Слово о поэте. Лев Куклин

Опубликовано: 15 июля 2019 г.
Рубрики:

«А меня за рубеж не отпустят луга». 

Эта строчка из стихотворения известного петербургского, а, вернее, русского поэта Льва Куклина (17 августа 1931 г – 22 июня 2004 г) привлекает своей искренностью и цельностью. Не нужно высоких, и, подчас, затертых слов о родине, о своей любви к ней, можно вот так просто сказать, и каждый почувствует, как любит поэт свою землю, а мы еще и знаем, что совершенно конкретную точку России, деревню Кобралово, куда он уезжал от шумного Петербурга.

В Гатчинском районе немало мемориальных литературных мест. Это Кобрино, домик няни Пушкина, Арины Родионовны, Суйда, где жил предок А. С. Пушкина, Ганнибал, Выра, единственный пока в России музей литературного героя, Самсона Вырина, усадьба в Рождествено, которая связана с именем В. Набокова, купринская Гатчина, северянинская Пудость. А теперь к этим памятным литературным местам Гатчинского района можно добавить еще одно, Кобралово, где жил и плодотворно писал поэт и прозаик Лев Куклин.

Кобралово... коллективные застройки, березовая роща. По этому адресу в небольшом доме Льву Валерьяновичу было легко дышать, радостно жить и работать. С 1991 года он обихаживал этот уголок гатчинской земли, сажал яблони и сливы, заботливо следил, чтоб их не повредил жучок-червячок, выращивал картошку, огурцы-помидоры в лихую годину перестроечных лет для себя и своего семейства. С редкостной заботой и вниманием он относился к кабачкам и бобам.

- С каждым кабачком, - рассказывает его супруга Светлана Яковлевна, - он обращался как с ребенком, любимым и единственным. Сажал строго по правилам, щедро поливал в засушливую пору и зорко следил за их ростом. А потом, когда снимал кабачки с грядки, измерял длину и ширину, и эти данные заносил в тетрадь, в которой уже скопились сведения о других кабачках предыдущих лет. По его данным можно было написать научную статью на тему «Как правильно выращивать кабачки в климатической зоне Северо-Запада».

Льва Валерьяновича в Кобралове занимали не только садоводческие заботы, ему здесь хорошо писалось. Земля давала опору для творчества, он ощущал ее, родимую, когда писал эти строчки:

 

Судьба моя! Ты дай мне воду живу,

Святую ненасытность утоли,

Чтоб мне жилось – пусть трудно, но не лживо,

А все, что правда – было от земли!

( «На утреннем лугу»).

 

Да, правда идет от земли, если ее любишь, и тогда всегда найдешь взаимопонимание с самим собой и окружающим миром. 

У Льва Куклина осталось большое песенное наследие. На его стихи, еще с 60-х годов, писали песни А. Петров, А. Колкер, Г. Сорочан и многие другие композиторы. Некоторые из этих песен стали постоянными в репертуаре Эдуарда Хиля, который помог издать сборник песен на стихи Куклина, уже после его смерти. Песни пела вся страна: «Что у вас, ребята, в рюкзаках?», «Качает, качает, качает бродяга-ветер фонари над головой», «Снятся людям иногда голубые города» и многие другие, которые уже навсегда остались в сокровищнице песенной культуры страны.

Талант Льва Куклина многогранен. Также легко, как он создавал тексты для песен, он писал детские стихи, плодотворно работал в прозе. Чрезвычайно интересны его афоризмы и минимализмы, собранные в толстый том собрания сочинений «Мысли моего века», где его мысли и россыпью, и мимоходом, и навалом, и вразброд. Приходили к нему и непрошеные мысли. И все они о нас, его современниках. Очень кстати к одному из разделов этого тома лег эпиграф Жюля Анри Пуанкаре: «Мысль – это только молния среди бесконечно долгой ночи, но эта молния – все».

Был Куклин и жгуче-жалящим автором эпиграм - таков жанр, там без едкости нельзя. Он умел отстаивать свои взгляды на литературу аргументированно, невзирая даже на мировые авторитеты.

Лев Валерьянович прожил яркую и, по большому счету, счастливую жизнь. Он никогда не кривил душой, а в его сердце всегда жила единственная на всю жизнь земная любовь, имя которой Светлана. Своей любимой супруге он посвятил немало стихотворений, в том числе, написанное незадолго до смерти:

 

Всю жизнь мою,

Весь путь земной, -

Благодарю тебя!

 

Несомненно, нам, жителям гатчинской земли, будет тепло от соседства с Львом Куклиным. У него есть и такие строчки:

 

Хорошим поэтам не тесно

На маленьком шаре земном.

 

И, конечно, на гатчинской земле не будет тесно ни Пушкину, ни Куприну, ни Северянину, ни Набокову, ни Фофанову, ни Куклину. Все они создавали отечественную культуру.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки