Феликс Фор.

В 1919 на памятнике Александру III было выбито стихотворение «Пугало» пролетарского поэта Демьяна Бедного (в народе – Демьян, умом бедный). Настоящая его фамилия Ефим Придворов (в народе – Ефим Лакеевич Придворов)[2] . В 1937 памятник был демонтирован и установлен во дворе Русского музея. В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец (филиал Русского музея). Исчез величественный пьедестал. За годы перемещений памятника у сабли царя был утрачен георгиевский темляк, также не сохранились поводья. Пока эти элементы не восстановлены.  

У станции метро «Горьковская» в Петербурге стоит памятник буревестнику революции Максиму Горькому. Первый конкурс на памятник в 1936 году победителя не выявил. На конкурсе 1952 года был выбран проект скульптора Веры Исаевой, но только в 1968 году, к 100-летней годовщине писателя, после доработки скульптора Габе памятник был установлен. На гранитном пьедестале стоит 4-метровая бронзовая скульптура. Писатель выглядит усталым и чуть сутулится. На пьедестале надпись «М. Горький».

Живя в Петербурге с 1914 по 1921 год, писатель был свидетелем бурных событий тех лет. Октябрьский переворот 1917 года и советскую власть Горький принял холодно и скептически. Критиковал методы большевиков, осуждал их отношение к старой интеллигенции, спасал ряд её представителей от репрессий большевиков и голода. В ноябре 1917 года Горький писал, что «Ленин…считает себя вправе проделать с русским народом жестокий опыт, заранее обречённый на неудачу» (1919). Эту фразу можно было бы написать на памятнике «буревестника революции».

Начиная с 1918 года Горький пять раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе.

В эмиграции Горький прожил чуть более 18 лет, в основном в Италии, но не освоил ни одного иностранного языка. Прожив 15 лет в Италии, знал только «Buona sera!» («Добрый вечер»).

Горький жил в Италии с 1921 по 1928 год. У него бывало много гостей. Приезжал к нему на Капри и Фёдор Иванович Шаляпин, которому Алексей Максимович предлагал вернуться в Советскую Россию. «Милый Алёшенька, - отвечал Шаляпин,- я был во всей Европе, посетил Америку и даже был в Японии. Не был только в Сибири. И не хочу!»

Начав работать в 11 лет, русского человека Горький знал не по рассказам других. Что же писал Горький о русском человеке? «Главной чертой российского национального характера является жестокость, и то жестокость садистическая. Говорю не об отдельных взрывах жестокости, а о психике, о душе народной». И ещё. «Мы жестокое зверье, в наших жилах все еще течет темная и злая рабья кровь - ядовитое наследие татарского и крепостного ига. Нет слов, которыми нельзя было бы обругать русского человека…» Есть и такое изречение Горького: «Речи правителей о желаниях народа подобны рассказам глухонемого о музыке».

 Первоначально памятник входившему в число основателей РСДРП Георгию Валентиновичу Плеханову установили в Петербурге у Казанского собора, где 20-летний студент Горного института выступил 6 декабря 1876 года с пламенной речью на первой в истории России демонстрации протеста. Над толпой демонстрантов рабочий Я. Потапов поднял красное знамя с надписью «Земля и воля». Памятник был изготовлен из недолговечных материалов и не вписывался в архитектурное окружение. 3 мая 1925 года памятник установили перед зданием Технологического института. Памятник представляет собой двухфигурную композицию: Плеханов изображён стоящим за кафедрой, у подножия которой скульптура рабочего со знаменем в руках. На лицевой стороне пьедестала рельефная надпись: «Г. В. Плеханов. 1856—1918»

В 1880 Плеханов эмигрировал в Швейцарию и вернулся в Россию только в 1917 году, после 37 лет изгнания. Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом». Временное правительство провозгласило конец монархическому правлению, широкие политические права и свободы. Объявлялись также: 

Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений. Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчинённым органам местного самоуправления. На территории России был объявлен 8-часовой рабочий день.

Когда Плеханову сказали, что Ленин его духовный сын, Георгий Валентинович заметил: «очень незаконнорожденный».

Что писал Плеханов о большевиках? «Большевики не смогут дать народу ни демократии, ни свободы, потому что, осуществив это, они тут же потеряют власть. Ленин хорошо понимает это. А раз так, то у большевиков нет другого пути, кроме пути террора, обмана, запугивания и принуждения. Что же нового в большевизме? Только одно — неограниченный, тотальный классовый террор. 

Георгий Валентинович отмечал острый и практичный ум Владимира Ильича. «Ленин ловко использует мои идеи для подкрепления своих ложных выводов и вредных действий».

Отмечая рост числа примкнувших к большевикам, говорил, что большинство идёт не по идейным убеждениям, а с целью «побольше урвать от царского пирога».

 Писал Плеханов и о крестьянах, которые при большевиках станут крепостными государства. Правившая партия ВКПб колхозниками расшифровывалась, как Второе Крепостное Право большевиков. Советским колхозникам начали выдавать паспорта только с 1973 года. До этого колхозники не имели права переселения из «родного» колхоза. В отличие от советской России в царской России был Юрьев День[3]  – религиозный праздник в честь святого Георгия Победоносца (имена Юрий, Георгий и Егорий – равнозначные). Это было единственное время в году, по окончании осенних работ (неделя до и после 26 ноября), когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому. Павел Первый ввёл трёхдневную барщину – крестьянин работал на барина только три для в неделю. Советский колхозник работал на барина-государство круглогодично, за «палочки» за ненормированный рабочий день бригадир ставил один трудодень – палочку. По окончании сезонных работ государство на трудодень выдавало «шиш с маслом», а иногда просто «шиш» без масла. При этом колхозник был обязан, вне зависимости от личного хозяйства, сдавать любимому государству шкуры животных, куриные яйца, молоко, мясо и много чего ещё. Тех времён анекдот: В медицинском институте на экзамене. «Скажите, студент, чей скелет вы видите перед собой?» - «Колхозника» - «?» - «Мясо сдал, яйца сдал, шкуру сдал. По всем признакам — колхозник».

Что же можно предложить написать на красном знамени скульптурного изображения рабочего на памятнике Плеханову? Вариантов может быть очень много. Вот один из них.: «… общество, построенное на обмане и насилии, понесет в себе зло, ненависть и, следовательно, заряд саморазрушения». Или ещё. «Своей деятельностью Ленин уже нанёс России огромный вред и, боюсь, объем этого вреда на некотором этапе правления большевиков станет критическим. Если Ленин и его последователи утвердят свою власть надолго, то будущее России печально».

 

Выставка проектов памятника Маяковскому прошла в Москве в 1953 году. Лучшим был признан проект скульптора А. Кибальникова. Для определения лучшего расположения скульптуры на площади, с 30-х годов носившая имя Маяковского, был изготовлен макет, который перемещали в разные точки площади, выискивая лучший вариант. Открытие памятника состоялось 28 июля 1958 года при большом стечении народа. Так началась «Площадь Маяковского» – центр протестующей молодёжи. Скульптура выполнена из бронзы, стоит на гранитном пьедестале. Маяковский стоит в позе чтеца. В левой руке у него записная книжка. Он, как бы, обращается ко всему окружающему. Невысокий постамент зрительно увеличивает фигуру поэта. На постаменте начертано: «И я, как весну человечества, рождённую в трудах и в бою, пою моё отечество, республику мою». Возможный вариант: «Мы говорим партия – Подразумеваем – Ленин. Мы говорим Ленин – подразумеваем – партия. Мы всю жизнь говорим одно, а подразумеваем другое». 

Движения фигуры поэта решительны и смелы. Обращаясь к сегодняшнему поколению россиян, Маяковский мог бы сказать: «Дяди и тёти, куда же вы прёте?»

На бесчисленных памятниках Ленину можно нанести высказывания на выбор из предлагаемых.

 «…провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города». (9 августа 1918 г. . (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 143-144)

«Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц» (Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 57.)

«…советую назначать своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты». (22 августа 1918 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 165)

«По-моему, нельзя жалеть города (Казани) и откладывать дольше, ибо необходимо беспощадное истребление…» (10 сентября 1918 г. (Ленин В.И. Полн. СОБР)

«… я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий…» 19 марта 1922 г. (Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193)

«Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». (19 марта 1922 г. (Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193)

Если предлагаемые изречения кажутся слишком многословными, то можно на памятниках разместить такую надпись: «Повинен в уничтожении 12 миллионов россиян» (Независимые историки). 

Четырежды номинировавшийся на Нобелевскую премию писатель Владимир Владимирович Набоков всегда обозначается, как русско-американский. В детстве, в семье, говорившей на трёх языках: русском, английском и французском, Владимир сначала научился читать по-английски. В апреле 1919 года семья Набоковых навсегда покинула Россию. Образование Набоков получил в Кембриджском университете, где основал Славянское общество, впоследствии преобразовавшееся в Русское Общество Кембриджского университета. Тогда же перевёл на русский язык «Алису в стране чудес Льюиса Кэрролла («Анна в стране чудес»). В Берлине Владимир Набоков жил с 1926 по 1937, где создал 9 русскоязычных романов. В Советской России их не публиковали, но они пользовались большим успехом у русской эмиграции. В настоящее время многие из романов Набокова считаются шедеврами русской литературы, особенно «Защита Лужина», «Дар» и «Приглашение на казнь».

Набоков с 1937 по 1940 жил во Франции и в Америке. В гостиницах. Когда его спрашивали «почему он не покупает себе дом», Набоков отвечал, что у него есть дом в Петербурге на Большой Морской, 47 (сейчас «Дом-музей Набокова»).

Свой первый роман на английском языке («Истинная жизнь Себастьяна Найта») Набоков пишет ещё в Европе, незадолго до отъезда в США. С 1938 года и до конца своих дней Набоков не написал на русском языке ни одного романа. С 1960 по 1977 Набоков живёт в Монтрё. Швейцария.

О себе писатель сказал: Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу. Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце — по-русски, и моё ухо — по-французски. 

Памятник Набокову в Монтрё находится между знаменитой гостиницей «Монтрё-Палац» и Женевским озером. Был установлен 23 апреля 1999 года. Скульптура была выполнена известным скульптором Филиппом Рукавишниковым. Идея создания памятника принадлежит владельцу гостиницы Монтрё-Палац, в которой Набоков с супругой прожил последние 17 лет жизни. Владимир Набоков представлен уже в преклонном возрасте, сидящим в кресле. Он весьма сосредоточен, его правая рука лежит на колене, а левая – опирается на спинку стула. Писатель задумчиво смотрит вниз сквозь очки.

Как россиянину мне кажется подходящей надписью на памятнике выражение Владимира Владимировича: «Два Ильича погубили Россию. Один из них Обломов». 

С 1801 году, в связи с грядущим 100-летием великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857) был объявлен конкурс на памятник композитору. В конкурсе участвовало 22 скульптора. Для сбора денег было проведено множество концертов и спектаклей. Победителем конкурса был объявлен скульптор Р. Бах. Архитектурной частью памятника занимался брат скульптора А. Бах. Городская Дума С- Петербурга выбрала место для памятника: на пересечении Никольской улицы (улица Глинки) и Театральной площади у здания Большого Каменного театра (ныне Консерватория), где в 1836 состоялась премьера оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Торжественное открытие памятника состоялось 3 февраля 1906 года. На церемонии открытия была исполнена кантата М. А. Балакирева, специально написанная по этому случаю. В 1926 году, в связи с перепланировкой площади памятник передвинули с центра площади и установили с южной стороны Консерватории.

 Композитор изображён в полный рост с бронзовой лавровой ветвью. На гранитном постаменте написано: Михаил Иванович Глинка.

М. Глинка, окончательно покидая 27 апреля 1856 года Россию, на границе вылез из рыдвана, плюнул на землю и сказал: “Дай Бог мне никогда больше не видеть этой мерзкой страны и ее людей!»

 

В закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озёрск) я прожил четыре года моего отрочества с 13,5 до 17,5 лет. Учился в техникуме. Практику проходил на предприятии «Маяк» по производству Плутония - 239 для атомных бомб. Несколько раз на предприятии видел Игоря Васильевича Курчатова – руководителя «Атомного проекта. Его автомобиль даже не проверяли на КПП (все автобусы с работниками предприятия загоняли на «яму» и проверяли, не приклеился ли скочем проклятый шпион к выхлопной трубе). Курчатов всегда ездил в сопровождении двух «наших товарищей». Сейчас в Озёрске, на центральной площади, стоит памятник Курчатову. Предлагаемая надпись на памятнике – изречение академика Зельдовича – члена группы «Атомного проекта»: «Советская атомная бомба – цельнотянутая с американской». 

На Корабельной набережной Владивостока в 2015 году установлена бронзовая фигура Александра Исаевича Солженицына скульптора Петра Чегодаева. Художник изобразил великого писателя, общественного и политического деятеля, лауреата Нобелевской премии по литературе сходящим с трапа судна и начинающего своё путешествие по изменившейся России после возвращения из многолетней зарубежной ссылки. 

"Нет в этом мире мельче, сволочнее и хамовитее особи, чем кацап. Рождённый в нацистской стране, вскормленный пропагандой нацизма, - этот ублюдок никогда не станет Человеком. У его страны нет друзей – либо холуи, либо враги. Его страна способна только угрожать, унижать и убивать». (А.Солженицын) 

В Петербурге, у здания Института физиологии им. И.П, Павлова 24 ноября 2004 года установлен памятник первому в России Нобелевскому лауреату физиологу Ивану Петровичу Павлову скульптора Анатолия Дема. На постаменте высотой 2 метра установлена полуфигура великого физиолога. В венке с гербом Российской империи надпись «1904». На геральдическом щите надпись «Первому нобелевскому лауреату России Ивану Петровичу Павлову». В правой руке учёный держит рукопись в виде свитка, а в левой, вероятно, головной убор. В Петербургском журнале, 2005, № 18 автор М.Золотоносов в статье «Мемориальная тоска» написал: видимо, в запасной инстинкт скульптора помимо воли проник инстинкт основной в виде до боли знакомой ленинской кепки».

В статье «О русском уме», 1932 год, академик Павлов писал: «Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека — он имеет такую слабую мозговую систему, что не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действиями, а со словами». 

 

Памятники советскому писателю, драматургу, театральному режиссёру и актёру Михаилу Афанасьевичу Булгакову установлены во многих городах бывшего Советского Союза: есть памятник на родине писателя в Киеве, есть памятник во Владикавказе, установлен памятник в Вязьме. В Москве памятник Михаилу Булгакову установлен в 2018 году на Большой Пироговской улице в сквере аллеи архитектора Клейна, рядом с домом под номером 35А, где Булгаков проживал с 1927 по 1934 годы на первом (цокольном) этаже; здесь он работал над первыми редакциями романа «Мастер и Маргарита», писал «Театральный роман». Именно в этой квартир состоялся его знаменитый телефонный разговор со Сталиным. В те годы романы Булгакова не печатались и он часто переходил на устные рассказы о событиях, якобы происходившими с ним. «Звонит телефон. Поднимаю трубку и слышу:

 – Это Сталин говорит. Как живёшь, писатель? 

– Плохо, Иосиф Виссарионович. Книг не печатают, пьесы не ставят.

– Барышня, дайте Большой театр. Директора мне. 

– Директор слушает

– Это Сталин говорит. Ты почему пьесы Булгакова не ставишь? Почему молчишь?

Барышня: – Товарищ Сталин, директор умер.

– Какой нервный народ пошёл. 

Автор памятника скульптор Георгий Франгулян. Фигура писателя парит над землей, оттолкнувшись от «горящих» листов с рукописями, на которых изображены некоторые герои произведений Булгакова.

При жизни Булгакова писательский круг не принимал его в свои ряды. Писатель глубоко переживал по этому поводу. Известно, что Булгаков считал Гоголя своим учителем, и даже как-то в порыве воскликнул, «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью!». Эта его мечта мистическим образом исполнилась. Гоголя похоронили в 1852-м на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле – бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне, похожем на гору Голгофу. Камень специально выбрал и привез из Крыма писатель И. Аксаков. При Сталине Данилов монастырь закрыли. Прах писателя вместе с Голгофой перенесли на Новодевичье кладбище. Тогда же и вскрыли гроб с якобы «перевернувшимся Гоголем». В 1952-м, к столетию смерти, Гоголю поставили памятник от правительства Советского Союза «с бюстом». Голгофу с могилы убрали, крест сломили. Однажды жена писателя Елена Сергеева Булгакова зашла в мастерскую Новодевичьего кладбища. В глубокой яме она увидела огромную гранитную глыбу. Директор мастерской объяснил, что это «Голгофа» с могилы Гоголя. Глыбу извлекли и водрузили на могиле Булгакова. Рабочие вырубили площадочку для надписи: «Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков, 1891-1940». 

А вот и мнение писателя о русском народе. "Не народ, а скотина, хам, дикая орда, душегубов и злодеев». Михаил Булгаков. 

Бюсты и статуи Пушкина можно увидеть в более чем сорока странах мира. В Петербурге наиболее известен памятник поэту на площади Искусств напротив Русского музея. Скульптор М. Аникушин, архитектор В. Петров. Памятник установлен 19 июня 1957 года. На пьедестале золотом высечено «Александру Сергеевичу Пушкину». 

Если говорить о Пушкине, то сразу вспоминается «Пушкин – это наше всё» Аполлона Григорьева с вопросом «А все остальные?»  

Возможная надпись на обратной стороне пьедестала – фраза из письма Пушкина жене из Москвы в Петербург 18 мая 1836 года: «… чёрт догадал меня родиться в России с душою и с талантом! ... " Неверной является часто приводимая «политкорректная» фраза “И догадал меня Господь с моим умом и талантом родиться в России!”. А. С. Пушкин». А ещё Александр Сергеевич писал о русском народе: «Народ равнодушный до наименьшей обязанности, до наименьшей справедливости, до наименьшей правды, народ, что не признает человеческое достоинство, что целиком не признаёт ни свободного человека, ни свободной мысли».  

«Мы ленивы и нелюбопытны» («Путешествие в Арзрум». 1936) 

 

Время создания эскиза памятника Фёдору Михайловичу Достоевскому в Петербурге скульптором Л. Холиной – 1956 год. Но время для установки памятника никак не наступало – партийные знатоки Культуры и Искусства решали «наш, или не наш» этот неоднозначный писатель. И только 31 октября 1988 года (через 32 года) был объявлен конкурс на разработку проекта памятника Ф.М. Достоевскому. Всего было представлено 12 проектов и первую премию получила работа Л. Холиной и архитектора В. Петрова. Но потребовалось заменить гранитную скульптуру писателя на бронзовую. Прошло ещё недолгих девять лет. Было выбрано место на Владимирской площади около церкви Владимирской иконы Божией Матери рядом с домом на углу Кузнечного переулка и Ямской (Достоевского) улицы, где Достоевский окончил свои дни Памятник был открыт 30 мая 1997 года. Бронзовая фигура Достоевского изображена сидящей, в напряжении работы над своим произведением. Взгляд писателя обращён к церкви Владимирской Божией матери. Каждую первую субботу июля рядом с памятником открываются Дни Достоевского в Санкт-Петербурге. 

Году в 1975 зимней ночью стоял я в составе тысячной толпы на Литейном проспекте у книжного магазина. Была объявлена подписка на собрание сочинений Достоевского. Сообщалось, что будет только 200 комплектов. Никто не расходился. Ждали открытия магазина утром. Почему-то было весело и говорливо. Я был, вероятно, в пятой «двухсотке» и мне ничего не досталось. 

 У меня на соседнем Измайловском проспекте есть библиотека им. Скворцова-Степанова. (Не путать с «психушкой» Скворцова – Степанова из которой пациент писал: «Это у вас, за забором, дурдом, а здесь – больница»). Прихожу в библиотеку и прошу записать меня. Следует отметить, что всю свою жизнь, начиная с раннего детства, в любом государственном учреждении во мне распознают мошенника и негодяя. Попытки сделать умное лицо не помогают. В детстве, в библиотеке, я пересказывал содержания книг, пытаясь доказать, что за эти два дня я прочёл эти две книги. И на этот раз мне отказали записать меня в библиотеку – у меня была прописка по месту работы – в Мурманске. Я не знал сколько томов в полном собрании сочинений Ленина и наугад сказал, что не могу жить без 49-го тома. Пригласили директора. – Гражданин имеет право записаться в любую библиотеку страны. Что вы желаете взять?» – «Бесы» Достоевского». – «Есть только один экземпляр в читальном зале». И я понял, что Достоевского мне надо прочесть обязательно. И я ходил в читальный зал и даже кое-что конспектировал. Хорошо запомнилась одна из цитат о большой любви русского человека к власти. Эту цитату я привожу, сверившись с первоисточником. «Поставьте какую-нибудь самую последнюю ничтожность у продажи каких-нибудь дрянных билетов на железную дорогу, и эта ничтожность тотчас же сочтет себя вправе смотреть на вас Юпитером, когда вы пойдете взять билет. Дай-ка, дескать, я покажу над тобою мою власть...И это в них до административного восторга доходит...»

 

В газете «Руль», выходившей в Берлине на русском языке, в номере от 18 августа 1926 года в статье «Сын Достоевского» (страничка воспоминаний) рассказывалось о том, как сын писателя Фёдор Фёдорович Достоевский, оказавшись в Ялте в 1918 году у умирающей своей матери, замечательной русской женщины Анны Григорьевны Достоевской, попал в руки железнодорожной ЧК в Симферополе. В нём заподозрили спекулянта, так как он вез в корзинах рукописи Достоевского, уцелевшие после Анны Григорьевны. Пьяный «следователь» в кожаной куртке начал допрос: «Зачем оказался здесь?» – «Я в 1918 году приехал сюда к умирающей матери и остался здесь». – «Расстрелять!» Достоевского схватили и потащили во двор, где происходили расстрелы. Фёдор Фёдорович успел крикнуть: «Подлецы, моему отцу ставят памятник в Москве, а вы меня расстреливаете». «Как твоя фамилия?» – «Моя фамилия Достоевский». – «Достоевский? Никогда не слыхал». К счастью, в эту минуту к следователю подбежал маленький черный юркий человек и стал ему что-то быстро шептать на ухо. «Следователь» медленно приподнял голову, тупо посмотрел воспаленными веками в сторону Достоевского и произнес: «Пошел к черту, пока цел».

В Москве в октябре 1918 года был установлен памятник Достоевскому работы скульптора С. Д. Меркурова. Незадолго до открытия памятника Луначарский, будучи наркомом просвещения, оказался по делам службы в Киеве. Как раз в это время там состоялся вечер однокашников киевской гимназии, в которой учился и Луначарский. Выпускники этой гимназии, большинство из которых были настроены враждебно по отношению к советской власти, дружно набросились на Луначарского: «Что же вы, большевики, делаете, Анатолий Васильевич, церкви уничтожаете, или устраиваете там клубы», памятники ломаете». – «Будем ставить памятники тремстам лучшим сынам России». «И Достоевскому будете памятник ставить?» – спросил один профессор Духовной академии, бывший выпускник киевской гимназии. «Ну конечно, и Достоевскому будем ставить памятник. Он, собственно, уже готов. Скоро будем открывать. Вот только надпись не можем подобрать». – «Я могу вам помочь. Надпись должна быть такая: «Федору Достоевскому – от благодарных бесов».

По современному звучат слова Фёдора Михайловича. «Я понимаю слишком хорошо, почему русские с состоянием все хлынули за границу, и с каждым годом больше и больше. Тут просто инстинкт. Если кораблю потонуть, то крысы первые из него выселяются». 

Кстати, в «Полном собрании сочинений В.И. Ленина» в 55 томах, 1981 года издания многие из включённых в собрание работ были отредактированы «настоящими коммунистами-ленинцами» и исправлены перед публикацией, многие работы Ленина вообще не были включены в «полное собрание сочинений».

 В Петербурге, рядом с Пушкинским Домом — Институтом русской литературы Российской Академии наук 28 ноября 2008 года, в день 100-летнего юбилея со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева была установлена памятная стела. В невысокий монумент из красного гранита вмонтирован круглый бронзовый барельеф выдающегося общественного деятеля, доктора филологических наук, искусствоведа, писателя, почётного доктора Оксфордского университета, почетного гражданина Санкт-Петербурга Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Авторами монумента стали известные петербургские мастера – скульптор Иван Корнеев и архитектор Вячеслав Бухаев. Авторский замысел состоял в том, чтобы внешне гранитная стела напоминала часть стены старинного петербургского дома. Скромная стела стала органичным дополнением и украшением площади имени Лихачева.

Жизнь Дмитрия Сергеевича изобиловала многочисленными событиями. В 1928 году в возрасте 22 лет он был арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук». Осуждён на 5 лет за контрреволюционную деятельность. Наказание отбывал в СЛОНе (Соловецкий лагерь особого назначения). (Вероятно оттуда пошло выражение «Россия – родина слонов»). В одну из ночей в лагере был массовый расстрел заключённых. Лихачёва в это время не было в бараке и он ночь прятался в поленнице дров. Было расстреляно 300 или 400 человек без суда, просто так, для острастки.

После освобождения в 1932 году Лихачёв начал свою деятельность литературным редактором. В 1841-1942 гг. находился в блокадном Ленинграде. Но и в это время продолжал научную работу.

Петербург – город, во многом спасенный Лихачевым и описанный им вслед за Достоевским, Блоком и другими. Один из крупнейших русских ученых, филолог и историк культуры, Лихачев прожил здесь большую часть жизни и сделал много для его защиты. Всю свою долгую жизнь академик был активным научным работником, участвовавшим в жизни Петербурга и страны.

«Никакой особой миссии у России не было и нет! Не надо искать никакой национальной идеи для России — это мираж. Жизнь с национальной идеей приведёт сначала к ограничениям, а потом возникнет нетерпимость к другой расе, к другому народу и к другой религии. Нетерпимость же обязательно приведёт к террору. Нельзя добиваться возвращения России к какой-либо единой идеологии, потому, что единая идеология рано или поздно приведёт Россию к фашизму». - Академик Д. С. Лихачёв

Сегодня, 21 мая 2021 года — день 100-летия со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова. В Москве нет памятника Сахарову, но есть памятник С. Михалкову.- автору коммунистического гимна. «Сахоровский центр» признан «иностранным агентом».

 

Май 2021  



[1] Цитата из романа «Дым» дается в интерпретации враждебного Тургеневу Достоевского, который в письме из Бадена Аполлону Майкову (1867 год) писал: «...а главное, его книга "Дым" меня раздражила. Он сам говорил мне, что главная мысль, основная точка его книги состоит в фразе: "Если б провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве". Стоит ли приписывать это суждение самому Тургеневу, – судить читателям (прим. редактора).

[2] Из стихотворения Сергея Есенина «Послание «евангелисту» Демьяну» (прим. ред. )

[3] В 16-м веке царем Федором Иоанновичем, по инициативе Бориса Годунова, «Юрьев день» был отменен (прим. ред. )

Комментарии

Не "С 1801 году, в связи с грядущим 100-летием", а "В 1901..."