Перейти к основному содержанию
 logo
  • Вход
  • Регистрация

Форма поиска

29 сентября 2023 г.

Основные ссылки

  • Главная
  • Рубрики
  • Альманахи
  • Видео
  • О нас
  • Блоги
  • Авторы
  • Клуб Друзей ЧАЙКИ
  • Книжная лавка
  • Подписка
  • Юлия

Вы здесь

Главная » Блоги » Блог Леонид Шаров

Чужой город Москва

Читать блог пользователя
Леонид Шаров
Опубликовано: 11/26/2016 - 23:35

Мои американские знакомые, побывав в столице бывшей своей родины, пришли в восторг: «Как же все-таки похорошела Москва! Любо-дорого глядеть»… Впрочем, пели дифирамбы Третьему, с позволения сказать, Риму и окружающие меня соотечественники. До поры я относился к этой восторженности равнодушно: нравится – ну и хорошо. Восхваление Москвы – вообще давняя наша традиция: начал Пушкин, а в советское время пошло-поехало – тут тебе и «Утро красит нежным цветом», и «Дорогая моя столица», и тысячи других экзерсисов на эту тему.

Я к нынешней Москве не присматривался. Бываю в ней наездами, по делам, любоваться некогда, да и путешествую по городу в метро: нырнул – вынырнул. Но вот как-то вышел я из-под земли в самом центре – на Охотном ряду. И не надо было мне никуда спешить. Вот так – неторопливо – и отправился я по тысячу раз исхоженному маршруту: Театральная площадь, Кузнецкий мост, Петровка, Столешников… И с ужасом понял: нет Москвы. Я шел по чужому, странному, настороженному городу. То есть, как и раньше, видел я Большой и Малый театры, видел ЦУМ… Но в них таился какой-то подвох… Они были ненастоящими! Они были декорациями! Они – простите за неуклюжесть фразы – изображали себя прежних.

Мне всегда казалось, что театры как-то по-особенному пахнут: гримом, старыми занавесами и задниками, особой, древней, скопившейся в углах сцены пылью, нагретым софитами воздухом, дорогими дамскими духами. Сейчас же от них тянуло какой-то подслащенной химией – как в помытом и вычищенном такси. В ЦУМе не было ни одного покупателя. Сквозь витрины я увидел просторные, сверкающие залы, в которых лениво переговаривались похожие на одну и ту же куклу продавщицы. Это смахивало на сюрреалистический фильм – не хватало только, чтобы куклообразные работницы прилавка предлагали товар друг другу.

Отреставрированные старые московские дома на Кузнецком мосту посветлели, обрели новые, шикарные окна, их первые этажи превратились в сплошной ряд магазинов, бутиков, кафе, каких-то офисов. Их витрины переливались всеми цветами радуги. Но за витринами опять-таки можно было разглядеть неясные очертания скучающих продавщиц. В начале Петровки возвели большую вполне европейского вида гостиницу. Около ее стоял швейцар, вид которого вроде бы соответствовал европейскому статусу. Однако в серых глазах привратника я увидел тень, отброшенную недалеким зданием на Лубянке, – как и у всех его коллег, что дежурили у ресторанных и гостиничных дверей в советское время. Отель этот нависал над улицей. И я инстинктивно обошел его по кривой.

Москву и здесь заменили декорации, которые натужно силились изобразить торговые улицы Вены или Брюсселя. Мимо и около них бродили немногочисленные, молчаливые люди – то ли туристы, то ли наши провинциалы. Раньше-то здесь было не протолкнуться, раньше-то здесь никто по сторонам не смотрел. Здесь во всех его противоречиях и вполне реально, зимой и летом, в любую погоду царил тот самый, реальный, осязаемый дух Москвы, который мы дружно кляли за его суетливость, но который подпитывал нас энергией, без которого мы себя не представляли. Многие дома в Москве казались мне людьми, многие были мне знакомы и небезразличны. Некоторым был знаком и небезразличен я. Они ждали меня. Радовались мне. Могли прогнать в шею. А сейчас на Петровке, на Кузнецком мосту лезла мне в душу пустота. Москва не верила слезам. Этот новый город не верил ничему, никому, ни в кого.

Ностальгия – куда от нее денешься. Но никуда не денешься и от насущного: город должен развиваться. Конечно, надо сносить прогнившее, уродливое, неудобное, чем-то жертвовать, иной раз идти наперекор общественному мнению. Надо строить. И, если уж на то пошло, менять облик города… Облик, но не душу! Да еще в угоду возомнивших себя хозяевами Москвы мэрам…

Приснопамятного Лужкова было модно ругать за выпущенных на свободу церетелевских монстров. Да и черт с ними – столица бы их как-нибудь переварила. Несопоставимо трагичнее то, что он принялся кроить Москву в соответствии с тезисом некоего Ивана Ивановича из «Бани» Маяковского: «Сделайте нам красиво». Москва подверглась тотальному насилию. Ее утыкали ублюдочными сооружениями, которые не отягощенному каким-либо вкусом мэру, а вместе с ним и своре разношерстных, послушных чиновников представлялись шедеврами архитектуры – куда там собору святого Петра или оперному театру в Сиднее. Этот урбанистический китч подмял под себя чуть ли не целые кварталы старинных московских домов. Даже возведенный при Лужкове храм Христа Спасителя представляется мне инородным: вроде бы монументален и красив, а глянешь ненароком – пробивается в нем что-то, прости Господи, конфетно-зефирное. Новодел не заменил взорванный оригинал. Тот был храмом. А этот помпезной игрушкой.

Нынешний мэр – Собянин – с видимым удовольствием включился в процесс уничтожения московской души. В этом можно усмотреть нечто мистическое, знаковое: родился-то градоначальник в Ханты-Мансийском автономном округе, в поселке Когалым – в переводе с языка манси «Гиблое место». А такого рода «параллели» в истории иной раз много чего предопределяют. И не надо петь осанну столичному чиновничеству за новые дороги и развязки, станции метро и необходимые городу сооружения. При тех деньжищах, которые плыли в Москву, можно было бы сотворить настоящее урбанистическое чудо. Сотворили нечто подобное себе – тупое, корыстное, фальшивое (сколько денег оприходовали в карманы государевы люди лучше не рассуждать – все равно ошибешься в меньшую сторону). Так что будущим поколениям москвичей придется жить не в Москве… Неужто в «гиблом месте»?

Я все-таки добрел до Столешникова переулка. В тайной надежде, что никуда не делась та самая заветная, известная всему городу кондитерская, где продавали самые (я до сих пор в этом уверен) вкусные пирожные на свете. Увы… Я даже не понял, что появилось вместо нее – то ли обувной магазин, то ли винная лавка, то ли еще что…

Огляделся. Сквозь золотые, розовые, голубые переливы кое-где пробивалась изнанка лужковско-собянинской Москвы. Стену выглядевшего шикарным офиса пересекала трещина. Ее пытались замазать, но усилия неизвестных мастеров привели к тому, что она сделалась безнадежной и превратила шик в откровенное непотребство. От стены магазина отлетела часть облицовки. На тротуаре в нескольких местах сильно покорежило плитку, кое-где она вспучилась, перегородив путь. Говорят, что ее на Петровке и Неглинной перекладывают каждые два года. И что этот ремонт сопровождается исчезновением большей части отпущенных на него денег.

Нет-нет, скорее под землю, в метро, на вокзал, на электричку… Уехать из чужого города. Из пустоты уехать. И, глядя на безрадостный пейзаж за пыльными окнами, вспоминать о многочисленных, уже погибших московских уголках, где было мне хорошо, где кружило мне голову, где горе, боль, разочарование не ожесточали меня. Да и меня ли одного…

  • 2333 просмотра

Добавить комментарий

Справка

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки

Читайте также

Герои и негерои. Фильм "28 панфиловцев"
Леонид Шаров

В ноябре российского зрителя решили потрясти новым суперпатриотическим фильмом «28 панфиловцев». Тут же разгорелся скандал.

11/19/2016 - 00:01
Чтобы не было мучительно больно. О выборе Америки
Леонид Шаров
Судя по разговорам и переписке с моими американскими друзьями, все они пришли в откровенную эйфорию по поводу избрания Трампа в президенты. Будто получили они чудесный подарок, который отчаялись ждать. И уверены они, что с получением этого подарка их жизнь… Да что там! Вся история человечества чуть ли не мгновенно изменится к лучшему. Но эти восторги ничто в сравнении с тем, что стали нести по всем российским телевизионным каналам окопавшиеся там политики, чиновники, журналисты и прикормленные режимом так называемые представители так называемой творческой интеллигенции...
11/11/2016 - 21:18

Неделя культуры с Ириной Чайковской

Путем Татьяны. О фильме Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского» 
В центре картины Серебренникова - ЖЕНА Чайковского. Жена гея. Оксюморон. Что чувствовала она? Как ей жилось ДО ИХ БРАКА? Что случилось в тот единственный год, когда они были вместе? Каково ей было жить на положении «соломенной вдовы» все годы до его смерти? Вот о чем картина. Так это фильм-биография? Нет, нет, совсем нет. Это, на мой взгляд, некая свободная вариация на тему «Евгения Онегина». Объяснюсь. Но прежде два слова о жизненной канве...
07/27/2023 - 21:33
Светлое, доброе, хорошее. Фильм «Страна Саша» режиссера Юлии Трофимовой (февраль 2022)
Непонятно, что делает эту картину такой свежей и поначалу такой непохожей на советско-российское кино. Наверное, это в первую очередь сам мальчик Саша. В детской поликлинике, куда герой приходит разрисовывать стену (в книге приходит к врачу-психотерапевту), он встречает девочку Женю (Маша Мацель). Та сходу рассказывает ему свою проблему. Плохо общается, в детстве, после нагоняя в детском саду, «замолчала» на несколько лет, теперь посещает психотерапевта. Саша и Женя начинают встречаться, возникает юношеская влюбленность, показанная очень поэтично. Есть и кризисы...
09/09/2022 - 21:47
Феномен влюбленного итальянца. Фильм Дино Ризи «Первая любовь» (1978)
Дино Ризи любит снимать комедии, и этот фильм, хотя и назван в аннотации драмой (в этот раз справедливо), в своем начале явно имеет черты комедии. Действие происходит в Доме престарелых актеров «Vila Serena», и как не посмеяться над его обитателями, с их обыкновениями, привычками, чудачествами?! К тому же протагонист фильма - новоприбывший в пансион комик Уго (великолепный комедийный актер Уго Тоньяцци), чей возраст приближается к 60, - с ходу влюбляется в молоденькую горничную Ренату (Орнелла Мути) – и вот эта коллизия и названа режиссером «первой любовью». Издевка? А если нет? Давайте разберемся...
08/11/2022 - 21:37

Все материалы

Аудиокнига Ирины Чайковской "Вольный ветер"

Аудиокнига состоит из трех рассказов и повести: 1. "Ворожея", 2. "Симонетта Веспуччи", 3. "Возвратная горячка" и "Повесть о Висяше Белинском в четырех сновидениях": 1. Никанор, 2. Мари, 3. Сашенька, 4. Свобода. В центре рассказа "Ворожея" судьба писательницы, классика украинской литературы Марии Маркович (Марко Вовчок). В рассказе "Симонетта Веспуччи" говорится о трагической судьбе Вареньки Богданович, воспитанницы Варвары Тургеневой. "Возвратная горячка" погружает нас в атмосферу второй половины 19 века, в центре  - фигура Павла Анненкова.

(В России для прослушивания используйте VPN).

Русский язык от Марины Королевой

О трудностях русского языка - легко, увлекательно, коротко. Марина Королёва, филолог, радио- и телеведущая, автор >

В блогах

Джироламо Саванарола
Михаил Синельников
День рождения Джироламо Саванаролы (1452 - 1498), проповедника, моралиста, диктатора Флоренции, плохо кончившего... Первое, что вспомнилось, - позднее брюсовское:"И от воли ль твоей, от речей ли/Исступленца, что длань распростер,/Возложил Сандро Боттичелли/Картины свои на костер?" А ведь впечатляющий памятник на родине героя, в Ферраре, стоит. С каменной вязанкой дров у ног.
09/21/2023 - 20:06
День памяти Владимира Клавдиевича Арсеньева (1872 - 1930)
Михаил Синельников
Можно с горечью сказать, что умер вовремя: вскоре после смерти, вдогонку прозвучало стандартно-идиотическое обвинение в шпионаже в пользу Японии. Воспаление легких спасло его от наихудшего. Да, но семья все равно подверглась репрессиям и в итоге погибла. А вот в оттепель - полное признание научных заслуг в географии, этнографии, гидрографии, метеорологии, в изучение флоры и фауны. Ныне - город его имени на Дальнем Востоке и ледник на Камчатке. Музей, даже местный культ. К сему и фильм Куросавы... История, увы, для нас обычная. Вот человек был необычный.
09/04/2023 - 20:01
Ночью морозной - День Памяти Ивана Сергеевича Тургенева
Михаил Синельников
Разные мысли о его романах, один из которых Томас Манн был готов взять с собой на необитаемый остров. Да, "Тургенев - первая влюбленность" (Игорь Северянин). Но, стало быть, далеко не только для русских. Он и в прозе поэт. И великий. А собственно стихи? Их в общем немного. Хотя есть среди них несколько совершенно замечательных, без которых была бы неполна антология русской любовной лирики. Тут. конечно, и ее шедевр и сокровище - "Утро туманное. утро седое..."
09/03/2023 - 00:31
Синяя птица Мориса Метерлинка
Михаил Синельников
День рождения Мориса Метерлинка (1862 - 1949). Так трудно вчитаться в его "Жизнь пчел". Ясно только, что, как и последующее, позднейшее сочинение "Жизнь термитов", это одновременно неприязненное исследование и человеческого коллектива. Здесь ненасытная вражда к тоталитаризму... Да, но как поражали в отрочестве его символистские стихи и каким подарком было тогда оттепельное издание его избранных пьес!
08/29/2023 - 00:27

Все блоги

Страничка юмора

24 сентября 2023 г.
Проза
Юмор

23148123163_4197e1343b_b.jpg

Юрий Полисский
Цезарь и Клеопатра
Гай Юлий Цезарь собирался в египетский поход. Из далёкой африканской страны приходили тревожные сведения, да и поведение Клеопатры оставляло желать лучшего. Неблагодарная, теперь она забыла кто подарил ей египетский трон, забыла о восьмимесячной тяжёлой войне, которую он вёл за этот трон. Но тогда в благодарность царица устроила Цезарю незабываемое путешествие по Нилу. Два месяца любовных утех с юной египтянкой промелькнули как один день...
 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей журнала ЧАЙКА и получать избранные статьи, опубликованные за неделю.

Основные ссылки

  • Главная
  • Рубрики
  • Альманахи
  • Видео
  • О нас
  • Блоги
  • Авторы
  • Клуб Друзей ЧАЙКИ
  • Книжная лавка
  • Подписка
  • Юлия
Товары для школы купить
Copyright © 2001-2014 by the Seagull Publications Corporation. All rights reserved.