Артистическая коммуна на Селигере

Опубликовано: 20 ноября 2018 г.
Рубрики:

«Я не хотела жить со всеми в лесу Булонском на холме»

Н. Крандиевская

 

В 1938 году ленинградские творческие люди под предводительством академика Николая Николаевича Качалова, двоюродного брата поэта Александра Блока, начали строительство летних дач неподалёку от Успенской церкви Никола Рожка на высокой горе.

Дачи построили супруги Качаловы, сёстры Абрамсон, супруги Вивьен, семья Бориса Александровича Бабочкина - экранного Чапаева, семьи актёра Анатолия Семёновича Белогорского и профессора медицины А.В.Смирнова.

О жизни дачников посёлка, получившего название «Наис» (наука +искусство), было рассказано Т.А.Белогорской в книге «Селигер: от рассвета до рассвета» и в нашей статье «Посёлок «Наис» в Булонском лесу» (1,2).

Художники Валентина Михайловна Ходасевич и её муж Андрей Романович Дидерихс, их друг, художник Виктор Семёнович Басов, первоначально включённые в список жителей «Наиса», решили отказаться от дачного товарищества и стать «помещиками», приобретя деревенский дом «с петухом» на крыше в деревне Дубово, неподалёку от церкви Троицы-на-Переволоке 

Этим же летом были заказаны материалы для обустройства внутренних помещений, лестницы перед домом, ведущей к большой открытой веранде, по бокам которой встали вазы для цветов. К следующему лету был готов и камин из простого кирпича, вокруг которого стали собираться многочисленные гости, с удовольствием откликнувшиеся на приглашение художников погостить у них на новой даче в деревне Дубово.

Приглашались все, кто любил Селигер и жил неподалёку в Неприе, Залучье, Бараново и Заречье и, конечно, наисовцы. Фотографии из архива Татьяны Михайловны Вечесловой подтверждают это.

В воспоминаниях Валентины Михайловны Ходасевич «Портреты словами» она пишет: «У меня всегда был талант гостеприизма и умение сделать так, чтобы я для гостей не была «хозяйкой» и они чувствовали себя вполне свободно»… «Добровольно установился обычай обеспечивать нашу стряпуху рыбой собственного улова грибами и ягодами собственного сбора» (3). Лето сорокового года было необычайно урожайным на грибы.

 

 Одно из довоенных селигерских стихотворений Натальи Васильевны Крандиевской-Толстой, датированное августом сорокового года, заканчивалось четверостишьем (6):

А вечерами на деревне

Старухи, сидя на бревне,

Приметою стращают древней:

Грибное лето - быть войне.

Но на Селигере в деревне Дубово никто не думал о войне. Художники планировали поправить пошатнувшееся здоровье Андрея Романовича Дидерихса, желая обосноваться в Дубово на круглый год.

Виктор Семёнович Басов пригласил осенью маму и тётю для помощи по хозяйству, пока он был в разъездах по закупкам строительных материалов для облагораживания сельского дома или выполняя художественные заказы для ленинградских театров.

На лето 1940 года были приглашены многочисленные друзья, в августе обещал приехать Алексей Николаевич Толстой со своей новой женой Людмилой Ильиничной Баршевой-Толстой.

Вся компания ждала их с нетерпением. Басов ранним пароходом поехал в Осташков встретить писателя.

Две звезды советского балета Г.С.Уланова и Т.М.Вечеслова встали на арабеск на открытой веранде, вазы были наполнены огромными букетами полевых цветов, тумбы заняли приручённые Ходасевич два ястреба. Толстой, причалив к местной лавенке на катере «Большевик», был потрясён увиденным.

О днях, проведённых Толстыми в Дубове, рассказала Ходасевич в своих воспоминаниях, а мы проиллюстрируем их фотографиями из архивов: «Алексей Николаевич торопился немедленно приступить к наслаждению благами, которыми изобилует Селигер и его разнообразная природа.

Но почти непрерывно лил дождь, Толстой же уверял, что погода дивная и нечего обращать внимание на дождь. Он не будет препятствовать совершать походы на яхтах и байдарках, иногда с ночёвкой, купаться, ловить рыбу, бродить по дивным лесам за грибами и навещать знакомых, живших на других плёсах. Вечерами, промокшие и продрогшие за день, мы растапливали огромный камин.

 Алексей Николаевич занимал место на чучеле большой тихоокеанской черепахи, служившей сиденьем перед камином, остальные располагались вокруг, кто на ковре, кто на тахте, и начинались увлекательные беседы.

А наутро – опять исследование плёсов, островов и заводей Селигера. Так, в ощущении непрерывного праздника, незаметно прошли три недели… Он так влюбился в Селигер, что решил на всё будущее лето приехать к нам – писать третью часть «Петра I».

Но этому не суждено было сбыться» (3). Но до отъезда в Москву Алексей Николаевич заказал по рекомендации Александра Александровича Брянцева, художественного руководителя, созданного им впервые в стране детского театра на Моховой в Ленинграде, байдарку под парусом у директора ОПТЭ близ деревни Бараново Василия Ивановича Брызгалова. Начавшаяся война спутала все планы, и уже в октябре 1941 года враг вплотную подошёл к берегам Селигера.

Началась самая трудная пора для страны и Селигерского края, когда погибало местное население, сжигались деревни, а жители, оставшиеся без крова, уходили в леса и рыли землянки, спасая детей и стариков от голодной и холодной смерти.

Виктор Семёнович Басов, задержавшийся осенью в Дубово, был назначен местной властью командиром партизанского отряда из 42 человек со штабом в Дубовском доме художников. Басову удалось отправить мать и тётю в Ленинград, а уже в Пермь, на имя эвакуировавшихся из Ленинграда Ходасевич и Дидерихс пришла телеграмма от Виктора Басова из Осташкова: «Дом закрыл, буду пробираться в Ленинград, наверное, не увидимся, будьте благополучны. Виктор» (3).

 Но летом сорокового на даче в Дубово собралась большая компания творческих людей. Из посёлка «Наис» часто приезжали академик Николай Николаевич Качалов, его жена народная артистка РСФСР Елизавета Ивановна Тиме и другие жители посёлка. Постоянно гостила Галя Уланова, приплывавшая из Неприе на байдарке своего поклонника Богинского (2,4)).  

В архиве Татьяны Михайловны Вечесловой (ЦГАЛИ, Фонд Р-463, Д-140, №1-16) сохранились редкие селигерские фотографии ещё не публиковавшиеся в печати.

Благодаря фонду ЦГАЛИ мы можем сейчас увидеть счастливые лица отдыхающих в Дубово: Алексея Николаевича Толстого и его жены Людмилы Ильиничны, композитора Александра Александровича Голубенцева, пришедшего из Москвы на своей яхте, прима-балерину Кировского театра оперы и балета Татьяну Михайловну Вечеслову. 

 

  

После ремонта и завезённой мебели в доме стало красиво. Ходасевич вспоминала: «Для общей комнаты (сорок пять квадратных метров) Виктор (Басов – Л.Р.) по своим чертежам сделал огромный стол и вокруг четыри скамьи – предмет зависти всех бывавших у нас, а у меня был даже возврат к живописи – я написала портрет Наташи Трауберг на фоне холма «с раскошным палаццо» (3). 

 

  

 

Вера Николаевна Трауберг, жена известного кинорежиссёра, автора кинотрилогии о Максиме, кинофильмов «Шинель» и «Вольный ветер» присоединилась летом 1938 года к поездке В.М.Ходасевич в Дубово и приобрела «палаццо» рядом с домом художников.

Наташа, дочь Траубергов, стала студенткой филологического факультета ленинградского университета и замечательной переводчицей.

Её преподавателем испанского языка в университете была довоенная дачница из деревни Бараново, профессор, Ольга Константиновна Васильева-Шведе. Будучи глубоко религиозным человеком Наталья Леонидовна Трауберг в конце жизни приняла постриг с именем Иоанна.

Компания гостей в Дубово всё увеличивалась. Приехали погостить писатель Александр Николаевич Тихонов-Серебров, Надежда Алексеевна Введенская (Тимоша), жена Максима Пешкова, врач-гомеопат Тамара Семёновна Абашидзе, получившая от Басова прозвище Ошибадзе.

  

 

   

  

Из Залучья частыми гостями были артисты Кировского театра «король поддержки» Пётр Андреевич Гусев и знаменитый характерный танцор Андрей Васильевич Лопухов.

  

 

Дождливыми вечерами все собирались в гостинной дома у разожжённого камина, а в редкую солнечную погоду на открытой веранде, слушая остроумные рассказы Алексея Николаевича Толстого и Виктора Семёновича Басова. Толстой говорил Басову: «Ну пойдём поврём сегодня что ли»,- и отдыхающие заворожённо слушали рассказы писателя и художника. 

  

 

В заключении предоставим читателю карту из книжки Кульбицкого от 1936 г., на которой обозначены пункты упомянутые в данной статье (4).

  

Последний вопрос, который можно себе задать – это, кто же является автором селигерских фотографий в деревне Дубово? Фотографии, которые представлены в нашей статье из фондов ЦГАЛИ Р-463, Д-140 и ЦГАКФФД. Смею предположить, что это был муж В.М.Ходасевич, художник Андрей Романович Дидерихс (Диди), редкой фотографией которого можно и закончить наш рассказ о довоенной, беззаботной жизни знаменитых людей на Селигере.

  

P.S. Приношу благодарность Геннадию Ивановичу Шабатуре за большую помощь в работе над статьёй. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Литература

1. Т.А.Белогорская. Селигер: от рассвета до рассвета. USA, Чикаго, 2014, 254с.

2. Л.А.Рыбаков. Посёлок «Наис» в Булонском лесу. Край Селигерский, №№14,15,16 от 9, 16, 23 апреля 2010 г.

3. В.М.Ходасевич. Портреты словами. М, СП.,1987.

4. Л.А.Рыбаков. Всё звёзды в гости были к нам. Газета «Селигер», №39 от 25 сентября 2015 г., с.9.

5. В.Кульбицкий, Т.Богданов, К.Гусев. Селигер. Путеводитель по озеру. Осташков, 1936 г.

6. Н.Крандиевская-Толстая. Дорога. М., ХЛ., 1985, с.132.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки