Похищение «Джоконды». К 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи

Опубликовано: 9 октября 2019 г.
Рубрики:

 И ты, живописец, учись делать свои произведения так, чтобы они привлекали к себе зрителей и удерживали их великим удивлением и наслаждением…

 Леонардо да Винчи

 

Утром 22 августа 1911 года французский художник Луи Беру пришел по привычному маршруту в здание Лувра, в Париже. Он приготовился к работе над копией известной картины «Мона Лиза» великого Леонардо да Винчи.

Войдя в зал с мольбертом и специальной сумкой, в которой лежала палитра и кисти, он посмотрел на место, где обычно висела известная картина. Но она отсутствовала, и он, решив, что гениальное произведение отправили на фотосъемку, весело сказал смотрителю зала: «Когда женщины не находятся рядом с влюбленными в них мужчинами, значит они позируют фотографам».

В начале 20-го века фотография начала завоевывать широкую популярность в мире. Многие издательства в те годы соревновались в издании художественных альбомов и каталогов музеев и выставок. В Лувре работал штатный фотограф, который кропотливо создавал фотокаталог всех произведений искусства этого всемирно известного музея.

Луи Беру вышел из здания Лувра и, сидя в небольшом бистро за чашкой кофе, обдумывал, какими приемами он попытается передать на холсте мгновение улыбки Джоконды, её удивительное спокойствие и загадку.

Когда он вернулся не спеша к 11 часам в музей, картина все ещё отсутствовала. Художник попросил смотрителя узнать у фотографа, когда тот собирается вернуть картину в зал. Встревоженный смотритель, запыхавшись, вернулся и сообщил, что фотограф с картиной не работает.

…Вскоре в Лувр экстренно прибыли 60 полицейских во главе с префектом полиции Луи Лепином. Паника и суета охватила работников музея, стало понятно, что всемирно известное полотно гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи было похищено.

 С 22 августа во Франции началась операция национальной полиции по поиску живописного шедевра. Все мировые информационные агентства с пометкой «Молния» разнесли тревожную весть по странам и континентам. Похищение в Лувре стало главной темой заголовков и материалов ведущих мировых изданий: «Вашингтон пост» вышла со статьей под названием «Мировая культурная общественность находится в состоянии оцепенения», лондонская «Таймс» напечатала заголовок: «В Париже царит переполох». Французский журнал «Иллюстрация» задался вопросом: «Кто этот дерзкий преступник, мистификатор, маньяк-коллекционер или безумный поклонник?» Это издание назначило награду в 40 тысяч франков любому, кто принесет картину в редакцию.

 Итальянские газеты сообщили сенсационную новость: была похищена картина великого итальянца Леонардо в Париже и высказывалось большое сожаление, что французы не смогли уберечь шедевр. Появилась даже версия, что картина была украдена раньше и на её месте висела копия, которая и была похищена для каких-то махинаций коварных французских властей. 

Американская «Нью-Йорк Таймс» в своём комментарии об исчезновении шедевра в Лувре отметила, что жители французской столицы были настолько шокированы кражей картины, что даже на время забыли о дискуссиях о возможных угрозах войны в Европе…

Следствие по поиску картины вёл опытный полицейский комиссар Альфонс Бартильон. 

Экстренно были отпечатаны 6,5 тысяч фотографий «Джоконды», которые были отправлены в полицейские участки, на вокзалы и порты страны. За неделю полицейские и эксперты-криминалисты тщательно исследовали все помещения Лувра. Были взяты отпечатки пальцев у всех 257 сотрудников музея, проведены специальные антропогенные исследования и собраны все данные на работавших в Лувре сотрудниках, включая директора. Но ни один отпечаток не совпал с найденным, а все исследования не дали результатов. Картина пропала, словно испарилась, Скандал разрастался. Директор национальных музеев Франции Теофил Омоль, известный археолог, который находился во время кражи в отпуске, вынужден был уйти в отставку. Парижане ему не простили ранее сделанных заявлений, что портрет «Моны Лизы» похитить невозможно, как нереально украсть колокола Собора Парижской богоматери. Французы шутили, что после кражи века в Лувре на очереди у воров Эйфелева башня.

 Мировая пресса продолжала выдвигать все новые и новые версии, заставляя трепетать деятелей культуры и сеять панику среди обывателей. Так, в те дни неожиданно появилась версия, что за наглым похищением шедевра стоит германский кайзер, другие газеты и журналы сообщали сенсацию о еврейском заговоре…

Дошло до того, что в Лувр выстраивались очереди парижан и приезжих, чтобы посмотреть на место, где висела картина, созданная гением Леонардо да Винчи. Многие удивлялись, что известное полотно было столь небольшого размера и высказывали версию, что история с похищением весьма темная и возможно пропала лишь её копия … Вскоре тема великого портрета стала активно использоваться поэтами, певцами и артистами из парижских кабаре…

Каждое утро французы открывали газеты в ожидании очередной сенсации, и вскоре она произошла - через две недели после похищения. В Париже был арестован 31 –летний поэт, российский подданный, поляк Гийом Аполлинер (Вильгельм Вонж-Костровицкий), и под подозрение попал 25-летний испанский художник-авангардист Пабло Пикассо.

Несколько лет у поэта помощником и секретарем был бельгиец Жери Пьерэ, отличавшийся эпатажным поведением, любивший приврать и не раз замеченный на воровстве. Он явился 28 августа 1911 году в редакцию газеты «Пари-Журналь» со скульптурой «Голова женщины» и громогласно сообщил, что он похитил её из Лувра в 1904 году. После публикации в газете украденную скульптуру вернули в музей, но полиция заинтересовалась и самим вором и его связями. За несколько лет до кражи «Моны Лизы» Ж.Пьерэ продал Гийому Аполлинеру и Пабло Пикассо также украденные из Лувра древние финикийские статуэтки. Поэт и художник могли не знать подробностей появления статуэток у бельгийца. Но когда они прочитали об его истории со скульптурой «Голова женщины», они запаниковали, скупка краденного – это считается серьёзным преступлением. 

Вначале они хотели выбросить приобретенные статуэтки в Сену, но вскоре Г. Аполлинер передумал и решил анонимно отослать их 6-го сентября в редакцию «Парижского Журнала», где работал его друг искусствовед Андре Саммон. В редакции, получив финикийские статуэтки, немедля передали их в музей.

 Посылкой заинтересовалась полиция. Сняв отпечатки и изучив упаковку, полицейские быстро вышли на Гийома Аполлинера. У него в доме прошел обыск, а сам поэт был арестован и отправлен в тюрьму «Санте». Вскоре был допрошен и Пабло Пикассо. По Парижу поползли слухи, что поэт-авангардист и художник могли специально с какой-то им ведомой целью уничтожить картину великого Леонардо. 

Парижская богема была встревожена, известные деятели культуры выступили с требованием об освобождении Г. Аполлинера. Через пять дней нахождения за решеткой поэт вышел на свободу. В свою очередь, Пабло Пикассо сумел ранее убедить следователей, что он использовал древние статуэтки только для написания своей картины «Девушки из Авиньона» и не знал об их краже из Лувра. Но в результате украденные статуэтки сыграли свою роль в художественном становление живописца. Произведение Пикассо, где он изобразил пятерых проституток в виде примитивных масок, стало предтечей кубизма в его творчестве, когда он стремился конструировать фигуры из геометрических форм, пытаясь совместить плоскость и объём. Финикийские фигурки помогли ему в написании картины.

Полицейским было ясно, что ни поэт, ни художник не были причастны к исчезновению «Моны Лизы». Но в процессе расследования выяснилось, что, кроме великой картины, из Лувра на тот момент было украдено около 300 различных предметов культуры и искусства. Скандал в Париже разрастался.

Но комиссара А. Бартильона интересовала только одна картина. Он уже знал время, когда вор смог похитить всемирно-известный шедевр, это произошло утром в понедельник 22 августа 1911 года между 7.25 и 8.35 часами. В этот день музей был закрыт для посетителей и в нем проходили профилактические работы. Следователи понимали, что украсть мог только тот, кто вел работы в тот день в здании музея или проник туда, выполняя чей-то заказ, имея свои планы на шедевр живописи. Поиски продолжались, проверялись все версии. Так среди подозреваемых оказался аргентинский коллекционер живописи Эдуардо де Вальфьерно. Незадолго до пропажи  «Джоконды» он заказал шесть копий великого произведения. Но и эта версия вскоре отпала…

Когда во Францию на бальнеологический курорт Экс–ле-Бен приехал американский миллионер Джон Морган, известный своей страстью к коллекционированию живописи, репортёры, выяснив ряд фактов, заподозрили и его. Французские газеты сообщили, что к американцу приходили двое подозрительных мужчин и, якобы, предлагали купить пропавшую картину. А когда вскоре миллионер появился на встрече с журналистом, который брал у него интервью, и в петлице его пиджака был виден Орден Почетного легиона, прошёл слух, что он был тайно награжден за возвращение «Джоконды» в Лувр. 

 Но время шло, а картина не возвращалась на своё место. Следователи и искусствоведы, деятели культуры и обычные люди теряли надежду на то, что гениальная картина будет найдена. Так прошло почти два года…

В декабре 1913 года известному флорентийскому антиквару и знатоку живописи Альфреду Джери пришло письмо из Парижа, подписанное Винченцо Леонарди. В нем тот написал: «Творение Винчи в моих руках. Мне кажется, Италия имеет право получить обратно этот шедевр. Моя мечта -возвратить «Джоконду»…» Он сообщил, что готов продать картину. Изумленный антиквар, обдумав ситуацию, обратился за помощью к Джованни Поджо, директору галереи Уффици. 

 Через несколько дней дверь антикварной галереи открылась, в нее вошел скромно одетый человек и торопливо объяснил, что картина находится в гостинице «Триполи-Италиана» на Виа Панцани во Флоренции, где незнакомец остановился. С ним договорились встретиться в самое ближайшее время в отеле и расстались. Не теряя время, антиквар и директор музея спешно пошли в гостиницу, едва успев сообщить в полицию, о приезде похитителя.

Когда состоялась встреча в номере гостиницы, незнакомец не спеша открыл свой потёртый чемодан, в котором оказалось двойное дно, достал оттуда холст, и, развернув перед ними, положил его на стол. Не вызывало сомнения - перед ними было великое полотно Леонардо да Винчи. Через несколько минут полиция арестовала похитителя. Выяснилось, что его имя Винченцо Перуджиа. 

Комиссар Бартильон, сравнив отпечаток пальца на стекле рамы похищенной картины и задержанного, обнаружил полное совпадение. Мировые информационные агентства сообщили долгожданную новость: «Найдена пропавшая «Джоконда».

Выяснилось, что арестованный увлекался живописью, пытался сам писать картины, жил недалеко от Милана, но в 1910 году уехал в Париж. Там жил на улице Сен-Луи, где обосновалась колония итальянских мастеров: реставраторов, плотников, моляров, специалистов по обработке мрамора … Он устроился на работу плотником и стекольщиком в музей, где проходила реставрация рам и установка защитных стекол и экранов на картины. За время работы он научился хорошо ориентироваться в залах и помещениях, изучил систему охраны Лувра.

На суде В. Перуджиа поведал, что он влюбился в картину, которую много раз видел в музее и полностью признал свою вину. Он рассказал подробности, как смог спрятать и вынести картину под одеждой. Надев белый халат, рабочий вместе с другими сотрудниками музея вошёл в Лувр. Выбрав момент, когда в зале ещё никого не было, он без труда смог снять небольшое полотно размером 77 на 53 сантиметра и, спрятав его под одеждой, вынес из здания музея. Массивную раму со стеклом он предварительно отнёс на лестницу здания.

В. Перуджиа объяснил свой поступок не банальным воровством, а стремлением вернуть шедевр итальянского гения Леонардо да Винчи на родину. По его мнению, Наполеон Бонапарт во время Итальянской кампании 1796-1797 годов обокрал его страну, вывезя тысячи ценных произведений искусства из Италии во Францию. Поэтому он и решил вернуть лучшую картину на её родину. Планировал он осуществить свой замысел безвозмездно, передав бесценное полотно государству и итальянскому народу, но возникли сложные обстоятельства и ему понадобились деньги. Он решил продать картину за 500 тысяч франков, что для такого шедевра не было астрономической суммой по тем временам.

 Итальянец В. Перуджиа плохо знал историю. «Джоконду» во Францию привез не Наполеон, а сам автор, Леонардо да Винчи, приглашенный на работу французским королём в 1514 году. Свои последние годы жизни Леонардо да Винчи, получив от французского короля Франциска I пенсию и приглашение жить и творить во Франции, провел в Амбуазе. За свое сотрудничество с французами, на родине художник и мыслитель не раз подвергался критике.

 Великий Леонардо не расставался со своей картиной до самой старости. Незадолго до смерти творение гения было продано его учеником Меци французскому королю Франциску I-му. Портрет «Моны Лизы» много лет находился в королевском замке Фонтенбло, где стал украшением Золотого кабинета. При Людовике XIV картина переехала в Версаль и позже в конце 18 века была передана в Лувр.…

Судили Винченцо Перуджиа в Италии. Общественность страны, да и сами судьи, были тронуты патриотичными мотивами его воровства шедевра и эмоциональными выступлениями в защиту интересов Италии. Поступок итальянца вызвал даже симпатию среди представителей аристократии и общественности Европы. В королевском семействе Великобритании нашлись даже те, кто поддержал В. Перуджиа и высказывал ему свои симпатии. Его признание и мотивы были приняты во внимание судом как смягчающие вину и, вынесенный вердикт, был предельно мягок: В. Перуджиа осудили на один год и 15 дней тюремного заключения. С учетом предварительного заключения ему предстояло провести за решеткой всего около полугода. Находясь в тюрьме, В. Перуджиа, когда узнал, что принято решение картину вернуть Франции, вначале не хотел этому верить. Позже он смирился, но считал передачу картины Франции предательством итальянской культуры. 

А великая «Джоконда», после того как была выставлена в залах музеев Флоренции и Рима, 4-го января 1914 года вернулась в Париж, где в Лувре её ожидал торжественный прием в специальном зале, украшенном гобеленами и цветами. Сотни собравшихся на торжественный прием встретили её возвращение аплодисментами и поздравили «прекрасную даму» с возвращением и пожелали счастливой жизни. Картина вернулась, став ещё более известной и загадочной, и она по–прежнему имеет два имени: «Джоконда» и «Мона Лиза».

Известность шедевра Леонардо да Винчи за прошедшие годы возросла во много раз. С этого периода «Джоконда» стала главной целью большинства посещающих Париж людей со всего мира. Миллионы людей мечтают увидеть легендарную картину, чтобы вернувшись домой, заявить: «Я видел «Мону Лизу». Сегодня в Париже трудно найти очереди куда-либо, но самая длинная и постоянная очередь из приезжих со всех концов света годами наблюдается к картине Великого Леонардо. В 2019 году весь мир отмечал 500-ю годовщину смерти великого художника, инженера и мыслителя.

 

Вместо послесловия

 

После успешного возвращения «Джоконды» в Лувр и окончания расследования, флорентийский антиквар Джери получил причитающиеся ему от французского государства 25 тысяч франков.

Винченцо Перуджиа, выйдя из тюрьмы, вскоре ушел служить в итальянскую армию и участвовал в Первой мировой войне. После её окончания он вернулся во Францию, пытался торговать красками для художников и писать картины. 8 октября 1925 года он умер в пригороде Парижа. 

 Гостиница «Триполи-Италияна» вскоре после возвращения картины в Лувр была переименована владельцами и получила название «Джоконда». Она существует и сегодня. В 20-м номере этого старинного, пятиэтажного отеля на двери виднеется небольшая металлическая табличка, на которой выгравирована информация: «В этом номере находилась картина «Джоконда», украденная в 1913 году Перуджиа в Лувре».

В 20-м веке «Джоконда» выезжала за пределы Франции и покидала Лувр только три раза: в 1963 году она была выставлена в США. В 1974 году «прекрасная дама» посетила Японию и СССР и была представлена в Москве, в Пушкинском музее изобразительных искусств, где её смогли увидеть свыше полутора миллионов человек, включая автора этих строк. 

 Гениальное творение великого Леонардо продолжает привлекать к себе людей «великим удивлением и наслаждением», как и задумал художник...

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Очень хорошо и грамотно написано. Маленькое уточнение. Король Франциск I хотел купить Джоконду у Леонардо, но тот по какой-то личной причине (интересно про причину здесь: http://www.chayka.org/node/7200 ) поставил условие: продать согласен, но при условии, что король заберёт картину только после смерти Леонардо. Так и получилось...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки