Великие люди: творчество и «человеческое, слишком человеческое». Маленькое эссе

Опубликовано: 3 февраля 2019 г.
Рубрики:

Великие люди: творчество и «человеческое, слишком человеческое»*

 

„Интересоваться жизнью писателя, потому что вам нравится его книга — все  равно что интересоваться жизнью уток, потому что вам нравится фуа-гра.“

Маргарет Этвуд 

 

"Я читаю про Великих Людей – 

Кто был циник, кто тиран, кто злодей.

И обидно слышать мне от родни,

Что не великий я, как «те" вон, как «они»... 

Тимур Шаов, "И на Солнце Бывают Пятна"

 

 

Нередко приходится слышать рассуждения и споры на тему: надо ли разделять личность писателя (поэта, художника) на творчество и на его человеческое поведение?

Приводятся разные примеры, особенно часто фигурирует А. С. Пушкин: великий поэт, – но игрок, бретер и соблазнитель чужих жен. Как мы можем им восхищаться, возмущаются некоторые, при таких его несовершенствах? 

Наш кумир-то как человек просто ужасен.

На эти упреки А. С. сам ответил в стихотворении «Поэт»:

 «Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он».

И далее по тексту…

 

Могу только заметить, что игроков, бретеров, донжуанов во все времена пруд пруди, а автор «Евгения Онегина» и сотни гениальных стихов – один-единственный. 

Людей, способных на хулиганские поступки в пьяном состоянии, не счесть, а вот только Сергей Есенин оставил нам свои волшебные стихи, которые сложились в песни, близкие каждому человеку.

 

О хулителях Высоцкого, буквально сжигавшего себя на костре уникального творчества, и говорить не приходится. 

Примеры можно приводить бесконечно…

При этом в обыденной жизни к бездарным и пустым людям с подобными же недостатками строгие порицатели нравственности талантов относятся вполне снисходительно, даже сочувственно. Любое безобразие и даже преступное деяние они готовы оправдать: «Так ведь он не со зла, а по пьяни. Он уже ничего не помнит. Что с него взять?»

Возможно, повышенные требования к талантам вызваны завистью, которая, как известно, есть проявление ненависти. «Чем он лучше меня? Вон ведь сколько недостатков. И за что ему этот творческий дар пожалован? Почему я должен им восхищаться? Ведь это меня принижает» 

Недаром Джонатан Свифт писал: «Когда на свете появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него».

А его соотечественник критик и эссеист Макс Бирбом заметил: «Я не знал ни одного гениального человека, которому бы не приходилось платить – физическим недугом или духовной травмой - за то, чем наградили его боги».

И еще: «Завидуя гению, бездарь тешит себя надеждой, что гений все-таки плохо кончит». 

К несчастью, нередко эта надежда сбывается. 

Хочется спросить обличителей пороков великих людей: а вы лично что такое ценное внесли в культурную копилку человечества, чтобы иметь право судить людей, более одаренных, если не гениальных? 

Ведь им жилось куда трудней, чем вам и всем прочим людям. 

Выдающийся немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер в своей книге «Гениальные люди» писал: «Психически здоровый человек…находясь в сносных условиях, не станет творить ни безобразий, ни стихов; однако чем менее устойчиво внутреннее равновесие человека, тем легче внешние толчки могут довести его до этих крайностей»… 

На эти особенности творческих личностей обращал внимание Эккерман:

«То необыкновенное, что совершают эти люди, предполагает весьма тонкую душевную организацию, способную к редкостным восприятиям и уловлению небесных голосов. Ну, а такая организация с миром в ссоре, и элементы ее легко нарушаемы, и ранимы, и продолжительным недомоганиям легко подвержены». 

(«Разговоры с Гете»). 

 Учитывая все это, мы должны быть бесконечно благодарны творческим людям, обогатившим и украсившим нашу трудную и скудную жизнь. 

Что же касается упреков относительно их небезупречной нравственности, то, как заметил один умный человек, «если бы ваша жена была ангелом, вы бы не встретили ее на земле».

 ---------

* Ф. Ницше

 

Комментарии

Истина - превыше всего!! Знать истину - значит иметь возможность правильно строить и свою жизнь. Тут есть только один скользкий момент: правильно понимать эту добытую истину. Если великий и превеликий убил человека, особенно ребёнка, то нет ему прощения, к "стенке" его. Это, конечно, гротексный пример. Для ясности. О Высоцком написано ВСЁ! Это не мешает нам любить его творчество и высоко ценить его самого. Но зная его загулы и наркозависимость, не прощать его, а сожелеть, что это было. "Богу - богово, кесарю - кесарево". Аминь.

Недаром Джонатан Свифт писал: «Когда на свете появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него».
======================
Впрлне применимо к нынешней ситуации в Америке...