О деле Бейлиса. По воспоминаниям моего тестя

Опубликовано: 6 февраля 2020 г.
Рубрики:

 Михаила Горелик, отец моей жены Сони, родился в 1902 году, приехал с нами в Израиль и умер в 1991 году.

Передо мной тетрадь с его записями, понемногу разбираю мелкий старомодный почерк. Может, кому-нибудь будет интересно почитать эпизоды из его жизни, оказавшейся такой долгой и трудной. Я стараюсь сохранить стиль его повествования.

***

Помню процесс «Дело Бейлиса» в 1912 году. Мракобесы, чтобы учинить очередной погром над евреями, сфабриковали дело. Для этого убили христианского мальчика и приписали это еврею Бейлису, рабочему кирпичного завода в Киеве. При этом, согласно шуму, поднятому в газетах, такие убийства якобы совершаются евреями ежегодно, чтобы примешивать эту кровь к маце при выпечке. Был громкий процесс, съехались лучшие защитники со всего мира, в защиту выступили иностранные и русские писатели: Владимир Короленко, Максим Горький, Леонид Андреев, Александр Блок. 

 Бейлиса оправдали, нашли истинного убийцу – это была пьяница - мать того мальчика. Оправдали всё еврейство.  

Помню, в каком страхе мы жили, ждали еврейских погромов. Синагоги были полны молящимися, даже дОма боялись громко говорить, страх смерти висел над нами. Говорили, что вечерами в нашем местечке черносотенцы ходили по неевврейским домам, и по ближайшим деревням ходили - распределяли, кто на какой улице будет орудовать. Закрепляли, кому где грабить, ломать магазины и склады, бить окна, рвать перины… Кто, как я, пережил потом бандитизм и еврейскую резню во время гражданской войны, тот поймёт. До сих пор перед глазами встаёт изба моих тёти и дяди после погрома в 1919 году, они жили в соседнем местечке Щедрин. Я примчался туда через несколько часов - вся семья убита, всё в крови, на полу отрезанные головы...

 Именно после этого я вступил в местный отряд ЧОН (Части Отряда Особого Назначения по борьбе с бандитизмом).  

 Вот и тогда, в 1912-м, многие воодушевились - а почему бы не грабить соседей, не убивать, не насиловать, если ВСЁ ДОЗВОЛЕНО! 

 Евреи готовились стоять насмерть. Возчики подтащили оглобли для обороны, мясники – топоры и ножи, сапожники - свои ножи. Мы с отцом и братьями приготовили топоры и дубовые колья с толстыми концами. Каждый думал продать свою жизнь подороже. Ведь погромщиков поддерживала царская власть. Правда, полицейский пристав у нас был человек справедливый, лояльный, но ведь он всего лишь пристав. 

 Вдруг чудо - Бейлиса оправдали, радости нет конца. Многие соседи опечалены, но многие русские люди радуются вместе с нами, поздравляют. И вот является к нам один крестьянин из деревни Козловка, Аниська его звали, ставит на стол штоф водки и говорит отцу:

"Брат Гилер, у меня сегодня праздник, давай будем пить!" Мы удивились ,я знал, что Аниська – бедняк из бедняков, надел земли мал, детей уйма, часто приходил: подохла лошадь. Папа его выручал, своих денег не было – одалживал у более состоятельных соседей и давал Аниське взаймы 15-20 рублей купить лошадь. Ведь не запашешь вовремя - без хлеба будешь, помрешь с голоду.

 На вопрос: что за праздник? - следует ответ: "Бейлиса оправдали!" Отец ему: «Ты-то причём, это мой праздник!» Аниська как закричит, стукнул по столу, стаканы полетели, только штоф устоял: - Как это твой?! Я был закреплён на твоей улице грабить, теперь избавлен от этого! Ты же мой лучший друг, сколько раз спасал от голода! Как же это так… 

Еле его успокоили.

 

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Timofej

Большое спасибо за эту публикацию. И то, что не все детали верны, делает эти записки только заслуживающими большего доверия. Было бы интересно прочесть и другие эпизоды из тетрадки Вашего тестя.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки