Стив Хапп - гангстер и повелитель духов

Опубликовано: 17 июля 2019 г.
Рубрики:

Живем в лесу, молимся колесу

 

 Чего-чего, а свободы вероисповедования в Америке и в моем штате Кентукки на любой вкус и цвет. Экзотики - море, даже внутри традиционных номинаций. Молись хоть колесу. В аппалачской глубинке в неизменной моде церкви змеепоклонников. На воскресных службах молитвы и проповеди сопровождаются ритуальными плясками с ядовитыми змеями в руках. Чем больше у прихожанина укусов, тем больше он отмечен Богом. Вызывать "скорую" - грех, а выживет или нет, решают там, наверху. Казалось бы, очевидная вещь: с ядовитыми гадами игры в рулетку плохи, но безбашенным аппалачцам нипочем, на смену павшим приходят другие.

 В моем Луисвилле храмов больше, чем заправочных. Я прихожанин православной церкви с ближневосточным акцентом. Ее около века назад основали христиане-беженцы из Ливана. Сейчас это обычная православная церковь, только на английском. Ради любопытства побывал в черных церквах, у католиков, мормонов, адвентистов, в синагогах. В относительно небольшой еврейской общине города пять синагог, каждая толкует веру по-своему. Но самые интересные две баптистские церкви.

Одна с экзотикой Дикого Запада, с пастором которой Уэйном и его женой Джейн я даже подружился. Какое-то время я был вроде "внештатного ковбоя" при ковбойской церкви. Вторая - совсем улетная. На службы прихожане являются как на полигон, со "смит-вессонами" на поясах и "глоками"в дамских сумочках. Найти какую-то вразумительную связь между сугубо штатским Христом и огнестрельным оружием, коего две тысячи лет назад и в помине не было, до этого надо додуматься! 

 Подстать безбрежному ассортименту храмов широкое разнообразие духовных лидеров. От дипломированных и с учеными степенями богословов до пасторов- геев, женщин, простых работяг, жуликов, аферистов, педофилов и растратчиков. Один наш пастор умудрился проиграть в казино здание своей церкви. Но чтобы во главе религиозной общины стал вчерашний гангстер, такого в Кентукки еще не было! Разрешите представить. Стив Хапп, 54 года, женат вторым браком, уголовник с многолетним стажем, ныне шаман языческой общины бразильского толка. 

 Церковь Хаппа под загадочным названием Aya Quest внешне не имеет ничего общего с храмом. Безликая избушка на курьих ножках - бывшая прачечная в центре трейлерного поселка на окраине Луисвилля. Тем не менее, об этой "избушке" говорят и пишут в американских СМИ не первый день. В одной точке сошлись три экзотики - шаманство, неординарная личность духовного лидера и "напиток богов" айяхуаска (ayahuaska). Самый важный компонент этой триады, без него не было бы ни Стива Хаппа, ни шаманской церквушки Aya Quest - "Миссия Айя". Поэтому об айяхуаске особый разговор.

 

Айя-яй, тебя люблю я

 Айяхуаска бывает двух видов - природной и синтетической. Природная - это отвар стеблей лианы с набором около двадцати трав, произрастающих в бассейне. Амазонии. Включая мапачо - южноамериканскую махорку. Природная айя - североамериканцы сократили название снадобья до трех букв "aya" - существует с незапамятных времен. Синтетический аналог в виде порошка родился в 1931 году в Англии за тысячи миль от Амазонки. Что роднит натуральную и химическую айю - это мощное психотропное вещество, "взламывающее" глубины подсознания с визуально-слуховыми галлюцинациями, религиозным экстазом, неадекватным восприятием времени и реальности. 

 Испытавшие айю люди утверждают: ее действие невозможно описать в словах. Профессор Алан Уотс все же попытался это сделать. "Заряжаем Вселенную в пушку. Целимся в мозг. Огонь!". И это не гипербола. Пользователи айи во время сеанса испытывают что-то вроде путешествия в параллельные Вселенные, общаются с инопланетянами, мистическими существами, вплоть до сексуальных контактов. Последние, впрочем, не самоцель "трипов"- путешествий в иные миры. 

 По конечному воздействию оба вида айи примерно одинаковы, но имеют совершенно разные цели. Цель приема синтетической айи проста, как грабли, - уколоться и отключиться на час-другой от действительности. Задачи натуральной айи намного сложнее. Для индейцев Амазонии, не знавших лекарств и лекарей, это философско-религиозная система очищения человека от телесной и духовной скверны. Обряд очищения - очень важное событие в жизни индейца, обставленное рядом требований и особой подготовкой. При языческом мировоззрении индейских племен обряд очищения не может проходить без шамана-курандеро - связного, "доверенного лица" между человеком и духами-богами. Задолго до "трипа" начинается пост. Из меню исключают мясо, острый перец, лук, чеснок, соль, цитрусовые, сыр, специи. Главное требование к пище - она должна быть максимально пресной. Под запрет попадают алкоголь и секс, даже простые прикосновения мужчины и женщины.

 Приготовление айи и проведение обряда - исключительная прерогатива шамана. Отвар готовят в казане на костре от 12 часов до нескольких суток. Затем "пациент" выпивает напиток цвета грязной воды, ложится на топчан и под мантры шамана начинает путешествие в иные миры. Еще одна важная функция шамана -определить дозу айи с учетом особенностей клиента. При малой дозе не будет нужного эффекта, при слишком большой "путешественник" может не вернуться на Землю. Пик "путешествия" длится около получаса, четыре-пять часов уходят на "дорогу домой". Нередко с поносом и рвотой. Не исключены гипертонические кризы, инсульты и инфаркты. Не так часто, но случаются смертельные исходы.

 И вот мы подходим, пожалуй, к самому интересному - правовому статусу айи. С одной стороны, это, несомненно, сильнодействующий наркотик, хотя несколько странный, вещество не вызывает наркотическую зависимость. Тем не менее, в большинстве стран мира айя занесена в "Список 1" самых опасных наркотиков и запрещена к изготовлению и использованию. Официоз Бразилии, Перу, Эквадора и Колумбии не оспаривает выводы ВОЗ, и в то же время айя в этих странах причислена к национальному культурному наследию. Казнить нельзя помиловать.

 Мне эта ситуация напоминает официальный и реальный статусы ганджи -"национальной травки" Ямайки. Формально ганджа-конопля "вне закона", но если ты принадлежишь к растафарианству, кури до посинения, но только в стенах церкви. Ганджа - часть религиозных обрядов растафари. А это свято. По факту, на Ямайке ганджу курят все. Власти делают вид, что борются со злом, народ делает вид, что закон соблюдает. Могу судить по собственным наблюдениям на этом замечательном острове.

 Аналогичные исключения в пользу айи существуют в странах бассейна Амазонки, в частности, для бразильской церкви Uniao do Vegetal, которую взял за образец ушлый кентуккийский парень Стив Хапп. Совсем не индеец, не язычник, до недавнего прошлого кондовый атеист, которому что Богу свечка, что черту кочерга. Ныне шаман общины с гордым и загадочным именем "Миссия Айя".

 

Собачий шампунь, или дорога в иные миры

 К язычеству атеист Стив пришел непростым путем. Детство и отрочество в шалманном районе Луисвилла. С 12 лет стал подторговывать наркотиками. В 18 ушел в армию, но и там не забывал заниматься любимым делом, за что его, в конце концов, отчислили со службы. Возвращаться в Луисвилл Стив не захотел, нашел женщину с тремя детьми, женился и переехал к ней в небольшой кентуккийский городок. Работал водителем трака, но денег постоянно не хватало на большую семью и наркотики для себя. К тому же, приходилось помогать тяжелобольному отцу в Луисвилле. 

 Чтобы выйти из хронического безденежья, надо было найти кардинальное решение, и Стив его нашел. Купил себе новый костюм, парик, накладную бороду и майским утром 2000 года на угнанном накануне минивэне поехал в соседний Бранденбург брать банк. Налет прошел мирно. Гангстер не кричал, не размахивал оружием, просто вполголоса изложил теллеру, что он хочет. Кассир "просьбу" понял и без сопротивления отдал "клиенту" имевшуюся под рукой наличность. Но как только входная дверь за налетчиком закрылась, мгновенно сработала сигнализация. Дальше было как в Голливуде. Погоня полиции, стрельба по колесам, Стиву удалось выпрыгнуть из машины и скрыться от преследования. Но ненадолго, на следующий день он был арестован. В ходе следствия выяснилось, что месяцем раньше Стив Хапп "взял" еще один банк в соседнем городке. Два федеральных преступления тянули на 30-40 лет тюрьмы, но незадачливый гангстер отделался четырьмя годами. Прокуратура и суд учли сотрудничество обвиняемого со следствием и возврат награбленного в обоих банках до последнего доллара. 

 В федеральной тюрьме Стива ждала судьбоносная встреча, его сокамерником был перуанец Гваделупе ("Луппи"), ожидавший депортации на родину за просроченную визу. От него Стив впервые в жизни услышал об язычестве, шаманах и, главное, о чудесном напитке айяхуаска. После выхода из тюрьмы Стив стал работать в ресторане фаст-фуда, нашел новую жену, и, как договаривались, черкнул письмецо в Перу бывшему сокамернику. В ответ получил от Луппи презент - двухлитровую бутыль с этикеткой собачьего шампуня. На самом деле, айи. С этим "шампунем" Стив, не выходя из гаража, ушел в недельное "путешествие" в иные миры. Вернувшись на Землю, Хапп решил - айя дело его жизни. Несколько лет ушли на поиски решения, как сделать запретное в США зелье легальным. И лазейка нашлась - зарегистрировать языческую общину как последовательницу бразильской церкви Uniao do Vegetal. 

 Статус языческой общины открывал возможность легально импортировать компоненты айи и использовать конечный продукт в религиозных целях. Словом, для прихожан пей не хочу, но без права "выноса", то бишь, продажи напитка "не членам профсоюза". Но и то неплохо.

 С минимальным стартовым капиталом Стив покупает домик в трейлерном поселке, вербует первых прихожан, в основном, из своих же соседей и регистрирует общину. Но на бедняках-соседях далеко не уедешь. Рождается идея платных сеансов очищения по методу индейских шаманов, в основном, за счет приезжих. Закавыка, как потчевать заезжих пациентов запретной айей, была решена элегантно. Небольшая анкетка, заявление - и человек за пять минут становится членом прихода с правом до конца жизни пить айю хоть ведрами. И недостатка в желающих нет, едут со всех концов страны. В пиковые дни Хапп проводит коллективные очищения. Недельный сеанс в Aya Quest стоит 400-500 долларов. При минимальных затратах шамана на обстановку "церкви" и прием страждущих.

 Из убранства "храма" - небольшой стол-алтарь с черепом, флаг США и стереомагнитофон с индейской музыкой. Для посетителей несколько топчанов и ведер для омовения. Стив Хапп считает себя основоположником шаманства нового типа. Никаких индейских прибамбасов - перьев, костюмов, атрибутики и даже отсутствие обязательных шаманских песнопений. За него это делает проигрыватель. Все - мишура, главное - айя и ее результаты.

 Апологеты айи считают напиток-психоделик целителем сотен болезней, в том числе депрессии, алкоголизма и наркомании. Умеренные критики не отрицают некоторой пользы снадобья, но и возможного вреда. И, наконец, противники видят в современных шаманских ритуалах средство одурачивания людей, выкачивания денег, притом с огромным риском для здоровья. Чтобы стать дипломированным врачом, надо потратить двадцать лет на получение образования и потом нести постоянную ответственность за все свои действия и решения. Чтобы стать шаманом, не надо никаких alma mater, даже школы, с нулевой ответственностью за результаты "работы". 

 Иногда достаточно тюремных университетов, как в случае с экс-гангстером Стивом Хаппом, шаманом XXI-го века - полпредом нашей веры в чудеса и потусторонние силы.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки