Перейти к основному содержанию
 logo
  • Вход
  • Регистрация

Форма поиска

30 августа 2025 г.

Основные ссылки

  • Главная
  • Рубрики
  • Альманахи
  • Видео
  • О нас
  • Блоги
  • Авторы
  • Клуб Друзей ЧАЙКИ
  • Книжная лавка
  • Подписка
  • Юлия

Вы здесь

Главная » Блоги » Блог Леонид Шаров

Гибель империи на глазах изумленной публики

Читать блог пользователя
Леонид Шаров
Опубликовано: 12/26/2016 - 00:03

В декабре исполнилось 25 лет как приказал долго жить Советский Союз. Выдрессированная пропагандистская свора дружно принялась клеймить позором всех, кто посмел поднять руку на империю. Как мантра, повторялось высочайшее высказывание: «Развал СССР – самая большая геополитическая катастрофа двадцатого века». Вообще-то ушедшее столетие оглушило человечество двумя мировыми войнами. А Россия пережила, наверно, самую страшную в мировой истории гражданскую войну. Но это, если послушать наших крикунов, не беда. К тому же Совок не развалился, а распался, как сшитый из кусков разных тел псевдоорганизм, которому не помогала уже никакая гальванизация. И если бы не это событие, если бы СССР дожил до наших дней, то где бы сейчас обретался скромный подполковник КГБ. Не иначе – на пенсии. И не удалось бы ему осуществить свою пубертатную мечту: покататься на танке, полетать на военном самолете и поплавать на подводной лодке. Но я не об этом…

Советский Союз де факто развалился ровно на два года раньше. А именно – 24 декабря 1989 года у меня на глазах и на глазах, как говорится, изумленной публики. Дело было так…

Шел второй съезд народных депутатов. Я получил аккредитацию. Но на третий день съезда умер Сахаров… Мне стало не до депутатов, не до их ругани. Писал совсем о другом. Съезд тем временем подошел к концу – 24 декабря его должны были закрыть. И я отправился на вечернее, последнее, его заседание. В вестибюле кремлевского дворца встретил генерального прокурора Сухарева, которого знал немало лет. Генеральный сказал, что будет докладывать съезду о деле следователей Гдляна и Иванова. Я был знаком и с ними… Господи! Как же тогда бурлила страна. Какие страсти тогда бушевали. Но кто сейчас об этом помнит? Прокурор нервничал напрасно: выступать ему в тот вечер не пришлось. Гроза, которая готова была разразиться над головами строптивых борцов с коррупцией, рассосалась. Потому как уже зазвенели в хмуром декабрьском небе серебряные фанфары. Уже летела по коридорам кремлевского дворца муза истории Клио, касаясь своими развевающимися одеждами малость осоловевших депутатов.

Я угнездился на самом верхнем ярусе – ниже прессу не пускали. Было скучно – съезд возился с какими-то текущими вопросами. Я ждал выхода Сухарева, но вместо него Лукьянов (помните такого?) предоставил слово члену политбюро Александру Николаевичу Яковлеву. Яковлев, которого нынешние вурдалаки записали в американские шпионы, вышел, чуть хромая, на трибуну. Его доклад назывался «О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года». Серебряные фанфары добрались до самой пронзительной ноты.

Вот тогда-то все узнали о знаменитом своей гнусностью пакте Молотова-Риббентропа. О том, что Сталин вступил в сговор с Гитлером. Что они «дружески» поделили Европу. Что СССР досталась Прибалтика, западные Украина и Белоруссия, а заодно и Бессарабия. Сталин при попустительстве Гитлера отхватил бы и Финляндию, но из этого, как известно, ни черта не вышло. Я вспомнил Стивенсона: весь из себя пушистый доктор Джекил за несколько минут превратился в страшного громилу Хайда. Из миролюбивой, несущей всем угнетенным народам свет и тепло, из пекущейся о всечеловеческом благе страны, которой СССР представал со страниц учебников истории, он за полчаса сделался чудовищем. Той самой империей зла, как назвал его Рейган.

В зале стояла тишина… Я и не знал, что тишина может быть такой – осязаемой, плотной. Ее можно было потрогать рукой. Ею можно было задохнуться. Она давила на плечи. Выдавливала из груди воздух. Раскрасневшаяся Клио бесшумно металась меж рядов и заглядывала в лица депутатов. Честное слово: я видел, как они отводили глаза, не выдерживая пристального взгляда истории – простите за высокий штиль. Но каким еще «штилем» прикажете описывать происходившее? А еще я видел как бы стершийся президиум, ставший похожим на топорную декорацию в провинциальном театре.

Яковлев дочитал доклад до конца. Время застыло. Застыли многие сотни людей в зале. Это была та самая пауза, без которой любящая эффекты муза обойтись не смогла… Но тут встали со своих мест делегаты прибалтийских республик. Встав, они начали аплодировать. Вслед за ними, в другой стороне зала, принялась аплодировать межрегиональная группа – Ельцин, Собчак, Афанасьев… Откликнулся разрозненными аплодисментами и наш журналистский ярус. Прочие делегаты не знали, что делать. Но вот поднялся какой-то человек и надтреснуто заорал: «Клевета! Как вы смеете»… Дальнейший его ор был неразборчив. Дворец заполнило шушуканье, оно легко растворило в себе аплодисменты.

Поднялся Лукьянов. Да с верхнего яруса было видно, что ему тоже было не по себе. Назвал доклад Яковлева виртуозным – видно, долго подбирал нужное в его понимании слово. И ведь точно: не к чему было придраться. Никаких домыслов, никаких неясностей, никаких разночтений, ни одной логической червоточины. Четкий юридический анализ на основе убийственных доказательств.

И я понял… Не умом, а каким-то десятым чувством: Советскому Союзу уже не быть. Эпоха закончилась. Здесь. Сейчас. На моих глазах… Первыми, думал я, конечно, уйдут прибалты. И они ушли первыми. Потуги остановить их танками, мордоворотами-спецназовцами, обещаниями и посулами, вымученными референдумами и прочими свирепыми глупостями только ускорили процесс. И двух лет не прошло, как де факто превратилось в де юре.

В середине девяностых я сидел в кабинете Александра Николаевича – он тогда еще не отошел от политической деятельности. Конечно, я вспомнил тот декабрьский вечер. Яковлев сказал: «СССР был уже несостоятелен. И преувеличивать воздействие моего доклада не стоит. Но, как известно, снежинка может сломать спину верблюду». «Ничего себе – снежинка. Вы бы видели, с какими лицами расходились тогда депутаты». «Я сделал то, что считал должным. А должным я считал сказать правду. Хотя, признаюсь, боялся, что сорвется голос. К тому же правда нужна далеко не всем. Мы привыкли жить в призрачной стране и заменять реальность мифами. Правда и стремящегося к ней человека способна обжечь».

Много воды утекло с того вечера. Увы, страна, в которой мы живем, продолжает быть призрачной. Мифов стало больше, они сделались куда бессовестнее. Штатные историки, политики, прирученные писатели и режиссеры, кто исподволь, а кто и впрямую, корежат общественное сознание образом Советского Союза, в котором люди жили, как у Христа за пазухой. На котором держалась вся планета. Который разрушили коварные враги и предатели. Народ отнюдь не безмолвствует. Народ верит. Старики тоскуют по молодости. И по Сталину, правление которого в большинстве своем не застали. Молодежь думает, что это было время справедливых, крутых героев, вроде Жеглова. Молодежь убеждена, что тогда, как и сегодня, можно было в любое время суток сгонять в супермаркет, а советские граждане каждый год ездили отдыхать в Турцию.

Потому у нас и страна такая – прежняя.

  • 3185 просмотров

Добавить комментарий

Справка

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки

Читайте также

Скованные ненавистью
Леонид Шаров
Автобус, на котором я намеревался поехать в Москву, сильно опоздал. Недовольно ворча, ожидавшие поднялись в салон. «Что случилось? – спросил я. – Поломка?» «Нет, – ответил водитель. – Человеку стало плохо с сердцем. Вызвали скорую, а она на переезде в пробке застряла. Пришлось ловить попутку, чтобы до больницы довезла». Ну что тут скажешь – хорошо, сообразили с попуткой. Но тут за моей спиной раздался до боли, до жути знакомый мне с детства голос. Именно такими вурдалачьими голосами ругались на нашей коммунальной кухне бабы. «Ну и что, если плохо ему стало?! Сиди дома, если больной. А тут из-за него вон сколько ждать людям пришлось»...
12/20/2016 - 00:17
Вторая смерть КВН
Леонид Шаров
О первой смерти КВН помнят все, кто любил эту замечательную игру. Случилась она в 1971 году. КВН убил Сергей Лапин, глава госкомитета по телевидению и радиовещанию, зорко усмотрев в программе признаки идеологического непослушания. Впрочем, убитый КВН напоминал спящую красавицу, которая ждет животворящего поцелуя. Ожидания сбылись. На телевидение КВН вернулся в 1986 году. А вот когда КВН умер во второй раз, я точно не скажу. Загибаться-то он стал давно...
12/10/2016 - 22:23
Чужой город Москва
Леонид Шаров
Мои американские знакомые, побывав в столице бывшей своей родины, пришли в восторг: «Как же все-таки похорошела Москва! Любо-дорого глядеть»… Впрочем, пели дифирамбы Третьему, с позволения сказать, Риму и окружающие меня соотечественники. До поры я относился к этой восторженности равнодушно: нравится – ну и хорошо. Восхваление Москвы – вообще давняя наша традиция: начал Пушкин, а в советское время пошло-поехало – тут тебе и «Утро красит нежным цветом», и «Дорогая моя столица», и тысячи других экзерсисов на эту тему.
11/26/2016 - 23:35

Неделя культуры с Ириной Чайковской

Я не убивал! Мысли по поводу фильма «Переходный возраст»

Сорокапятилетний англо-американский режиссер Фил Барантини снял фильм о подростках, в центре которого расследование убийства тринадцатилетним Джеми одноклассницы Кэти. Убил ножом, нанеся множество ран и оставив жертву на месте преступления. Мне захотелось принять участие в обсуждении фильма не потому, что он возбудил не шуточный интерес в разных кругах многонационального мира, просто картина меня захватила, к тому же в ней затрагивались всегда волновавшие меня темы - детской души, воздействия на нее школы и родителей...

05/02/2025 - 21:19
Остановись, мгновенье. О фильме Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана»
Какие фильмы можно делать в России в 2022 году? Ну, не о войне же! Якутский режиссер Любовь Борисова сделала фильм о КРАСОТЕ.Оглянулась вокруг – ой, сколько всего чудесного, красивого, достойного удивления в том, казалось бы, убогом месте, где почва – вечная мерзлота, а лето такое короткое, что и не заметишь.. Просто нужно Любить и Видеть – и тогда перед тобой откроются удивительной красоты пейзажи, необычной выделки домашняя утварь, небывалой красоты и силы народное пение, а уж люди какие! Стойкие, сильные, способные многое выдержать, и при этом добрые и даже нежные душой...
08/15/2024 - 03:06
Добро в империи Зла: Фильм ЗАЩИТНИК СЕДОВ (1988) по одноименному рассказу Ильи Зверева

1937 год. Сталинская Россия. Четыре колхозных агронома присуждены к расстрелу за «вредительство». Жены трех из них едут в Москву: в их городке никто не взялся защищать заведомых смертников, один из местных адвокатов указал на московского защитника Седова, мол, поезжайте к нему.Три несчастных женщины добираются до квартиры Владимира Седова в 10 вечера. Седов и его жена пьют чай, о чем-то разговаривают. И вдруг – звонок. Этот поздний звонок мог перевернуть их жизнь - такое тогда случалось повсеместно, но пока пришли не за Седовым...

03/29/2024 - 21:54

Все материалы

Аудиокнига Ирины Чайковской "Вольный ветер". Читает Марк Чульский

Аудиокнига состоит из трех рассказов и повести: 1. "Ворожея", 2. "Симонетта Веспуччи", 3. "Возвратная горячка" и "Повесть о Висяше Белинском в четырех сновидениях": 1. Никанор, 2. Мари, 3. Сашенька, 4. Свобода. В центре рассказа "Ворожея" судьба писательницы, классика украинской литературы Марии Маркович (Марко Вовчок). В рассказе "Симонетта Веспуччи" говорится о трагической судьбе Вареньки Богданович, воспитанницы Варвары Тургеневой. "Возвратная горячка" погружает нас в атмосферу второй половины 19 века, в центре  - фигура Павла Анненкова.

(В России для прослушивания используйте VPN).

Русский язык от Марины Королевой

О трудностях русского языка - легко, увлекательно, коротко. Марина Королёва, филолог, радио- и телеведущая, писательница, драматург, филолог

В блогах

День памяти Фридриха Ницше (1844 - 1900). 125 лет. И каких!
Михаил Синельников
Гениальность этого мыслителя и влияние его идей, сравнимое лишь с влиянием Маркса, несомненны. Огромно и воздействие на мировую литературу, в том числе на русскую (в широком спектре - от Горького до Блока и Гумилева). Но... старую, наиболее великую русскую классику всё же не зря Томас Манн назвал "святой". Она не поддалась соблазну воспеть зло. Конечно, и Фридрих Ницше, ненавидевший всякую массовость, с омерзением взглянул бы на торжествующий и марширующий нацизм. И совсем иным представлял себе "сверхчеловека". И ведь немецкому языку, по собственному признанию, учился у Гейне! И восхищался Достоевским.
08/25/2025 - 22:24
Без бремя
Михаил Синельников
День памяти Василия Кирилловича ТРЕДИАКОВСКОГО (1703 - 1768), замечательного поэта и великого реформатора русского стихосложения. Его собственные удачи были редки, но они были! Сложность его положения была в том, что, определенно обладая европейской культурой, зная иностранные языки и постигая чужую просодию, он пытался высказаться, выразиться в условиях еще не сложившегося литературного языка - собственного, родного...
08/17/2025 - 22:20
Чудный бриллиант
Михаил Синельников
160 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича МЕРЕЖКОВСКОГО (1865 - 1942). Конечно, главное у великого мыслителя - не стихи и не в стихах. Но он был и известным поэтом своей эпохи - русского Серебряного века. Его стихи вошли в тогдашние хрестоматии, печатались в изданиях "Чтеца-декламатора", читались на гимназических вечерах и студенческих вечеринках. Приведу одно стихотворение, популярное во время оно. Примечательно, что его запомнил в юности Л. И. Брежнев и любил продекламировать перед партийными товарищами.
08/14/2025 - 22:16
Мирт простой оставь...
Михаил Синельников
День рождения Василия Ивановича ЛЕБЕДЕВА-КУМАЧА (1898 - 1949), автора рассказов, фельетонов, статей, частушек, речёвок, известного прежде всего всё же жизнерадостными песнями, которые во время оно напевала вся страна. Некоторые строки подверглись запоздалой пристрастной критике, но, допустим, это дело вкуса. С годами возникли и обвинения в плагиате. Не совсем безосновательные относительно песен "У самовара я и моя Маша..." и - столь знаменитой волнующей - "Священная война"... Однако обвинения не цель этого поста.
08/05/2025 - 22:35

Все блоги

Страничка юмора

31 августа 2025 г.
Проза
Юмор

Picture290.jpg

Федор Кручина
Новые суверены
Раньше власть была понятная. Портрет в кабинете директора. Речь по радио. Секретарь с телефоном: — Вас вызывает товарищ… Дальше — фамилия, после которой лучше было иметь крепкое здоровье. Теперь власть — это какая-то функция. Не человек, а квадратные скобки с непонятными символами. Почерка нет — потому что нет руки. Алгоритм — тихий сосед, который подслушивает, но делает вид, что поливает цветы. Ты думаешь, что выбираешь, а он уже всё за тебя выбрал...
 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей журнала ЧАЙКА и получать избранные статьи, опубликованные за неделю.

Основные ссылки

  • Главная
  • Рубрики
  • Альманахи
  • Видео
  • О нас
  • Блоги
  • Авторы
  • Клуб Друзей ЧАЙКИ
  • Книжная лавка
  • Подписка
  • Юлия
Товары для школы купить
Copyright © 2001-2014 by the Seagull Publications Corporation. All rights reserved.