Первая в мире женщина-раввин Регина Йонас 

Опубликовано: 20 ноября 2020 г.
Рубрики:

«Бог вложил способности и призвания в наши сердца независимо от пола». 

 Регина Йонас

 

3 июня 1972 года в синагоге города Цинциннати (штат Огайо, США) тридцатишестилетняя американка еврейского происхождения Салли Присанд (Sally Priesand) прошла церемонию смихи (ивр.-‏‏‏‎סְמִיכָה) − рукоположения в раввины, став, по утверждению еврейского мирового сообщества, первой женщиной-раввином. 

Исторический приоритет госпожи Присанд сохранялся до 1990 года, когда произошло объединение Германии и стал возможным доступ к историческим архивам бывшей Германской Демократической Республики, в частности к «Центральному еврейскому архиву» в городе Потсдаме. Именно там женщина-раввин Элиза Клафек, профессор богословия Падеборнского университета, отыскала документы, подтверждающие, что первой в мире женщиной-раввином является уроженка Берлина Регина Йонас. Более подробно об этом можно прочитать в книге Элизы Клафек «Госпожа раввинша Йонас − история первой женщины раввина», вышедшей в свет в 2004 году.

 

3 августа 1902 года в небогатой еврейской семье торговца Вольфа Йонаса и его жены Сары родилась дочь Регина. Йонасы обитали в одном из бедных берлинских кварталов, где селились многие еврейские мигранты. Регина и её брат Авраам (на два года старше) росли в строго религиозном доме, с соблюдением Шаббата и законов кашрута. Регина с ранних лет проявляла интерес к еврейской истории, Библии и ивриту. После того как в 1913 году умирает от туберкулёза Вольф Йонас, еврейская община оказывает моральную и материальную помощь его семье, и Регина Йонас поступает в женскую еврейскую школу (Jüdische Mädchen Mittelschule) при ортодоксальной Рыночной синагоге Берлина. 

В начале ХХ века религиозная еврейская жизнь претерпевала изменения, заключавшиеся в переходе от строгой ортодоксальности к либеральному иудаизму. Возглавляемая умеренным ортодоксальным раввином доктором Максом Вайлем (Max Weill) синагога Rykestraße, которую посещала семья Йонас, придерживалась  более современного подхода к иудаизму. Наблюдая за успехами Регины, раввин Вайль предложил одарённой ученице специальную программу по освоению Талмуда и Галахи. 

 Природное трудолюбие Йонас в сочетании с выдающими способностями позволили ей с отличием окончить среднюю школу и получить аттестат зрелости с самыми высокими баллами. В 1924 году она поступает в берлинскую Высшую школу по изучению иудаизма (Hochschule für die Wissenschaft des Judentums), выпускавшую учителей иврита и еврейской религии.

Из воспоминаний её однокурсников и преподавателей можно составить, хотя и фрагментарное, впечатление о личности «фройлян Йонас». Большинство сходятся в том, что «… она была чрезвычайно ортодоксальна, например, в Шаббат никогда не носила с собой даже дамской сумочки. Йонас не следила за модой и мало внимания обращала на собственную внешность. К мужчинам она была вполне равнодушной и вообще часто целиком уходила в собственные мысли». Во время учёбы основным источником дохода Регины являлись частные уроки иврита и иудаистики. 

В 1930 году Йонас оканчивает институт. Ее дипломная работа, выполненная под руководством профессора Эдуарда Банета (Eduard Bahnet, 1855−1930) – специалиста по талмудической и раввинской литературе, развитию Галахи и еврейскому календарю, − носила программное название «Может ли женщина занимать пост раввина?» и была написана как полемический трактат. Следует отметить, что в иудаизме подобная постановка вопроса рассматривалась впервые. Тот факт, что профессор Банет одобрил тему дипломной работы, показывает, что он принципиально не отрицал положительного ответа на вопрос.

Поскольку Йонас не относила себя к либеральному течению, для нее было важно не прибегать к аргументам, которые противоречили бы традиционному пониманию еврейского Закона и требовали бы его реформы. Подчёркивая заслуги еврейских женщин в иудаизме, Йонас отмечала, что в дискуссии часто используются только те цитаты Талмуда, которые закрепляют устаревшие стереотипы, и, как правило, в пользу мужчин. 

Выполненная дипломная работа получила оценку «отлично», но стечение трагических обстоятельств − в августе 1930 года Эдуард Банет скоропостижно скончался − не позволило осуществить процедуру рукоположения Регины Йонас. Его преемник − профессор Ханох Альбек (Hanoch Albeck, 1890–1972) отказался выполнить процедуру рукоположения женщины в раввины. Ни один из других профессоров Высшей школы иудаизма, опасаясь скандала, не высказал свое мнение по этому вопросу. В результате Регина Йонас получила высшее образование только как религиозный учитель. 

После получения диплома она преподавала в различных школах для девочек в Берлине, занималась пасторской деятельностью, читала лекции по еврейской религии и истории. 

После прихода к власти в январе 1933 года национал-социалистов, положение евреев резко ухудшается. Краеугольным камнем национальной политики Третьего рейха становится антисемитизм – идеология, основанная на ненависти к евреям и направленная на борьбу с ними. Антисемитизм Гитлера и его пособников опирался на биологическую ненависть к евреям как к расе: еврей – это враг, который подлежит изгнанию из пределов цивилизованного мира или физическому уничтожению.   

 

 

 Вглядитесь в эти лица. Страшно представить себе, что после Холокоста из сорока четырёх в живых остались одна-две девочки, а возможно, погибли все.  

Жизнь евреев Германии становилась все более ограниченной и сложной с каждым годом. Были приняты жесткие указы и антисемитские законы, в том числе законы, известные как «законы Нюрнберга», отменяющие гражданство немецких евреев, ограничивающие их образование, свободу вероисповедания, свободу передвижения и другие основные свободы. 

Многие евреи, у которых были финансовые средства, бежали из Германии. Однако значительное количество евреев не могли − или не хотели − покидать страну и культуру, которую они воспринимали как свою собственную. Парадоксальным образом в первое время это привело даже к новому расцвету еврейской культуры. Семьи, в предыдущие десятилетия отдалившиеся от активной религиозной жизни, снова обратились к иудаизму, чтобы в неспокойное время дать своим детям какой-то духовный фундамент.

Можно сказать, что эти события ускорили или вообще сделали возможным посвящение Йонас в сан раввина. В 1935 году Регина выдержала соответствующий экзамен у известного своими прогрессивными воззрениями исполнительного директора объединения «Конференция либеральных раввинов» (Liberaler Rabbinerverband), раввина Макса Динеманна (Max Dienemann).

Диплом о рукоположении Регины Йонас гласил: «Поскольку я увидел, что ее сердце принадлежит Богу и Израилю, что она посвящает свою душу своей цели, что она боится Бога и что она сдала экзамен по вопросам религиозного права, я настоящим подтверждаю, что она имеет право отвечать на вопросы религиозного права и имеет право занимать раввинский пост. И пусть Бог защитит ее и направит по нужному пути».

 

Многие коллеги отреагировали на это событие бурными поздравлениями, но, тем не менее, получить работу раввина оказалось весьма непросто. Большинство синагог всё же не позволяли женщине, несмотря на наличие у нее раввинского диплома, проповедовать с их кафедры. Йонас начинала с проповедей в домах престарелых и больницах. Она была там, где люди нуждались в ней и готовы были ее слушать, к примеру, она просила и получила разрешение на пастырское посещение женской тюрьмы, предлагая утешение и помощь заключенным.

Поскольку все больше раввинов бежали из Германии или были арестованы, «Объединение евреев в Германии» (Reichsvereinigung der Juden in Deutschland) приглашало её в качестве временного раввина для общин, в которых отсутствовал духовный лидер. 

После «Хрустальной ночи» в ноябре 1938 года, когда по всей Германии горели синагоги и были разграблены еврейские магазины, положение евреев стало критическим. Но Йонас не думала об эмиграции, она до конца хотела быть со своим народом.

 Летом 1939 года Регина познакомилась c гамбургским раввином Йозефом Нордом (Joseph Nord), который был старше ее на 32 года. Между ними возникла дружба, а затем, судя по многочисленным письмам, и более серьезные отношения. Эти отношения, вероятно, вызывали в Регине внутренний конфликт, так как противоречили ее убеждению в том, что женщина-раввин не может позволить себе личной жизни. К тому же, союз так и остался незарегистрированным, ибо Норд не считал себя готовым к женитьбе.

Зимой 1940–1941 годов Имперское объединение евреев в Германии (Reichsvereinigung der Juden in Deutschland) командировало Регину Йонас в города Брауншвейг, Геттинген, Франкфурт-на-Одере, Вольфенбюттель, Бремен, еврейские общины которых оставались без раввинского попечения.

В 1941 году по распоряжению нацистских властей евреи, избежавшие депортации, направлялись на принудительные работы. Регину Йонас распределили на картонажную фабрику. Очевидцы рассказывали, что она вела себя с таким достоинством и уверенностью, что даже надзиратели относились к ней с уважением. В фабричном цехе Йонас ободряла павших духом людей, оставаясь верной своему призванию и профессии.

6 ноября 1942 Регина вместе с престарелой матерью была выслана в концентрационный лагерь Терезиенштадт (Theresienstadt). В отличие от лагерей уничтожения Освенцима, Дахау, Майданека и им подобных, этот лагерь создавался как образцово-показательное пенитенциарное учреждение, предназначенное для демонстрации делегациям Международной Комиссии Красного Креста условий, в которых содержится евреи-заключённые. Терезиенштадт отличался очень высоким образовательным и профессиональным уровнем заключённых, среди которых было немало учёных, литераторов, музыкантов, политиков с международной известностью. В нём действовали синагоги и христианские молитвенные дома, были организованы лекционные залы, выпускались журналы, ставились спектакли и оформлялись выставки. Фальсификация жизни заключённых проводилась в лучших традициях германских создателей «потёмкинских деревень». 

 

Так например, 23 июня 1944 года международной Комиссии Красного Креста демонстрировались школа, больница, театр, кафе, бассейн и детский сад. Дети сыграли перед гостями оперу «Брундибар», написанную заключённым в Терезиенштадте композитором Гансом Красой. В заключение визита «гостям» был продемонстрирован фильм заключённого режиссёра Курта Геррона о жизни в Терезиенштадте под названием «Терезиенштадт. Документальный фильм из еврейского поселения», более известный под неофициальным названием «Фюрер дарит евреям город».

В условиях неволи Регина Йонас продолжала проповедническую деятельность, заботилась о вновь прибывших, помогала им справиться с шоком от пребывания в лагерных условиях. Это были дезориентированные люди, оторванные от какого-либо подобия нормальной жизни и столкнувшиеся с новой, ужасающей реальностью. 

 В Терезиенштадте она вновь встретилась с профессором Лео Беком (Leo Baeck, 1873−1956), который некогда отказался подписывать ее смиху, но в 1942 году все-таки добавил свою подпись. Там же Регина общалась с д-ром Виктором Франклом (Viktor Emil Frankl, 1905−1997) впоследствии написавшим знаменитую книгу «Человек в поисках смысла». Забегая вперёд, отметим, что и Бек, и Франкл, в отличие от Регины Йонас, пережили Холокост.

В архиве концлагеря сохранились документы под названием «Лекции единственной женщины-раввина Регины Йонас». 24 лекции, которые она прочитала заключённым, касались вопросов истории еврейских женщин, тем Талмуда, библейских тем, пастырских вопросов и введения в еврейские верования, этику и праздники.

В октябре 1944 года госпожа раввин Регина Йонас вместе с матерью Сарой Йонас были депортированы в Освенцим, где 12 декабря 1944 обе погибли в газовой камере.

Вполне вероятно, что Регина Йонас была бы полностью забыта, тем более, что ни один из ее коллег-мужчин, в том числе раввин Лео Бек и психоаналитик Виктор Франкл, никогда не упоминали о ней после Холокоста, но оставим это на их совести. И только в 90-х годах ХХ века справедливость была восстановлена. 

Всем нам, живущим в XXI столетии, остаётся лишь восхищаться мужеством Регины Йонас − этой незаурядной женщины, которая незадолго до своей гибели напутствовала будущие поколения следующими словами:

«Пусть вся наша работа будет благословением для будущего Израиля и будущего человечества… Мужественные мужчины и смелые, благородные женщины всегда были опорой нашего народа. Пусть мы будем признаны Богом достойными быть в кругу этих женщин и мужчин ...И пусть Господь Бог даст должную оценку этой мицве.  

Раввин Регина Йонас, бывший житель Берлина».

При написании очерка была использована книга Элизы Клафек «Госпожа раввин Йонас − история первой женщины-раввина» (Klapheck, Elisa, ed. Fräulein Rabbiner Jonas—The Story of the First Woman Rabbi. San Francisco, 2004).

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Очень интересная статья!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки