Есть один исторический момент в этой истории с голосованием в ООН, когда США воздержались и тем самым позволили Совбезу осудить Израиль за его политику поселений. В глазах евреев Израиля Обама и Керри покрыли себя несмываемым позором.
В 73-м году Израиль и США после войны Судного дня остались вдвоем против фактически всего мира. Этот мир (советский блок, арабы - все, возникшие гос-ва Африки, Европа практически вся, пострадавшая из-за нефтяного эмбарго и так далее...) требовал от Израиля уйти со всех территорий, захваченных им в результате прежних войн. И только США остались на стороне еврейского государства. Киссинджер убедил тогдашнее руководство, что кое в чем надо уступить. Израиль уступил. Его безопасность не пострадала. Эмбарго было снято, мир вернулся в спокойное состояние и жизнь продолжилась.
Сегодня Трамп предлагает вариант возвращения к ситуации 73-его года, когда обещает перенести посольство в Иерусалим. Он что, не понимает, что восстановит против Израиля и Штатов весь мир, как это было в 73-м? Что означает Иерусалим для мусульман, объяснений не требует. Такое решение по последствиям можно приравнять к вторжению Буша в Ирак в 2003 году. Но тогда Буш получил поддержку НАТО, сегодня никто в мире Трампа не поддержит. А то, что Израиль наверняка потеряет такого союзника как Египет, в этом сомневаться не приходится. Это ведь египетский президент Сиси внес пресловутую резолюцию в ООН. И только по звонку Трампа он ее снял. Она была подхвачена другими четырьмя государствами.
Переведя посольство в Иерусалим, признавая тем самым этот город столицей Израиля, Трамп на долгие, долгие годы, если не навсегда испортил бы отношения со ВСЕМИ арабскими странами, и не только арабскими, но со всем мусульманским миром. БОльшая часть мусульман проживают не в арабских странах. Мусульманские фанатики стали бы преследовать наших соотечественников по всему миру.
Поэтому Обама, воздерживаясь, думал прежде всего о своей стране и ее пользе. Эта резолюция делает практически невозможной перенос столицы в Иерусалим.
Поступок Обамы заслуживает сильного порицания. Здесь подойдет любое слово неодобрения. Утешением может послужить тот факт, что Израиль пошлет эту резолюцию куда подальше, как он это делает уже десятилетия по отношению к другим резолюциям. Например 242 от 1967 года, требующую от него уйти к границам старым границам. За нее, кстати, голосовали и США.
Хочется понять, что происходит. Когда Нетаньяху говорит о том, что «друзья так не поступают», то становится грустно, ибо дружбы между ним и Обамой никто не заметил. Ее и в микроскоп нельзя было увидеть. В отношениях же между двумя государствами эта дружба видна невооруженным глазом. Никогда еще не было такого высокого уровня кооперации между странами в военной области, разведки, в разработке совместных проектов так далее… Обама сделал для безопасности Израиля больше любого президента за всю историю отношений между двумя государствами. Израиль отвечал только новыми нападками. Примеров тому множество.
В свое время Д. Форд, в бытность его вице-президентом США, говорил о том, что надо перенести посольство в Иерусалим. Став президентом, он отказался от этой идеи и произнес тогда замечательную фразу: "Из окон Белого дома мир видится иначе". Обама, воздержавшись в ООН, избавил Трампа от практически невыполнимой задачи перенесения посольства в Иерусалим. Но мы имеем дело с Трампом. Как он поступит, никто не знает.